Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 17:56, реферат

Описание работы

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности

людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а

норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление

человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец,

использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о

существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро

в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной

деятельности.

Содержание

I Введение

II Формирование познавательных интересов в обучении

1. Новый материал

2. Самостоятельная работа

3. Проблемное обучение

4. Занимательный материал

5. Геометрический материал

III Развитие познавательных способностей

1. Развитие внимания

2. Развитие восприятия

3. Развитие мышления

4. Развитие памяти

IV Литература

Работа содержит 1 файл

Самообразование.docx

— 53.57 Кб (Скачать)

|       | 
 

? на ? меньше 

|       | 
 

            =                        .

|       | 

      Было       -                        .

      Взяли      -                        .

      Осталось   -                        . 
 

                           Занимательный материал 

Одним из средств  формирования познавательного интереса является

занимательность. Элементы занимательности, игра, все  необычное, неожиданное

вызывают у детей  чувство удивления, живой интерес  к процессу познания,

помогают им усвоить  любой учебный материал.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно  для себя выполняют

различные упраждения, где им приходится сравнивать множества, выполнять

арифметические  действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра

ставит ученика  в условия поиска, пробуждает интерес  к победе, а отсюда –

стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко

выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества

личности. На своих  уроках постоянно использую такие  игры : ЛЕСЕНКА,

МОЛЧАНКА, ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ”,ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ

ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и  многие другие.Геометрический материал

Развитию познавательных интересов способствует использование

геометрического материала.

1 Вывешиваю плакат  с рисунком, составленным из геометрических  фигур.

Спрашиваю

      Из каких фигур состоит рисунок  кошки?

      Какой фигурой представлено туловище?

      Измерь и найди площадь этой  фигуры, сумму длин ее сторон 
 
 

2 Раздаю детям  геометрические фигуры и даю  задание – составить из данных

фигур домик, елочку, кораблик и т.д. 
 

                 Задания, направленные  на развитие  внимания 

Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся,  получал  импульсы  для

развития,  надо  использовать  средства,  вызывающие  у  ученика   ощущение,

сознание собственного роста.

Составь план ответа, задай вопрос  товарищу,  проанализируй  ответ  и  оцени

его, обобщи сказанное, поищи иной способ  решения  задачи  –  эти  и  многие

другие приемы, побуждающие ученика осмыслить  свою  деятельность,  неуклонно

ведут к формированию стойкого познавательного интереса. 
 

                    Развитие познавательных способностей 

В процессе учебной  деятельности  школьника,  большую  роль  ,  как  отмечают

психологи,  играет  уровень  развития  познавательных  процессов:  внимания,

восприятия,  наблюдения,   воображения,   памяти,   мышления.   Развитие   и

совершенствование  познавательных  процессов  будет  более  эффективным  при

целенаправленной  работе  в  этом  направлении,  что  повлечет  за  собой  и

расширение познавательных возможностей детей.

Внимание –  это форма организации познавательной деятельности во многом

зависит от степени  сформированости такого познавательного процесса как

внимание. 
 
 

В учебный материал включаю  содержательно-логические  задания,  направленные

на развитие различных  характеристик  внимания:  его  объема,  устойчивости,

умения переключать  внимание с одного предмета на  другой,  распределять  его

на различные  предметы и виды деятельности. 

1 Отыскание ходов  в обычных и числовых лабиринтах

2 Пересчет предметов,  изображенных неоднократно пересекающимися  контурами

3 Отыскание чисел  по таблицам Шульте

4 Быстрее нарисуй

5 Найди, кто  спрятался

6 Найди сходство  и различие

7 Прочитай рассыпанные  слова 
 

        Задания, направленные  на развитие  восприятия и воображения.

Восприятие –  это  основной  познавательный  процесс  чувственного  отражения

действительности, ее предметов и явлений при  их  непосредственном   действии

на органы чувств. Оно является основой мышления и  практической  деятельности

как взрослого  человека,  так  и  ребенка,  основой  ориентации  человека  в

окружающем  мире, в обществе.  Психологические  исследования  показали,  что

одним  из  эффективных   методов   организации   восприятия   и   воспитания

наблюдательности  является сравнение. Восприятие при  этом  становится  более

глубоким.

В результате игровой  и учебной  деятельности  восприятие  само  переходит  в

самостоятельную деятельность, в наблюдение. 

1. Подбери заплатку  к сапожку

2. Собери разбитый  кувшин, вазу, чашки, тарелки

3. Упражнение Геометрические  фигуры

4. Упражнение Треугольники

5. 100-клеточная  таблица с графическими изображениями

6. Таблица с  геометрическими фигурами разной  формы

7. Таблица с  геометрическими фигурами разного  размера

8. Таблица с  геометрическими фигурами не  только разной формы, но и  белого и

   черного  цвета

9. 100-клеточная  таблица, заполненная цифрами 
 
 

           Задания, направленные на развитие  логического мышления 
 

                             Логическое мышление 

Интеллект человека . в первую очередь определяется не суммой накопленных  им

знаний, а высоким  уровнем логического  мышления.  Поэтому  уже  в  начальной

школе  необходимо  научить  детей  анализировать,  сравнивать   и   обобщать

информацию, полученную в результате взаимодействия  с  объектами  не  только

действительности, но и абстрактного мира.

Ничто так, как  математика,  не  способствует  развитию  мышления,  особенно

логического, так  как предметом ее изучения являются  отвлеченные  понятия  и

закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика. 

1. Задачи на  смекалку

2. Задачи шутки

3. Числовые  фигуры

4. Задачи с геометрическим  содержанием

5. Логические упражнения  со словами

6. Математические  игры и фокусы

7. Кроссворды и  ребусы

8. Комбинаторные  задачи 

                  Задания, направленные на развитие  памяти.

