Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:34, курсовая работа
Вопросы формирования познавательной активности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Познавательная деятельность младших школьников……………………………………...5
2. Формирование познавательной активности в обучении…………………………………..5
3. Способы формирования познавательной активности младших школьников в учебном процессе………………………………………………………………………………………….7
4. Дидактические основы активизации учения школьников………………………………....8
5. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности младших школьников……………………………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………………………...13
Список использованной литературы………………………………………………………….14
3.Способы
формирования познавательной
активности младших
школьников в учебном
процессе
Выявленная современной
психологией главная функция
психики – функция
Советский философ М.С. Коган выделяет несколько блоков:
1.Выработка мотивации
– субъект должен иметь
2.Конкретная
ориентация выражается в
3.Психика должна
обеспечить владение субъектом
исполнительскими механизмами,
4.Блок оценки
результативности действий, благодаря
которым становится возможной
обратная связь.
Сущность каждого из блоков структуры самоуправления процессом учения:
1.Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы).
Обеспечивает
включение школьников в процесс
активного учения и поддерживает
эту активность на протяжении всех
этапов учебного познания.
2.Ориентационный
компонент – принятие учеником цели учебно-познавательной
деятельности, планирование и прогнозирование.
3.Содержательно-операционный.
Состоит из системы
ведущих знаний (представления, факты,
понятия, законы, теории) и способов
учения. (Инструменты получения и
переработки информации и применение
знаний на практике).
4.Ценностно-волевой
компонент включает в себя внимание, волю.
5.Оценочный компонент – получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей.
Наличие этого
компонента в составе процесса учения
и взаимосвязь всех компонентов
между собой обеспечивают самоуправление
процессом обучения.
Познавательная
деятельность в целом складывается
из внутренних взаимосвязанных действий,
логическая последовательность которых
и определяет ее структуру.
4.Дидактические
основы активизации
учения школьников
Особое значение
для успешной реализации
Активация
учения школьников не как
Физиологической
основой познавательной активности
является рассогласование между
наличной ситуацией и прошлым
опытом. Особое значение на этапе включения
ученика в активную познавательную
деятельность имеет ориентировочно-
Уровни
познавательной активности (Шаламова
Т.И. 1982г.) :
Первый уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется
стремлением ученика понять, запомнить
и воспроизвести знания, овладеть
способом его применения по образцу.
Этот уровень отличается неустойчивостью
волевых усилий школьника, отсутствием
у учащихся интереса к углублению
знаний, отсутствие вопросов типа: "Почему?"
Второй уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется
стремлением ученика к
Характерный показатель:
большая устойчивость волевых усилий,
которая проявляется в том, что
ученик стремится довести начатое
дело до конца, при затруднении не
отказывается от выполнения задания, а
ищет пути решения.
Третий уровень – творческий.
Характеризуется
интересом и стремлением не только
проникнуть глубоко в сущность явлений
и их взаимосвязей, но и найти
для этой цели новый способ.
Характерная особенность
– проявление высоких волевых
качеств ученика, упорство и настойчивость
в достижении цели, широкие и стойкие
познавательные интересы. Данный уровень
активности обеспечивается возбуждением
высокой степени
Принцип связи
обучения с жизнью, является содержательной
основой для активизации учения
школьников, может преодолеть отрыв
обучения от жизни, осуществляемым только
в случае организации активного
учения школьников.
Принцип научности
создает основу для активной деятельности
учащихся не только по осмыслению и
заполнению освещаемого содержания,
но и для его теоретического толкования.
В то же время проникновение в
сущность изучаемых явлений неразрывно
связано с качественной познавательной
деятельностью школьников.
Принцип сознательности
и прочности усвоения знаний может
быть реализован только в процессе
активного учения.
Принцип наглядности,
выражая, в основном, единство конкретного
и абстрактного, теснейшим образом
связанный с сознательностью
усвоения знаний, реализуется при
активном мышлении учащихся, особенно
на этапе перехода от конкретного
к абстрактному, и наоборот, от абстрактного
к конкретному.
Принцип индивидуального
подхода к учащимся в условиях
коллективного характера
Таким образом,
принцип активности в обучении находится
в диалектическом единстве со всеми
принципами в их системе.
В качестве средств
активизации учения школьников выступают:
учебное содержание, формы, методы и
приемы обучения.
Задача учителя
состоит в том, чтобы обеспечить
не общую активность в познавательной
деятельности, а их активность, направленную
на овладение ведущими знаниями и
способами деятельности.
Активизация учения
есть прежде всего организация действий
учащихся, направленных на осознание
и разрешение конкретных учебных
проблем.
Проблема –
это всегда знание о незнании, т.е. осознание
недостаточности знаний для удовлетворения
возникшей познавательной потребности.
Признаки,
характеризующие
самостоятельную
работу:
5.Методические
рекомендации по активизации
познавательной деятельности
младших школьников
Степень активности
школьников является реакцией, методы
и приемы работы учителя являются
показателем его
Активными
методами обучения следует
В школьной практике
и в методической литературе традиционно
принято делить методы обучения по
источнику знаний: словесные (рассказ,
лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация
натуральных, экранных и других наглядных
пособий, опытов) и практические (лабораторные
и практические работы). Каждый из них
может быть и более активным и
менее активным, пассивным.
Я хотела
бы привести рекомендации по проведению
урока природоведения в 3-ем классе (примените
активных методов, учитывая содержание
материала, дидактические цели урока и
возрастные особенности учащихся.
Словесные
методы.
В ходе обсуждения
поправляем, исправляем, уточняем, дополняем,
убираем все лишнее, несущественное.
Используя
этот план-конспект, учащиеся всегда
успешно воспроизводят
Для закрепления
навыка работы с литературой
даем ученикам различные
Например, в
3-м классе при изучении темы:
"Животный мир нашей области".
Даем задания:
сделать сообщение о
Сообщение
формируется на альбомных
В классе
ученик должен постараться не
прочитать, а пересказать свое
сообщение. Для этого вначале
составляются тезисы, а в более
старших классах – план ответа.
При таком
виде работы ученики учатся
анализировать и обобщать
Организуем самостоятельную
работу следующим образом: даем классу
конкретное учебное задание. Пытаемся
довести его до сознания каждого
учащегося.
Здесь есть свои требования:
текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)
Нужно как можно
меньше времени тратить на запись
текста задания.
Для этой
цели хорошо подходят тетради
на печатной основе и сборники
заданий для учащихся.
На уроках
используем проблемный подход
в обучении учащихся. Основой
данного метода является
Проблемный подход
включает в себя логические операции,
необходимые для выбора целесообразного
решения.
Информация о работе Развитие познавательной активности ученика младшей школы