Развитие познавательной активности ученика младшей школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Вопросы формирования познавательной активности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Познавательная деятельность младших школьников……………………………………...5
2. Формирование познавательной активности в обучении…………………………………..5
3. Способы формирования познавательной активности младших школьников в учебном процессе………………………………………………………………………………………….7
4. Дидактические основы активизации учения школьников………………………………....8
5. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности младших школьников……………………………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………………………...13
Список использованной литературы………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Развитие познавательной активности ученика младшей школы.docx

— 32.17 Кб (Скачать)

3.Способы формирования познавательной активности младших школьников в учебном процессе 

Выявленная современной  психологией главная функция  психики – функция непосредственного  управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в  основе построения структуры любой  деятельности, в том числе и  познавательной. 

Советский философ М.С. Коган  выделяет несколько  блоков:

1.Выработка мотивации  – субъект должен иметь внутреннюю  мотивацию. 

2.Конкретная  ориентация выражается в целеполагании  и разработке плана, программы,  технологии действия. 

3.Психика должна  обеспечить владение субъектом  исполнительскими механизмами, умение  оперировать ими. 

4.Блок оценки  результативности действий, благодаря  которым становится возможной  обратная связь. 

Сущность  каждого из блоков структуры самоуправления процессом учения:

1.Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы).

Обеспечивает  включение школьников в процесс  активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания. 

2.Ориентационный компонент – принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование. 

3.Содержательно-операционный.

Состоит из системы  ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения. (Инструменты получения и  переработки информации и применение знаний на практике). 

4.Ценностно-волевой компонент включает в себя внимание, волю. 

5.Оценочный компонент – получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей.

Наличие этого  компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов  между собой обеспечивают самоуправление процессом обучения. 

Познавательная  деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых  и определяет ее структуру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Дидактические основы активизации учения школьников 

 Особое значение  для успешной реализации принципа  активности в обучении имеют  самостоятельные работы творческого  характера. Разновидности: программированные  задания, тесты. 

 Активация  учения школьников не как усиление  деятельности, а как мобилизация  учителем с помощью специальных  средств интеллектуальных, нравственно-волевых  и физических сил учеников  на достижение конкретных целей  обучения и воспитания. 

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между  наличной ситуацией и прошлым  опытом. Особое значение на этапе включения  ученика в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский  рефлекс, представляющий собой реакцию  организма на необычные изменения  во внешней среде. Исследовательский  рефлекс приводит кору больших полушарий  в деятельное состояние. Возбуждение  исследовательского рефлекса - необходимое  условие познавательной деятельности. 

Уровни  познавательной активности (Шаламова Т.И. 1982г.) : 

 Первый уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить  и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью  волевых усилий школьника, отсутствием  у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: "Почему?" 

Второй  уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением ученика к выявлению  смысла изучаемого содержания, стремлением  познать связи между явлениями  и процессами, овладеть способами  применения знаний в измененных условиях. 

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что  ученик стремится довести начатое  дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а  ищет пути решения. 

Третий  уровень – творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений  и их взаимосвязей, но и найти  для этой цели новый способ. 

Характерная особенность  – проявление высоких волевых  качеств ученика, упорство и настойчивость  в достижении цели, широкие и стойкие  познавательные интересы. Данный уровень  активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования  между тем, что ученик знал, что  уже встречалось в его опыте  и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения. 

Принцип связи  обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв  обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного  учения школьников. 

Принцип научности  создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и  заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в  сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников. 

Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может  быть реализован только в процессе активного учения. 

Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного  и абстрактного, теснейшим образом  связанный с сознательностью  усвоения знаний, реализуется при  активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного  к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному. 

Принцип индивидуального  подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого  ученика в процесс учения. При  этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников. 

Таким образом, принцип активности в обучении находится  в диалектическом единстве со всеми  принципами в их системе. 

В качестве средств  активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и  приемы обучения. 

Задача учителя  состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и  способами деятельности. 

Активизация учения есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание  и разрешение конкретных учебных  проблем. 

Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности. 

Признаки, характеризующие  самостоятельную  работу: 

  • наличие цели самостоятельной работы,
 
  • наличие конкретного  задания,
 
  • четкое  определение формы выражения  результата самостоятельной работы,
 
  • определение формы проверки результата самостоятельной  работы,
 
  • обязательность  выполнения работы каждым учеником, получившим задание.
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности младших школьников 

Степень активности школьников является реакцией, методы и приемы работы учителя являются показателем его педагогического  мастерства. 

 Активными  методами обучения следует называть  те, которые максимально повышают  уровень познавательной активности  школьников, побуждают их к старательному  учению. 

В школьной практике и в методической литературе традиционно  принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных  пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них  может быть и более активным и  менее активным, пассивным. 

 Я хотела бы привести рекомендации по проведению урока природоведения в 3-ем классе (примените активных методов, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся. 

Словесные методы. 

  • Метод дискуссии  применяется по вопросам, требующим  размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы дети могли свободно высказывать  свое мнение и внимательно слушать  мнение выступающих.
 
  • Метод самостоятельной  работы с учеником. В старших классах  с целью лучшего выявления  логической структуры нового материала  даю задание самостоятельно составить  план рассказа учителя или план-конспект с выполнением установки: минимум  текста – максимум информации.
 

В ходе обсуждения поправляем, исправляем, уточняем, дополняем, убираем все лишнее, несущественное. 

 Используя  этот план-конспект, учащиеся всегда  успешно воспроизводят содержание  темы при проверке домашнего  задания. Умение конспектировать,  составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение учебника, отыскивание в нем главной  мысли, работа со справочниками,  научно-популярной литературой помогают  формированию у учащихся теоретического  и образно-предметного мышления  при анализе и обобщении закономерностей  природы. 

 Для закрепления  навыка работы с литературой  даем ученикам различные посильные  задания. 

 Например, в  3-м классе при изучении темы: "Животный мир нашей области". 

 Даем задания:  сделать сообщение о представителе  животных; (представителей выбирают  по желанию). Ученикам нужно рассказать  об особенностях данного животного,  его образе жизни. 

 Сообщение  формируется на альбомных листах, титульный лист оформляется рисунком  животного. 

 В классе  ученик должен постараться не  прочитать, а пересказать свое  сообщение. Для этого вначале  составляются тезисы, а в более  старших классах – план ответа. 

 При таком  виде работы ученики учатся  анализировать и обобщать материал, а также развивается устная  речь. Благодаря этому, учащиеся  в последствии не стесняются  высказывать свои мысли и суждения. 

    • Метод самостоятельной  работы с дидактическими материалами.
 

Организуем самостоятельную  работу следующим образом: даем классу конкретное учебное задание. Пытаемся довести его до сознания каждого  учащегося. 

Здесь есть свои требования:

текст нужно  воспринимать зрительно (на слух задания  воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто  переспрашивать)

Нужно как можно  меньше времени тратить на запись текста задания. 

 Для этой  цели хорошо подходят тетради  на печатной основе и сборники  заданий для учащихся. 

    • Метод проблемного  изложения.
 

 На уроках  используем проблемный подход  в обучении учащихся. Основой  данного метода является создание  на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями  или способами деятельности для  объяснения фактов и явлений,  выдвигают свои гипотезы, решения  данной проблемной ситуации. Данный  метод способствует формированию  у учащихся приемов умственной  деятельности, анализа, синтеза,  сравнения, обобщения, установления  причинно-следственных связей. 

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного  решения. 

Информация о работе Развитие познавательной активности ученика младшей школы