Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:44, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: провести анализ методов развития познавательного интереса на уроках биологии
Задачи:
-изучить теоретическую основу развития познавательной деятельности школьников;
- определить способы развития познавательной деятельности на уроках биологии в 9 классе.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Активизация учебного процесса как педагогическая проблема ………4
1.1 Дидактические основы активизации учения школьников ………………......4
1.2. Проблемное обучение как способ активизации познавательного
интереса на уроках биологии………………………………………………………9
Глава 2. Развитие познавательных интересов на уроках биологии в
9 классе……………………………………………………………………………...17
2.1 Обзор публикаций журнала «Биология в школе»…………………………....17
2.2 Разработка урока биологии в 9 классе по теме "Среды жизни.
Экологическая ниша"……………………………………………………………….21
2.3 Исследование актуальности изучаемой проблемы……………………….......30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………........35

Работа содержит 1 файл

БИОЛОГИЯ ДИПЛОМ БЕЛОКУДРЕНКО доработанный.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Сатбалдина, С. Т. в статье  «Формирование исследовательского мышления у учащихся» (Биология в школе № 4.  2007) говорит о необходимости обучения подрастающего поколения средствами, способствующими формированию и развитию у школьников собственной учебной деятельности. В статье  описаны методы обучения, позволяющие учащимся выявлять сущность научного поиска.

Мухина  И. Д  в работе «Деятельностный подход при обучении биологии» (Биология в школе. - 2007.  № 6)  говорит о том, что деятельностный подход к обучению биологии включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также развития творческой активности учащихся. Применение этого метода иллюстрируется на примере конкретного урока биологии на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы".

В статье Мирзоева С. С. «Активизация познавательного интереса учащихся»

(Биология в школе. - 2007.  № 6) рассказывается об особенностях педагогического воздейстивия на учащихся с целью формирования познавательных интересов в зависимости от уровня развития их творческой активности и характера деятельности.

Богомолова, А. А. с работе  «Организация проектной исследовательской деятельности учащихся» говорит о том, что проектная исследовательская деятельность - один из методов развивающего обучения, направленная на выработку самостоятельных исследовательских умений. В статье рассматриваются особенности исследовательских проектов, содержание, механизмы и формы работы.

Сикало, Н. А.  в статье «Урок парадоксов» (Биология в школе. - 2004. - N 3.)  делится опытом об  использовании на уроках биологии  отрывков художественных произведений, в которых авторы допустили биологические неточности, ошибки или, наоборот, точно описали биологические явления, что требует подтверждения. Среди авторов: Плещеев А. Н., Есенин С. А., Жуковский В. А., Пушкин А. С., Фет А. А., Маршак С. Я., Р. Б. Шеридан, Губин А., Манн Г., Гарсиа Маркес, Чуковский К. И., Лермонтов М. Ю., Крылов И. А., Митчел М., Ладинский А., Толстой А. К., Злобин С., Фекете Иштван, Ян В., Полунуднев В.

В статьях Кулева А. В. Опубликованных в разные годы речь идет об использовании в преподавании проблемных вопросов и задач, в целях развития развития творческого мышления школьников и активизации их познавательной деятельности в ходе изучения биологии. Вопросы и задачи по разделу "Человек и его здоровье". Рассматриваются темы: "Опорно-двигательная система", "Кровь", "Дыхание. Также предложены задания по зоологии экологического содержания, апробированные автором в собственной  педагогической практике. Использование подобных проблемных биологических задач позволяет существенно повысить интерес школьников к биологии.

В своей статье  «Учимся решать экологические проблемы»  Ермаков, Д. С. ( Биология в школе. - 2002. - N 1. - С. 15-16) рассказывает  о методе проведения учебного мозгового штурма на уроке экологии при анализе экологических ситуаций.

В статье Г.Н.  Михайловой, опубликованной в журнале Биология в школе (№1., 2008). «Развитие познавательного интереса школьников как способа формирования творческой личности». Рассматривается такой прием как эвристическая беседа. Эвристическая беседа стимулирует у учеников активный интерес к материалу, стремление принять участие в поиске правильных ответов; обучает последовательности шагов в поиске решения проблемы, облегчает процесс творческой деятельности.

 

2.2 Разработка урока биологии в 9 классе по теме  "Среды жизни. Экологическая ниша"

Урок биологии в 9 классе Тема: "Среды жизни. Экологическая ниша"

ЦЕЛИ:

        расширить представление учащихся о средах жизни, сформировать понятие экологическая ниша на основе регионального материала;

        развивать умение делать наблюдения, выводы к ним, моделировать, решать проблемные задачи;

        воспитывать ответственное отношение к окружающей среде.

