Развитие мышления у учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Мыслительная деятельность человека является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Трудно и невозможно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы мышление ни играло существенной роли.

Содержание

Введение
Глава 1. Мышление
1.1 Основные закономерности развития мышления
1.2 Виды мышления
1.3 Этапы мыслительной деятельности и признаки ее развития
Глава 2. Развитие мышления.
2.1 Развитие мышления учащихся на уроках истории
2.2 Развитие креативного (творческого) мышления
2.3 Развитие критического мышления


Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

развитие мышл учащихся на уроках истории.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

Следует отметить, что историческая прогно­стическая деятельность учащихся имеет ряд особенностей. При составлении прогноза при­сутствует элемент поисковой деятельности, так как любой прогноз как попытка определе­ния будущего состояния составляется, исходя из логики развития конкретного явления в оп­ределенных условиях. Возможен вариант нор­мативного прогнозирования, когда предмет по­иска и задание заранее четко определены. За­дача состоит лишь в том, чтобы найти пути и способы достижения заданного состояния объекта.

В качестве основных методов прогнозирова­ния ученые выделяют экстраполирование, мо­делирование и опрос экспертов.

Экстраполирование, или распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на его другую часть, помогает составить перспективные расчеты. С помощью этого метода можно попытаться установить распространение некоторых тенденций про­шлого времени на будущий период.

Моделирование — одна из категорий теории познания. На идее моделирования, по суще-

ству, базируется любой метод научного иссле­дования как теоретического, при котором ис­пользуются знаковые, абстрактные модели, так и экспериментального, при котором модель приобретает предметную форму. Историческое моделирование предполагает использование двух вариантов моделирования в зависимости от степени конкретности изучаемого объекта или явления.

При составлении прогнозов и моделей боль­шую роль играют навыки аналитико-синтети-ческого мышления. Характерные для него мыс­лительные операции — анализ или синтез — помогают учащимся легко, а главное, свобод­но переходить от общего к более общему, вы­делять главное и существенное, убедительно аргументировать свои выводы, устанавливать связи видов, родов; осуществлять сравнение (сравнение полное, сравнение сходства и раз­личия, сопоставление); организовать активную самостоятельную деятельность на уроках.

Широкое поле для аналитической деятель­ности как на репродуктивном, так и на прогно­стическом уровнях представляет работа с ис­торическими источниками.

Наиболее эффективным методом овладения учащимися прогностической деятельностью является проведение групповых и семинарских занятий, ориентированных на построение об­щественной модели, либо на осмысление аль­тернатив исторического развития.

Методика организации подобных занятий может быть следующей. Учащиеся разбивают­ся на группы. Как правило, уже со второго или третьего раза они самостоятельно и обосно­ванно распределяют роли в микрогруппах. Это дает возможность максимальной самооргани­зации каждого члена коллектива именно в том качестве, которое ему больше всего соответ­ствует.

Работа в группах дает возможность еще раз продемонстрировать многовариантность исто­рических процессов, неоднозначность их пони­мания и трактовок. Тем самым школьники при­учаются к плюрализму мнений и возможности достижения компромиссного решения. Данная форма работы также подразумевает обращение к экспертным оценкам. В качестве экспертов могут выступать наиболее способные ученики, из состава которых формируется особая груп­па. Экспертная работа предполагает высокую эрудицию участников данной группы, а поэто­му создание таковой возможно далеко не в каж­дом классе.

Подобные формы организации обучения ис­тории, бесспорно, способствуют развитию про­дуктивности мышления школьников, высокой интеллектуальной активности. Продуктив­ность мышления для учащихся каждой ступе    ни обучения должна иметь свою характеристи­ку. Так, учащиеся старших классов вполне мо­гут овладеть способами уплотнения и развер­тывания информации, представленной в обоб­щающей таблице или опорном конспекте; при­емами восхождения от конкретного знания к системообразующему и, наоборот. Все это со­действует развитию самостоятельности в поис­ке и приобретении знаний, их систематизации и, в свою очередь, активизирует проблему ов­ладения учащимися универсальными способа­ми учебного познания, включающими разнооб­разные элементы научной организации ум­ственного труда: работу с книгой; выработку соответствующих умений по выполнению твор­ческих работ исполнительного, поискового, исследовательского характера; работу с табли­цами межпредметного характера; знание мето­дов исследования; умения и навыки самостоя­тельного приобретения знаний; умения встра­ивать новые знания в систему уже усвоенных и применяемых на практике.

Решению данной задачи могло бы способ­ствовать введение в школьную практику спе­циального курса «Основы исследовательской деятельности». Уже с V класса целесообразно вводить такие занятия по различным предме­там (в том числе и по истории), которые позво­лят учащимся продвигаться в обучении по ин­дивидуальной траектории развития. Они помогут школьникам, работающим в повышенном и опережающем режиме развития, найти свое место в учебном процессе.

