Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:34, курсовая работа
Вопросы формирования познавательной активности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Познавательная деятельность младших школьников……………………………………...5
2. Формирование познавательной активности в обучении…………………………………..5
3. Способы формирования познавательной активности младших школьников в учебном процессе………………………………………………………………………………………….7
4. Дидактические основы активизации учения школьников………………………………....8
5. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности младших школьников……………………………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………………………...13
Список использованной литературы………………………………………………………….14
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Познавательная
деятельность младших
2. Формирование
познавательной активности в
обучении…………………………………..5
3. Способы формирования
познавательной активности
4. Дидактические
основы активизации учения
5. Методические
рекомендации по активизации познавательной
деятельности младших школьников……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность. Вопросы
формирования познавательной активности
школьников относятся к числу
наиболее актуальных проблем современной
педагогической науки и практики.
Реализация принципа активности в обучении
имеет определенное значение, т.к. обучение
и развитие носят деятельностный
характер и от качества учения как деятельности
зависит результат обучения, развития
и воспитания школьников.
Ключевой проблемой
в решении задачи повышения эффективности
и качества учебного процесса является
активизация учения школьников.
Ее особая значимость
состоит в том, что учение, являясь
отражательно-преобразующей
Знания, полученные
в готовом виде, как правило, вызывают
затруднения учащихся в их применении
к объяснению наблюдаемых явлений
и решению конкретных задач. Одним
из существенных недостатков знаний
учащихся остается формализм, который
проявляется в отрыве заученных
учащимися теоретических
Познавательная
активность – это интерес к учебной
деятельности, к приобретению знаний,
к науке.
Возникновение
познавательной активности
Интерес школьников
к учению является определяющим фактором
в процессе овладения ими знаниями.
Великие педагоги – классики всех
времен подчеркивали первостепенное значение
в обучении интереса, любви к знаниям.
Интересное обучение
не исключает умение работать с усилием,
а, наоборот, способствует этому.
Поэтому,
одной из важнейших задач
Интерес – это
форма проявления познавательных потребностей,
обеспечивающая направленность личности
на осознание целей деятельности и тем
самым способствует ориентировке, ознакомлению
с новыми фактами, более полному и глубокому
отражению действительности (по Петровскому).
В связи с
этим интерес определяется как эмоционально
– познавательное отношение, непосредственно
мотивированное, имеющие тенденцию
переходить в познавательную направленность
личности. От непосредственно
Однако интересы
не всегда побуждает личность к активной
учебной деятельности. Эти интересы
только тогда превращаются в необходимую
жажду познания, поднимаются на уровень
духовной потребности, когда они
включаются в общую систему мотивов,
определяющих жизненные позиции
личности, ее направленность.
Познавательную
активность нужно признавать одним
из самых значимых факторов учебного
процесса, влияние которого неоспоримо
как на создание светлой и радостной
атмосферы обучения, так и на интенсивность
протекания познавательной деятельности
учащихся.
При наличии
познавательной активности учение становится
близкой, жизненно значимой деятельностью,
в которой сам школьник кровно
заинтересован.
Методика изучения
и формирования познавательной активности
учащихся - вопрос в равной степени
актуальный для исследования проблемы,
так и для практики обучения и
воспитания.
К методам исследования
познавательной активности учащихся подойдем,
прежде всего, с позиции общей
проблемы воспитания и развития, в
фарватере которой
Процесс формирования
познавательной активности, как и
всякой стороны личности, происходит
в деятельности, структура которой
(ее задачи, содержание, способы и
мотивы) составляют объективную основу
развития познавательной активности.
Главный вид
этой деятельности - учение, в процессе
которого происходит систематическое
овладение знаниями в предметных
различных областях, приобретение и
совершенствование способов (умений
и навыков) познавательной деятельности,
трансформирование целей, выдвигаемых
обществом, школой, в мотивы деятельности
самого учения.
Учение закладывает
основы познавательной активности, но
не исчерпывает собой всех возможностей
их формирования. В любом виде деятельности,
поскольку познавательная и практическая
стороны для личности не обособлены,
есть необходимая почва для
Приступая к
педагогической работе с детьми, прежде
всего, нужно разобраться в том,
что ребенку дано от природы и
что приобретается под
1.Познавательная
деятельность младших
школьников
Познавательная
деятельность – избирательная направленность
личности на предметы и явления окружающие
действительность. Эта направленность
характеризуется постоянным стремлением
к познанию, к новым, более полным и глубоким
знаниям. Систематически укрепляясь и
развиваясь познавательная активность
становится основой положительного отношения
к учению. познавательная активность носит
(поисковый характер). Под его влиянием
у человека постоянно возникают вопросы,
ответы на которые он сам постоянно и активно
ищет. При этом поисковая деятельность
школьника совершается с увлечением, он
испытывает эмоциональный подъем, радость
от удачи. познавательная активность положительно
влияет не только на процесс и результат
деятельности, но и на протекание психических
процессов - мышления, воображения, памяти,
внимания, которые под влиянием познавательного
интереса приобретают особую активность
и направленность.
