Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:44, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: провести анализ методов развития познавательного интереса на уроках биологии
Задачи:
-изучить теоретическую основу развития познавательной деятельности школьников;
- определить способы развития познавательной деятельности на уроках биологии в 9 классе.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Активизация учебного процесса как педагогическая проблема ………4
1.1 Дидактические основы активизации учения школьников ………………......4
1.2. Проблемное обучение как способ активизации познавательного
интереса на уроках биологии………………………………………………………9
Глава 2. Развитие познавательных интересов на уроках биологии в
9 классе……………………………………………………………………………...17
2.1 Обзор публикаций журнала «Биология в школе»…………………………....17
2.2 Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Среды жизни.
Экологическая ниша"……………………………………………………………….21
2.3 Исследование актуальности изучаемой проблемы……………………….......30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………........35

Работа содержит 1 файл

БИОЛОГИЯ ДИПЛОМ БЕЛОКУДРЕНКО доработанный.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Иногда текст учебника подсказывает возможность применения исследовательского метода. Такой подход наряду с несомненными достоинствами требует чрезмерно большого времени. Хотя это дополнительное время окупается эффективностью развития творческого мышления учащихся, когда этого времени нет, естественно ограничиться применением исследовательского метода к отдельным темам, наиболее подходящим для этой цели. При такой методике и в тех случаях, когда некоторые темы будут изучаться непосредственно по учебнику, без предварительного исследования, учащиеся будут смотреть и на этот изложенный в учебнике материал как на результат некоторых исследований (проведенных другими), что будет положительно влиять на уровень его усвоения.

Фактор времени часто вынуждает применять в обучении методы, являющиеся лишь частично исследовательскими.

Если учитель не излагает готовые научные истины (формулировки законов, их доказательства и т. п.), а в какой-то мере воспроизводит путь открытия этих знаний, то такой метод называют проблемным изложением. По существу учитель раскрывает перед учащимися путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к самостоятельному поиску в дальнейшем.

Приведенная последовательность изложения материала вызывает у школьников желание следить за логикой изложения, контролировать правомерность каждого суждения. Сила проблемного изложения в его прагматических качествах. По мере стройного изложения материала ученики нередко предвосхищают очередной шаг учителя в рассуждении или строят его иначе, проявляя тем самым творческое мышление на том или ином уровне. [15. С. 45-46]

Проблемное изложение, как и исследовательский метод, предъявляет высокие требования к научной подготовке учителя. Он должен не только свободно владеть учебным материалом, но и знать, какими путями шла наука, открывая свои истины. Как будет видно далее, проблемное изложение подготавливает базу для применения эвристического метода, а эвристический метод - для применения исследовательского метода. [15. С. 79]

При частично-поисковом методе учитель создает проблемную ситуацию, но она разрешается учениками с помощью учителя с его помощью. Учитель может подсказать первый шаг или затруднительный шаг в решении проблемы. В основном же ученики продумывают изложение сами. Наиболее наглядный прием этого метода является эвристическая беседа. Она планируется таким образом, чтобы последующий вопрос вытекал из предыдущего и чтобы все ответы и вопросы на них в совокупности решали новую проблему. Главное - чтобы каждая часть вопросов составляла задачи в поисках решения основной проблемы.

Поисковый метод представляет собой высший уровень проблемного обучения.Он характеризуется тем, что ученики самостоятельно, без существенной помощи учителя, открывают и усваивают новые знания и способы действия через постановку учебных проблем и их решение. Задача учителя здесь - направит учеников на постановку проблемы, стимулировать их познавательную активность. В ходе использования поискового метода формируется творческое мышление. Обычно поисковый метод применяется в старших классах, когда ученики имеют достойную теоретическую базу и определенный уровень мировоззрения, что позволяет им самостоятельно поставить проблему и решить ее.

Сочетание репродуктивного изложения материала с проблемными методами стимулирует интерес учащихся к предмету, их активность на уроке, приводит в целом к повышению качества обучения. [13. С. 31-34]

Несмотря на существование стройной диалектически обоснованной теории, обычно учителя экологии, используя различные методы проблемного обучения, применяют на практике лишь отдельные его элементы, которые талантливыми педагогами интуитивно применялась и до создания теории. К ним относятся: проведение экологических КВН, создание экологических проектов, викторин с экологической тематикой и деловые игры. Чаще проблемному обучению отдают предпочтение в экологических кружках, где предполагается больше возможностей для развития творческих способностей. В данном случае эвристическое содержание предмета просто и естественно согласуется с эвристической формой его познания. Тем не менее, проблемное обучение пока не стало общей системой обучения, которая позволяет достигнуть массовых результатов, на определенном уровне и обусловливает возможность управления этими процессами.

Т. В. Кудрявцев (1984 год) выделил 4 уровня проблемного обучения:

1) Проблемное изложение, при котором учитель строит свое сообщение в форме воспроизведения логики поиска, выдвижение гипотезы, их обоснования и проверки, а также оценки полученных результатов.

2) Создание учителем проблемной ситуации, а проблема формируется и разрешается учащимися с помощью учителя.

3) Проблема формируется и решается самостоятельно учащимися.

4) Учащийся сам усматривает проблему и решает ее.

Проблемное обучение состоит из нескольких уровней: проблемная задача, проблемный вопрос, проблемная ситуация и проблемный урок.

Проблемная задача- единица содержания проблемного обучения, а само это содержание- система проблемных задач. Проблемная задача содержит в себе элементы, находящиеся в противоречивых отношениях, как между собой, так и с наличными знаниями учащихся. Структура проблемной задачи характеризуется тремя компонентами: данные (условия), требование и искомое (неизвестное). Основными элементами учебной задачи являются «известное» и «неизвестное» для ученика. Психологическая суть учебной проблемы состоит в том, что она является содержанием проблемной ситуации, возникающей в процессе учебной деятельности школьника. Она несет в себе новые для ученика знание и способы его усвоения и определяет структуру мыслительного процесса. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания, вопросов. Задача или вопрос становятся проблемными при наличии противоречия между знанием и незнанием, когда содержание указывает направление поиска и есть достаточно опорных знаний для решения проблемы.[1. С.89]

Проблемный вопрос может входить в структуру проблемной задачи и выполнять функцию ее требования, выступать как самостоятельная форма мысли, требующая ответа. Проблемный вопрос отличается от информационного тем, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и побуждает к поиску неизвестного, нового знания. [1. С.161]

Проблемные вопросы и проблемные задачи порождают в сознании проблемные ситуации. Это познавательные затруднения субъекта, преодолеть которые можно лишь путем поиска новых знаний или особых психических состояний.

 

 

Вот некоторые примеры проблемных задач. [23, с. 21и 22]

Пример 1.Глубокой ночью тарантулы выходят на охоту. Тарантул ждет добычу, прыгает на змею ланцетоголова (одна из самых ядовитых змей), прокусывает кожу и впрыскивает яд, обеспечив себя пищей на очень длительное время. Как узнает тарантул о приближении жертвы? Как питается паук? (Тарантул чувствует движение земли, когда ползет змея, внезапно набрасывается, яд обездвиживает змею. Переваривание пищи происходит вне организма, т.е. в жертве, пауки всасывают переваренную пищу).
        Пример 2.Площадь, реагирующая на запахи, у человека равна приблизительно 4,8 см2, собаки – 64,5 см2, у акулы – 130 см2. Почему такая большая разница реагирующей поверхности? (Акуле мешает воспринимать запахи большая плотность воды, у собаки обоняние служит поиску пищи, человеку помогает сохранять здоровье, иногда и жизнь).
          Пример 3.Более трехсот лет назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в неё ветку ивы, предварительно взвесив её. Ива росла 5 лет, не получая никакого питания, а только поливалась водой, не содержащей солей. Взвесив иву через 5 лет, ученый обнаружил, что вес ивы увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Почему произошло такое явление? (Растения синтезируют органические вещества на свету, используя углекислый газ и воду –продуценты)

        Пример 4.Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы? ( в кипяченой воде воде нет питательной среды для амеб).

      Пример 5. Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других птиц, а затем их число резко сократилось. Объясните причины данного явления. (Сначала численность увеличивается, потому, что птиц не поедают хищники, потом численность сокращается потому что хищники поедали слабых и больных птиц, а в данной ситуации больных и слабых птиц стало больше, что и приводит у повышению смертности птиц).

Пример 6. Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний? (Чтобы поднять иммунитет)

Пример 7.Почему важно знать содержание белков, жиров и углеводов в различных пищевых продуктах и количество энергии, образующееся в организме при их использовании?( Чтобы следить за сбалансированностью питания).

 

 

 

 

              2. Развитие познавательных интересов на уроках биологии в 9 классе

                     2.1 Обзор публикаций журнала «Биология в школе»

 

                                                                                                                            Таблица 1

Перечень статей опубликованных в журнале «Биология в школе»

           Автор статьи

         Название     

          №  выпуска, год

 

Леонтьева А.В.

 

 

 

 

 

Грачева И.Н.

 



Барановская Л.А.

 

 

 

Бессуднова, Н. В.

 

 

 

Михайлова Г.Н. 

 

 

 

 

Булавинцева, Л. И.

 

 

 

Кулев, А. В.

 

 

 

Безух, К. Е.

 

 

Сатбалдина, С. Т.

 

 

 

 

Мухина, И. Д.

 

 

Мирзоев, С. С.

 

 

 

Казанина, С. М.

 

 

Богомолова, А. А.

 

 

 

Кулев, А. В.

 

 

Кулев, А. В.

 

 

 

Сикало, Н. А.

 

Ермаков, Д. С.

 

 

Проектно- исследовательская деятельность как форма развития творческого потенциала школьников

 

 

Формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения биологии
 

Использование исследовательского метода при обучении биологии
 

Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии

 

«Развитие познавательного интереса школьников как способа формирования творческой личности».

 

Формирование интеллектуальных умений на уроке биологии

 

Вопросы и задания по общей биологии

 

Активизация деятельности учащихся при обучении биологии

 

Формирование исследовательского мышления у учащихся

 

Деятельностный подход при обучении биологии

 

Активизация познавательного интереса учащихся

 

 

Контрольная работа как способ обучения и развития мышления

 

Организация проектной исследовательской деятельности учащихся

 

Проблемные задачи к разделу "Животные"

 

Проблемные вопросы и здачи для учащихся : раздел "Человек и его здоровье"

 

Урок парадоксов

 

Учимся решать экологические проблемы

 

 

   №1. 2010.

 

 

 

 

 

№ 6, 2009

 

 

 

№ 9, 2009

 

 

 

 

№ 3. 2008.

 

 

№1., 2008.

 

 

 

 

№ 7. 2008.

 

 

 

№ 7. 2008.

 

 

 

№ 2. 2007.

 

 

№ 4.  2007.

 

 

 

№ 6.  2007.

 

 

№ 6.  2007.

 

 

 

№ 1.  2006.

 

 

 

№ 5.  2006

 

 

 

№ 5.  2006

 

 

№ 8.  2004

 

 

 

№ 3.  2004

 

№ 1.  2002

 

 

 

 

Леонтьева А.В. в статье «Проектно- исследовательская деятельность как форма развития творческого потенциала школьников» (Биология в школе № 1.  2010) говорит о том, что одной из приоритетных задач развития современного образовательного процесса является его переход от пассивного характера к активному, т.е. получение знаний и их накопление, воспитание активной личности, способной к продуктивным решениям. Сейчас в российском образовании как никогда актуальна проблема научной интеграции новых информационных и образовательных технологий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся как формы проявления и развития их творчества.

Грачева И.Н.  «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения биологии» » (Биология в школе № 6.  2009) говорит о том, что проектная деятельность учащихся ― одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Она, как элемент учебного процесса, предоставляет учащимся максимум свобод в реализации задачи, что повышает у ребят интерес к предмету, способствует творческому развитию личности. Автор рассказывает о таких видах проектной деятельности школьников, как наблюдения и исследования в природных условиях.

В статье Барановской Л.А.  «Использование исследовательского метода при обучении биологии» (Биология в школе № 9.  2009)   описан опыт использования исследовательского метода на уроках и во внеклассной работе: при изучении модульных курсов, при выполнении учебных исследовательских и проектных работ, а также во время летних полевых практик.
         Бессуднова, Н. В. В статье  «Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии» » (Биология в школе № 3.  2008)   дает характеристику образовательной технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо", в основе которой лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Описание двух форм применения технологии ("Чтение текста с пометками" и "Заполнение таблицы "Знаю - Хочу узнать - Узнал""). Предложен материал для уроков биологии по темам "Вирусы" (9 класс) и "Дыхание растений" (6 класс).

 

                В работе Булавинцевой, Л. И.  «Формирование интеллектуальных умений на уроке биологии» (Биология в школе № 7.  2008)   рассматривается технология формирования интеллектуальных умений на уроках биологии как важнейших составляющих способов мыслительной деятельности в соответствии с дидактическим правилом "от инструкции для действия - к реальному действию". Приводятся материалы для лабораторной работы "Микроскопическое строение крови". На примере этой работы иллюстрируется, как у учащихся формируется умение устанавливать причинно-следственные связи.

Безух, К. Е. в своей статье  «Активизация деятельности учащихся при обучении биологии» (Биология в школе № 2.  2007) предлагает дидактические игры по биологии: "Свиток", "Третий лишний", "Продолжая ряд", "Подсказки", "Экскурсия", "Сделай фоторобот", "Гусеница" и др.

Информация о работе Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения биологии