Знание способов и приемов развития ум­ственных действий — главная предпосылка продуктивного мышления, ведущего к разви­тию творческих способностей, к самостоятель­ному получению знаний, творческому мышле­нию, поисковой творческой работе. С этой це­лью необходимо:

—     выделить специальные уроки по интенсив­ ному развитию умственных действий;

—     внедрить в структуру всех уроков специ­ альные подборки заданий развивающего ха­ рактера.

При подборе заданий педагогу следует в большей мере уделять внимание отработке уме­ний учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, обосновывать свой выбор, чем воспро­изводить изученный материал.

Необходимы задания, способствующие раз­витию творческого потенциала личности, а так­же воспитанию отдельных личностных качеств, задания, помогающие проявить оригинальность творческого мышления, самовыражения, а так­же рефлексивного мышления.

Работа по развитию мышления позволяет обеспечивать эффективное усвоение больших объемов знаний и формировать творчески раз­витую личность.

 

 

 

 

2.2 Творческое мышление

Сегодня школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - на формирование творческой социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Чем актуальнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий. Стратегия современного образования заключается впредоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Это соответствует современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся.Эти идеи нашли отражение в основных государственных документах об образовании. В них делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах образования становится малоэффективной. На протяжении 20-90 годов двадцатого века проблема креативного потенциала изучалась с разных сторон.

• с одной стороны - обществу необходимы творчески активные личности, способные систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы;

• с другой - педагогические средства и условия, повышающие эффективность процесса творческой деятельности личности, разработаны недостаточно;

• с одной стороны - повышаются требования к уровню знаний, которыми должен обладать школьник;

• с другой – школа еще не готова обеспечить необходимый уровень развития креативных способностей учащихся;

• с одной стороны - развитие креативных способностей школьников имеет социальное значение;

• с другой - недостаточно разработано научно-методическое обеспечение для организации творческой деятельности учащихся;

• с одной стороны - необходима объективная оценка творческой деятельности учащихся;

• с другой - отсутствует разработанный педагогический инструментарий для оценивания результатов творческой деятельности школьников.

 

Креативное мышление учащихся в учебном процессе 

Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Постоянное развитие креативности возможно только на такой психологической базе, которая характеризуется богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на полную самореализацию в труде, общении, познании; высоким уровнем интеллектуальных способностей, открытостью ко всему новому, гибким критическим мышлением, высокой работоспособностью человека, физической силой и энергией, уровнем психофизических возможностей. Задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Очень важно создать в школьном возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики. Термин « креативность» можно встретить в предисловиях к учебным программам, но гораздо реже - в конкретных предметных разработках; еще реже можно найти реализацию идеи креативности в практической деятельности учителя или в реальных учебных ситуациях. В школьных учебниках часто отсутствуют задания, требующие поиска новой информации, использования воображения. В целом, делается упор на воспроизведение и повторение содержания урока. Поэтому главная задача образования в школе и за ее пределами - поддержать исследовательские способности учеников, так как творческое отношение к предложенным заданиям обычно естественно у детей. Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания: 

• дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта,

• ищут стимулы и находят для себя проблемы,

• обладают широким восприятием, богатым воображением,

• легко и гибко меняют идеи, способы мышления,

• испытывают интерес и увлечены своими действиями. 

Говоря о креативности, не стоит забывать, что она не обладает природой и не свойственна личности от рождения. Креативность не является энергией сама по себе - это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности, приводящий к появлению нового, новаторского продукта. Вопрос о том, как воспитывать творческое отношение и способности,- трудный и сложный. Образование, направленное на развитие креативности,- это не просто обретение как можно большего количества идей в возможно более короткое время; оно имеет дело с личностью в целом и всем личностным развитием. Безусловно, школа должна и может создать условия, стимулирующие, поощряющие, воспитывающие творческое мышление и действия, а учителя должны стать образцами такого отношения и поведения, такого стиля мышления и действий, которые они должны воспитывать в школьниках. В идеале эти условия могут быть следующими: 

• создание свободных условий для работы, позволяющих школьникам проявлять максимум инициативы, экспериментировать;

• принятие и поощрение оригинальных идей;

• использование материала, вызывающего интерес к учебе;

• одобрение и положительная оценка исследовательского поведения, поиск проблем, а также направленное на их разрешение мышление;

• обеспечение условий, при которых ребенок не отделяет себя от школьной деятельности, что достигается благодаря поощрению, ответственности за работу, развитию положительной самооценки;

• приобщение к социальному творчеству во время групповых занятий и благодаря общим проектам с добровольно выбранными партнерами;

• увлеченность задачей благодаря высокой мотивации к самостоятельно выбранной теме;

• создание атмосферы, свободной от беспокойства и боязни не успеть;

• обеспечение психологического комфорта, открытости и свободы.  

На основе этих условий можно сформулировать некоторые положения для успешного воспитания креативности в школе. 

1. Учитель не должен выступать в роли дающего оценки организатора, а должен проявлять себя как личность, партнер, помощник, инициатор и эксперт.

2. Необходимо обеспечить условия, чтобы активные периоды сменялись расслаблением, что даст возможность учащимся размышлять над поставленным вопросом.

Информация о работе Развитие мышления у учащихся