Развитие педагогики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Из поколения в поколение передается опыт и знание, которые нам помогают в дальнейшем существовать в обществе,достигнуть наилучших результатов для выживания в нынешнем времени. Наука,изучающая закономерности передачи этих знаний и опыта, так необходимого для жизни и труда человека, и называется педагогикой. В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождающий его в школу,прислуживающий ему на занятиях и вне. Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель», «детовожатый».

Содержание

Введение
1. Становление и развитие русской педагогики Х-ХIХ вв.
2. Педагогика в России в ХХ веке
3. Педагогика ХХI века:какой ей быть в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Гуденко..docx

— 41.44 Кб (Скачать)

Краснодарский Государственный Университет  Культуры и Искусств

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по социальной педагогики

 

на тему: Развитие педагогики в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Студентки 4 курса

                                                                                     Отделение МП

Факультет ФМГО

                                                                                     Гуденко К. Н.                                                         

 

 

Краснодар 2012г.

 

Содержание

 

Введение

1. Становление и развитие  русской педагогики Х-ХIХ вв.

2. Педагогика в России  в ХХ веке

3. Педагогика ХХI века:какой ей быть в России

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История развития и становления  воспитательных традиций связана с  определенными воспитательными  системами,сложившимися в процессе развития общества, а самое главное личности.

Чтобы воспитать личность, самым главным образом, надо познать  основы педагогики.

Из поколения в поколение  передается опыт и знание, которые  нам помогают в дальнейшем существовать в обществе,достигнуть наилучших результатов для выживания в нынешнем времени. Наука,изучающая закономерности передачи этих знаний и опыта, так необходимого для жизни и труда человека, и называется педагогикой. В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождающий его в школу,прислуживающий ему на занятиях и вне. Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель», «детовожатый».

Потребность передачи социального  опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Однако как целенаправленный процесс воспитание берет свое начало с периода разделения труда. Целью  и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувства  верности интересам рода и племени, сообщении знаний о традициях, обычаях  и нормах поведения в данном роде, племени. Основой развития послужили  игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени –  охоту, рыбную ловлю,…Первые зачатки  образования появились в странах  Древнего Востока. Обучение было долгим и дорогим, поэтому оно не было доступно земледельцам и ремесленникам.

На протяжении всей истории  развития человечества средоточием  воспитания развития человечества остаются семья, общество, церковь и государство.

Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.

Нас же в настоящее время  интересует, как развивалась педагогика в нашей стране. Откуда она появилась,чего объясняла и что ждет ее в будущем.

В течение длительного  времени,Россия развивается по-разному, и по-разному воплощается идея воспитания человека.

1. Становление  и развитие русской педагогики  Х-ХIХ вв.

 

Система воспитания—это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.

Любая система воспитания востребована конкретным обществом  и существует до тех пор, пока сохраняет  свою значимость. Поэтому она имеет  конкретно-исторический характер.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи  Античности, Средневековья,Возрождения, XVIH-XIX веков и современного периода развития человечества — XX и начала XXIвека.

Но мы окунемся и узнаем, как происходило воспитание в  России.

В России с давних времен открывались школы. Сохранились  сведения об открытии школы для 300 детей  в Новгороде в 1030 году. Также как  и в других государствах, первые зачатки педагогики проявлялись  в «воспитании» младшего поколения. Под воспитанием понималась трудовая деятельность (в основном – пахота, посев и уборка урожая,).Раньше уже с 7 лет у детей начиналась трудовая деятельность. Если кто и обучался то только дети (в основном сыновья) богатых купцов и торговцев. В начале образования государства российского в обществе была главная цель:расширение границ и обладание соседними землями. В 862-882 гг для образования Киевской Руси были приглашены со стороны князья (Рюриковичи), которые также принесли с собой свою культуру.

С развитием государства  общество все более и более  увеличивало свои знания в той  или другой «науке». Лишь с 17века педагогика проявилась как система образования, как главная цель познания общества.

Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики выходца  из Белоруссии Симеона Полоцкого (1629—1680). В 1667 году он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью.Под его наблюдением воспитывался Петр I.Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в 1687 году, уже после его смерти, и значительно расширила высшее образование в российском государстве. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Самые первые реальные школы  возникли в России и Германии одновременно уже в начале 18 века. А самым  первым учебным заведением реального  образования была открыта в Москве 14 января 1701года по указу Петра 1 –  школа математических и навигационных  наук. Перед ней была поставлена задача готовить специалистов военного и морского дела.

Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес наш земляк М.В. Ломоносов (1711—1765). Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и  др.

