Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 17:56, реферат

Описание работы

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности

людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а

норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление

человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец,

использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о

существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро

в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной

деятельности.

Содержание

I Введение

II Формирование познавательных интересов в обучении

1. Новый материал

2. Самостоятельная работа

3. Проблемное обучение

4. Занимательный материал

5. Геометрический материал

III Развитие познавательных способностей

1. Развитие внимания

2. Развитие восприятия

3. Развитие мышления

4. Развитие памяти

IV Литература

Работа содержит 1 файл

Самообразование.docx

— 53.57 Кб (Скачать)

знаний, умний и навыков ученика.

Организация самостоятельной  работы – самый трудный момент урока. Дело в  том

что к моменту  проверки  работы  всегда  находится  в  классе  8-10  учеников

которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит  терять  время.

Поэтому учитель  обычно начинает проверять самостоятельные  работу.  Те   кто

выполнили задания, включаются в работу, а те, кто  не  выполнил,  фактически

переписывают решения  в тетради. Организуя таким образом   проверку,  учитель

в какойто мере помогает  ученикам  крторые  не  справились  с заданием.  Но

верный ли это  путь? В конечном итоге в  классе  образуется  группа,  которая

изо дня  в  день  полностью  не  справляется  с  самостоятельной  работой  и

привыкает  дописывать  задания  во  время  проверки.  Как  научить   ученика

работать   самостоятельно?    Необходимо    использовать    подготовительные

упражнения,   карточки   с   дифференцированными   заданиями,    продуманную

последовательность  заданий,   вариантность,   комментирование   заданий   и

наглядность. 
 
 

                                 ФРАГМЕНТ  1 

 Предлагаю классу  решить самостоятельно задачу  и записать ее решение по

действиям :

Ученики должны подклеить 80 книг. Первое звено подклеило 16 книг, второе

18. Сколько книг  осталось подклеить ученикам?

 Работу пишут  все ученики. Через 5 минут вижу, что задачу решили не все.  Я

открываю на доске  краткую запись задачи:

Было-80 кн.

Сделали- 16 кн и 18 кн

Осталось-?

Предлагаю  ученикам,  которые  не  успели  выполнить  задание,   внимательно

рассмотреть краткую  запись. Говорю,  что  запись  поможет  им  справиться  с

решением задачи. Тем,  кто  выполнил  задание,  предлагаю  записать  решение

задачи выражением. Записываю на  доске  выражение  80-(16+18)  и  прошу  2-3

учеников, справившихся с заданием, объяснить его,

Другим ученикам даю карточки с заданиями:

1. Узнать сначала сколько всего книг подклеили два звена вместе …. + …. =

   ….

2. Затем узнай,  сколько книг осталось подклеить  ученикам: … - … = …

Такая организация  работы способствует самостоятельному выполнению задания

всеми учащимися  в классе. 

                                 ФРАГМЕНТ 2 

Самостоятельно  решить задачу разными способами:

Купили 4 книги  по 20 руб. каждая, и 4 альбома по 10руб. каждый. Сколько

стоила вся покупка?

Тем, кто справился  самостоятельно, предлагается составить  задачу на

выражение (4+3)*2

Тем ученикам, которые  решили задачу только одним способом, предлагается

рассмотреть рисунок  к задаче

|20                |20                |20                |20                |

|10                |10                |10                |10                | 

|                   20                                           20            |

|20                                          20                                |

|10                                           10                               |

|10                                          10                                | 
 

И ответить, как  можно узнать, сколько уплатили за все покупку.

Ученикам которые справились с заданием, предложить карточку с вопросами: 

Узнай, сколько  стоит 1 книга и 1 альбом вместе.

Узнай, сколько  стоят 4 таких комплекта.

Запиши решение  задачи: (…+…)*…=…

Вспомни, как можно  сумму умножить на число.

Запиши решение  вторым способом …*…+…*…=…

Наглядная интерпретация  задачи,  опора  на  знание  свойств  арифметических

действий,  объяснение  готового  решения  –  все   эти   приемы   обеспечили

самостоятельное решение задачи всеми учащимися 

                                Опорные схемы 

Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности

содействует углублению познавательных интересов в большей  мере тогда, когда

это осознается учащимися. Именно это и является источником радости. 
 

                             Проблемное обучение 

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания

фактов и выводов  всегда  вызывает  неослабевающий  интерес  учеников.  Такое

обучение заставляет искать истину и всем коллективом  находить ее.

В  проблемном  обучении  на  общее  обсуждение   ставится   вопрос-проблема,

содержащий в  себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

Например,  перед  изучением  деления  столбиком   многозначного   числа   на

однозначное на доске пишу несколько примеров для устного счета на  изученные

ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4 т например 12765:3.

Предлагаю объяснить  прием вычисления. Когда учащиеся подходят  к  последнему

примеру, наступает  тишина, даже сильные ребята не могут  сразу  дать  ответ.

