Развитие орфографической зоркости

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

В ходе исследований выявлено, что на формирование орфографической зоркости положительное влияние оказывает расчленение орфографического действия, которое выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и доведение каждой из них до автоматизма.. Специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости, требует использования специальных приемов и видов работы, таких как: письмо с пропусками орфограмм, специально организованное списывание и работа над ошибками, графическое обозначение орфограмм; а также применения дидактических средств: таблицы орфограмм, различного рода алгоритмов, памяток и др.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ 2.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

      Каждое  лето и осень я приезжаю к дедушке. Он живет в деревне. Там у меня есть заветная тропинка. Она вьется от опушки леса к роднику. На опушке растет высокий ясень. Я люблю отдыхать под этим деревом.

 

На втором уроке был  использован прием «Корректировки письма» (работа в парах).

Фрагмент урока № 2

Слово учителя:

-Ребята, сейчас вы  запишете  текст. После необходимо будет проверить не допущены ли  вами ошибки.

-Но проверять  ошибки  будем друг у друга. Работу  над ошибками лучше выполнять  по памятке, которая записана  на доске:

1)Прочитать слово

2)Поставить ударение

3)Выделить корень

4)Подчеркнуть безударную  гласную в корне

5)Подобрать проверочное  слово.

Текст:

      В моей  стране много озер. Вода в них  чистая и прозрачная, как стекло. Вблизи берегов стеной стоят  сосновые леса. Стройные ряды  деревьев, словно пограничные войска. охраняют голубые глаза природы.  Забегают сюда  только говорливые речушки, спорят волна с волной. Ласковый ветерок играет с прибрежной травой.

      На следующем уроке был использован  другой прием «Комментированное письмо с указанием орфограмм» в котором уже была указана орфограмма, детям необходимо было, применяя свои знания правильно написать слова.

Фрагмент урока № 3

Слово учителя

-Ребята, на лесной  поляне  Незнайка увидел две  корзины. Из них  высыпались  грибы.

-В одну корзину  необходимо собрать слова- грибы  с окончанием –Е, в другую –с  окончанием –И.В каком падежи существительные 1 скл.имеют окончание –Е,

в каком – И?

 

2.3. Контрольный этап

 

      Цель: проверить умение учащихся правильно писать слова с отработанной орфограммой, « Правописание  падежных окончаний имен существительных 1 склонения». С этой целью был проведен проверочный диктант.

Фрагмент урока.

Слово учителя:

-Ребята сейчас мы  напишем не большой диктант,  на орфограмму, с которой мы  работали на протяжении нескольких  уроков.

Текст диктанта:

Вот клены выстроились  в ряд вдоль грядки у дорожки. Чем дальше уходил Данилка от деревни, тем больше нравилось ему путешествие. У цапли было сломано крыло, из шеи текла кровь.

Результаты  диктанта  «Правописание окончаний имен существительных 1 склонения» занесены в таблицу 2.

Количество  учащихся выполнявших работу

Количество учащихся, не допустивших ошибку  на данную орфограмму

 Количество  учащихся допустивших 1 ошибку  на данную орфограмму

24

19

  5




                                                                                                       Таблица 2

                                             

   

Можно сделать  вывод, что у учащихся 3-го «А» класса формируются умения в овладении орфографической зоркостью,  орфограмму над которой мы работали, усвоило 79  % учащихся.

                                                        

 

 

 

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей. Не менее актуальной она остается и в наши дни, так как, несмотря на огромные усилия педагогов, грамотность письменной речи учеников остается в целом весьма низкой. Об этом говорят многочисленные ошибки в письменных работах школьников. Анализ учебно – методической  литературы позволил сделать вывод:  поскольку умение быстро обнаруживать орфограммы считается базовым орфографическим умением, без которого невозможна удовлетворительная орфографическая грамотность, начальной школе нужна научно разработанная система специальных упражнений, развивающих орфографическую зоркость и навыки самоконтроля  у младших школьников.

      В ходе исследований выявлено, что на формирование орфографической зоркости положительное влияние оказывает расчленение орфографического действия, которое выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и доведение каждой из них до автоматизма.. Специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости, требует использования специальных приемов и видов работы, таких как: письмо с пропусками орфограмм, специально организованное списывание и работа над ошибками, графическое обозначение орфограмм; а также применения дидактических средств: таблицы орфограмм, различного рода алгоритмов, памяток и др. Целесообразность применения того или иного приёма работы требует от учителя тщательного продумывания цели выполняемого упражнения, изучения его содержания, особенности выполнения. Младшие школьники нуждаются в специальном побуждении, чтобы самоконтроль имел место в их учебной работе, чтобы они обращались к способам действия, обращались к образцу действия. Следовательно, надо учить учащихся самоконтролю. Без него невозможна орфографическая зоркость. Воспитание навыка самоконтроля у учащихся имеет большое значение, особенно в изучении русского языка. Значение самоконтроля значительно возрастает еще и потому, что в настоящее время больше уделяется внимания созданию на уроках проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений. Мы не можем оставить без внимания формирование компонентов учебной деятельности и в частности - самоконтроля. Ребенок не сможет строить логические цепочки и делать правильные выводы, если у него отсутствует контроль своих действий и действий товарищей.

      Чтобы обеспечить высокое качество самоконтроля, необходимо организовать подготовку учащихся к его осуществлению. Эта подготовка включает в себя усвоение теоретического и практического материала, относящегося к предстоящей работе, анализ этой работы с целью выявления сенсорных признаков, служащих сигналами для самоконтроля; овладение приемами непосредственного и опосредованного самоконтроля; организацию упражнений с учащимися по овладению указанными признаками и приемами.

      Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, проведя наблюдение за детьми, диагностику сформированности навыков самоконтроля и анализ письменных работ учащихся, можно сделать вывод об эффективности формирования навыка орфографического самоконтроля у младших школьников по русскому языку в результате использования приемов, описанных и внедрённых в практику .

      К концу исследования была проведена  письменная работа (диктант). Его результаты показали, что 79 % учащихся совсем не допустили ошибок. И так, проведённое исследование показало эффективность применения данных приёмов по формированию орфографического самоконтроля у младших школьников. Результаты диктанта  позволяют сделать выводы, что данная система оправдывает себя, даёт хорошие результаты. Систематическая и целенаправленная работа по формированию навыков самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, повышает мотивацию, активизирует внимание учеников, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера, личности ребёнка. Следовательно, необходима систематическая работа в этом направлении.

      Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты:

  • учащиеся усвоили орфограмму «окончание имен существительных 1 склонения», а также безударные гласные;
  • достигнут определенный уровень сформированности орфографической зоркости учащихся;
  • возрос интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие орфографической зоркости