Развитие музыкального творчества дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О.П.Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность». Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.

Содержание

Музыкальное творчество дошкольников…………………………………………..……..3 стр.
Значение развития музыкального творчества дошкольников…………………………...5 стр.
Музыкальное творчество как средство активизации воображения дошкольников............................................................................................................................................7 стр.
Виды и этапы развития детского музыкального творчества дошкольников……………………………………....................................................................................9 стр.
Изучение детского музыкального творчества. Труды учёных…………………………11 стр.
Конспект музыкального занятия с применением вокального, танцевального, игрового творчества………………………………………………………………………………………13 стр.
Список используемой литературы………………………………………………………15 стр.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 325.05 Кб (Скачать)

Педагог должен чувствовать, видеть реакцию детей, ни в коей мере не притуплять их интерес к музыкальным  занятиям и, следовательно, к музыке.

Детское музыкальное творчество, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.

Механизм творческого  воображения

Процесс детского творчества делится на следующие этапы:

  • накопление и сбор информации,
  • обработка накопленных данных,
  • систематизирование и конечный результат.

Подготовительный этап включает в себя внутреннее и внешнее восприятие ребёнка окружающего мира. В процессе обработки ребёнок распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений создает нечто  новое.

Работа механизма творческого  воображения зависит от нескольких факторов, которые принимают различный  вид в разные возрастные периоды  развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Существует мнение, что воображение  у детей намного богаче, чем  у взрослых, и по мере того, как  ребёнок развивается, его фантазия уменьшается. Однако, жизненный опыт ребёнка, его интересы и отношения  с окружающей средой элементарней и  не имеют той тонкости и сложности, как у взрослого человека, поэтому воображение у детей беднее, чем у взрослых. Согласно работе французского психолога Т. Рибо, ребёнок проходит три стадии развития воображения:

  • детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.
  • юность. Сочетает осознанную деятельность и вымысел.
  • зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.

Механизм творческого  воображения детей зависит от факторов, влияющих на формирование «Я»: возраст, особенности умственного  развития (возможные нарушения в  психическом и физическом развитии), индивидуальность ребёнка (коммуникации, самореализация, социальная оценка его  деятельности, темперамент и характер), воспитание и обучение.

 

 

 

 

Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка

Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детского творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Виды и этапы развития детского музыкального творчества дошкольников

Н.А. Ветлугина совместно  с А.И.Ходьковой и другими  педагогами определили этапы развития детского музыкального творчества:

1 этап – первоначальная  ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на  создание нового – придумай, измени, сочини);

2 этап – освоение способов  творческих действий, поиск решений;

3 этап – самостоятельные  действия детей, использование  сочинённых мелодий, танцевальных  композиций в жизни.

Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому  взрослых и сверстников.   

  О.П.Радынова отмечает, что  для развития песенного творчества у ребёнка нужно развить основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме этого,  для творческих проявлений необходимо воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.    

 Успешность творческих  проявлений детей зависит от  прочности певческих навыков,  от умения выражать в пении  определённые чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно. Обычно этими умениями дети  овладевают к старшему дошкольному  возрасту. Но формировать творческие  проявления необходимо намного  раньше, используя посильные детям  творческие задания (спеть своё  имя, колыбельную кукле и т.д.).     

 Творчество рождается  из интуитивных и сознательных  действий. Постепенно их сочетание  становится более прочным.     

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.    

 Для развития танцевального  творчества необходимо, чтобы ребёнок  эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог  выполнить движения с воображаемыми  предметами, а также свободно  общаться с другими детьми  во время коллективной импровизации  музыкально-игровых образов и  танцевальных композиций.     

 Активность детей в  танцевальном творчестве во многом  зависит от обучения музыкально-ритмическим  движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского  сада, в семье необходимо целенаправленно  обучать детей воплощать характер, образы музыки в движениях.  Это обучение основывается на  овладении обобщёнными способами  музыкальной деятельности, которые  необходимы для творческих проявлений  в танце: ребёнка приучают вслушиваться  в музыкальное произведение, стремиться  к самостоятельному выразительному  исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в целом.  

