Развитие мимики и пантомимики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:14, методичка

Описание работы

Человек живет не обособленно. Какими бы мы не были, мы всегда устремляемся к окружающим, испытываем потребность в общении. Психологами установлено, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7 %, за счет звуковых средств – на 38 % и за счет невербальных средств – на 55 %. Также обнаружено, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств общения. Редко случается, что мы говорим, не сопровождая слова каким-либо действием.
Долгое время образование ребёнка с нарушением зрения было организовано таким образом, что он попадал из одного закрытого воспитательного учреждения в другое. И

Работа содержит 1 файл

мимика и пантомимика программа.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  методы обучения.

1. Наблюдение включает  использование всех сохранных анализаторов.

2. Рассматривание адаптированных  рисунков, иллюстраций с детьми, имеющими остаточное зрение.

3. Свободное тематическое рисование со слабовидящими детьми.

4. Упражнения подражательно-исполнительского  и творческого характера.

5. Этюды, театрализованная деятельность.

6. Моделирование и  анализ заданных ситуаций.

7. Импровизации.

8. Игры с правилами:  сюжетно-ролевые, словесные, подвижные,  музыкальные, спортивные.

9. Логоритмика, ритмопластика.

10. Использование пальчиковой  гимнастики.

11. Чтение художественных  произведений.

12. Сочинение историй.

13. Беседы, рассказы педагога и детей с использованием неречевых средств общения.

14. Использование настольных дидактических игр соответствующей тематики.

15. Использование игр  на развитие вокальной мимики и слухового внимания.

Критерии оценки сформированности неречевых средств общения слепых и слабовидящих детей

Вследствие невозможности  для слепых детей использовать в  процессе познания окружающей действительности дистантный зрительный анализатор, понятно различие в оценке сформированности у данных детей неречевых средств общения.

Конечной целью обучения слабовидящих детей является овладение ими умением адекватно и самостоятельно воспринимать и правильно и самостоятельно воспроизводить неречевые проявления, т. е. сформированность полноценных средств неречевого общения, не отличающихся от таковых у зрячих, нормально видящих.

Незрячим же детям  очень важно, прежде всего, научиться самостоятельно и правильно воспроизводить мимические и пантомимические действия и интонацию с целью: а) в своих действиях и поведении не выделяться среди зрячих; б) передавать адекватными неречевыми действиями свое эмоциональное состояние.

Для адекватного же восприятия эмоционального состояния собеседника слепому ребенку необходимо различать, используя слуховой, дистантный анализатор, тонкости и оттенки интонации голоса собеседника.

Из вышеизложенного  следуют различия в определении  уровней сформированности неречевых  средств общения у слепых и слабовидящих детей, а также в методах обучения. Задачи, формы организации работы, программа обучения слепых и слабовидящих неречевым средствам общения являются в основном общими, так как и те и другие дети должны овладеть средствами общения на уровне возрастных возможностей.

Уровни сформированности неречевых средств общения у  слепого ребенка

0 - неадекватно воспринимает, не понимает и не воспроизводит заданное в упрощенном варианте даже с помощью педагога. Может правильно воспринять только интонацию говорящего и объяснить ее словами либо адекватными действиями, но сам ее воспроизвести затрудняется.

1 - адекватно воспринимает и воспроизводит заданное в упрощенном варианте с помощью педагога (изолированные жесты, мимика - у себя и педагога). Воспроизводит знакомую заданную интонацию по просьбе педагога.

2 - адекватно воспроизводит и правильно воспринимает в самостоятельной практической деятельности упрощенные мимические и жестовые действия. На уровне моделирования ситуации справляется с упрощенными вариантами заданий с помощью педагога. Воспроизводит и воспринимает интонацию в игровой ситуации.

 

3 - адекватно воспринимает и воспроизводит самостоятельно и по алгоритму задания на соответствие и правильность выполнения мимических и жестовых движений. Использует сохранные анализа­торы в соответствии с необходимостью. На уровне смоделированных ситуаций справляется с заданным самостоятельно. Только с помощью педагога решает задачи на использование неречевых средств общения на практике.

4 - адекватно воспринимает  и воспроизводит самостоятельно  в практической деятельности  все задания, направленные на  выявление уровня сформированности неречевых средств общения.

 

Уровни сформированности неречевых средств общения у слабовидящего ребенка

0 - воспринимает только  простейшие задания, адекватно воспроизводит простые задания с помощью педагога.

1 - адекватно воспринимает  и самостоятельно воспроизводит простейшие задания, справляется с простейшими смоделированными ситуациями только с помощью педагога. Не справляется с заданиями средней ступени сложности.

2 - адекватно воспринимает и воспроизводит несложные смоделированные ситуации, используя алгоритмы. Включает полученные знания в игровую деятельность, но в жизненных ситуациях использует не всегда. Задания средней ступени сложности выполняет с небольшой помощью педагога.

3 - адекватно и самостоятельно  воспринимает и воспроизводит  несложные смоделированные ситуации, использует сформированные навыки в практической деятельности с небольшой помощью педагога.

4 - адекватно и самостоятельно  воспринимает и воспроизводит  задания; использует сформированные  навыки в самостоятельной практической  деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ I 
ПРИМЕРНАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ 
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ 
НЕРЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ. 
Примечание. Эффективность работы тифлопедагог по формированию у ребенка с нарушением зрения неречевых средств общения в определенной мере обусловливается уровнем овладения им не речевыми проявлениями на момент поступления в группу. Поэтому одним из условий реализации предложенной программы является обследование уровней формирования неречевых среде общения. В предложенной карте обследования отражены основные характеристики, которые являются условиями или предпосылками для формирования неречевых средств общения. Тифлопедагог при этом учитывает данные обследования ребенка всеми специалистами дошкольного учреждения: офтальмолога, невропатолога, терапевта, логопеда и др. 
1. Фамилия, имя. 
2. Возраст. 
3. Зрительный диагноз. 
4. Сопутствующие заболевания. 
5. Положение ребенка в семье. 
6. Готовность опорно-двигательного аппарата: 
а) общая моторика: походка, осанка, наличие навязчивых движений; 
б) мелкая моторика: состояние мышечного тонуса, точное и движений, их сила. 
7. Готовность жестовой мускулатуры: 
а) состояние тонуса, 
б) объем движений, 
в) качество движений. 
8. Готовность мимической мускулатуры:

а) состояние тонуса, 
б) амплитуда мимических движений, 
в) качество воспроизведения мимических движений. 
9. Способность понимать и воспринимать адекватно с помощью сохранных анализаторов мимические движения, жесты, интонацию: 
а) самостоятельно, 
б) со словесной стимуляцией, 
в) не воспринимает. 
10. Способность воспроизводить мимику, жест, интонацию: 
а) самостоятельно, на основе образов памяти, 
б) отраженно, 
в) сопряженно, 
г) не воспроизводит. 
11. Умение определить значение эмоции, жеста и позы, изображенных изолированно, вне контекста детьми с сохранным форменным зрением: 
а) самостоятельно, 
б) со словесной стимуляцией, 
в) не определяет. 
12. Умение определить эмоциональное состояние персонажа сюжетного изображения детьми с сохранным форменным зрением: 
а) самостоятельно, 
б) со словесной стимуляцией, 
в) не определяет. 
13. Умение пользоваться неречевыми средствами общения в смоделированных ситуациях: 
а) сюжетно-ролевая игра, 
б) этюды, 
в) театрализованная деятельность. Сформировано: 
а) в соответствии с возрастом; 
б) пользуется при условии словесной стимуляции; 
в) не сформировано. . 
14. Умение пользоваться неречевыми средствами общения в практических жизненных ситуациях: 
а) самостоятельно, 
б) со словесной стимуляцией, 
в) не использует.


Информация о работе Развитие мимики и пантомимики