Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:14, методичка
Человек живет не обособленно. Какими бы мы не были, мы всегда устремляемся к окружающим, испытываем потребность в общении. Психологами установлено, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7 %, за счет звуковых средств – на 38 % и за счет невербальных средств – на 55 %. Также обнаружено, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств общения. Редко случается, что мы говорим, не сопровождая слова каким-либо действием.
Долгое время образование ребёнка с нарушением зрения было организовано таким образом, что он попадал из одного закрытого воспитательного учреждения в другое. И
Тематика блоков остается неизменной на протяжении всего процесса обучению. Меняется лишь тематика занятий. Происходит лишь усложнение, углубление изучаемого материала. Такая структура помогает обучающимся усваивать информацию в наиболее полной мере, потому что предполагается постепенное усложнение изучаемого материала. Кроме того, такая форма программа позволяет начать обучение с любого класса. В начале и в конце учебного года предусмотрена диагностика учащихся. На данных занятиях устанавливается уровень развития неречевых средств общения обучающихся.
Учебно-тематический план.
На первом году обучения основной упор делается на развитие и укрепление мышечного аппарата, производящего мимические и жестовые движения, а также на формирование умения адекватно воспринимать и правильно воспроизводить сначала несложные мимические и жестовые движения. Обучение новому движению начинается с выполнения его совместно с педагогом, затем ребенок выполняет движения за педагогом, отраженно и только после успешного выполнения и закрепления сформированного навыка педагог предлагает ребенку выполнить действие по словесной установке, самостоятельно. Когда дети усвоили необходимые умения и навыки, придумываются короткие несложные этюды с использованием адаптированного наглядного материала, в которых участвуют 1-2 ребенка. Педагог направляет и уточняет действия детей, стараясь добиться полной самостоятельности в пользовании сформированными средствами общения.
№ занятия |
Тема коррекционного занятия |
Содержание и основные задачи |
1. |
Вводное занятие. |
Диагностика учащихся. |
I.Развитие мышечного аппарата | ||
2. |
Развитие зоны бровей. |
Учить опускать, учить поднимать, учить сдвигать брови. |
3. |
Развитие мышц губ. |
Учить выпячивать губы вперед, делать улыбку, показывать передние зубы. |
4. |
Развитие мышц щек. |
Учить надувать и втягивать щеки |
5. |
Развитие мышц языка |
Учить умению уложить широкий и узкий язык, поднять кончик языка вверх, на верхние зубы, на верхнюю губу уложить на нижнюю губу. |
6. |
Развитие мышц шеи |
Медленные круговые движения головы слева направо и справа налево, учить класть голову на правое и левое плечо, грудь, откидывать голову назад. |
7. |
Развитие мышц плеч |
Поднимать плечи вверх, опускать их одновременно и попеременно. |
II.Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела (знакомство с мимикой, жестами ) | ||
8. |
Наше лицо. |
Восприятие элементарных мимических движения (смех, улыбка, спокойное состояние, плач) |
9. |
Наше тело. |
Восприятие элементарных жестов (это я; да; нет; нельзя; привет; все в порядке; не знаю; иди ко мне; до свидания и т.д.) |
10. |
Что такое поза? |
Понятие позы. Мама качает ребенка, подметаю пол, поза маляра, поза водителя автобуса, поза идущего старого человека, поза идущего солдата. |
III.Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности, пантомима. | ||
11. |
Что я делаю? |
Мини-этюды: я чищу зубы, мою лицо и руки, вытираю их, ем суп, качаю маленького ребенка. |
12. |
Что я чувствую? |
Мини – этюды: светит солнышко, болит живот (зуб), потерялся, когда пошел с мамой в магазин, ем вкусную конфету. |
13. |
Чью работу я делаю? |
Мини – этюды: маляр, водитель, землекоп и др. |
14. |
Какому животному я подражаю? |
Мини – этюды: заяц, медведь, петух и др. |
15. |
Такие разные походки |
Мини – этюды: походка солдата, спешащего человека, старого человека. |
16. |
Игра-пантомима «Был у зайца огород». |
Развитие и закрепление
изученных пантомимических |
17. |
«В гостях у Мойдодыра» |
Игра на развития воображения. |
IV. Формирование умения управлять своими эмоциями | ||
18. |
Развитие внимания. |
Игры и упражнения на развития внимания. |
19. |
Расслабление отдельных групп мышц |
Игры и упражнения на расслабление отдельных групп мышц. |
20. |
Викторина «Игралочка». |
|
21. |
Мимическая игра «Передавалки». |
