Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:17, курсовая работа
Мыслительная деятельность человека является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Трудно и невозможно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы мышление ни играло существенной роли.
Введение
Глава 1. Мышление
1.1 Основные закономерности развития мышления
1.2 Виды мышления
1.3 Этапы мыслительной деятельности и признаки ее развития
Глава 2. Развитие мышления.
2.1 Развитие мышления учащихся на уроках истории
2.2 Развитие креативного (творческого) мышления
2.3 Развитие критического мышления
Заключение
Список используемых источников
Следует отметить, что историческая прогностическая деятельность учащихся имеет ряд особенностей. При составлении прогноза присутствует элемент поисковой деятельности, так как любой прогноз как попытка определения будущего состояния составляется, исходя из логики развития конкретного явления в определенных условиях. Возможен вариант нормативного прогнозирования, когда предмет поиска и задание заранее четко определены. Задача состоит лишь в том, чтобы найти пути и способы достижения заданного состояния объекта.
В качестве основных методов прогнозирования ученые выделяют экстраполирование, моделирование и опрос экспертов.
Экстраполирование, или распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на его другую часть, помогает составить перспективные расчеты. С помощью этого метода можно попытаться установить распространение некоторых тенденций прошлого времени на будущий период.
Моделирование — одна из категорий теории познания. На идее моделирования, по суще-
ству, базируется любой метод научного исследования как теоретического, при котором используются знаковые, абстрактные модели, так и экспериментального, при котором модель приобретает предметную форму. Историческое моделирование предполагает использование двух вариантов моделирования в зависимости от степени конкретности изучаемого объекта или явления.
При составлении прогнозов и моделей большую роль играют навыки аналитико-синтети-ческого мышления. Характерные для него мыслительные операции — анализ или синтез — помогают учащимся легко, а главное, свободно переходить от общего к более общему, выделять главное и существенное, убедительно аргументировать свои выводы, устанавливать связи видов, родов; осуществлять сравнение (сравнение полное, сравнение сходства и различия, сопоставление); организовать активную самостоятельную деятельность на уроках.
Широкое поле для аналитической деятельности как на репродуктивном, так и на прогностическом уровнях представляет работа с историческими источниками.
Наиболее эффективным методом овладения учащимися прогностической деятельностью является проведение групповых и семинарских занятий, ориентированных на построение общественной модели, либо на осмысление альтернатив исторического развития.
Методика организации подобных занятий может быть следующей. Учащиеся разбиваются на группы. Как правило, уже со второго или третьего раза они самостоятельно и обоснованно распределяют роли в микрогруппах. Это дает возможность максимальной самоорганизации каждого члена коллектива именно в том качестве, которое ему больше всего соответствует.
Работа в группах дает возможность еще раз продемонстрировать многовариантность исторических процессов, неоднозначность их понимания и трактовок. Тем самым школьники приучаются к плюрализму мнений и возможности достижения компромиссного решения. Данная форма работы также подразумевает обращение к экспертным оценкам. В качестве экспертов могут выступать наиболее способные ученики, из состава которых формируется особая группа. Экспертная работа предполагает высокую эрудицию участников данной группы, а поэтому создание таковой возможно далеко не в каждом классе.
Подобные формы организации обучения истории, бесспорно, способствуют развитию продуктивности мышления школьников, высокой интеллектуальной активности. Продуктивность мышления для учащихся каждой ступе ни обучения должна иметь свою характеристику. Так, учащиеся старших классов вполне могут овладеть способами уплотнения и развертывания информации, представленной в обобщающей таблице или опорном конспекте; приемами восхождения от конкретного знания к системообразующему и, наоборот. Все это содействует развитию самостоятельности в поиске и приобретении знаний, их систематизации и, в свою очередь, активизирует проблему овладения учащимися универсальными способами учебного познания, включающими разнообразные элементы научной организации умственного труда: работу с книгой; выработку соответствующих умений по выполнению творческих работ исполнительного, поискового, исследовательского характера; работу с таблицами межпредметного характера; знание методов исследования; умения и навыки самостоятельного приобретения знаний; умения встраивать новые знания в систему уже усвоенных и применяемых на практике.
Решению данной задачи могло бы способствовать введение в школьную практику специального курса «Основы исследовательской деятельности». Уже с V класса целесообразно вводить такие занятия по различным предметам (в том числе и по истории), которые позволят учащимся продвигаться в обучении по индивидуальной траектории развития. Они помогут школьникам, работающим в повышенном и опережающем режиме развития, найти свое место в учебном процессе.
Знание способов и приемов развития умственных действий — главная предпосылка продуктивного мышления, ведущего к развитию творческих способностей, к самостоятельному получению знаний, творческому мышлению, поисковой творческой работе. С этой целью необходимо:
— выделить специальные уроки по интенсив ному развитию умственных действий;
— внедрить в структуру всех уроков специ альные подборки заданий развивающего ха рактера.
При подборе заданий педагогу следует в большей мере уделять внимание отработке умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, обосновывать свой выбор, чем воспроизводить изученный материал.
Необходимы задания, способствующие развитию творческого потенциала личности, а также воспитанию отдельных личностных качеств, задания, помогающие проявить оригинальность творческого мышления, самовыражения, а также рефлексивного мышления.
Работа по развитию мышления позволяет обеспечивать эффективное усвоение больших объемов знаний и формировать творчески развитую личность.
2.2 Творческое мышление
Сегодня школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - на формирование творческой социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Чем актуальнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий. Стратегия современного образования заключается впредоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Это соответствует современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся.Эти идеи нашли отражение в основных государственных документах об образовании. В них делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах образования становится малоэффективной. На протяжении 20-90 годов двадцатого века проблема креативного потенциала изучалась с разных сторон.
• с одной стороны - обществу необходимы творчески активные личности, способные систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы;
• с другой - педагогические средства и условия, повышающие эффективность процесса творческой деятельности личности, разработаны недостаточно;
• с одной стороны - повышаются требования к уровню знаний, которыми должен обладать школьник;
• с другой – школа еще не готова обеспечить необходимый уровень развития креативных способностей учащихся;
• с одной стороны - развитие креативных способностей школьников имеет социальное значение;
• с другой - недостаточно разработано научно-методическое обеспечение для организации творческой деятельности учащихся;
• с одной стороны - необходима объективная оценка творческой деятельности учащихся;
• с другой - отсутствует разработанный педагогический инструментарий для оценивания результатов творческой деятельности школьников.
Креативное мышление учащихся в учебном процессе
Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Постоянное развитие креативности возможно только на такой психологической базе, которая характеризуется богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на полную самореализацию в труде, общении, познании; высоким уровнем интеллектуальных способностей, открытостью ко всему новому, гибким критическим мышлением, высокой работоспособностью человека, физической силой и энергией, уровнем психофизических возможностей. Задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Очень важно создать в школьном возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики. Термин « креативность» можно встретить в предисловиях к учебным программам, но гораздо реже - в конкретных предметных разработках; еще реже можно найти реализацию идеи креативности в практической деятельности учителя или в реальных учебных ситуациях. В школьных учебниках часто отсутствуют задания, требующие поиска новой информации, использования воображения. В целом, делается упор на воспроизведение и повторение содержания урока. Поэтому главная задача образования в школе и за ее пределами - поддержать исследовательские способности учеников, так как творческое отношение к предложенным заданиям обычно естественно у детей. Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания:
• дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта,
• ищут стимулы и находят для себя проблемы,
• обладают широким восприятием, богатым воображением,
• легко и гибко меняют идеи, способы мышления,
• испытывают интерес и увлечены своими действиями.
Говоря о креативности, не стоит забывать, что она не обладает природой и не свойственна личности от рождения. Креативность не является энергией сама по себе - это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности, приводящий к появлению нового, новаторского продукта. Вопрос о том, как воспитывать творческое отношение и способности,- трудный и сложный. Образование, направленное на развитие креативности,- это не просто обретение как можно большего количества идей в возможно более короткое время; оно имеет дело с личностью в целом и всем личностным развитием. Безусловно, школа должна и может создать условия, стимулирующие, поощряющие, воспитывающие творческое мышление и действия, а учителя должны стать образцами такого отношения и поведения, такого стиля мышления и действий, которые они должны воспитывать в школьниках. В идеале эти условия могут быть следующими:
• создание свободных условий для работы, позволяющих школьникам проявлять максимум инициативы, экспериментировать;
• принятие и поощрение оригинальных идей;
• использование материала, вызывающего интерес к учебе;
• одобрение и положительная оценка исследовательского поведения, поиск проблем, а также направленное на их разрешение мышление;
• обеспечение условий, при которых ребенок не отделяет себя от школьной деятельности, что достигается благодаря поощрению, ответственности за работу, развитию положительной самооценки;
• приобщение к социальному творчеству во время групповых занятий и благодаря общим проектам с добровольно выбранными партнерами;
• увлеченность задачей благодаря высокой мотивации к самостоятельно выбранной теме;
• создание атмосферы, свободной от беспокойства и боязни не успеть;
• обеспечение психологического комфорта, открытости и свободы.
На основе этих условий можно сформулировать некоторые положения для успешного воспитания креативности в школе.
1. Учитель не должен выступать в роли дающего оценки организатора, а должен проявлять себя как личность, партнер, помощник, инициатор и эксперт.
2. Необходимо обеспечить условия, чтобы активные периоды сменялись расслаблением, что даст возможность учащимся размышлять над поставленным вопросом.