Развитие мимики и пантомимики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:14, методичка

Описание работы

Человек живет не обособленно. Какими бы мы не были, мы всегда устремляемся к окружающим, испытываем потребность в общении. Психологами установлено, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7 %, за счет звуковых средств – на 38 % и за счет невербальных средств – на 55 %. Также обнаружено, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств общения. Редко случается, что мы говорим, не сопровождая слова каким-либо действием.
Долгое время образование ребёнка с нарушением зрения было организовано таким образом, что он попадал из одного закрытого воспитательного учреждения в другое. И

Работа содержит 1 файл

мимика и пантомимика программа.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие мимики и пантомимики».

Пояснительная записка.

Человек живет не обособленно. Какими бы мы не были,  мы всегда устремляемся к окружающим, испытываем потребность  в общении. Психологами установлено, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7 %, за счет звуковых средств – на 38 % и за счет невербальных средств – на 55 %. Также обнаружено, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65 % информации передается с помощью невербальных средств общения. Редко случается, что мы говорим, не сопровождая слова каким-либо действием.

Долгое время образование ребёнка с нарушением зрения было организовано таким образом, что он попадал из одного закрытого воспитательного учреждения в другое. Изолированность системы специализированного образования приводила к тому, что ребёнок с нарушением зрения оказывается исключенным из многих социальных связей, столь естественных для его нормально видящего сверстника. Замкнутость, изолированность, тепличная атмосфера приводят к тому, что у детей с нарушениями зрения искажается личностное развитие, появляются такие черты, как эгоцентричность, монологичность в общении, неадекватно заниженная или завышенная самооценка.

Наша программа  направлена на развитие одного из важных для адаптации слепых и слабовидящих среди зрячих и наиболее трудно формируемых у них компонента коммуникативной деятельности - неречевых

средств общения.

Причиной многих жизненных  проблем является неумение человека правильно организовать свое общение с людьми. В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающего поколения социально-психологической готовности к совместной деятельности, к взаимодействию друг с другом.

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ У ЛЮДЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ.

Научные исследования показали, что зрение играет основную роль в процессе восприятия человека человеком (А.А.Бодалев) и в процессе общения людей (А.3олотнякова, А.А.Леонтьев, В.М.Соковнин). Отсутствие или патология зрительного анализатора ведет к потере основного канала поступления информации, которая характеризует партнера по общению и затрудняет обратную связь с ним (одно из основных условий акта общения).

Тифлопсихология отмечает у слепых и слабовидящих закономерные

изменения в сфере  внешних эмоциональных проявлений, связанных с нарушением функций зрения.

Все выразительные движения при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Причем степень ослабленности зависит от времени возникновения и тяжести расстройства зрительного анализатора. Смазанность, упрощенность мимики, жестов, пантомимики достигает такой степени, что даже, безусловно-рефлекторные, выразительные движения, сопровождающие состояние горя, радости, гнева и др., проявляются при глубоких нарушениях зрения в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.

Отсюда инвалидам по зрению характерна вялая, бедная, маловыразительная мимика; иногда наблюдается амимия. То же относится к жестам и пантомимике.

Вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций у лиц с нарушением зрения, зачастую сочетающееся с навязчивыми движениями (частое потряхивание руками, подскоки на пружинящих ногах, надавливание пальцем на веки, ритмичные покачивания туловищем или головой и др.), мешает зрячим по достоинству оценивать нравственные, интеллектуальные, профессиональные и другие качества слепых и слабовидящих. Так, чрезмерно улыбчивых слепых зрячие на работе воспринимают как подхалимов, а на улице как интеллектуально не полноценных.

Слепые дети с остаточным зрением и слабовидящие дети при разговоре часто кажутся зрячим странными, потому что "наступают" на собеседника. Это вызвано желанием разглядеть собеседника и, если он отступает, то дети двигаются за ним.

Таким образом, проблема развития мимики и пантомимики остается одной из наиболее актуальных проблем обучения, воспитания и коррекции поведения детей  с патологией зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  понятия.

Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности. Как вид деятельности общение формируется поэтапно и обусловливается многими факторами (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. Болбагану, М. И. Лисина и др.).

В существующей научной литературе понятия «общение» и «коммуникативная деятельность» определяются неоднозначно. Большинство исследователей в качестве наиболее полного и емкого используют определение понятия «общение», сформированное М. И. Лисиной: «Общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование их усилий с целью налаживания от­ношений и достижений определенного результата».

Общение - это не просто действие, а специфическое взаимодействие партнеров, каждый из которых является одновременно субъектом и объектом деятельности. В рамках общей концепции деятельности «общение понимается как один из видов деятельности - коммуникативная деятельность». Из этого определения видно влияние на этапы развития средств общения внешних (обучение и воспитание) и внутренних, субъективно-личностных, факторов.

В современной психолого-педагогической литературе выделяются следующие основные средства общения:

- Экспрессивно-мимические: улыбка, взгляд, выразительные движения рук и  тела, выразительные восклицания.  Сюда же примыкает и вокальная мимика (интонация).

- Предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, позы, используемые для целей общения - приближение, удаление, вручение предметов, притягивание другого человека к себе, отталкивание, позы, выражающие протест, желание уклониться от контакта и наоборот, выражающие желание контактировать. Предметно-действенные средства общения возникают позже, на основе совместной деятельности ребенка со взрослым с целью общения в форме предметных движений, статичных поз. Такие движения ре­бенка выражают готовность к взаимодействию со взрослым. / - Речевые средства общения несут основную гносеологическую нагрузку. Вербально-речевые средства общения развиваются на основе невербальных средств, таких, как мимика, жест, пантомима, в определенной социокультурной среде, которая обусловливает их характер, содержание и формы.

Мимика – искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица.

Пантомимика – это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ.

Жест – движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь.

Эмоции -  душевное переживание. Синоним слова чувства.

Чувства -  способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия. Состояние, в котором человек способен сознавать, воспринимать окружающее.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель  курса:

 помочь слабовидящим  и незрячим детям овладеть  техникой мимики и пантомимики  и уметь пользоваться сформированными  навыками культурного поведения  в свободной практической деятельности.

Задачи:  

- ознакомление с основными  эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения; 

- упражнения и закрепление  выразительных движений в этюдах  и игровой деятельности; 

- перенос неречевых  способов общения в самостоятельную  коммуникативную деятельность; 

-формирование навыков  выразительных движений; 

-формировать навыки  восприятия алгоритмов лица и  тела человека, а также животных;  

-формирование умений  правильно воспринимать и воспроизводить  несложные мимические и жестовые  движения; 

-формирование навыков культурного поведения в свободной практической деятельности;  

-развитие и укрепление  мышечного аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема построения коррекционно-развивающего занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  программы      

I. Развитие и укрепление мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений:   

а) развитие зоны бровей: учить поднимать и опускать брови, сдвигать их; 

б) развитие мышц губ: учить  выпячивать губы вперед, делать улыбку, показывать передние зубки; 

в) развитие мышц щек: учить  надувать и втягивать щеки; 

г) развитие мышц языка: учить  укладывать широкий и узкий язык, поднимать кончик языка вверх, укладывать язык на верхние зубы, на верхнюю  губу, на нижнюю губу, покачивать языком как маятником, играть в "болтушку";  

д) развитие мышц шеи: учить  поворачивать голову вправо (влево), класть голову на правое (левое) плечо, на грудь, откидывать назад, делать медленные  круговые движения головой справа - налево и наоборот; 

е) развитие мышц плеч: поднимать плечи вверх и опускать их вниз, делая это одновременно или попеременно; 

ж) развитие моторики пальцев (использование комплекса пальчиковой  гимнастики); 

з) формирование умений расслаблять  и напрягать мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица.    

II. Формирование алгоритма  восприятия схемы лица и тела: на самом ребенке, на другом  человеке, на живых животных и  их чучелах, на схемах-символах  лица и тела, барельефе.  

  III. Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией:  

а) мимика: улыбка (радость, смех, удовольствие), удивление, спокойное  со стояние (равнодушие), плач, боль, горе;  

б) жесты: это я, да, нет, нельзя (не шали), до свидания, там, тише, здравствуйте, низкий, высокий, большой, маленький, длинный, короткий, все в порядке, не знаю, иди ко мне; можно, я отвечу и другие.   

IV. Формирование у детей умений определять значение мимики, жеста и позы на объектной картинке: отдай, не покажу, позы при обращении и разговоре, поза идущего солдата, поза идущего пожилого человека; поза, когда чистят зубы, обувь, развешивают белье, вытирают пыль, подметают пол, ласкают, жалеют, прислушиваются, ловят бабочек, расчесывают волосы, собирают цветы.   

V. Обучение умению  воспроизводить формируемые эмоциональные состояния персонажей сюжетных картинок (при наличии зрения).    

VI. Формирование умения  адекватно воспроизводить в различных  (игровых, бытовых и др.) ситуациях  следующие выразительные движения (пантомимика): 

- что я делаю: мою  лицо и руки, ем суп, мою посуду, баюкаю куклу, катаю машинку, листаю книгу, собираю цветы, играю на дудочке и т.п.; 

- что я чувствую: светит  солнышко, болит живот (зуб), очень  холодно, очень жарко, хочу  спать; 

- чью работу я делаю:  дровосек, маляр, водитель, дворник, скрипач; 

- какому животному  я подражаю: заяц, медведь, лиса, волк, петух, кошка, собака, свинья, лошадка,  лягушка.  

VII. Связь поведения  животных с их эмоциональным  состоянием: собака, виляющая хвостом,  настроена доброжелательно; кошка,  машущая хвостом, выражает недовольство и т.п.

   VIII. Жесты, применяемые в профессиональной деятельности: музыканты, спасатели, дайверы и другие.

    IX.    Жесты в разных странах.

По окончанию обучения обучающиеся должны уметь: 

-самостоятельно координировать мимические и пантомимические движения; 

-пользоваться навыками  восприятия алгоритмов лица и  тела человека, а также животного  – в свободной деятельности; 

-воспринимать и произвольно  изображать основные эмоции в  самостоятельной практической деятельности; 

-пользоваться сформированными  навыками культурного поведения  в свободной практической деятельности;  

-творчески использовать  сформированные навыки выразительных  движений в жизненных ситуациях,  характеризуя их в речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы.

Программа построена по концентрическому типу. Каждый год обучения содержит пять тематических блоков:

1. Развитие мышечного аппарата

2. Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела (знакомство с мимикой, жестами)

3. Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности, пантомима.

4. Формирование умения управлять своими эмоциями.

5. Культура общения.

Информация о работе Развитие мимики и пантомимики