Познавательная
активность - это один из важнейших для
нас мотивов учения школьников. Его действие
очень сильно. Под влиянием познавательного
учебная работа даже у слабых учеников
протекает более продуктивно.
Спросите у
любого первоклассника, собирающегося
в школу, хочет ли он учиться. И
как он будет учиться. В ответ
вы услышите, что получать каждый из
них намерен только пятерки. Мамы,
бабушки, родственники, отправляя ребенка
в школу, тоже желают ему хорошей
учебы и отличных оценок. Первое
время сама позиция ученика, желание
занять новое положение в обществе
– важный мотив, который определяет
готовность, желание учиться. Но такой
мотив недолго сохраняет свою
силу.
К сожалению, приходится
наблюдать, что уже к середине
учебного года у первоклассников
гаснет радостное ожидание учебного
дня, проходит первоначальная тяга к
учению. Если мы не хотим, чтобы с
первых лет обучения ребенок не стал
тяготиться школой, мы должны позаботиться
о пробуждении таких мотивов
обучения, которые лежали бы не вне,
а в самом процессе обучения. Иначе
говоря, цель в том, чтобы ребенок
учился потому, что ему хочется
учиться, чтобы он испытывал удовольствие
от самого учения.
Познавательные
процессы младшего школьника включают
в себя: внимание, восприятие, наблюдение,
воображение, речь, память, мышление.
2.Формирование
познавательной активности
в обучении
Формирование
познавательной активности учащихся в
обучении может происходить по двум
основным каналам, с одной стороны
само содержание учебных предметов
содержит в себе эту возможность,
а с другой – путем определенной
организации познавательной деятельности
учащихся.
Первое, что является
предметом познавательной активности
для школьников – это новые
знания о мире. Вот почему глубоко
продуманный отбор содержания учебного
материала, показ богатства, заключенного
в научных знаниях, являются важнейшим
звеном формирования интереса к учению.
Каковы
же пути осуществления
этой задачи?
Прежде всего,
интерес возбуждает и подкрепляет
такой учебный материал, который
является для учащихся новым, неизвестным,
поражает их воображение, заставляет удивляться
. Удивление - сильный стимул познания,
его первичный элемент. Удивляясь,
человек как бы стремится заглянуть
в перед. Он находится в состоянии
ожидания чего-то нового.
Ученики испытывают
удивление, когда составляя задачу
узнают, что одна сова за год уничтожает
тысячу мышей, которые за год способны
истребить тонну зерна, и что
сова живя в среднем 50 лет, сохраняет
нам 50 тонн хлеба.
Но познавательный
интерес к учебному материалу
не может подддерживаться все время
только яркими фактами, а его привлекательность
невозможно сводить к удивляющему и поражающему
воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о
том, что предмет, для того чтобы стать
интересным, должен быть лишь отчасти
нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное
всегда в учебном материале выступает
на фоне уже известного и знакомого. Вот
почему для поддержания познавательного
интереса важно учить школьников умению
в знакомом видеть новое.
Такое преподавание
подводит к осознанию того, что
у обыденных, повторяющихся явлений
окружающего мира множество удивительных
сторон, о которых он сможет узнать
на уроках. И то, почему растения тянутся
к свету, и о свойствах талого
снега, и о том, что простое
колесо, без которого сейчас не обходится
ни один сложный механизм, является
величайшим изобретением.
Все значительные
явления жизни, ставшие обычными
для ребенка в силу своей повторяемости,
могут и должны приобрести для
него в обучении неожиданно новое, полное
смысла, совсем иное звучание. И это
обязательно явится стимулом интереса
ученика к познанию.
Именно поэтому
учителю необходимо переводить школьников
со ступени его чисто житейских,
достаточно узких и бедных представлений
о мире - на уровень научных понятий,
обобщений, понимания закономерностей.
Интересу к
познанию содействует также показ
новейших достижений науки. Сейчас, больше
чем когда либо, необходимо расширять
рамки программ, знакомить учеников
с основными направлениями
Далеко не все
в учебном материале может
быть для учащихся интересно. И тогда
выступает еще один, не менее важный
источник познавательного интереса
– сам процесс деятельности. Что
бы возбудить желание учиться, нужно
развивать потребность ученика
заниматься познавательной деятельностью,
а это значит, что в самом
процессе ее школьник должен находить
привлекательные стороны, что бы
сам процесс учения содержал в
себе положительные заряды интереса.
Путь к нему
лежит прежде всего через разнообразную
самостоятельную работу учащихся, организованную
в соответствии с особенностью интереса.
Информация о работе Развитие познавательной активности ученика младшей школы