|
22. |
Игра – исценировка «Кузнечик». |
|
23. |
«Три мамы». |
Игра на иммитацию движений. |
24. |
Викторина «Сами с усами». |
Развитие творческого воображения. |
25. |
«Расскажи стихи руками». |
Учить детей использовать жесты как средство выразительности. |
26. |
«Поиграем - угадаем». |
Развитие пантомимических навыков. |
27. |
«Загадки без слов». |
Развитие пантомимических навыков. |
28. |
Театрализованная игра -Весёлый Старичок-Лесовичок |
Развитие пантомимических навыков. |
V. Культура общения. | ||
29. |
Давай знакомиться! |
Занятие, направленное на обучение знакомству с детьми, сверстниками и взрослыми. |
30. |
Умение прощаться. |
Как правильно попрощаться, жесты прощания |
31. |
Вежливость. |
Вежливые слова и жесты. |
32. |
Как вести себя за столом. |
|
33. |
«Плачет киска в коридоре», игра импровизация. |
|
34 |
Итоговая диагностика. |
Выявление уровня развития неречевых средств общения на конец года. |
2 класс.
На втором году обучения закрепляются знания, умения и навыки, сформированные за первый год, тренируется мышечный аппарат, производящий мимические и жестовые движения. Постепенно усложняется дидактический материал при формировании навыка пользования средствами общения. В работе над этюдами участвуют два действующих лица, педагог поощряет пользование неречевыми средствами общения в практических жизненных ситуациях.
№ занятия |
Тема коррекционного занятия |
Содержание, основные задачи. |
1. |
Выявление уровня развития неречевых средств общения |
Диагностика учащихся в начале года. |
I.Развитие мышечного аппарата | ||
2. |
Развитие мышц лица. |
Игры и упражнения для развития мышц лица. |
3. |
Развития мышц тела. Пластика. |
Игры и упражнения для развития мышц тела. |
II.Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела (знакомство с мимикой, жестами ) | ||
4. |
Читаем по лицу. Выражение лица. |
Определение настроения по картинке, фотографии, по рельефу (для слепых) |
5. |
О чем говорят жесты? |
Схема человеческого тела. |
6. |
«В стране зеркал». |
Обучение жестам: стой, иди, бранить кого-то, стучать в дверь, движение боксера, чуточку, капельку. |
III.Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности, пантомима. | ||
7. |
Гнев и страх. |
Воспроизведение жестов и мимики. |
8. |
Игра «Бабушкины помощники» |
поза, когда моют посуду, чистят зубы, обувь, развешивают белье, вытирают пыль. |
9. |
Что я чувствую? |
Очень холодно, получил подарок, кто-то отнимает любимую игрушку. |
10. |
В мире профессий. |
Поза дровосека, сапожника, плотника. |
11. |
Такие разные походки. |
Мини-этюды: походка манекенщицы, спортсмена, копуши, когда не хочу идти к врачу, а мама говорит, что надо; |
12. |
Какому животному я подражаю? |
Мини-этюды: лошадка, лягушка, курица, утка, ежик, волк. |
13. |
«Придумай весёлый диалог». «Черепаха» (игра-пантомима). |
Развитие интонационной выразительности. |
14. |
Разыгрывание по ролям стихотворения И.Жукова «Киска». |
Восприятие партнёрских отношений. |
15. |
Игра «Давайте хохотать». |
Развитие навыка импровизации. |
16. |
«Убежало молоко». |
Развитие пантомимических навыков детей. |
17. |
«Моя вообразилия». |
Развитие творческой инициативы, фантазии. |
18. |
Игра драматизация. «Представьте себе». |
Развитие умения эмоционально и выразительно общаться. |
19. |
Игра- пантомима «Шепот и шорох». |
Развитие пантомимических навыков детей. |
20. |
«Загадки без слов». |
Развитие пантомимических навыков. |
21. |
Инсценировка «Надин сон». |
Развитие интереса к театрализованным представлениям. |
22. |
«Поиграем - угадаем». |
Развитие пантомимических навыков. |
23. |
Викторина «Сами с усами». |
Развитие творческого воображения. |
24. |
Викторина «Мой маленький театр». |
Совершенствование пантомимических навыков. |
25. |
«Расскажи стихи руками». |
Учить детей использовать жесты как средство выразительности. |
26. |
Мимическая игра «Передай улыбку…» |
Развитие пантомимических навыков. |
27. |
Театрализованная игра –«Весёлый Старичок-Лесовичок» |
Развитие пантомимических навыков. |
IV. Формирование умения управлять своими эмоциями | ||
28. |
Игры на расслабление различных групп мышц рук, ног. |
|
29. |
Игры на расслабление различных групп мышц туловища, лица, шеи. |
|
30. |
Игры на преодоление двигательного автоматизма («Пожалуйста»). |
|
31. |
Игры на преодоление застенчивости. |
|
V. Культура общения. | ||
32. |
Как читать стихи? |
Обучение выразительному чтению, правила использования жестов при чтении стихотворений. |
33. |
Умение слушать. |
|
34. |
Диагностика в конце года. |
3 класс.
На третьем году обучения в качестве основной ставится задача сформировать умение правильно воспринимать и воспроизводить основные мимические и жестовые движения и научить умению пользоваться ими в жизненных ситуациях. Научить по эмоциональным неречевым проявлениям, определять настроение собеседника и копировать его, пользуясь мимикой и жестами, вокальной мимикой. Моделирование ситуаций усложняется за счет увеличения количества действующих лиц до трех участников.
№ занятия |
Тема коррекционного занятия |
Содержание, основные задачи |
1. |
Выявление уровня развития неречевых средств общения. |
Диагностика учащихся в начале года. |
I.Развитие мышечного аппарата | ||
2. |
Развитие мышц лица. |
Игры и упражнения для развития мышц лица. |
3. |
Развитие мышц тела. |
Игры и упражнения для развития мышц тела. |
II.Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела (знакомство с мимикой, жестами ) | ||
4. |
«На лице написано». |
Закреплять умение правильно воспринимать схему лица и тела по алгоритму (человек и животное): на муляже, барельефе, рельефе, адаптированном рисунке (детям с остаточным зрением); схему-символ лица и тела на фотороботе. |
5. |
Игра «Фоторобот». | |
6. |
Наши питомцы. | |
7. |
Есть ли у животных настроение? | |
III.Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности, пантомима. | ||
8. |
Удивление, вина, обида |
Воспроизведение мимических движений и жестов. |
9. |
Что я делаю? Изучение новых жестов. |
Изучение и воспроизведение новых жестов: набираю телефонный номер, давай помиримся, жест упрямства, высокий, низкий, длинный, короткий. |
10. |
Воспроизведение мимики, поз и жестов с использованием сюжетных картинок. |
Движения регулировщика, садовника, поливающего цветы, сгребающего листья, копающего яму; подметающего пол человека. |
11. |
«Как я провожу свободное время». Рассказ без слов. |
Формирование новых навыков в пантомиме: игра с котенком, гуляю с собакой, собираю грибы (цветы, ягоды), листаю книжку с картинками и т.д. |
12. |
Что я чувствую? |
Формирование новых навыков в пантомиме: очень жарко, хочу спать, разбил дорогую вазу, увидел радугу; |
13. |
Чью работу я делаю? |
Формирование новых навыков в пантомиме: движения регулировщика, садовника, скрипача, дворника. |
14. |
Какому животному я подражаю? |
Формирование новых навыков в пантомиме: ворона, кошка, черепаха. |
15. |
Такие разные походки. |
Формирование новых навыков в пантомиме: походка балерины, усталого человека, когда жмут ботинки; |
16. |
Итоговый урок. Этюды. |
Повторение изученных жестов. |
17. |
Итоговый урок. Этюды. |
Повторение изученных жестов. |
18. |
Сюжетно-ролевая игра «В магазине» |
Развитие творческих способностей учащихся, использование изученных жестов. |
19. |
Сюжетно-ролевая игра «Телефонный звонок» |
Развитие творческих способностей учащихся, использование изученных жестов. |
20. |
Игра драматизация. «Представьте себе». |
Развитие умения эмоционально и выразительно общаться. |
21. |
«Загадки без слов». |
Развитие пантомимических навыков. |
22. |
Разыгрывание по ролям стихотворений. «Расскажи стихи руками». |
Развитие партнерских отношений. Развитие пантомимических навыков. |
23. |
«Поиграем - угадаем». |
Развитие пантомимических навыков. |
24. |
«Поиграем - угадаем». |
Развитие пантомимических навыков. |
25. |
Итоговый урок. Этюды. |
|
IV. Формирование умения управлять своими эмоциями. | ||
26. |
Игры на расслабление различных групп мышц рук, ног. |
|
27. |
Игры на расслабление различных групп мышц туловища, лица, шеи. |
|
28. |
Игры на преодоление двигательного автоматизма |
|
29. |
Как преодолеть боязнь и застенчивость. |
|
V. Культура общения. | ||
30. |
Зачем нужны приветствия. |
Беседа о нормах этикета, связанных с приветствиями. |
31. |
Как можно поздороваться? |
Виды приветствия: с незнакомым человеком, с другом, с одноклассником, с учителем и воспитателем. |
32. |
Хит-парад приветствий. |
Необычные способы приветствия в разных странах. |
33. |
Итоговый урок. Этюды. |
Повторение изученных жестов, использование их в жизненных ситуациях. |
34. |
Диагностика в конце года. |
4 класс.
