Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:44, дипломная работа
Цель работы: провести анализ методов развития познавательного интереса на уроках биологии
Задачи:
-изучить теоретическую основу развития познавательной деятельности школьников;
- определить способы развития познавательной деятельности на уроках биологии в 9 классе.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Активизация учебного процесса как педагогическая проблема ………4
1.1 Дидактические основы активизации учения школьников ………………......4
1.2. Проблемное обучение как способ активизации познавательного
интереса на уроках биологии………………………………………………………9
Глава 2. Развитие познавательных интересов на уроках биологии в
9 классе……………………………………………………………………………...17
2.1 Обзор публикаций журнала «Биология в школе»…………………………....17
2.2 Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Среды жизни.
Экологическая ниша"……………………………………………………………….21
2.3 Исследование актуальности изучаемой проблемы……………………….......30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………........35
Сатбалдина, С. Т. в статье «Формирование исследовательского мышления у учащихся» (Биология в школе № 4. 2007) говорит о необходимости обучения подрастающего поколения средствами, способствующими формированию и развитию у школьников собственной учебной деятельности. В статье описаны методы обучения, позволяющие учащимся выявлять сущность научного поиска.
Мухина И. Д в работе «Деятельностный подход при обучении биологии» (Биология в школе. - 2007. № 6) говорит о том, что деятельностный подход к обучению биологии включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также развития творческой активности учащихся. Применение этого метода иллюстрируется на примере конкретного урока биологии на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы".
В статье Мирзоева С. С. «Активизация познавательного интереса учащихся»
(Биология в школе. - 2007. № 6) рассказывается об особенностях педагогического воздейстивия на учащихся с целью формирования познавательных интересов в зависимости от уровня развития их творческой активности и характера деятельности.
Богомолова, А. А. с работе «Организация проектной исследовательской деятельности учащихся» говорит о том, что проектная исследовательская деятельность - один из методов развивающего обучения, направленная на выработку самостоятельных исследовательских умений. В статье рассматриваются особенности исследовательских проектов, содержание, механизмы и формы работы.
Сикало, Н. А. в статье «Урок парадоксов» (Биология в школе. - 2004. - N 3.) делится опытом об использовании на уроках биологии отрывков художественных произведений, в которых авторы допустили биологические неточности, ошибки или, наоборот, точно описали биологические явления, что требует подтверждения. Среди авторов: Плещеев А. Н., Есенин С. А., Жуковский В. А., Пушкин А. С., Фет А. А., Маршак С. Я., Р. Б. Шеридан, Губин А., Манн Г., Гарсиа Маркес, Чуковский К. И., Лермонтов М. Ю., Крылов И. А., Митчел М., Ладинский А., Толстой А. К., Злобин С., Фекете Иштван, Ян В., Полунуднев В.
В статьях Кулева А. В. Опубликованных в разные годы речь идет об использовании в преподавании проблемных вопросов и задач, в целях развития развития творческого мышления школьников и активизации их познавательной деятельности в ходе изучения биологии. Вопросы и задачи по разделу "Человек и его здоровье". Рассматриваются темы: "Опорно-двигательная система", "Кровь", "Дыхание. Также предложены задания по зоологии экологического содержания, апробированные автором в собственной педагогической практике. Использование подобных проблемных биологических задач позволяет существенно повысить интерес школьников к биологии.
В своей статье «Учимся решать экологические проблемы» Ермаков, Д. С. ( Биология в школе. - 2002. - N 1. - С. 15-16) рассказывает о методе проведения учебного мозгового штурма на уроке экологии при анализе экологических ситуаций.
В статье Г.Н. Михайловой, опубликованной в журнале Биология в школе (№1., 2008). «Развитие познавательного интереса школьников как способа формирования творческой личности». Рассматривается такой прием как эвристическая беседа. Эвристическая беседа стимулирует у учеников активный интерес к материалу, стремление принять участие в поиске правильных ответов; обучает последовательности шагов в поиске решения проблемы, облегчает процесс творческой деятельности.
2.2 Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Среды жизни. Экологическая ниша"
ЦЕЛИ:
расширить представление учащихся о средах жизни, сформировать понятие экологическая ниша на основе регионального материала;
развивать умение делать наблюдения, выводы к ним, моделировать, решать проблемные задачи;
воспитывать ответственное отношение к окружающей среде.
ОБОРУДОВАНИЕ: видеофрагменты, неоконченная схема “Среды жизни”, карточки с исследовательскими заданиями и экологическими задачами, КИМ, наборы для моделирования.
ХОД УРОКА
|
|
Мною были поставлены следующие задачи урока:
Образовательная: получить знания о средах жизни, экологической нише, межвидовых взаимоотношений, показать многообразие связей между организмами разных видов, обитающих в сообществе.