Заметный след в российской педагогике оставил Н.И. Новиков (1744—1818). Он издавал первый в России журнал«Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду,доброжелательность и сострадание к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н. И.Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.

С ХVIIIвека начинается профессиональная подготовка учителей. В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804года последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины, а в 1840году в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который  в своем имении «Ясная Поляна»  организовал начальную школу  для детей крестьян и осуществлял  там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного  воспитания»,создал учебник для начальной школы «Азбука».

Также в России в конце  XIXвека изучал и разрабатывал разные идеи по педагогике Ушинский К. Д. Он разработал специальную систему по педагогике - цельную дидактическую систему.Стержнем, которой стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на образование. Ушинский отмечал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Он показал, что знать человека во всех отношениях — это значит изучить его физические и психические особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869)он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти,воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов. Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности.

Проблемы нравственного  воспитания представлены у Ушинского  как общественно-исторические. В  нравственном воспитании он отводил  одно из главных мест патриотизму, который  исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга — «высказать смелое слово истины» против гнета и насилия. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, она строилась на силе положительного примера,на разумной деятельности ребенка. Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества.

Новой педагогической идеей  Ушинского была постановка перед  учителем задачи научить учеников учиться:«...Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания».

Ушинский утвердил принцип  воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания: «Воспитание должно действовать  не на одно увеличение запаса знании,но и на убеждения человека». Таким образом, К. Д. Ушинский по праву считается основоположником научной педагогики в России.

Педагогические принципы К. Д.Ушинского

1. Обучение должно строиться  с учетом возрастных и психологических  особенностей развития ребенка.  Оно должно быть посильным  и последовательным.

2. Обучение должно строиться  на основе принципа наглядности  и т.д.

2. Педагогика  в России в ХХ веке

 

В послереволюционной России строительство системы школьного  образования шло в течение  почти десятилетия.

С развитием общества все  больше и больше государству требовалось  умных людей. А для этого с  самого раннего возраста детей всех слоев общества следовало обучать  и давать те знания, которые требовало  само общество. Поэтому все больше стало создаваться школ и институтов.

В декабре 1917 года специальным  постановлением Совета Народных Комиссаров все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения. В его деятельности большую роль сыграли А. В. Луначарский и Н. К. Крупская. Школа стала бесплатной,общедоступной независимо от национальности, пола, социального и имущественного положения. Она была провозглашена светской, то есть независимо от церкви.

В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дореволюционной России:

•разносторонний состав учебных  предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и естественные науки;

• большое количество учебных  часов на язык и литературу, математику и естественные науки;

• значительное количество часов на физическое воспитание.

В дальнейшем учебные планы  советской школы многократно  перерабатывались, однако эти характерные  черты оставались неизменными. В  середине 20-х годов были попытки  введения комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен  в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить  разрыв между различными школьными  предметами и соединить обучение с жизнью и практикой. Вводились  новые методы и приемы обучения. Школа имела две ступени:начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность.

В 1930 году было объявлено  о всеобщем обязательном начальном  обучении. Ряд постановлений ЦК ВКП(б) в 30-е годы четко определил требования к общеобразовательной школе: обеспечить высокий уровень знаний, политехническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным усвоением основ наук. Было указано, что основной формой организации учебной работы должен стать урок «с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся» при четком определении продолжительности и структуры учебного года.

Школа была ориентирована  на образование информационного  типа, продуцирующее знания, умения, навыки. С помощью образования  решались острые социальные проблемы: сначала обучение всех граждан грамоте, затем — повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы.

Школе был четко сформулирован  социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило жесткую нормативно-охранительную  систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идеологизация воспитательной и учебной работы.

Педагогическая теория 1920—30-х  годов в России имела ряд характерных  особенностей: основная педагогическая идея того времени — идея трудовой школы, основанной на принципах политехничности и индустриализации.

Политехнический принцип  заключается в том, что трудовые занятия любого специального вида являются средством изучения общих основ  производства. Наибольшее развитие принцип  политехничности получил в трудах Н.К. Крупской.

«Трудовая школа есть орудие выработки нового человека и новой  культуры пролетариата, основанной на условиях общественного труда», —  писал П.П. Блонский, обосновывая принцип индустриализации, понимаемый как тесная связь школы непосредственно с производством. Эти идеи нашли отражение в создании нового типа школ, так называемых ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества ставили своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включали общеобразовательные дисциплины, и учащиеся получали образование в объеме школы-семилетки.

Информация о работе Развитие педагогики в России