Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:58, реферат
В XVII веке Англия пережила буржуазную революцию, которая подготовила почву для промышленного переворота. Это была революция, возвестившая наступление нового времени, времени господства буржуазии. Ее характерной особенностью было выступление буржуазии в союзе с обуржуазившейся частью дворянства.
1. Вступление
2. Биография
3. Краткий обзор творческой деятельности Джона Локка
4. Обзор педагогического наследия Джона Локка
5. Понятие опыта и проблема происхождения человеческих знаний
6. Роль нравственного воспитания в педагогике Джона Локка
7. Роль физического воспитания в педагогике Джона Локка
8. Дисциплина
9. Домашнее обучение
10. Требования к учителю. Образование народа
11. Заключение
12. Список использованной литературы
Министерство образования и науки Украины
Одесский
национальный университет им. И. И. Мечникова
Факультет романо-германской филологии
Кафедра
педагогики
Реферат
по истории педагогики на тему:
«Развитие
педагогической теории
и практики в работах
Джона Локка»
Одесса
– 2008
Содержание:
Вступление
В XVII веке Англия пережила буржуазную революцию, которая подготовила почву для промышленного переворота. Это была революция, возвестившая наступление нового времени, времени господства буржуазии. Ее характерной особенностью было выступление буржуазии в союзе с обуржуазившейся частью дворянства.
В 1688 году в результате классового компромисса — соглашения между этими двумя социальными группами — король был объявлен низложенным и на его место приглашен принц Вильгельм Оранский, который принял предложенную ему «Декларацию прав», гарантировавшую буржуазное развитие страны. По словам Маркса, «Glorious Revolution» (славная революция) вместе с Вильгельмом III Оранским поставила у власти наживал из землевладельцев и капиталистов».
По
словам Энгельса, Джон Локк был «сыном
классового компромисса 1688 года». Маркс
характеризует его как
Биография
Джок
Локк родился в 1632 году в семье
провинциального адвоката, принимавшего
участие в революции. Получив среднее
схоластическое образование в старинной
Вестминстерской школе. Своё разочарование
в полученных знаниях Локк позднее выразил
в следующих словах: “…мир
наполнен книгами и
диспутами, книги умножаются
без увеличения знания”. Он поступил
затем в Оксфордский университет, где
увлекался трудами таких крупнейших ученых,
как Декарт, Бэкон, Ньютон, интересовался
естественными науками, занимался медициной.
По окончании университета Локк был оставлен
в нем как преподаватель греческого языка
и литературы. Он настороженно присматривался
к революционной борьбе, развертывавшейся
в стране, не симпатизировал тем, кто выдвигался
из простонародья. В 1667 году Локк познакомился
с либеральным политическим деятелем
лордом Шефтсбери и стал домашним врачом
и воспитателем его внука. Шефтсбери выступал
против короля на стороне буржуазии. Его,
а вместе с ним и Локка подвергли опале,
и они вынуждены были эмигрировать в Голландию.
После 1688 года Локк возвращается в Англию
и занимает почетное место в буржуазном
обществе того времени. Умер он в 1704 году.
Краткий обзор творческой деятельности Джона Локка
Главными
областями интересов Локка
Дата | Название труда | Комментарии (сущность) |
1660-1664
года |
“Опыт о законе природы” | Исследования в области теории происхождения и сущности политического общества. |
1667 год | “Опыт о веротерпимости” | Интерес к социнианству - рационалистическому направлению в протестантизме. Выступал в защиту религиозной свободы, против религиозного фанатизма различных сект, Локк настойчиво призывал к веротерпимости. |
1668 год | Трактат “О медицинском искусстве” | Приводит доводы в пользу экспериментального исследования заболеваний. |
1671
год
(16 лет) 1690 год |
“Опыт о человеческом разумнии” | Согласно Локку,
не существует врождённых идей и принципов
- ни теоретических, ни практических (нравственных),
включая и идею бога, а всё человеческое
знание проистекает из опыта. Все идеи
возникают из двух основных источников
- опыта внешнего (ощущения) и внутреннего
(рефлексии).
“В опыте
заключается всё наше знание,
от него, в конце концов, оно происходит”.
Выдвигая это положение, Локк рассматривает
человеческое сознание-“душу» - при рождении
человека, т.е. до того как она сможет располагать
данными опыта, как некую пассивную, но
способную к восприятию среду. Чтобы яснее
показать, что он имеет в виду, Локк употребляет
образные сравнения: “чистый лист
белой бумаги”, а в латинском переводе
своей книги – “выскобленная доска”(tabula
rasa).По мнению Локка, содержание опыта
– это, прежде всего ощущения, поступающие
от органов чувств и доказывающие ”существование
внешних вещей”. При этом Локк считает,
что усложнение психики ребёнка
находится в прямой зависимости
от его органов чувств. Заметим, что
из учения Локка о роли опыта вытекали
важные результаты для детской педагогики:
необходимость учитывать Отсюда следует,
что человек с самого раннего
возраста должен быть чем-то заинтересован,
занят какой-либо деятельностью. Нужно
всячески поощрять и развивать любопытство
ребёнка, его любознательность. ”Любознательность
в детях нужно так же заботливо поощрять,
как другие желания подавлять. Подобный
подход к воспитанию понятен, если учесть,
что решающую роль в формировании опыта
и знаний Локк отводил органам чувств,
а потому, чем больше ребёнок будет слышать,
видеть, ощущать,
тем более опытным, а, следовательно, более
умным он будет. В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел - первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Локк различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Он считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Локк склоняется к концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остаётся неизвестной, и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Локк
делит на интуитивное (самоочевидных истин,
нашего собственного существования), демонстративное
(положений математики, этики, бытия бога)
и сенситивное (существования единичных
вещей). Впоследствии Локк внёс некоторые корректировки в свою теорию. Примечательно, что в работе “ О воспитании разума ” Локк внёс в трактовку tabula rasa уточнения и исправления, в соответствии с которыми “чистая доска” оказывается не такой уж ”чистой”. Он подчёркивал различие задатков, которые “природа закладывает в нас ”. О том, что человеческая душа изначально не “чистая доска”, на которой опыт и воспитание могут наносить любые письмена, свидетельствует, по Локку, и разнообразие человеческих рассудков: “…природные конституции людей создают в этом отношении такие широкие различия между ними, что и искусство и усердие никогда не бывают в состоянии эти различия преодолеть”. Немалую роль играют и различия в “природном темпераменте”. |
1690 год | “ О воспитании разума | Проводит тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума и тех шагов, которые совершает ум в своем движение к знанию. |
1690 год | “Два трактата о правлении” | Первый трактат посвящен опровержению феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера на божественное право абсолютной королевской власти, второй - содержит теорию конституционной парламентарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием социально-политического строя, утвердившегося в Англии после переворота 1688-89. Неизбежность института государственной власти Локк рисует с позиций теории естественного права и общественного договора. В отличие от абсолютистской теории государства Т. Гоббса, по Локку, правительству передаётся только некоторая часть "естественных прав" (отправление правосудия, внешних сношений и т. п.) ради эффективной защиты всех остальных - свободы слова, веры и прежде всего собственности. Чтобы предотвратить злоупотребления, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и "федеративной" (внешних сношений), причём само правительство должно подчиняться закону. Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответственное правительство. В экономической теории Локк придерживался принципов меркантилизма и трудовой теории стоимости. |
1693 год | “Мысль о воспитании” | Локк исходит из идей о решающем влиянии среды на воспитание, необходимости учёта естественной склонностей ребёнка, формирования у него здорового тела и духа. Вначале ребёнок всецело находится под влиянием родителей и воспитателей, которые должны быть для него примером; по мере того как он взрослеет, он получает свободу. Относя "пользование разумом", а, следовательно, и плодотворное обучение к зрелому возрасту, Локк считал, что к учению следует приступать лишь после того, как сформирован характер ребёнка (притом в семье, а не в школе) и ему привиты основы морали. Задачам, содержанию и методам схоластического обучения Локк противопоставлял программу образования, исходящую из потребностей делового буржуазного общества. Оно должно основываться на развитии у детей интереса к учению и любознательности. Обучение древним языкам сводится к минимуму; подчёркивается важность изучения родного языка. Наряду с новыми языками и математикой, особенно способствующей развитию мышления, должно быть введено изучение географии, истории, основ права и "естественной философии". |
1695 год | “Послания о веротерпимости” | Отстаивает идею отделения церкви от государства. |
1695 год | “Разумности христианства” | Локк в духе протестантизма старался отделить "подлинное" учение Христа от последующих видоизменений. Позиция Локка близка деизму и унитариям, однако он считает, что, поскольку человеческий разум ограничен, христианство, даже разумное, нуждается в откровении, в приобщении к божественному опыту "через его дух", без чего всякая религия пуста. |
Обзор педагогического наследия Джона Локка
Большой заслугой Локка как философа была разработка идеи опытного происхождения человеческого знания. Категорический отказ от традиционной точки зрения на врождённость человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной педагогики.
Отрицая врождённость идей, Локк очень высоко оценивал роль воспитания, которое должно подготовить человека к жизни. Характерная особенность педагогической теории Локка - утилитаризм: руководящим принципом воспитания он считал принцип полезности. Отсюда у него большое внимание к физическому развитию детей, забота об укреплении их здоровья. Так как Локк имел в виду воспитание джентльмена, он большое значение придавал выработке изящных манер, навыков вежливого поведения. Главной задачей нравственного воспитания Локк считал выработку твёрдой воли, умение сдерживать неразумные желания. Воспитание должно приучать человека управлять собой.
Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанника. Поэтому он выступал резко против традиционного классического образования, защищая реальное образование, вооружающее полезными знаниями: новые языки, география, законоведение, бухгалтерия и т.п. Он считал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию у них самостоятельного мышления. При обучении не должны применяться наказания.
Однако можно утверждать, что в понимании задач образования Локк далёк от узкого практицизма, утилитаризма. Его воспитанник должен был быть не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к “добродетельной жизни”, проявлять интерес к изучению того, в чём он может быть полезен своей стране. Образование выступает таким образом и в качестве средства развития важнейших гражданских, нравственных качеств личности.
Педагогика
Джона Локка носила практикоориентированный
характер. Его теория была тесно связана
с переменами, происходившими в обществе.
Локк был сыном своего века и отразил в
своих исканиях его глубокие противоречия
и состояние наук. По замечанию Ф. Энгельса,
“Локк был в религии, как и в политике,
сыном классового компромисса 1668 года”,
которым завершилась английская буржуазная
революция.
Понятие опыта и проблема происхождения человеческих знаний
Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблему происхождения идей. Там, где нет идей, нет и знаний. ”Если спросят меня, когда же человек начинает иметь идеи, то верный ответ, на мой взгляд, будет: Когда он впервые получает ощущение”.
Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. В этом смысле сенсуалистическое положение “Все знания происходят из ощущений” вполне согласуется у него с положением “Все знания приобретаются из опыта”. ”Откуда же получает весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается всё наше знание, от него, в конце концов, он происходит”.(5,1,154)
Синтез способности чувственного отражения материального мира с другими познавательными способностями Локк осуществляет, признавая наряду с внешним, чувственным опытом, из которого поступает исходная информация о внешнем мире, опыт внутренний, рефлексию: ”Наше наблюдение, направленное ими на внутренние действия нашего ума, которые мы сами воспринимаем и о которых мы сами размышляем, доставляет нашему разуму весь материал мышления”.
Таким образом, согласно Локку, опыт имеет как бы 2 измерения: чувственное, обращённое на внешний мир, и рациональное, направленное на саму познавательную деятельность.
Локк понимал под опытом совокупность всего того, с чем человек имеет дело “непосредственно на протяжении всей своей жизни”.
“В опыте заключается всё наше знание, от него, в конце концов, оно происходит” (стр.79).Выдвигая это положение, Локк рассматривает человеческое сознание-«душу» - при рождении человека, т.е. до того как она сможет располагать данными опыта, как некую пассивную, но способную к восприятию среду. Чтобы яснее показать, что он имеет в виду, Локк употребляет образные сравнения: “чистый лист белой бумаги”, а в латинском переводе своей книги – “выскобленная доска”(tabula rasa). По мнению Локка, содержание опыта – это, прежде всего ощущения, поступающие от органов чувств и доказывающие ”существование внешних вещей”.
При этом Локк считает, что усложнение психики ребёнка находится в прямой зависимости от его органов чувств. Заметим, что из учения Локка о роли опыта вытекали важные результаты для детской педагогики: необходимость учитывать индивидуальные особенности в развитии детей, принцип наглядности обучения и пр.
Информация о работе Развитие педагогической теории и практики в работах Джона Локка