ОБОРУДОВАНИЕ: видеофрагменты, неоконченная схема “Среды жизни”, карточки с исследовательскими заданиями и экологическими задачами, КИМ, наборы для моделирования.

 

ХОД УРОКА

 

               Действия учителя

  Действия учеников

 

Организационный момент.

        Тема нашего урока: “Среды жизни. Экологические ниши”, а эпиграфом к нему будут слова Р.Рифлекса:
“Если мы хотим достичь какого-то согласия с природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия”.

Сформулируем задачи на сегодняшний урок:

1.Расширить понятие среды обитания.
2.Сформировать понятие экологическая ниша.
3. Развивать умение моделировать, анализировать, решать проблемные задачи, делать выводы.

     Вот перед нами словосочетание “среда обитания”, что означает данное понятие?

Работая со справочной литературой представленной вам, необходимо дать наиболее полное определение данному понятию.

 

 

 

     

А теперь продемонстрируйте свое умение производить наблюдения. Какие среды обитания представлены в данном видеофрагменте?

 

 

 

 

Правильно

 

 

 

(Демонстрация видеофрагмента о животных и растениях, обитающих в разных средах).

Дополните схему на доске.

                   

 

 

 

 

Правильно

Плотность заселения каждой среды обитания различна.

     Карточки с заданиями будут передаваться из группы в группу по порядку. Вам необходимо внести всего один фактор, который имеет на ваш взгляд первостепенное значение (Работа в группах с карточками с заданиями).

 

 

 

 

 

 

 

Мы с вами расширили представление о средах обитания и знаем, что если среда обитания отличается, то и организмы, приспособившиеся в ходе эволюции к жизни в ней, тоже отличаются.

Какие организмы победят в борьбе за существование?

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильно, наиболее приспособленный организм имеет больше шансов победить в борьбе за существование и выжить, оставив потомство в ходе естественного отбора.

 

Давайте создадим модель универсально приспособленного к конкретной среде обитания организма; воспользуйтесь набором данных в пакете органов, листом цветной бумаги и клеем. Оцениваться будут не только сам организм, но и обязательное его представление. (Работа в группах, выступление представителей групп - представление организмов универсально приспособленных к среде обитания)

 

 

 

 

А сейчас вы увидите организмы, также замечательно приспособленные к среде своего обитания. (Демонстрация видеофрагмента)

 

 

 

Экологи изучают самые разные организмы — от инфузорий до китов  в различных местах обитания и, разумеется, разными методами. Что же позволяет им сопоставлять результаты своих исследований, выявлять общие закономерности? Есть в экологии универсальное понятие, позволяющее это сделать, — экологическая ниша. Оно пронизывает все сферы экологии.
Одним из первых термин «экологическая ниша» предложил в 20-х гг. XX в. американский натуралист Джон Гриннелл. Под «нишей» он понимал условия, в которых живёт вид.

    Позднее английский эколог Чарлз Элтон определил нишу как «статус организма в сообществе», точнее — его отношения с пищей и врагами. Образно говоря, ниша какого-либо вида, по Гриннеллу, - это его «адрес» (то, где он живёт), а по Элтону - его «профессия» (то, чем он занят в сообществе). В разных сообществах одну и ту же «профессию» могут иметь разные виды. Например, нишу крупных травоядных в Африке занимают антилопы, в Австралии - кенгуру, а в России - лоси.

    Более полное представление об экологической нише даёт так называемая многомерная модель, которую разработал в 1957 г. американский учёный Джордж Эвелин Хатчинсон. Он предложил понимать под нишей весь диапазон факторов среды, в котором данный вид в течение длительного времени живёт и размножается. Допустим, что известны верхние и нижние пределы температуры и влажности, приемлемые для существования какого-либо растения.

    Если эти сведения представить в системе координат, где температура показана по одной оси, а влажность - по другой, то при пересечении прямых, проходящих через границы интервалов, образуется прямоугольник. Он-то и будет областью, в которой может жить данное растение, т. е. его экологической нишей. Если к этой схеме добавить ещё какое-нибудь условие (например, количество питательных веществ в почве), то осей станет уже три, а ниша на графике примет форму трёхмерной (объёмной) фигуры, похожей на ящики.

   Часто считают, что вид, имеющий широкую нишу, и широко распространённый вид (с большим ареалом) - одно и то же. На самом деле это не совсем так. Например, бактерия Escherichia coli (в просторечии - кишечная палочка) встречается на всех континентах, во всех климатических зонах, населённых людьми. Однако этот вид везде занимает весьма узкую и специфическую экологическую нишу - кишечник человека.

   С помощью такой модели Хатчинсона можно сравнить ниши разных видов организмов. Чтобы мысленно представить эту картину, вообразим пустую комнату, в которой как бы парят отдельные «ящики» - ниши. Они могут соприкасаться друг с другом, перекрываться или даже вкладываться друг в друга, если условия существования двух видов частично совпадают.

