Развитие познавательной активности ученика младшей школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Вопросы формирования познавательной активности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Познавательная деятельность младших школьников……………………………………...5
2. Формирование познавательной активности в обучении…………………………………..5
3. Способы формирования познавательной активности младших школьников в учебном процессе………………………………………………………………………………………….7
4. Дидактические основы активизации учения школьников………………………………....8
5. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности младших школьников……………………………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………………………...13
Список использованной литературы………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Развитие познавательной активности ученика младшей школы.docx

— 32.17 Кб (Скачать)

 Данный метод включает в себя:

1.Выдвижение  проблемного вопроса, 

2.Создание проблемной  ситуации на основе высказывания  ученого, 

3.Создание проблемной  ситуации на основе приведенных  противоположных точек зрения  по одному и тому же вопросу, 

4.Демонстрацию  опыта или сообщение о нем  – основу для создания проблемной  ситуации; решение задач познавательного  характера . Роль учителя при  использовании данного метода  сводится к созданию на уроке  проблемной ситуации и управлению  познавательной деятельностью учащихся. 

5.Метод самостоятельного  решения расчетных и логических  задач. Все учащиеся по заданиям  самостоятельно решают расчетные  или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений)  задачи по аналогии или творческого  характера. 

Задачи начинают применять уже в 3-м классе. И  более сложные, творческого характера  в старших классах. 

 Но в каждой  параллели задачи дифференцируем  – более сложные, творческого  характера – сильным ученикам. 

 А аналогичные  – слабым. При этом у самих  учеников на этом не акцентирую  внимание. Каждый ученик получает  задание по своим возможностям  и способностям. При этом не  снижается интерес к обучению. 

На  уроках использовать приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1. Активизирующие деятельность учащихся на этом этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу: 

    • прием новизны  – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
 
    • прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
 
    • прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
 
    • прием значимости – создание установки на необходимость  изучения материала в связи с  его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
 

2.Приемы активизации  деятельности учащихся на этапе  усвоения изучаемого материала. 

  • эвристический прием – задаются трудные вопросы  и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.
 
  • эвристический прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
 
  • исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных  наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
 

3.Приемы активизации  познавательной деятельности на  этапе воспроизведения полученных  знаний. 

  • прием натурализации  – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, гербариев, коллекций, влажных препаратов;
 
  • прием схематизации – перечисляются организмы, необходимо в виде схемы показать взаимосвязь  между ними;
 
  • прием символизации.
 

 Активизацию  познавательной деятельности можно  провести также на внеклассных  мероприятиях. 
 

Заключение 

Изучив проблему активизации познавательной деятельности младших школьников в учебном  процессе на основании теоретических  фактов и результатов их применения на практике, мы убедились в том ,что  данная проблема является актуальной в современной школе. 

В данном исследовании мы установили исходные основы работы по развитию познавательной активности младших школьников. Наиболее эффективными путями и средствами по развитию познавательной активности являются занимательные  упражнения, с помощью которых  они развивали память(в данном случае).

Познавательная  активность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может  и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает  сильное влияние на его развитие. 

Познавательная  активность направлена не только на процесс  познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением  к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением  и усилием. познавательная активность – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. При учете  педагогом типа темперамента у школьника  более развивается познавательная активность и, как следствие происходит более продуктивное усвоение материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М 1996
 
  1. Возрастные  и индивидуальные особенности образного  мышления учащихся. –М., 1989.
 
  1. Дубровинская  Н.В. Психофизиология ребенка.М.1993
 
  1. Мухина  В.С. Возрастная психология. М.1997.
 
  1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 1.Общие основы психологии –2-е издание. –М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.
 
  1. Общая психология. –М., 1986.
 
  1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.,1998
 
  1. Одаренные дети. –М., 1991.
 
  1. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего  возраста/Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера. – М.,1988.
 
  1. Паращин А.В, Паращин В.П. Активные методы обучения. –Новосибирск: НГПУ, 1991.
 
  1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М., 1999.
 
  1. Прохоров  А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. М. 1990
 
  1. Психологические проблемы неуспевающих школьников. Под  ред.Н.А.Менчинская. М.1994
 
  1. Путляева Л.В. Развитие мышления в проблемном обучении.М.1993
 
  1. Талызина  Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.1997
 
  1. Щукина  Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., Педагогика, 1988.
 
  1. Янгиманская И.С. Знание и мышление школьника –М., 1989.

Информация о работе Развитие познавательной активности ученика младшей школы