Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:01, контрольная работа
Из поколения в поколение передается опыт и знание, которые нам помогают в дальнейшем существовать в обществе,достигнуть наилучших результатов для выживания в нынешнем времени. Наука,изучающая закономерности передачи этих знаний и опыта, так необходимого для жизни и труда человека, и называется педагогикой. В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождающий его в школу,прислуживающий ему на занятиях и вне. Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель», «детовожатый».
Введение
1. Становление и развитие русской педагогики Х-ХIХ вв.
2. Педагогика в России в ХХ веке
3. Педагогика ХХI века:какой ей быть в России
Заключение
Список литературы
Трудовое воспитание считалось важнейшей частью педагогической практики.
С.Т. Шацкий отмечал: «Центром,основой педагогической работы является детский труд, существенно отличающийся от взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным». Вопросы трудового воспитания рассматривались в трудах А.С. Макаренко.
Другой важной проблемой педагогической теории была организация и воспитание детского коллектива.Чувство коллективизма, по мнению Н.К. Крупской, — основа нравственного воспитания. Общественно полезная работа детей в коллективе должна и может стать эффективным средством воспитания при условии хорошей организации, соответствия работы знаниям и умениям детей. Вопросы формирования детского коллектива и творческой целеустремленной личности разрабатывались в трудах практически всех крупных ученых — педагогов того времени.
В частности, большое влияние на педагогов 20-х годов оказал Блонский П.П. Он сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и интересов; разностороннее развитие личности ребенка (умственное,нравственное, эстетическое, трудовое). Исследования Блонского основывались на двух главных принципах: идее развития и целостном подходе к изучению ребенка.Он попытался дать полную картину жизни ребенка, рассматривая его как«естественное целое». В учебнике «Педология» (1936) Блонский дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностей воспитания и обучения. Блонский выдвинул оригинальную теорию памяти,рассматривая различные ее виды как ступени развития, высказал гипотезу о происхождении внутренней речи у ребенка, изучая эмоциональную сферу, считал ее фундаментом поведения человека. Блонский сформулировал принцип индустриализации— тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением.
Блонский — автор первого учебного пособия по педагогике в советской России.
В начале XXвека один из виднейших отечественных педагогов – Макаренко А.С. связывал свою научную деятельность с воспитательной практикой (практически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в коммуну, — этот педагогический опыт Макаренко описал в литературных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях»). Макаренко смог разработать систему воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни,отношения. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива,методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины,создания воспитывающих традиций. Опыт творческого развития личности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки — разновозрастные отряды,советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. — имеют значение до сих пор. «...В краткой формуле сущность моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему», — писал Макаренко.
Макаренко подчеркивал решающее
влияние социальной среды, условий
труда и отдыха, быта на формирование
мировоззрения и нравственности
личности. Он писал: «Дети не готовятся
к труду и жизни ... а живут
и трудятся, мыслят и переживают,
к ним надо относиться как к
товарищам и гражданам, видеть и
уважать их права и обязанности,
включая право на радость и
обязанность ответственности». Воспитание
личности в коллективе и через
коллектив — главная задача воспитательной
работы. Настоящий коллектив должен
иметь общую цель, заниматься разнообразной
деятельностью, в нем должны быть
органы, направляющие его жизнь я
работу. Для детского коллектива необходима
бодрая, радостная, мажорная атмосфера.
Макаренко научно обосновал требования,
которым должен отвечать педагогический
коллектив воспитательного
Трудовое воспитание, по
мнению Макаренко, является одним из
важнейших элементов
Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребенка правильно легче,чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей, в конечном счете, определяют успех воспитания детей. В «Книге для родителей»Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отношения между собой — все это влияет на ребенка, формирует его личность.Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслуженный авторитет.
Педагогические открытия
Макаренко послужили основой
для развития социальной педагогики,исправительно-
Крупнейшим педагогом нашего столетия является Сухомлинский В. А., его педагогические работы переведены на40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.
Талантливый практик и теоретик,он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге «Разговор с молодым директором школы» Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя». Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества,при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.
Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив — сообщество детей,в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника — к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд и так до бесконечности, т.е. устанавливаются двусторонние глубокие связи.Сухомлинский вводит новые понятия — «коллективная духовная жизнь»,«интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.
В книге «Сердце отдаю детям»Сухомлинский ярко показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.
В середине 20 века подлинным
триумфом советской системы образования
были успехи в атомной и ракетно-
В конце 70-х — начале 80-х
годов на арену общественно-
Издательство «Педагогика» с1979 года стало выпускать серию «Педагогический поиск: опыт, проблемы,находки».
В числе первых вышли книги,рассказывающие о педагогическом опыте В. Ф. Шаталова, Е. И. Ильина, С. И.Лысенковой, Ш. Амонашвили.
Педагогика сотрудничества,
Индивидуальный подход Шаталова
рассчитан на всех учеников одновременно:
он возбуждает атмосферу коллективной,
Шаталов утверждает, что главные методические инструменты учителя — чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей.
Индивидуальное воздействие на личность ребенка через работающий, созидающий, творящий коллектив характерно для многих педагогов-новаторов. Учитель труда и черчения И. П. Волков считал,что для развития склонностей и способностей, учащихся необходимы возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности. В его «свободной мастерской» собраны всевозможные инструменты и материалы, каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника.
Существует лишь одно правило:«Научился сам — научи товарища».
В своем творчестве педагоги-новаторы стремились преодолеть замкнутость школьного классного мира,отрыв обучения от жизни. Е. И. Ильин, например, убежден, что уроки литературы должны стать уроками человековедения, стать средством глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни.
Наработки теоретиков педагогики нашли свое отражение уже в современных трудах педагогов конца 20 века.
На протяжении всего 20 века
вплоть до 90-х годов существовала
«пионерская» система. Она способствовала
в большей степени
3. Педагогика XXIвека: какой ей быть в России.
После распада Советского союза на образование стали уделять мало внимания. Учителя и педагоги во всей стране страдали от невыплат заработной платы, школы страдали от нехватки образованных кадров и требовала механизации.
Лишь в начале 21 века заново начали поднимать образование, наконец-то стали уделять внимание образованию будущего поколения.
В настоящее время каждое
учебное заведение
Даже сейчас остаются проблемы
в развитии общества и всего человечества.
Большое влияние оказывает
Многие стараются в данное время отдавать детей сразу в несколько секций для увеличения объема знаний, но они не понимают, что чем больше человек вовлечен в разные процессы, тем меньше он знает. Надо конкретно с детства определить цель воспитания - чего хочет ребенок, а не чего хотите вы сами.
В настоящее время образование вновь начало разделение на разные слои: богатые и бедные. Создаются специальные школы для богатых, и массовые школы превращаются в «скудно обеспеченный отстойник» для малообеспеченных детей. Конечно, государство вновь начало задумывать о том, что вскоре может вновь произойти расслоение общества. Поэтому начинают издавать указы о бесплатных услугах для учащихся, об улучшении питания и о бесплатном образовании.
В данный момент наступил пик в высшем образовании, когда люди «ринулись» получать первое, второе, а кто и третье высшее образование. Люди-то стремятся, но сейчас в институтах не дают тех знаний, которые давали нашим родителям.
Думаю, что в будущем получение образования будет полностью компьютеризировано, и чем быстрее младшее поколение поймет, что современная техника мало дает знаний, а лишь ты сам изучаешь мир,тем быстрее станет развиваться общество, тем больше будет грамотных специалистов в той или иной области деятельности государства.
И все-таки российская школа всех степей жива. И она будет жить, пока на ниве народного просвещения трудятся настоящие российские патриоты и подлинные энтузиасты своего дела.
Заключение
Зарождение и становление
педагогически следует
В ходе практического применения многие основоположники педагогики и дидактики в частности взяли за основу именно исторически сложившиеся системы воспитания.