    По мнению Е.Горшковой  подготавливает к танцевальному творчеству обучение детей танцам и отдельным движениям. Она предлагает научить детей простейшим приёмам танцевальной композиции, которые представляют собой варианты конкретных способов воплощения того или иного содержания. Может помочь в решении этой задачи сюжетный танец.      

 Полноценное танцевальное  творчество ребёнка возможно  при условии, что его музыкально-эстетические  представления постоянно обогащаются  и если у него есть возможность  проявить самостоятельность. О.П.Радынова отмечает важность оснащения танцевального творчества как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.     

Инструментальное  творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося  у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.     

 Слушание вокальных,  инструментальных произведений  как в записи, так и в «живом»  исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.     

 Одним из условий,  обеспечивающих успешное инструментальное  творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.    

  О.П. Радынова для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания. Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.   

   В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.   

  Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

- соблюдение принципа  свободы;

- накопление впечатлений  от восприятия искусства;

- накопление опыта исполнительства  (пение, движение, игра на музыкальных  инструментах);

- развитие основных музыкальных  способностей;

- оснащения музыкального  творчества как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Изучение детского  музыкального творчества. Труды  учёных

Проблемой  детского  творчества занимались многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, З.Фрейд, Т.Г.Казакова, В.Глоцер, Б.Джеферсон  и другие. Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи (В.Глоцер, Б.Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности». Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества. Другие исследователи (А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова  и другие) признают  интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.     

   Л.С.Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.     

 Возможности детей  в выполнении творческих заданий  в музыкальной деятельности были  тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной.  Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр  спектаклей.    

 Другое важное условие  – это накопление опыта исполнительства.  В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Гуманизация воспитательно-образовательного процесса предполагает большое внимание проблеме развития личности ребенка. В настоящее время рядом психологов и педагогов развитие личности рассматривается как процесс развития социального качества индивида в результате его социализации. На современном этапе развития психологии все большее число ученых в качестве базовых оснований личности рассматривают следующие образования: направленность, самосознание, отношения с другими людьми (в том числе и с педагогом), творчество. Дошкольный период при этом рассматривается как сензитивный к развитию творческих начал человека (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев,  Н.Н. Поддьяков и др.).

Большое влияние на развитие творческой личности ребенка оказывают  значимые другие, являющиеся частью его микросреды, посредством общения. В числе их – педагоги дошкольного учреждения. Педагогическое общение является основным источником приобщения детей к культурно-историческому наследию. В трудах В.А. Кан-Калика, П.А. Ковалевского, С.В. Кондратьевой профессионализм в педагогическом общении связывается с творчеством педагога. Как показывают исследования А.Г. Исмагиловой, В.А. Кан-Калика, А.А. Коротаева, А.К. Марковой, В.С. Мерлина, Т.С. Тамбовцевой, на особенности общения педагога с детьми накладывает отпечаток стиль общения, основу которого составляют индивидуально-психологические свойства педагога. Среди значимых других для ребенка в дошкольном учреждении особое место занимает музыкальный руководитель, владеющий дополнительным средством общения – музыкой. Воздействие музыкального руководителя на развитие личности ребенка во многом связано с тем, что само искусство (в том числе – музыкальное) как форма общения является «зеркалом человеческой души», отражающим человека лучше, чем он есть в данный момент, показывающим, каким он может стать, раскрывающим то в его личности, о чем он сам, быть может, и не знает».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Конспект музыкального занятия с применением вокального, танцевального, игрового творчества (средняя группа).

Тема:

«Путешествие на паровозике»

Программное содержание:

    1. Учить детей различать веселое и грустное настроение окружающих, побуждать к импровизациям с использованием доступных средств выразительности (этюдный дренаж, мимика, жесты, движения, творческие задания);
    2. закреплять знания о театре – фланелеграфе, кукольном, активно участвуя в инсценировках;
    3. формировать музыкально – творческие способности дошкольников в знакомых песнях, играх, танцах, развивать монологическую  и диалогическую  речь детей.

Информация о работе Развитие музыкального творчества дошкольников