Развитие педагогической теории и практики в работах Джона Локка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:58, реферат

Описание работы

В XVII веке Англия пережила буржуазную революцию, которая подготовила почву для промышленного переворота. Это была революция, возвестившая наступление нового времени, времени господства буржуазии. Ее характерной особенностью было выступление буржуазии в союзе с обуржуазившейся частью дворянства.

Содержание

1. Вступление
2. Биография
3. Краткий обзор творческой деятельности Джона Локка
4. Обзор педагогического наследия Джона Локка
5. Понятие опыта и проблема происхождения человеческих знаний
6. Роль нравственного воспитания в педагогике Джона Локка
7. Роль физического воспитания в педагогике Джона Локка
8. Дисциплина
9. Домашнее обучение
10. Требования к учителю. Образование народа
11. Заключение
12. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по педагогике.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     Требования  к учителю. Образование  народа

     Если  воспитание проводилось дома и осуществлялось лишь одним  учителем, то, следовательно, и требования, предъявляемые к преподавателю, были достаточно высоки. Учитель должен был обладать широкими и глубокими знаниями в самых разных областях, кроме того, он должен был являть собой пример нравственности, а также являться другом ребёнка и искренне его любить. ”Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он даёт волю какой-либо собственной страсти; и бесплодными будут его старания искоренить в своём воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом” (№89). “Ищите человека, который знал бы, как можно сформировать характер мальчика; отдайте его в такие руки, которые смогут, в пределе возможного, охранить его невинность, любовно поддерживать и развивать в нём хорошие начала, мягкими приёмами исправлять и искоренять все дурные наклонности и привить ему хорошие привычки” (№147). Отвергая царившую в современной ему школе догматику и зубрёжку, он предлагал использовать методы обучения, названные им мягкими, ориентированные на развитие интересов и положительных эмоций детей, их активности. Д. Локк рекомендовал пользоваться в процессе обучения, где возможно, игровыми приёмами, применять наглядность, практически закреплять приобретённые знания и т.д. Лишь опираясь на естественные склонности детей, не подавляя и не превращая занятия в бремя, педагог может руководить обучением. Следовательно, воспитатель должен был также быть тонким психологом и уметь выявлять и развивать способности и наклонности ребёнка.

       К вопросу о социальном значении детского труда Д. Локк обратился в составленной им записке к проекту закона о бедных “Рабочие школы” (1696). В этой записке Локк предлагал создавать в каждой общине воспитательные учреждения, предназначенные для детей бедноты от 3 до 14 лет, своего рода соединение дошкольных учреждений и элементарных школ. Обучаясь здесь началам ремёсел, распространённых в данной местности, дети должны были приучаться к трудолюбию и благонравному поведению и заодно возмещать издержки своего содержания. Этот составленный Локком документ не был принят, предложение об учреждении в каждой общине школы для неимущих было по тому времени смелым: закон о начальном обучении всех детей появился в Англии лишь в последней трети 19 в.

       Педагогика Джона Локка явилась отражением сложного переходного периода от феодализма к капитализму и наряду с прогрессивными чертами нового времени содержит недостатки старого. 
 
 

     Заключение

     Педагогика Джона Локка достаточно противоречива и тут уместно вспомнить слова П.П. Блонского: ”Буржуазная педагогика не может разрешить проблему всестороннего развития каждого члена общества, своё внимание она сосредотачивает на отдельном ребёнке, изучая его вне социальной среды. По этой причине она бессильна воздвигнуть здание педагогики как научной системы. Ей под силу разработка лишь отдельных вопросов”. Ребёнок, действительно рассматривался вне социальной среды, а всё внимание педагога было направлено только на одного ребёнка, что попросту невыполнимо в наши дни, когда получать образование могут дети всех слоёв населения.

     Но  наряду с этими важными в наши дни недостатками, педагогика Д. Локка, несомненно, заслуживает самого пристального внимания. По-прежнему актуальны его советы относительно нравственного и физического воспитания ребёнка. По-прежнему достаточно свежо звучат его советы относительно методов выработки у ребёнка интереса к предмету и способы преподавания, в частности принцип наглядности обучения, его ненавязчивости и т.п. Однако из-за перечисленных выше недостатков, многие положения педагогической системы Локка просто не смогут быть выполнены современными учителями, а потому больше подойдут родителям для семейного воспитания.

     Принципы  воспитания  Д. Локка оказала огромное влияние на педагогику. Его работы повлияли на многих талантливых педагогов будущего, таких как Песталоцци или Руссо. Его правила воспитания достаточно универсальны и могут быть использованы практически всеми. Не зря в предисловии к книге “Д. Локк” Н.Н. Поповский (ученик и последователь М.В. Ломоносова, один из первых профессоров Московского Университета) счёл необходимым обратиться к читателю с весьма знаменательной рекомендацией: хотя Д. Локк рассуждает здесь только о воспитании детей из знатных семей, однако и незнатные могут пользоваться теми же правилами.

     Подытоживая всё выше сказанное, можно смело утверждать, что Д.Локк оставил глубокий след в мировой педагогике и дал ей огромный толчок в развитии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

      

  1. Локк Дж. “Мысли о воспитании”/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М., 1981, с.163-195
  2. Зайченко Г.А. “Локк. Очерк творчества”. – М., 1973
  3. Нарский И.С. “Философия Д.Локка” – М., 1960
  4. Руссо Ж.Ж. “Эмиль или о воспитании”/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики – М.,1981 с.203-238
  5. Пискунов А.И. “История педагогики”/часть 2 М.,1997 с.33-39
  6. Шабаева М.Ф. ”Педагогическая теория Д. Локка”
  7. Век Просвещения. – М. – Париж, 1970
  8. Блонский П.П. “Избранные педагогические и психологические сочинения”. Под редакцией А.В. Петровского М., Педагогика 1979

Информация о работе Развитие педагогической теории и практики в работах Джона Локка