Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 17:56, реферат
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности
людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а
норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление
человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец,
использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о
существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро
в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной
деятельности.
I Введение
II Формирование познавательных интересов в обучении
1. Новый материал
2. Самостоятельная работа
3. Проблемное обучение
4. Занимательный материал
5. Геометрический материал
III Развитие познавательных способностей
1. Развитие внимания
2. Развитие восприятия
3. Развитие мышления
4. Развитие памяти
IV Литература
|
|
? на ? меньше
|
|
= .
|
|
Было - .
Взяли - .
Осталось -
.
Занимательный материал
Одним из средств формирования познавательного интереса является
занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное
вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания,
помогают им усвоить любой учебный материал.
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют
различные упраждения, где им приходится сравнивать множества, выполнять
арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра
ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда –
стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко
выполнять задания, соблюдать правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества
личности. На своих уроках постоянно использую такие игры : ЛЕСЕНКА,
МОЛЧАНКА, ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ”,ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ
ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и многие другие.Геометрический материал
Развитию познавательных интересов способствует использование
геометрического материала.
1 Вывешиваю плакат
с рисунком, составленным из
Спрашиваю
Из каких фигур состоит
Какой фигурой представлено
Измерь и найди площадь этой
фигуры, сумму длин ее сторон
2 Раздаю детям геометрические фигуры и даю задание – составить из данных
фигур домик, елочку,
кораблик и т.д.
Задания, направленные на развитие
внимания
Чтобы познавательный
интерес постоянно
развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение,
сознание собственного роста.
Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени
его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи – эти и многие
другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно
ведут к формированию
стойкого познавательного интереса.
Развитие познавательных
В процессе учебной деятельности школьника, большую роль , как отмечают
психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания,
восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и
совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при
целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и
расширение познавательных возможностей детей.
Внимание –
это форма организации
зависит от степени сформированости такого познавательного процесса как
внимание.
В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные
на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости,
умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его
на различные
предметы и виды деятельности.
1 Отыскание ходов
в обычных и числовых
2 Пересчет предметов,
изображенных неоднократно
3 Отыскание чисел по таблицам Шульте
4 Быстрее нарисуй
5 Найди, кто спрятался
6 Найди сходство и различие
7 Прочитай рассыпанные
слова
Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.
Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения
действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии
на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности
как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в
окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что
одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания
наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более
глубоким.
В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в
самостоятельную
деятельность, в наблюдение.
1. Подбери заплатку к сапожку
2. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки
3. Упражнение Геометрические фигуры
4. Упражнение Треугольники
5. 100-клеточная
таблица с графическими
6. Таблица с
геометрическими фигурами
7. Таблица с
геометрическими фигурами
8. Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого и
черного цвета
9. 100-клеточная
таблица, заполненная цифрами
Задания, направленные на
Логическое мышление
Интеллект человека . в первую очередь определяется не суммой накопленных им
знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной
школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать
информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только
действительности, но и абстрактного мира.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно
логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и
закономерности, которыми
в свою очередь занимается математическая
логика.
1. Задачи на смекалку
2. Задачи шутки
3. Числовые фигуры
4. Задачи с геометрическим содержанием
5. Логические упражнения со словами
6. Математические игры и фокусы
7. Кроссворды и ребусы
8. Комбинаторные
задачи
Задания, направленные на
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали
богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных
наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть
человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью.
Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но
следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует ее
обладателю хороший интеллект. Психолог Т.Рибо описал слабоумного мальчика,
способного легко запомнить ряды чисел. И все-таки память – это одно из
необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая.
Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.
Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене,
поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится
запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к
запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их
мышления.
1. Запомни двузначные числа.
2. Запомни математические термины.
3. Цепочка слов.
4. Рисуем по памяти узоры.
5. Запомни и воспроизведи рисунки
6. Зрительные диктанты
7. Слуховые диктанты
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и
заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и
способностей, расширяет математический кругозор младших школьников,
способствует математическому развитию, повышает качество математической
подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в
простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее
использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у
него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои
способности.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные
интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание
своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы
познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими,
продуктивными.
1. Валина В. Праздник числа – М 1993
2. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей
на уроках
математики Начальная школа
1993-7
3. Моро М.И. Пышкало А.М. Методика преподавания математики в начальных
классах М 1985
4. Сорокин П.И.
Занимательные задачи по
1985
5. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку М 1994
6. Педагогика под ред. Щукиной М 1966
7. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай Санкт-Петербург 1997
8. Корчемлюк О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках
математики
Начальная школа
1994-8
Совершенствование навыков устного счёта на уроках математики
Аннотация: | Изучение начального
курса математики должно создать
прочную основу для дальнейшего
обучения этому предмету. Уделяя значительное
внимание формированию у уч-ся сознанных
и прочных, во многих случаях доведённых
до автоматизма навыков |
Информация о работе Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики