Развитие познавательной активности ученика младшей школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Вопросы формирования познавательной активности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Познавательная деятельность младших школьников……………………………………...5
2. Формирование познавательной активности в обучении…………………………………..5
3. Способы формирования познавательной активности младших школьников в учебном процессе………………………………………………………………………………………….7
4. Дидактические основы активизации учения школьников………………………………....8
5. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности младших школьников……………………………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………………………...13
Список использованной литературы………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Развитие познавательной активности ученика младшей школы.docx

— 32.17 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………………3 

1. Познавательная  деятельность младших школьников……………………………………...5 

2. Формирование  познавательной активности в  обучении…………………………………..5 

3. Способы формирования  познавательной активности младших  школьников в учебном процессе………………………………………………………………………………………….7 

4. Дидактические  основы активизации учения школьников………………………………....8 

5. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности младших школьников……………………………………………………………………………………..10 

Заключение……………………………………………………………………………………...13 

Список использованной литературы………………………………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Актуальность. Вопросы  формирования познавательной активности школьников относятся к числу  наиболее актуальных проблем современной  педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. 

Ключевой проблемой  в решении задачи повышения эффективности  и качества учебного процесса является активизация учения школьников. 

Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь  отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения  ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью  субъекта. 

Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений  и решению конкретных задач. Одним  из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который  проявляется в отрыве заученных  учащимися теоретических положений  от умения применить их на практике. 

Познавательная  активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. 

 Возникновение  познавательной активности зависит  в первую очередь от уровня  развития ребенка, его опыта,  знаний, той почвы, которая питает  интерес, а с другой стороны,  от способа подачи материала. 

Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. 

Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. 

 Поэтому,  одной из важнейших задач педагогов  должно быть – выявление имеющихся  интересов, развитие и воспитание  интереса к знаниям у школьников. 

Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому). 

В связи с  этим интерес определяется как эмоционально – познавательное отношение, непосредственно  мотивированное, имеющие тенденцию  переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного  эмоционального переживания (любви, увлеченности) интерес отличается наличием эмоционально – познавательного отношения, неразложимой на элементы интеллектуальной эмоции – радости познания. От чувства  долга и ответственности, сознательного  отношения интерес отличается наличием непосредственного мотива, появление  радости познания (помимо радости  выполненного долга) свидетельствует  о появлении интереса. 

Однако интересы не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую  жажду познания, поднимаются на уровень  духовной потребности, когда они  включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции  личности, ее направленность. 

Познавательную  активность нужно признавать одним  из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной  атмосферы обучения, так и на интенсивность  протекания познавательной деятельности учащихся. 

При наличии  познавательной активности учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован. 

Методика изучения и формирования познавательной активности учащихся - вопрос в равной степени  актуальный для исследования проблемы, так и для практики обучения и  воспитания. 

К методам исследования познавательной активности учащихся подойдем, прежде всего, с позиции общей  проблемы воспитания и развития, в  фарватере которой обнаруживаются важнейшие тенденции формирования и развития любого свойства личности. 

Процесс формирования познавательной активности, как и  всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и  мотивы) составляют объективную основу развития познавательной активности. 

Главный вид  этой деятельности - учение, в процессе которого происходит систематическое  овладение знаниями в предметных различных областях, приобретение и  совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых  обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения. 

Учение закладывает  основы познавательной активности, но не исчерпывает собой всех возможностей их формирования. В любом виде деятельности, поскольку познавательная и практическая стороны для личности не обособлены, есть необходимая почва для формирования познавательного интереса. Особенно благоприятна деятельность, связанная  с предметом интереса ученика. 

Приступая к  педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и  что приобретается под воздействием среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Познавательная деятельность младших школьников 

Познавательная  деятельность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. познавательная активность носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. познавательная активность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. 

Познавательная  активность - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. 

Спросите у  любого первоклассника, собирающегося  в школу, хочет ли он учиться. И  как он будет учиться. В ответ  вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка  в школу, тоже желают ему хорошей  учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание  занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой  мотив недолго сохраняет свою силу. 

К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников  гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к  учению. Если мы не хотим, чтобы с  первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов  обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе  говоря, цель в том, чтобы ребенок  учился потому, что ему хочется  учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. 

Познавательные  процессы младшего школьника включают в себя: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, речь, память, мышление. 
 
 
 
 
 

2.Формирование познавательной активности в обучении 

Формирование  познавательной активности учащихся в  обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны  само содержание учебных предметов  содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся. 

Первое, что является предметом познавательной активности для школьников – это новые  знания о мире. Вот почему глубоко  продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. 

Каковы  же пути осуществления  этой задачи? 

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет  такой учебный материал, который  является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть  в перед. Он находится в состоянии  ожидания чего-то нового. 

Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что  сова живя в среднем 50 лет, сохраняет  нам 50 тонн хлеба. 

Но познавательный интерес к учебному материалу  не может подддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. 

Такое преподавание подводит к осознанию того, что  у обыденных, повторяющихся явлений  окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся  к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое  колесо, без которого сейчас не обходится  ни один сложный механизм, является величайшим изобретением. 

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для  него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это  обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию. 

Именно поэтому  учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений  о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей. 

Интересу к  познанию содействует также показ  новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять  рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных  поисков, открытиями. 

Далеко не все  в учебном материале может  быть для учащихся интересно. И тогда  выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что  бы возбудить желание учиться, нужно  развивать потребность ученика  заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом  процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в  себе положительные заряды интереса. 

Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную  самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. 
 

Информация о работе Развитие познавательной активности ученика младшей школы