Конечно, такая схема сильно упрощена. Во-первых, ни один организм не выдержит, если сразу несколько факторов имеют предельные значения (именно такие условия создаются в углах «ящика»). Так что в действительности ниши видов имеют сглаженные углы и по форме скорее напоминают продолговатые дыни. Кроме того, не все сочетания условий для организмов в равной степени хороши. Поэтому реальные ниши «заполнены» неодинаково: где-то численность организмов выше, а где-то - ниже.

   Добавив к этой схеме другие показатели, например освещённость или кислотность почвы, можно получить сложные многомерные модели для целых сообществ организмов.
   Вообще-то практически все стороны наших знаний о том или ином организме можно включить в описание его ниши. Главное - не запутаться!

    Для животных обычно используют три основные оси многомерной ниши. Первая ось показывает пространственную нишу данного вида, т.е. место, где он живёт. Вторая ось характеризует пищевую (трофическую) нишу, т.е. то, чем вид питается. Третья ось - это временная ниша, отражающая время суток или сезон, когда вид активен. С помощью трёх основных составляющих можно описать положение отдельных видов в разных сообществах и их взаимоотношения.

Одни виды всеядны и живут в разных местообитаниях, другие предпочитают только определённую пищу или условия среды. Разнообразие ресурсов, используемых данным видом, называют шириной ниши. Чем шире ниша, тем больше размеры «ящика» в модели Хатчинсона. Например, сумчатый медведь коала питается только молодыми листьями определённых видов эвкалиптов (из-за такой разборчивости коала очень трудно содержать в зоопарках). О подобных «привередах» говорят, что они занимают узкую (специализированную) пищевую нишу. А вот у виргинского опоссума пищевая ниша очень широка: этот всеядный зверёк ест практически любую пищу.

    Однако то, что у вида широкая ниша (например, пищевая), отнюдь не означает, что у него нет определённых предпочтений, что ему всё равно - где жить и что есть. Если опоссума кормить одной морковкой, он поморщится, но будет её грызть, т. е. его пищевая ниша сузится до предела. Но специализированным «морковкоедом» он от этого не станет и при первой же возможности постарается разнообразить своё меню (хотя бы за счёт ботинок зазевавшегося экспериментатора).
       Какую нишу выгоднее иметь - узкую или широкую?

  

 

 

 

 

 

На самом деле   это зависит от условий среды. Узкие ниши обычно имеют виды-«специалисты», подобные коала. Они приспособились эффективно добывать какой-то определённый вид пищи. И если данный ресурс в избытке, эти виды вне конкуренции. Но стоит ситуации измениться - их специальные навыки окажутся бесполезными. Зато виды, обладающие широкой нишей, способны использовать самые разные ресурсы, в случае необходимости легко переключаясь с одного на другой. Но к ним применимо старое изречение: «За всё берётся и ничего толком не умеет». Опоссум может есть и рыбу, и плоды, но рыбу он ловит хуже выдры, а плоды собирает хуже белки. Таким образом, специализация выгоднее в постоянной среде, а в изменчивых условиях надёжнее иметь широкую нишу.

Для проверки усвоенного на этом уроке материала используем тестовые задания.

 

Сравните ваши ответы с эталоном.

И вновь обратимся к эпиграфу нашего урока – как с позиций полученных сегодня знаний вы можете его истолковать?

(Демонстрация видеофрагмента с последствиями деятельности человека)

Домашнее задание: Создать модель экологической ниши любого организма.

 

 

 

 

 

 

Среда обитания – условия, окружающие организм

 

 

водная и воздушная (заполняют схему)

 

 

 

 

водная, воздушная, неаземная, почвенная

 

 

 

 

 

 

 

Для почвы - температура; для воды – свет;

Для наземно-воздушной среды – влага

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее приспособленные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее приспособленные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Водное животное должно иметь плавники, жабры, обтекаемую форму тела.

Обитатель воздушной среды должен иметь крылья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узкую – никто не мещает

 

Широкую  - больше возможности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с тестами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

              Мною были поставлены следующие задачи урока:

Образовательная: получить знания о средах жизни, экологической нише, межвидовых взаимоотношений, показать многообразие связей между организмами разных видов, обитающих в сообществе.

Развивающая: формировать и развивать  навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации, развивать устную речь, коммуникативные способности, расширить кругозор учащихся. 

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, помочь ощутить красоту и гармонию в природе

Валеологическая: создание благоприятного для работы климата на уроке.

В течение всего урока прослеживалась комплектность всех поставленных задач. Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных  задач.

Урок начинается с  актуализации опорных знаний. Группа была разделена на три подгруппы, внутри которых  была организована работа над терминами, изученными на прошлом уроке. Данная форма организации учебной деятельности позволила за короткое время повторить материал.

