Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:58, реферат
В XVII веке Англия пережила буржуазную революцию, которая подготовила почву для промышленного переворота. Это была революция, возвестившая наступление нового времени, времени господства буржуазии. Ее характерной особенностью было выступление буржуазии в союзе с обуржуазившейся частью дворянства.
1. Вступление
2. Биография
3. Краткий обзор творческой деятельности Джона Локка
4. Обзор педагогического наследия Джона Локка
5. Понятие опыта и проблема происхождения человеческих знаний
6. Роль нравственного воспитания в педагогике Джона Локка
7. Роль физического воспитания в педагогике Джона Локка
8. Дисциплина
9. Домашнее обучение
10. Требования к учителю. Образование народа
11. Заключение
12. Список использованной литературы
Эмпирико-
Как мы видим, ведущую роль в теории Локка играет понятие опыта и проблема происхождения человеческих идей. Если рассматривать эту концепцию в контексте времени, то становится понятны причины, по которым Локк так подробно остановился на разработке этих идей. На дворе стояла вторая половина 17 века. Эпоха Средневековья сменялась Новым временем. Старая схоластическая система образования не выдерживала испытание временем. Требовался “новый” человек. Идеалом новой эпохи становился предприниматель, делец, человек действия. Соответственно и педагогическая система должна была измениться, превратиться из схоластической в практикоориентированную, дающую знания необходимые для жизни. Подобную систему и попытался разработать Джон Локк.
В условиях нового времени огромное значение приобретает опыт. По Локку, знания и идеи получаются из опыта, который, в свою очередь, происходит из ощущений. Отсюда следует, что человек с самого раннего возраста должен быть чем-то заинтересован, занят какой-либо деятельностью. Нужно всячески поощрять и развивать любопытство ребёнка, его любознательность. ”Любознательность в детях нужно так же заботливо поощрять, как другие желания подавлять” (№108 “Мысли о воспитании”). Подобный подход к воспитанию понятен, если учесть, что решающую роль в формировании опыта и знаний Локк отводил органам чувств, а потому, чем больше ребёнок будет слышать, видеть, ощущать, тем более опытным, а, следовательно, более умным он будет.
А теперь рассмотрим, вскользь упоминавшееся выше, понятие tabula rasa, т.е. идею о том, что человек с рождения представляет собой “чистую доску” на которой можно ”написать” всё, что угодно.
Изначальное естественное равенство всех детей, ум которых от рождения – “незаполненный чистый лист”, неизбежно нарушается в силу существующего неравенства индивидуальных способностей, различной степени прилежания и сопутствующих им внешних обстоятельств. Всё это, по схеме Локка, приводит к тому, что люди добиваются разных успехов и приобретают имущество “разных размеров”. Таким образом, имущественное и социальное неравенство людей становится как бы “естественным явлением”.
Впоследствии Локк внёс некоторые корректировки в свою теорию. Примечательно, что в работе “О воспитании разума ” Локк внёс в трактовку tabula rasa уточнения и исправления, в соответствии с которыми “чистая доска” оказывается не такой уж ”чистой”. Он подчёркивал различие задатков, которые “природа закладывает в нас” (3,235). О том, что человеческая душа изначально не “чистая доска”, на которой опыт и воспитание могут наносить любые письмена, свидетельствует, по Локку, и разнообразие человеческих рассудков: ”…природные конституции людей создают в этом отношении такие широкие различия между ними, что и искусство и усердие никогда не бывают в состоянии эти различия преодолеть” (5,2,203). Немалую роль играют и различия в “природном темпераменте”.
Как
мы можем видеть, Локк всё же признал
роль врождённых задатков в воспитании.
Роль нравственного воспитания в педагогике Джона Локка
Локковская
концепция нравственного
Существенна также позиция Локка, предполагавшая подчинение идеи Бога требованиям разума. Отсюда вытекало и его требование: только здравый смысл должен служить регулятором поведения человека. В самоограничении и самодисциплине он видел необходимое условие разумного поведения и управления человека собой при различных обстоятельствах жизни. При этом нравственные нормы и правила поведения не должны оставаться чем-то внешним, они должны стать его глубоко внутренними личностными качествами. Поэтому задача развития в личности внутренней потребности к активному утверждению в себе нравственных принципов рассматривалось Д. Локком в качестве главной цели воспитания.
Д. Локк расширил представления о педагогических средствах, рассмотрев не только методы обучения, но и методы нравственного воздействия. Он обращал внимание на зависимость поведения от мотивов, этих “могущественных стимулов души”, и попытался выявить механизм, управляющий ими.
Формальное заучивание правил поведения бессмысленно. Применяя идею наглядности обучения и к практике нравственного воспитания, Локк рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им следует поступать и чего следует избегать. Практика, повторные действия, закрепление положительного опыта поведения и обусловленных этим рациональных привычек и черт характера рассматривались Локком в качестве важнейших средств воспитания. Он считал также целесообразным использовать для закрепления положительного опыта поведения повторные нравственные действия. Искусство воспитания, по Локку, состоит в использовании каждого благоприятного случая для создания специальных ситуаций, побуждающих ребёнка к желаемым повторным действиям, укрепляющим положительную привычку.
Методику выработки у ребёнка опыта нравственного поведения Локк связывал с развитием его нравственного сознания, без чего возможность полноценного нравственного становления личности представлялась ему немыслимой. В качестве важнейшего метода нравственного воздействия он рекомендовал убеждение, обращая внимание на то, что дети хорошо воспринимают доступные их уровню понимания доводы воспитателя, чувствительны к одобрению или порицанию, усваивают наглядные примеры поведения со стороны взрослых и т.д. “Однако самый простой и лёгкий и вместе с тем самый эффективный способ воспитания детей и формирования их внешнего поведения заключается в том, чтобы показывать им на наглядных примерах, как им следует поступать и чего они должны избегать” (№82).
В “Мыслях о воспитании” Локк даёт некоторые практические советы о том, как воспитать в детях щедрость, доброту и чувство справедливости. “Дети, живущие вместе, часто спорят из-за господства, из-за того, кому из них командовать над остальными. Кто бы ни начал этот спор, спор обязательно следует пресекать. Мало того, надо учить их относиться друг к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью” (№109). ”Что касается обладания и владения вещами, то учите детей легко и свободно делиться со своими друзьями тем, что у них есть. Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы они (дети) не нарушали правил справедливости: нужно всякий раз, когда дети так поступают, исправлять их, а когда есть для этого основание, и строго взыскивать” (№110). Достаточно показательно в этом плане и мнение Локка относительно подарков. ”Подарки, которые принято делать детям родителей с солидным общественным положением в целях угождения, причиняют малюткам большой вред. Это развивает в последних гордость, тщеславие и жадность чуть ли не ранее, чем они научатся говорить” (№130).
Как
мы видим, многие положения теории Локка
были актуальны и прогрессивны не
только в прошлом. И на сегодняшний
день многие педагогические проблемы
всё также остры, а потому все вышеперечисленные
советы могут с успехом применяться современными
педагогами и родителями, что поможет
им избежать многих проблем воспитания.
Роль физического воспитания в педагогике Джона Локка
Большое внимание в педагогике Локка уделялось физическому воспитанию детей. Физическое развитие будущего джентльмена стояло у Локка едва ли не на первом месте. Нам становится понятнее этот подход, если мы вспомним в каком времени жил Локк. Огромный экономический потенциал новых, недавно освоенных, земель, невысокий уровень развития транспорта и непривычные, часто экстремальные климатические условия требовали от предпринимателя огромной физической выносливости, ведь предприниматель должен был много ездить по свету, испытывая в дороге всевозможные лишения и трудности. Требования времени опять-таки, как в зеркале, отразились в педагогической системе Локка. “Насколько здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья, и насколько каждому кто желает играть какую-либо роль в мире нужна крепкая конституция, способная переносить лишения и усталость, слишком ясно, чтобы требовались какие-либо доказательства ” (№3). Показательно в этом отношении и требование Локка в отношении постели. ”Постель ребёнка должна быть жёсткой и стёганое одеяло лучше перины, жёсткое ложе укрепляет члены, в то время как зарывание каждую ночь в перины изнеживает и расслабляет тело и часто является причиной слабости и предтечей ранней могилы. Далее, тот, кто привык спать дома на жёстком ложе, не будет страдать бессонницей во время своих путешествий” (№22). Подобные слова говорятся и в отношении закаливания. Оно должно было начинаться с самого раннего детства, чтобы тело ребёнка привыкло к действию неблагоприятных температур. ”Первое, о чём следует заботиться – это чтобы дети ни зимою, ни летом не одевались и не прикрывались слишком легко”.
К этому же пункту, на мой взгляд, можно отнести также требования Локка в отношении пищи ребёнка. ”Что касается пищи, то она должна быть совсем обыкновенной и простой. На завтрак и ужин очень полезно давать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку и целый ряд блюд, которые принято готовить в Англии; нужно только заботиться о том, чтобы все эти блюда были просты, без обильных примесей и очень мало приправлены сахаром, а ещё лучше совсем без него. Особенно же тщательно следует избегать всяких пряностей и других вещей, которые могут горячить кровь. Следует также умеренно солить их пищу и не приучать их к сильно приправленным блюдам” (№13,14). Из этих наставлений следует, что Локк хотел, чтобы ребёнок в будущем был неприхотлив в еде, и отсутствие пряностей или изысканного блюда не отражалось бы на его самочувствии и воспринималось им как должное. Этот пункт, как и все остальные выше перечисленные, ориентирован на длительные путешествия и связанные с ним лишения, которые волей-неволей пришлось бы перенести юному джентльмену.
Локк
также много говорил о пользе
ремесла. Ремесло, по его мнению, было
важным составляющим воспитания. Благодаря
ремеслу юноша развивался физически, а
также занимал своё свободное время, что
ограждало молодого человека от дурных
влияний. Однако этот аспект воспитания
не носит явной ориентации на будущую
жизнь воспитанника, он скорее выступает
в качестве хобби, которое должно благотворно
влиять на будущего джентльмена.
Дисциплина
Локк
придавал большое значение дисциплине.
“С раннего возраста
молодого человека следует
приучать к дисциплине,
так как с возрастом
маленькие пороки вырастают
в большие, а затем родители
жалуются, что вода,
источник которой они
сами отравили, имеет
горький вкус” (№38). Родители должны
приучать своё дитя к послушанию. ”Итак,
кто ставит своею целью
всегда управлять своими
детьми, тот должен начинать
это, пока те ещё очень
малы, и следить за тем,
чтобы они полностью
подчинялись воле своих
родителей” (№40). ”Страх
и почтительность должны
дать вам первую власть
над их душами, а любовь
и дружба должны закрепить
её” (№42). Однако, несмотря на столь
суровые, на первый взгляд методы воспитания,
Локк был против побоев. “Этот
метод исправления естественно
порождает в ребёнке
отвращение к тому, что
воспитатель должен
заставить его полюбить” (№49). Как мы
видим, послушание юного джентльмена воле
родителей играет у Локка очень важную
роль. Однако подобный подход может толковаться
двояко. С одной стороны, нет никаких сомнений
в том, что надо слушаться родителей, ведь
они, как правило, желают только лучшего,
но бывает и так, что родители часто не
учитывают желаний самого ребёнка, давая
ему то, что, по их мнению, ребёнок должен
знать и уметь, а не то, что ему действительно
нужно и интересно. И получается так, что
интересы ребёнка мало учитываются или
не учитываются вовсе. Воспитание получается,
по сути, односторонним. Подобный авторитарный
стиль, на мой взгляд, логически вытекает
из понятия tabula rasa, где ребёнок рассматривается
как пассивная, но способная к восприятию
среда. Ребёнок выступает в роли своеобразной
“губки”, которую нужно “пропитать”
знаниями. Подобный авторитаризм понятен,
ведь педагогика Джона Локка – это педагогика
переходного периода, а значит, наряду
с прогрессивными чертами, она ещё подвержена
некоторым влияниям и стереотипам старой
школы. Однако огромным шагом вперёд, по
сравнению со старой школой, был отказ
от побоев. Если мы вспомним Средние века,
то розга была обычным предметом в классной
комнате. Да и много позже во многих школах
физические наказания детей были в порядке
вещей, а потому ещё раз хочется отметить
несомненно прогрессивный подход к воспитанию,
разработанный Локком.
Домашнее обучение
Следующим аспектом педагогической системы Локка, на который я бы хотел обратить внимание, является то, что юноша должен был получать образование дома, быть с самого раннего детства под присмотром одного единственного воспитателя, который, по сути дела, становился практически членом семьи. Вот, что говорит Локк об учёбе в школе: ”Я не могу спокойно думать о том, что молодого джентльмена считают необходимым втолкнуть в общее стадо и затем погонять его розгой и плёткой из класса в класс, как бы сквозь строй, чтобы он приобрёл “интеллектуальную культуру” (№147). Что ж на тот период времени подобный подход являлся обоснованным. Школа той эпохи не столько развивала, сколько подавляла и уничтожала у ребёнка тягу к знаниям, стремление к учёбе. Действительно, как уже упоминалось выше, система образования была схоластической, а розга свободно гуляла по спинам воспитанников. При таком подходе к образованию, вместо умного, энергичного и любознательного человека, мы получали забитого и равнодушного индивида, обладающего ворохом ненужных, зазубренных аксиом. Возможно, что это и подходило для Средневековья, с его идеологией подавления всяческих свобод и инакомыслия, однако в Новом времени подобная система уже не удовлетворяла запросов общества, а потому Локк настоятельно рекомендовал родителям воспитывать своих детей дома. Однако не только устаревшая система образования не устраивала Локка. Он считал, что в школе толпа дурно воспитанных детей, “стадо”, будет плохо влиять на молодого джентльмена.
Проблему домашнего образования можно толковать двояко. С одной стороны, роль воспитания значительно упрощается, ведь мы исключили из развития ребёнка такой сильнодействующий фактор, как неблагоприятное влияние среды. В итоге получаются идеальные условия для процесса обучения. Молодой человек видит лишь то, что должен видеть, знает лишь то, что должен знать. Получается своеобразный “идеальный” продукт воспитания.
Однако
данный подход обладает также рядом
минусов. Во-первых, эффект новизны
какого-либо порока, встреченного молодым
человеком в жизни, может перевесить всё
воспитание, полученное дома от педагога.
Во-вторых, общение со сверстниками –
это своеобразная “школа жизни”, и часто
она оказывается эффективнее всех книжных
истин. Нельзя не согласиться с тем, что
группа дурно воспитанных людей часто
плохо влияет на отдельную личность, но
воспитатель должен это учитывать и воспитывать
в ребёнке чувство собственной неповторимости,
индивидуальности. Ребёнку также может
пригодиться общение с дурно воспитанными
людьми, так как это научит его коммуникабельности,
умению найти общий язык с представителями
самых разных сословий, а это обязательно
пригодится человеку в будущем.
Информация о работе Развитие педагогической теории и практики в работах Джона Локка