Развивающая: формировать и развивать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации, развивать устную речь, коммуникативные способности, расширить кругозор учащихся.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, помочь ощутить красоту и гармонию в природе
Валеологическая: создание благоприятного для работы климата на уроке.
В течение всего урока прослеживалась комплектность всех поставленных задач. Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач.
Урок начинается с актуализации опорных знаний. Группа была разделена на три подгруппы, внутри которых была организована работа над терминами, изученными на прошлом уроке. Данная форма организации учебной деятельности позволила за короткое время повторить материал.
Изучение новой темы началось с анализа материала , в ходе которого учащиеся должны были самостоятельно найти определение понятию «биотические отношения» и составить небольшую схему. Изучение новой темы продолжилась в виде работы над заданиями модуля. Данная работа была организована также по группам, что дало возможность учащимся коллективно находить ответы на поставленные в модуле задачи.
Для раскрытия главного материала урока были выбраны методы частично-поисковый и словесный. Данные методы позволили самостоятельно изучить тему, что конечно же повлияло на глубину и прочность получаемых знаний.
Использованы приемы проблемного обучения. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос «КАК?», а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научится. А это желание – залог успешного основания нового. У детей появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время для объяснения. Внимание полное. После объяснения опять задается самостоятельное задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Особенно развивает интерес творческие работы учащихся, которые связанны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями. Для этой цели используется метод моделирования.
Уровень проблемного обучения определяется сложностью проблемных ситуаций. Творческая деятельность ученика может быть организована и на сравнительно простой проблеме, следовательно, рассматривая градации уровней, можно не учитывать уровень сложности проблемы. В практической деятельности педагог увязывает уровень проблемы с привычным для него распределением учебного материала по темам и вопросам.
Постановка учебной проблемы - это формулирование вопроса для исследования, который иногда воспроизводит формулировку темы урока, а бывает и совсем с ней не совпадает.
Для осуществления контроля знаний и умений были использован программа СМТ-тест. Организация их выполнения позволила учащимся работать в индивидуальном темпе.
Между этапами урока прослеживается логическая связь, по всем этапам урока были подведены промежуточные итоги. Все время на уроке использовалось рационально, на каждый этап было отведено оптимальное для данной работы время.
В течение всего урока обеспечивалась высокая работоспособность учащихся. Это стало возможным благодаря частой смене деятельности учащихся и разными видами предлагаемых заданий.
Все поставленные задачи были реализованы на уроке. Образовательная - через работу над модулем и выполнением закрепляющего задания. Реализация развивающей задачи прослеживалась в течение всего урока, через работу над модулем, беседу с учащимися. Воспитательная задача также прослеживалась на всех этапах урока. Усвоение знаний осуществлялось как через индивидуальную тестовую работу, групповую, так и фронтальную. Доброжелательная атмосфера урока поддерживалась за счет культуры общения с группой, а также эмоционального настроя в начале урока.
2.3 Исследование актуальности изучаемой проблемы
Для исследования актуальности изучаемой проблемы был использован метод анкетирования школьников. Была разработана анкета, содержащая четыре блока. Первый отражает интерес к уроку, второй – понимание нового материала, третий – эффетивность формы выполнения домашнего задания, четвертый – контроль знаний.
1.Больший интерес вызывает урок биологии, состоящий из :
А) объяснения нового материала и опроса учащихся
Б) объяснения нового материала и совместного решения проблемных ситуаций по теме.
2.Новый материал на уроках биологии легче понять и запомнить , если:
А) после объяснения учителя читать учебник;
Б) совместно искать ответы на проблемные вопросы.
3. При выполнении домашнего задания более действенным для запоминания нового материала является:
А) заучивание текста учебника,
Б) решение проблемных ситуаций по теме или исследовательская работа.
4. При выполнении контрольных работ, лучше если в задании:
А) вопросы по тексту учебника,
Б) задачи с проблемной ситуацей
Вопросы | Количество ответов | % ответов от количества анкетируемых |
1.Больший интерес вызывает урок биологии, состоящий из : А) объяснения нового материала и опроса учащихся Б) объяснения нового материала и совместного решения проблемных ситуаций по теме.
2.Новый материал на уроках биологии легче понять и запомнить , если: А) после объяснения учителя читать учебник; Б) совместно искать ответы на проблемные вопросы.
3. При выполнении домашнего задания более действенным для запоминания нового материала является: А) заучивание текста учебника, Б) решение проблемных ситуаций по теме или исследовательская работа.
4. При выполнении контрольных работ, лучше если в задании: А) вопросы по тексту учебника, Б) задачи с проблемной ситуацей
|
9
21
3
27
11
19
8
22
|
30
70
10
90
37
63
27
73 |
Информация о работе Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения биологии