Изучение новой темы началось с анализа материала , в ходе которого учащиеся должны были самостоятельно найти определение понятию «биотические отношения» и составить небольшую схему. Изучение новой темы продолжилась в виде работы над заданиями модуля. Данная работа была организована  также по группам, что дало возможность учащимся коллективно находить ответы на поставленные в модуле задачи.

Для раскрытия главного материала урока были выбраны методы частично-поисковый  и словесный. Данные методы позволили самостоятельно изучить тему, что конечно же повлияло на глубину и прочность получаемых знаний.

Использованы приемы проблемного обучения. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос «КАК?», а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научится. А это желание – залог успешного основания нового. У детей появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время для объяснения. Внимание полное. После объяснения опять задается самостоятельное задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Особенно развивает интерес творческие работы учащихся, которые связанны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями. Для этой цели используется метод моделирования.

Уровень проблемного обучения определяется сложностью проблемных ситуаций. Творческая деятельность ученика может быть организована и на сравнительно простой проблеме, следовательно, рассматривая градации уровней, можно не учитывать уровень сложности проблемы. В практической деятельности педагог увязывает уровень проблемы с привычным для него распределением учебного материала по темам и вопросам.

Постановка учебной проблемы - это формулирование вопроса для исследования, который иногда воспроизводит формулировку темы урока, а бывает и совсем с ней не совпадает.

Для осуществления контроля знаний и умений были использован программа СМТ-тест. Организация их выполнения позволила учащимся работать в индивидуальном темпе.

Между этапами урока прослеживается логическая связь, по всем этапам урока были подведены промежуточные итоги. Все время на уроке использовалось рационально, на каждый этап было отведено оптимальное для данной работы время.

В течение всего урока обеспечивалась высокая работоспособность учащихся. Это стало возможным благодаря частой смене деятельности учащихся и разными видами предлагаемых заданий.

Все поставленные задачи были  реализованы на уроке. Образовательная - через работу над модулем и выполнением закрепляющего задания. Реализация развивающей задачи прослеживалась в течение всего урока, через работу над модулем, беседу  с учащимися. Воспитательная задача также прослеживалась  на всех этапах урока. Усвоение знаний осуществлялось как через индивидуальную   тестовую работу, групповую, так и фронтальную. Доброжелательная атмосфера урока поддерживалась за счет культуры общения с группой, а также эмоционального  настроя  в начале урока.

 

2.3 Исследование актуальности изучаемой проблемы

Для исследования актуальности изучаемой проблемы был использован метод анкетирования школьников. Была разработана анкета, содержащая четыре блока. Первый отражает интерес к уроку, второй – понимание нового материала, третий – эффетивность формы выполнения домашнего задания, четвертый – контроль знаний.

                                                       Анкета

1.Больший интерес вызывает урок биологии, состоящий из :

А) объяснения нового материала и опроса учащихся

Б) объяснения нового материала и совместного решения проблемных ситуаций по теме.

2.Новый материал на уроках биологии легче понять и запомнить , если:

А) после объяснения учителя читать учебник;

            Б) совместно искать ответы на проблемные вопросы.

3. При выполнении домашнего задания  более действенным для запоминания нового материала является:

              А) заучивание текста учебника,

Б) решение проблемных ситуаций по теме или исследовательская работа.

4. При выполнении контрольных работ,  лучше если в задании:

А) вопросы по тексту учебника,

Б) задачи с проблемной ситуацей

 

                                      Таблица 2. Результаты анкетирования

 

                      Вопросы

Количество ответов

% ответов от количества анкетируемых

1.Больший интерес вызывает урок биологии, состоящий из :

А) объяснения нового материала и опроса учащихся

Б) объяснения нового материала и совместного решения проблемных ситуаций по теме.

 

2.Новый материал на уроках биологии легче понять и запомнить , если:

А) после объяснения учителя читать учебник;

Б) совместно искать ответы на проблемные вопросы.

 

3. При выполнении домашнего задания  более действенным для запоминания нового материала является:

А) заучивание текста учебника,

Б) решение проблемных ситуаций по теме или исследовательская работа.

 

 

 

 

 

4. При выполнении контрольных работ,  лучше если в задании:

А) вопросы по тексту учебника,

Б) задачи с проблемной ситуацей

 

 

 

 

 

                   9

 

                  21

 

 

 

 

 

 

 

                  3

 

                 27

 

 

 

 

 

 

                  11

 

                  19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    8

 

                   22

  

 

 

 

                   30

 

                   70

 

 

 

 

 

 

 

                 10

 

                 90

 

 

 

 

 

 

                 37

 

                 63

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

               27

 

               73

Информация о работе Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения биологии