Основной задачей четвертого года обучения является развитие умения пользоваться сформированными навыками неречевого общения в практической деятельности и формирование умения контролировать свои эмоции.
№ занятия |
Тема коррекционного занятия |
Содержание, основные задачи |
1. |
Диагностика в начале года |
Выявление уровня использования неречевых средств общения у обучающихся. |
I.Развитие мышечного аппарата. | ||
2. |
Развитие мышц лица. |
Игры и упражнения для развития мышц лица. |
3. |
Развития мышц тела. |
Игры и упражнения для развития мышц тела. |
II.Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела (знакомство с мимикой, жестами ) | ||
4. |
Семейная фотография. |
Обучение восприятию и воспроизведению мимических и жестовых движений и соответствующей им интонации на живом объекте. |
5. |
Немое кино. Игра актеров. | |
6. |
Нарисуем книгу без слов. | |
7. |
Наше настроение. | |
III.Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности, пантомима. | ||
8. |
Грусть, отвращение, заинтересованность, гордость |
Воспроизведение мимических движений и жестов. |
9. |
Мои эмоции. |
печаль, огорчение, превосходство, недовольство, скука, нетерпение |
10. |
Изучение новых жестовых движений. |
отдай, не покажу, прислушивания, толстый, тонкий. |
11. |
Рассказ без слов «Мой день». Распорядок дня. |
Жесты: умывание, расчесывание волос, подготовка к урокам, учеба и т.д. |
12. |
Рассказ без слов «В музыкальном театре» |
Жест дирижера, игра трубача, пианиста, скрипача и т.д. |
13. |
Изучение новых жестовых движений. Этюды. |
Формирование новых навыков в пантомиме: ласка, жалость, прислушивание, ловля бабочек, игра в мяч. |
14. |
Что я делаю? |
Формирование новых навыков в пантомиме: примерка новой шапки, пользование пылесосом, причесывание, одевание обуви, игра в мяч, чистка ногтей. |
15. |
Что я чувствую? |
Формирование новых навыков в пантомиме: меня хвалят, идет дождь, меня ругают, увидел в лесу змею, увидел огромный гриб; |
16. |
Чью работу я делаю? |
Формирование новых навыков в пантомиме: учитель, почтальон, машинистка, мойщик стекол, трубач, дирижер; |
17. |
Такие разные походки. |
Формирование новых навыков в пантомиме: походка гордого собой человека, когда попал в ботинок камушек, когда не хочется идти в садик, когда девочке купили новое платье и она его надела первый раз. |
18. |
Какому животному я подражаю? |
Формирование новых навыков в пантомиме: лиса, свинья, индюк |
19. |
Игра драматизация. «Представьте себе». |
Развитие умения эмоционально и выразительно общаться. |
20. |
«Поиграем - угадаем». |
Развитие пантомимических навыков. |
21. |
«Расскажи стихи руками». |
Развитие партнерских отношений. Развитие пантомимических навыков. |
22. |
Сюжетно-ролевая игра «На уроке» |
Развитие творческих способностей учащихся, использование изученных жестов. |
23. |
Сюжетно-ролевая игра «У врача» |
Развитие творческих способностей учащихся, использование изученных жестов. |
24. |
Итоговый урок. Этюды. |
Повторение изученных жестов, использование их в этюдах. |
25. |
Итоговый урок. Этюды. |
Повторение изученных жестов, использование их в этюдах. |
IV. Формирование умения управлять своими эмоциями. | ||
26. |
Игры на расслабление различных групп мышц туловища, лица, шеи. |
|
27. |
Игры на расслабление различных групп мышц ног, рук. |
|
28. |
Великие люди, которые страдали заболеваниями глаз. |
Рассказ о великих слепых: музыканты, актеры, ученые. |
29. |
Они преодолели. |
Рассказ о великих людях, которые заикались. |
V. Культура общения. | ||
30. |
В театре. |
формировать умение вести себя в театре, в транспорте; формировать навык поведения в трудных конфликтных ситуациях, используя неречевые средства общения. |
31. |
В транспорте. | |
32. |
Как вести себя во время ссоры. | |
33. |
Итоговый урок. Этюды. |
|
34 |
Диагностика в конце года. |
Выявление уровня использования неречевых средств общения у обучающихся. |
5 класс.
№ занятия |
Тема коррекционного занятия |
Содержание, основные задачи |
1. |
Выявление уровня развития неречевых средств общения |
Диагностика учащихся в начале года. |
Тема «Язык общения» | ||
2. |
Упражнения на развитие мимических движений. |
|
3. |
Игры на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью разрезных профилей. |
|
4. |
Мини-конкурсы по определению и передаче эмоциональных состояний человека (жесты, мимика). |
|
5. |
Игры по обучению выразительным движениям |
(«Кто это?»). |
6. |
Этюды на распознавание различных жестов и мимических средств выражения определенных эмоциональных состояний. |
|
7. |
Этюды на развитие выразительности жестов |
(«Заколдованный ребёнок», «Игра в снежки»). |
8. |
Этюды по изучению поз, походки и др., выразительных движений |
«Кто лучше покажет позу», «Живая игрушка» |
9. |
Задания на запоминание предметов и слов, оценка памяти ребенка, игры на тренировку памяти. |
|
10. |
Игры на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность. |
«Что там происходит?», «Раздумье», «Кузнечик». |
11. |
Игры на развитие умения выражать своё удивление |
«Удивление», «Круглые глаза» |
12. |
Игры на развитие умения выражения чувств радости, удовольствия |
«Золотые капельки», «Ласка», «Вкусные конфеты». |
13. |
Игры на развитие умения выражать чувства печали, страдания |
«Северный полюс», «Ой живот болит» |
14. |
Игры на развитие умения выражать эмоции презрения, отвращения |
«Солёный чай», «Грязь» |
15. |
Игры на развитие умения выражать гнев |
«Король Боровик не в духе». |
16. |
Диагностика. |
|
17. |
Игры на развитие умения выражать страх |
«Лисёнок боится» |
18. |
Игры на выражение вины и стыда |
«Провинившийся» |
19. |
Итоговые игры |
«Поссорились и помирились» |
20. |
Итоговые игры |
«Разное настроение» |
21. |
Итоговые игры |
«Музыка-это …» |
22. |
Игра «Спрятанная котлета» |
|
| ||
23. |
Передача внутренних черт через выразительные движения, позы. |
|
24. |
Моделирование положительных черт характера |
«Часовой», «Так будет справедливо», «Добрый мальчик» |
25. |
Моделирование нежелательного поведения |
«Хочу и всё», «Эгоист», «Ябедник», «Кривляка» |
26. |
Игры на сопоставление различных черт характера |
«Два друга», « Три характера», «Чертёнок или мальчик - наоборот» |
27. |
Сочинения – фантазии характеров с опорой на строки литературных произведений |
«Сочини сказку», «Рассказ по кругу». |
28. |
Игры – импровизации на передачу характеров персонажей |
«Игра в другого человека». |
Тема «Умение владеть собой». | ||
29. |
Игры на расслабление различных групп мышц рук, ног, туловища, лица, шеи. |
|
30. |
Игры на преодоление двигательного автоматизма («Пожалуйста»). |
|
31. |
Игры на преодоление застенчивости. |
|
Тема «Культура общения». | ||
32. |
Игры – драматизации различных сказок «Кот, петух и лиса». |
|
33. |
Игры – драматизации «Приключения Незнайки и его друзей». |
|
34 |
Диагностика |
Выявление уровня использования неречевых средств общения у обучающихся. |