Напряжение передается и слабым. Все активно включаются  в работу.  Начинают

думать, рассуждать, открывать для себя новое.  У  каждого  возникает  вопрос

КАК?,  а раз  есть  подобный  вопрос,  значит,  появляется  желание  узнать,

научиться. А это  желание – залог успешного  освоения нового.

Сильные ученики  справляются с заданием, заменяя  делимое удобным  слагаемыми.

Естественно, я  поощряю этих учеников, но отмечаю, что  они  затратили  много

времени на нахождение результата, а пример решить очень  быстро и  справиться

с решением может  каждый.  Как?  Глаза  у  всех  горят  любопытством.  В  эти

напряженную минуту я быстро решаю пример на доске  столбиком,  не  задерживая

их  внимания  на  объяснении.  Важна  быстрота  получения  ответа.  Дети  не

ожидали, что так  быстро можно решить сложный пример. А  вот  для  объяснения

приема решения  тоже нужно  выбрать  удобный  момент  или  создать  ситуацию,

когда  учащиеся  поймут,  что   им   необходимо   послушать,   и   послушать

внимательно. Вернусь  к  этому уроку математики.

После АХ!  Я  спросила:  ПРОСТО?   Все  радостно  заулыбались.  Я  не  стала

объяснять прием  решения, так как поняла, что  должного  внимания  не  будет.

Решение стерла.

Дети верили, что  все они поняли и решать подобные примеры  очень  просто.  Я

предложила им сразу же решить пример самостоятельно. Они с радостью  взялись

за дело, веря  в  быстрый  успех.  Наблюдаю:  одни  глаза  смотрят  на  меня

вопросительно, другие, третьи … И так большая часть класса, и главное – у

всех в глазах вопрос А  КАК?  Почему  не  получается,  хотя  показалось  так

просто?

У детей появляется желание поскорее найти ответ  на  вопрос.  Настало  время

для объяснения. Внимание полное. После объяснения опять даю  самостоятельное

задание, чтобы  вызвать у детей желание еще  и еще раз послушать объяснение.

В конце урока  показываю микрокалькулятор, с помощью  которого  за  несколько

секунд можно  произвести сложные вычисления, и  обязательно  подчеркиваю,  что

эту умную машину изобрел человек. 

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся  живые  споры,  обсуждения.

Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников,  создается  обстановка

увлеченности, раздумий, поиска. Это  плодотворно  сказывается  на  отношении

школьника к учению.

Для  развития  познавательных  интересов  важно  усложнение   познавательных

задач.

Для этого интересно  использовать  предварительную  подготовку  к  восприятию

нового. Например:

1 Заселите домик числами 

|10            |

|3     |      |

|      |4     |

|2     |      |

|      |5     |

|1     |      | 

2 Решить удобным способом

(40+10)-7

(60+10)-4 

После записи решения  на доске детям  дается  задание:  Найдите,  чем  похожи

суммы в этих примерах. А получив ответ: Вторые слагаемые  одинаковы  –  число

10, дети обводят  указанные слагаемые красным  мелом

(40+10)-7

(60+10)-4

Вывод можно зафиксировать  наглядно, соединив дугой  число  10  и  то  число,

которое вычитается.

В этом обобщении  фиксируется основа вычислительного  приема для случая  30-6

Следующие  задания  предлагаются  с  целью  закрепить  умение   выделять   в

круглыхдесятках один десяток,  т.е.  представлять  круглые десятки в виде

суммы, в которой  одно из слагаемых равно числу 10 

3 Вставить числа в окошки по данному образцу 

40 = 30 + 10                 80 = … + 10

60 = 50 + 10                 50 = … + … 

При подытоживании проделанной работы необходимо сказать о том,  что умения

заменять круглые  десятки суммой со вторым  слагаемым  10,  находить  удобный

способ вычитания  из такой суммы несколько единиц и знания состава  числа  10

пригодятся  ученикам  в  дальнейшем  при  изучении  нового   вычислительного

приема. Все это  нацеливает детей  на  изучение  нового  материала.  И  детям

интересно решать  пример  вида  30  –  6  т.к.  они  сами  при  его  решении

устанавливаюти закономерность, используя ранее приобретенные знания.

Задачи  на   применение   знаний   и   умений   также   способствуютразвитию

познавательных  интересов. С одной  стороны  эти  задачи  позволяют  ученикам

оперировать знаниями, повседновно  убеждаться  в их  полезности.  С другой

стороны, сам процесс  оперирования умениями  позволяет  им делать лестные  для

себя заключения о продвижении.

Особенно развивают  интерес творческие работы  учащихся,  которые  связаны  с

работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием  знаниями  и

умениями. Для этой цели использую опорные схемы: 

|       | 

|       | 
 

? на ? больше 

|       | 

Информация о работе Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики