Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:36, курсовая работа
В ходе исследований выявлено, что на формирование орфографической зоркости положительное влияние оказывает расчленение орфографического действия, которое выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и доведение каждой из них до автоматизма.. Специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости, требует использования специальных приемов и видов работы, таких как: письмо с пропусками орфограмм, специально организованное списывание и работа над ошибками, графическое обозначение орфограмм; а также применения дидактических средств: таблицы орфограмм, различного рода алгоритмов, памяток и др.
Данный приём списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы эта работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, во-вторых, должен жёстко соблюдаться сам алгоритм письма. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.
Вначале работа проводится в классе коллективно, под строгим контролем учителя. Алгоритм составляется вместе с детьми и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании. Только после того, как учащиеся овладели всеми операциями, они могут начать упражняться в списывании дома. В 3 и 4 классах алгоритм списывания может состоять не из семи, а из четырёх пунктов.
Алгоритм списывания
1) Прочитай предложение и повтори его по памяти.
2) Прочитай предложение так, как оно написано.
3) Пиши, диктуя себе орфографически.
4) Проверь написанное, проговаривая каждое слово.
Ученики на длительный период получают разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов:
Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.
Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.
Важно учитывать то, что
второй способ без отработки первого
не принесёт желаемых результатов. Также
важно приучить школьников обнаруживать все
орфограммы в слове, в том числе и еще не
изученные.
К сожалению, в школьных учебниках не предлагается
достаточное количество заданий на самостоятельное
нахождение орфограмм в словах. В большинстве
случаев фигурируют упражнения на вставку
пропущенных букв, что снимает проблему
поиска орфограммы и не работает на формирование
орфографической зоркости. Кроме оказания
индивидуальной помощи в процессе письма,
следует разрешать ребятам оставлять
“дырки” в сомнительных случаях либо
подчеркивать отдельные буквы карандашом.
Ценность такого подхода заключается
в том, что ребенок, не опасаясь низкой
оценки за грамотность, не станет прибегать
к уловкам: выбирать только нетрудные
слова, составлять короткие предложения
и минимальные по объему тексты, что сводит
работу по развитию речи на нет. Кроме
того, учащиеся привыкнут максимально
активизировать орфографическую зоркость
не только во время диктантов, но и при
выполнении творческих работ [13].
Комментирование –
это вид упражнения, включающий
в себя объясняющее
По мере продвижения от 1 к 4 классу комментированное
письмо переходит в доказательное комментирование
– рассуждение при выполнении сложных
грамматических заданий. При комментировании
достигается высокий уровень самоконтроля,
т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет
правописание. Очень важно, чтобы все работали
одновременно с комментатором, не отставая
и не забегая вперёд. Большая самостоятельность
учащихся в процессе письма с использованием
следующего алгоритма:
1) проговариваю;
2) определяю орфограмму;
3) вспоминаю правило;
4) применяю его;
5)пишу;
6)проверяю [11, c. 120].
Учащимся предлагается текст, содержащий слова на разные орфограммы. Детям предлагается найти орфограммы в данном тексте и выделить их. Именно такой способ как нельзя лучше способствует развитию орфографической зоркости и навыка самоконтроля у младших школьников. В отличие от упражнения, в котором уже дается пропуск, то есть учащимся уже указывается «опасное место» в слове (в этом случае за ученика уже выполнен первый этап – нахождение орфограммы в слове), такое упражнение предполагает прохождение учеником всех этапов от постановки орфографической задачи до ее решения, то есть написания слова.
Орфографическая зоркость кроме умения находить орфограммы и определять их тип включает в себя также умение обнаруживать допущенные ошибки (свои или чужие). С целью развития этого умения используется прием корректировки письма, это известные самопроверка и взаимоконтроль. Следует помнить о целенаправленности различных видов самоконтроля и предлагать детям конкретные задания при проверке выполненной работы. Например: “проверьте, правильно ли записаны слова с безударными гласными в корне”. Использование взаимной проверки способствует развитию произвольного внимания школьников: они стремятся не допустить ошибки в своей работе и не пропустить их в тетради товарища, что создает условия для формирования орфографической зоркости. Работу над ошибками лучше выполнять по памятке в которой указаны названия орфограммы, алгоритм орфографических действий, образец графического обозначения орфограммы и способа ее проверки. Например:
1)Прочитать слово
2)Поставить ударение
3)Выделить корень
4)Подчеркнуть безударную гласную в корне
5)Подобрать проверочное слово [11, c. 129].
В настоящее время есть много способов работы над словарными словами – это и рассматривание предметных картинок, загадывание загадок, отгадывание кроссвордов и т.д. Работа со словарём – тренировка многоплановая, она развивает и навык самоконтроля. Орфографический навык нельзя принимать за автоматизм подлинный. Многие дети пишут уверенно, не задумываясь, и обычно правильно, по памяти и языковому чувству, но у таких детей, развитых в языковом отношении, могут быть ошибки. Поэтому, преодоление трудностей в обучении грамотному письму и формированию у младших школьников орфографических навыков во многом зависит от педагога. Если он будет учитывать условия для успешного формирования орфографических навыков и взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент этих навыков; то во многом облегчит работу младшим школьникам по освоению и выработке орфографического навыка; так как формирование орфографических навыков сложный и длительный процесс [13, 14].
1.5. Зависимость навыка самоконтроля от орфографической зоркости
Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита у ученика способность ставить перед собой орфографические задачи.
Ребенка важно научить:
1) ставить орфографические задачи (находить
орфограммы);
2) устанавливать тип орфограммы, то есть
правильно выполнять алгоритм решения
орфографической задачи;
3) осуществлять орфографический самоконтроль.
Умение ставить орфографические задачи,
как и всякое другое орфографическое умение,
может формироваться стихийно и целенаправленно.
Решение тесно связано с языковым анализом
и синтезом. Трудность орфографической
задачи в том, что младший школьник должен
сам поставить перед собой задачу. Он должен
в процессе письма найти в слове орфограмму
и осознать ее как задачу.
Орфографическая зоркость сформирована, если выработано умение обнаруживать звук в слабой позиции. Орфографическая зоркость развивается постепенно. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение орфографического действия.
Формирование навыков грамотного
письма у младших школьников базируется
на усвоении грамматической теории и орфографических
правил.
Практическая работа учащихся в большинстве
случаев опирается на правила, которые
эффективны лишь в случае их точного, уместного
и быстрого применения. Малейшая неточность
приводит к ошибкам.
Орфографические правила могут быть усвоены
и могут применяться на основе определенного
уровня владения фонетическим, грамматическим
и словообразовательным материалом.
Итак, важнейшими условиями
овладения навыком являются:
1) знание правил;
2) знание приемов, правил и умение их применять;
3) упражнения, отображающие эти умения
на всех этапах, включая повторение и обобщение.
А также:
1) высокий уровень преподавания орфографии;
2) связь между формированием орфографических
навыков и развития;
3) вариантность дидактического материала,
подобранного с учетом типичных затруднений
младших школьников в применении орфографических
правил.
Таким образам можно
сделать вывод, что орфографическая зоркость
формируется, развивается постепенно
в процессе языкового анализа и синтеза,
выделения звуков и букв, морфем при чтении,
при написании диктантов, при списывании,
если оно осложнено заданиями, и в других
упражнениях. Для успешного развития зоркости
очень важна установка самих учащихся
на ее выработку, сознательное отношение.
При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая правильное написание слова [13].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу теоретической части была проведена практическая часть, состоящая из 3-х этапов. На каждом из которых были проведены уроки с целью достижения поставленных результатов. Наша практическая работа была проведена в общеобразовательной школе №32 г. Севастополя, в 3 «А» классе в количестве 25 учеников.
2.1. Констатирующий этап
Цель - проанализировать развитие орфографической зоркости и навыков самоконтроля у младших школьников. На данном этапе нами были проведены три урока в 3 «А» классе. На двух уроках, на этапе актуализации знаний, учащимся, были предложены два словарных диктанта. Один из словарных диктантов содержал слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, другой – с непроверяемой.
Фрагмет урока № 1
Актуализация опорных знаний учащихся.
Слово учителя:
-Сегодня мы напишем
словарный диктант со словами,
-Как называются такие слова?
-С красной строки записываем слова.
-Вагон, лестница, север, растение, медленно, декабрь, метро, столица, дорога, автомобиль, инженер, аптека.
-Найдите лишнее слово, назовите по какому признаку вы его определили?
На втором уроке, на этапе закрепления и осмысления полученных знаний был использован прием «Специально организованное списывание».
Фрагмент урока № 2
Закрепление и осмысление знаний учащихся.
Слово учителя:
- Ребята, сейчас вам
предстоит самостоятельная
Алгоритм списывания
1. Прочитай предложение и повтори его по памяти.
2. Прочитай предложение так, как оно написано.
3. Пиши, диктуя себе орфографически.
4. Проверь написанное, проговаривая каждое слово.
-Приступайте
к выполнению задания,
Текст работы:
Бабушка посеяла на грядке свеклу и петрушку. Катя вскопала свою грядку и посадила огуречную рассаду. Потом они вместе посадили яблоньку, вишню и сливу.
Фрагмент урока № 3
Актуализация опорных знаний учащихся.
Слово учителя:
-Сейчас мы с вами
напишем словарный диктант.
-Записываем с красной строки:
-Волна, мячи, земля, следы, трава, зерно, стволы, гнездо, листы, лиса, роса, коса, сосна, нора.
-На какую орфограмму данные слова?
-Как проверить безударную гласную в корне слова?
Результаты анализа работ «Словарный диктант на орфограмму безударная гласная в корне слова» занесены в таблицу 1
Количество учащихся выполнявших работу |
Не допустили ошибок
|
Допустили 1 ошибку на данную орфограмму |
Допустили 2 ошибки на данную орфограмму |
Допутили 1 ошибку не на данную орфограмму |
24 |
15 |
5 |
1 |
3 |
На данном этапе, на основе анализа результатов проведённого эксперимента можно сделать вывод:
В целом орфографическая зоркость у учащихся 3 «А» класса развита, но некоторые учащиеся нуждались в помощи при написании словарного диктанта. В 62% учащихся не допустили ошибок при выполнении работы. Допустили 1 ошибку в орфограмме безударная гласная в корне слова – 21% учащихся, допустили 1 ошибку, не на данную орфограмму, а в силу своей не внимательности – 13%, и было допущено 2 ошибки не на орфограмму - 4% учащихся.
2.2. Формирующий этап
Цель – формировать навыки самоконтроля для развития орфографической зоркости у учащихся 3 «А» класса, используя приемы, описанные в теоретической части.
На данном этапе были проведены 3 урока. В период прохождения практики учащиеся 3 «А» класса работали по теме:«Склонение имен существительных», поэтому основная работа была напралена на выработку навыков самоконтроля и развитие орфографической зоркости непосредственно в правописании окончаний имен существительных 1 склонения. Для этой цели было использованно ряд приемов.
На первом уроке был использован прием «Поиск орфограмм в чистом тексте»
Фрагмент урока №1
Слово учителя:
-Ой, ребята, я ведь совсем забыла. Незнайка попросил передать вам письмо. Он умеет правильно писать, но не очень уверен в правописании падежных окончаний и просит вас найти и проверить падежные окончания существительных 1 скл. и доказать, что они написаны правильно, а чтобы это доказать укажите падеж и выделите окончания в существительных 1 скл.
-Я раздаю текст, и вы работаете в парах.
Работа в парах.
-Прочитай тест, найди существительные 1 склонения, выдели окончание, укажи падеж.