Память является одним из основных свойств личности.  Древние  греки  считали

богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз,  покровительниц  всех  известных

наук и искусств. Человек, лишенный  памяти,  по  сути  дела  перестает  быть

человеком.  Многие  выдающиеся  личности  обладали  феноменальной   памятью.

Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался  таблицей  логарифмов.  Но

следует знать  и  о  том,  что  хорошая  память  не  всегда  гарантирует  ее

обладателю хороший  интеллект. Психолог Т.Рибо описал  слабоумного мальчика,

способного легко  запомнить ряды чисел. И  все-таки  память  –  это  одно  из

необходимых условий  для развития интеллектуальных способностей.

У младших школьников более развита память наглядно образная, чем  смысловая.

Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Но в начальной  школе необходимо готовить  детей  к обучению в среднем  звене,

поэтому  необходимо  развивать  логическую   память.   Учащимся   приходится

запоминать  определения,  доказательства,  объяснения.   Приучая   детей   к

запоминанию  логически  связанных  значений,  мы  способствуем  развитию  их

мышления. 

1. Запомни двузначные  числа.

2. Запомни математические  термины.

3. Цепочка слов.

4. Рисуем по  памяти узоры.

5. Запомни и  воспроизведи рисунки

6. Зрительные диктанты

7. Слуховые диктанты 

Регулярное использование  на уроках математики системы  специальных  задач  и

заданий,   направленных   на   развитие   познавательных   возможностей    и

способностей,  расширяет  математический   кругозор    младших   школьников,

способствует  математическому  развитию,  повышает  качество  математической

подготовленности,  позволяет  детям   более   уверенно   ориентироваться   в

простейших  закономерностях  окружающей  их  действительности   и   активнее

использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребенок  учился в полную силу своих способностей,  стараюсь  вызвать  у

него желание  к учебе, к знаниям, помочь ребенку  поверить  в  себя,  в  свои

способности.

Мастерство  учителя  возбуждать,  укреплять   и   развивать   познавательные

интересы учащихся в процессе обучения состоит в  умении  сделать  содержание

своего   предмета   богатым,   глубоким,    привлекательным,    а    способы

познавательной   деятельности    учащихся    разнообразными,    творческими,

продуктивными. 
 
 

                                 Литература 
 
 

1. Валина В.     Праздник числа – М 1993

2. Волкова С.И.  Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей

   на уроках  математики Начальная школа 19990 –7    1991-7     1992 –7,8

   1993-7

3. Моро М.И. Пышкало А.М. Методика преподавания математики в начальных

   классах  М 1985

4. Сорокин П.И.  Занимательные задачи по математике  в начальных классах    М

   1985

5. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку М 1994

6. Педагогика    под ред.    Щукиной    М 1966

7. Труднев В.П.  Считай, смекай, отгадывай   Санкт-Петербург 1997

8. Корчемлюк О.М.      Задания для развития памяти и внимания на уроках

   математики     Начальная школа       1994-8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Совершенствование навыков устного счёта на уроках математики

Аннотация: Изучение начального курса математики должно создать  прочную основу для дальнейшего  обучения этому предмету. Уделяя значительное внимание формированию у уч-ся сознанных  и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений. В этом немаловажную роль играет совершенствование  техники счёта. Ведущие принципы обучения техники счёта в младших  классах- учёт возрастных особенностей уч-ся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей. С самого начала обучения у детей формируются некоторые важные обобщения. Составляется таблица на сложение и вычитание в пределах 10. С этой таблицей работаем 2-3 мин. ежеурочно. Cоставляем таблицы с составами чисел. И постепенно заучиваем эти таблицы. В начале урока идёт повторение таблиц, устный счёт с использованием математических вееров, скоростной счёт. Арифметический диктант помогает выработать быстрый вычислительный процесс в памяти учащихся. Начиная с 4-ой четверти 1-го класса заучиваем таблицы на сложение и вычитание в пределах 20. Уже начиная с середины 2-го класса дети знакомятся с таблицами умножения и деления. Я предлагаю 3 вида заучивания этих таблиц (первые таблицы даются с ответами. В первом классе дети заучивали таблицы на сложение и вычитание, на состав чисел, происходит развитие памяти. Скоростной счёт- один из обязательных элементов устного счёта на каждом уроке. Он идёт от простого к сложному. перехода через разряд, то потом даются упражнения скоростного счёта с переходом через разряд. В третьем классе вводятся в начале года выражения в2 действия. По мере прохождения таблиц умножения и деления проводятся упражнения на скоростной счёт последовательно: умножение и деление на 2, 3, 4, 5, 6 и т.д. В 3-м классе скоростной счёт отрабатывается на выражениях, связанных со всеми арифметическими действиями в пределах 100, а затем и 1000. Прочные знания, умения и навыки уч-ся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Такой материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей. Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. Дети очень любят решать устно «весёлые задачки», при этом одни уч-ся могут проявить инициативу, другие получить помощь от товарища или учителя. Кроме того выполнение устных упражнений способствует развитию речи детей. Одна из важных задач начального обучения- развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребёнок соотносит суждения о предметах отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает вывод Дети очень любят сказки, особенно уч-ся 1-х, 1-х классов. Я включаю в уроки при повторении или закреплении изученной темы «уроки-сказки». Элементы проблемного обучения в форме сказки-игры вызывают у детей большой интерес. Выполнение всех этих упражнений по технике счёта преследует несколько целей: повысить уровень математического развития, расширить кругозор детей, развить интерес к занятиям математикой, углубить представления об использовании сведений по математике на практике, привить некоторые навыки самостоятельной работы, воспитать настойчивость и упорство в достижении цели и конечно же повысить технику скоростного счёта.
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Информация о работе Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики