Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:36, курсовая работа
В ходе исследований выявлено, что на формирование орфографической зоркости положительное влияние оказывает расчленение орфографического действия, которое выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и доведение каждой из них до автоматизма.. Специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости, требует использования специальных приемов и видов работы, таких как: письмо с пропусками орфограмм, специально организованное списывание и работа над ошибками, графическое обозначение орфограмм; а также применения дидактических средств: таблицы орфограмм, различного рода алгоритмов, памяток и др.
Каждое лето и осень я приезжаю к дедушке. Он живет в деревне. Там у меня есть заветная тропинка. Она вьется от опушки леса к роднику. На опушке растет высокий ясень. Я люблю отдыхать под этим деревом.
На втором уроке был
использован прием «
Фрагмент урока № 2
Слово учителя:
-Ребята, сейчас вы запишете текст. После необходимо будет проверить не допущены ли вами ошибки.
-Но проверять ошибки будем друг у друга. Работу над ошибками лучше выполнять по памятке, которая записана на доске:
1)Прочитать слово
2)Поставить ударение
3)Выделить корень
4)Подчеркнуть безударную гласную в корне
5)Подобрать проверочное слово.
Текст:
В моей
стране много озер. Вода в них
чистая и прозрачная, как стекло.
Вблизи берегов стеной стоят
сосновые леса. Стройные ряды
деревьев, словно пограничные войска.
охраняют голубые глаза
На следующем уроке был использован другой прием «Комментированное письмо с указанием орфограмм» в котором уже была указана орфограмма, детям необходимо было, применяя свои знания правильно написать слова.
Фрагмент урока № 3
Слово учителя
-Ребята, на лесной поляне Незнайка увидел две корзины. Из них высыпались грибы.
-В одну корзину
необходимо собрать слова-
в каком – И?
2.3. Контрольный этап
Цель: проверить умение учащихся правильно писать слова с отработанной орфограммой, « Правописание падежных окончаний имен существительных 1 склонения». С этой целью был проведен проверочный диктант.
Фрагмент урока.
Слово учителя:
-Ребята сейчас мы
напишем не большой диктант,
на орфограмму, с которой мы
работали на протяжении
Текст диктанта:
Вот клены выстроились в ряд вдоль грядки у дорожки. Чем дальше уходил Данилка от деревни, тем больше нравилось ему путешествие. У цапли было сломано крыло, из шеи текла кровь.
Результаты диктанта «Правописание окончаний имен существительных 1 склонения» занесены в таблицу 2.
Количество учащихся выполнявших работу |
Количество учащихся, не допустивших ошибку на данную орфограмму |
Количество учащихся допустивших 1 ошибку на данную орфограмму |
24 |
19 |
5 |
Можно сделать вывод, что у учащихся 3-го «А» класса формируются умения в овладении орфографической зоркостью, орфограмму над которой мы работали, усвоило 79 % учащихся.
Проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей. Не менее актуальной она остается и в наши дни, так как, несмотря на огромные усилия педагогов, грамотность письменной речи учеников остается в целом весьма низкой. Об этом говорят многочисленные ошибки в письменных работах школьников. Анализ учебно – методической литературы позволил сделать вывод: поскольку умение быстро обнаруживать орфограммы считается базовым орфографическим умением, без которого невозможна удовлетворительная орфографическая грамотность, начальной школе нужна научно разработанная система специальных упражнений, развивающих орфографическую зоркость и навыки самоконтроля у младших школьников.
В ходе исследований выявлено, что на формирование орфографической зоркости положительное влияние оказывает расчленение орфографического действия, которое выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и доведение каждой из них до автоматизма.. Специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости, требует использования специальных приемов и видов работы, таких как: письмо с пропусками орфограмм, специально организованное списывание и работа над ошибками, графическое обозначение орфограмм; а также применения дидактических средств: таблицы орфограмм, различного рода алгоритмов, памяток и др. Целесообразность применения того или иного приёма работы требует от учителя тщательного продумывания цели выполняемого упражнения, изучения его содержания, особенности выполнения. Младшие школьники нуждаются в специальном побуждении, чтобы самоконтроль имел место в их учебной работе, чтобы они обращались к способам действия, обращались к образцу действия. Следовательно, надо учить учащихся самоконтролю. Без него невозможна орфографическая зоркость. Воспитание навыка самоконтроля у учащихся имеет большое значение, особенно в изучении русского языка. Значение самоконтроля значительно возрастает еще и потому, что в настоящее время больше уделяется внимания созданию на уроках проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений. Мы не можем оставить без внимания формирование компонентов учебной деятельности и в частности - самоконтроля. Ребенок не сможет строить логические цепочки и делать правильные выводы, если у него отсутствует контроль своих действий и действий товарищей.
Чтобы обеспечить высокое качество самоконтроля, необходимо организовать подготовку учащихся к его осуществлению. Эта подготовка включает в себя усвоение теоретического и практического материала, относящегося к предстоящей работе, анализ этой работы с целью выявления сенсорных признаков, служащих сигналами для самоконтроля; овладение приемами непосредственного и опосредованного самоконтроля; организацию упражнений с учащимися по овладению указанными признаками и приемами.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, проведя наблюдение за детьми, диагностику сформированности навыков самоконтроля и анализ письменных работ учащихся, можно сделать вывод об эффективности формирования навыка орфографического самоконтроля у младших школьников по русскому языку в результате использования приемов, описанных и внедрённых в практику .
К концу исследования была проведена письменная работа (диктант). Его результаты показали, что 79 % учащихся совсем не допустили ошибок. И так, проведённое исследование показало эффективность применения данных приёмов по формированию орфографического самоконтроля у младших школьников. Результаты диктанта позволяют сделать выводы, что данная система оправдывает себя, даёт хорошие результаты. Систематическая и целенаправленная работа по формированию навыков самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, повышает мотивацию, активизирует внимание учеников, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера, личности ребёнка. Следовательно, необходима систематическая работа в этом направлении.
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты: