Развитие личности учителя в системе педагогического образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: непрерывное образование как требование времени, т.е. его актуальность. Именно сейчас в век инновационных технологий, знаний и информации непрерывное образование, как способ получать все новые знания, нужен как никогда. Цель исследования: изучить и охарактеризовать актуальность непрерывного образования.
Задачи исследования: изучить концепцию непрерывного образования и его принципы; рассмотреть применение и использование непрерывного образования в России и за рубежом; объяснить актуальность непрерывного образования на сегодняшний день.

Содержание

Введение 3
Глава 1:
Понятие непрерывного образования 4
Концепция непрерывного образования 7
Принципы непрерывного образования 9
Глава 2:
Предпосылки для формирования непрерывного образования 13
Непрерывное образование педагога в России 15
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

Автономная некоммерческая организация.docx

— 49.24 Кб (Скачать)

Анализируя особенности  адаптации и вхождения молодых  учителей в свою профессию, профессор  С.Г. Вершловский выделяет несколько  их типов.

«Неудовлетворенные». Столкнувшись с трудностями, они разочаровываются в профессии учителя, уходят из школы, ищут себя на другом поприще. Такое  решение — благо и для молодого специалиста (поскольку педагогика — не его призвание), и для школы, учащихся, общества.

Полностью удовлетворенные  не уходят от трудностей, не ищут более  легкую профессию. Школа вызывает у  них приподнятое настроение, мажорный тонус жизни. Испытывая высокую  удовлетворенность собой, такие  учителя утверждается в своей  привязанности к профессии, к  школе и детям.

«Самоутверзадающиеся» — это те, которые стремятся получить признание коллег и учащихся. И это у них на первом плане.

 «Увлеченные» молодые  учителя, для которых избранная  специальность имеет жизненный  смысл и наделена особым обаянием. Они гордятся своей профессией, видя как на их глазах “растут  молодые люди, формируется их  характер, складывается мировоззрение” (С.Г. Вершловский).

«Вожатский» тип или “Я-вовлеченный” характеризуются тем, что пришли в школу не после вуза, а от практики, так сказать, “от станка, от сохи”. Они любят общаться с детьми, работают с ними в оздоровительных лагерях вожатыми (отсюда и название типа), руководят секциями и кружками, состоят с ними в одном клубе. Так они оказывается вовлеченными в реальную практику и в ней находят свое призвание. Затем переходят на профессиональную работу педагога. Окончательно закрепляются в профессии через заочное обучение в вузе и путем самообразования.

Последипломное образование  учителя имеет еще одну важную функцию: постоянное совершенствование  профессионального мастерства. Это  особенно проявляется после 3-5 лет  работы, т.е. с того времени, как учитель  уже адаптировался, освоился с профессией и надежно овладел традиционной методикой учебно-воспитательной работы. Продолжая самообразование и  профессиональное самосовершенствование, учитель начинает изучать и осмысливать  свой опыт, опыт коллег, а также описанный  в литературе, обобщает его. На их основе он готовит доклады, выступает на педагогических советах школы, педагогических чтениях района, области, на практических, методических и научных конференциях, семинарах и совещаниях разного уровня. Он теперь сам выступает как автор статей в периодической печати, в педагогических изданиях, пропагандируя и проверяя качество своих изысканий и находок.

Совершенствуя свое мастерство, учитель занимается на курсах, в  институте повышения квалификации, в магистратуре, аспирантуре, становится соискателем на педагогических и  других кафедрах вузов и научно-исследовательских  институтов, разрабатывает методические рекомендации и пособия по вопросам учебно-воспитательной деятельности, защищает диссертации. Это занятие  для учителя остается профессиональной функцией на всю его трудовую деятельность.

Уровни профессионального  мастерства учителей неодинаковы. Причины  этого разные: недостаток (или даже отсутствие) новой литературы, особенно в школах сельской глубинки, загруженность  другой, непедагогической, работой, состояние  здоровья, неблагоприятные бытовые  и семейные условия, отсутствие на месте  квалифицированных консультантов  и т.п. Главным у такого учителя  является: отсутствие чувства новизны, познавательного интереса; удовлетворенность  достигнутым и самоуспокоенность.

Проблемы подготовки учителя  и его непрерывного образования  изучают многие научно-педагогические центры. В Беларуси, например, это  Национальный институт образования (НИО), в России — Российская Академия образования (РАО). В Санкт-Петербурге давно и плодотворно действует специальный Институт образования взрослых, в котором есть отдел и лаборатории по непрерывному образованию учителей. Те же проблемы изучают многие кафедры педагогики вузов, ИПК. К ним относится, в частности, и кафедра педагогики Гродненского университета, Арский педагогический колледж (Россия, Татарстан) и многие другие.

За рубежом, в частности  в Польше и Италии развивается  одна из молодых отраслей педагогики—  педеутология (pedeutologia), которая занимается исследованием разных проблем, относящихся  к учителю и его профессии: моделирование идеальной личности учителя, типология учителей (на разных основаниях), условия его профессионального  роста и проблемы перманентного  образования и другие важнейшие  вопросы. Этот термин в советской  педагогике не фигурировал. Он пока не знаком широкому кругу педагогов  и читателей современной Беларуси и России, хотя имеет полное право  занять подобающее место как отрасль  педагогики и соответственно как  термин и понятие педагогики как  науки.

В педагогике бытуют понятия  “педагогический стаж”, “опыт” и  “мастерство”. Педагоги-практики и  исследователи едины в том  мнении, что содержание этих понятий  хотя и родственное, но разное. “Стаж” означает количество проработанных  лет, которые не обязательно характеризуют  уровень профессионального мастерства. Но педагогический стаж имеет правовой смысл при повышении оклада заработной платы, при назначении пенсии по выслуге  лет и по возрасту. “Опыт” предполагает систему знаний, осмысленных профессиональных умений и навыков, вынесенных из практики. “Мастерство” имеет в виду высокий  уровень профессионального искусства. Общее ожидание таково: чем больше стаж, тем богаче опыт и выше мастерство учителя. Но это не всегда так. Учитель  с большим стажем может иметь  высокий уровень мастерства. И, наоборот: не имея большого стажа, пытливый, ищущий, постоянно занимающийся самообразованием молодой учитель достигает высокого уровня мастерства.

В Беларуси, как и в  России, сложилась практика официальной  аттестации учителей в зависимости  от уровня их профессионального мастерства. Учитель, работающий первый год — это учитель-стажер, о нем выше упоминалось. После аттестации он остается просто “молодым учителем”. Затем идут такие ступени: учитель 2-й, 1-й и высшей категорий, которые присваиваются после официальной аттестации. Лучшим мастерам педагогического труда присваивается звание “Отличник просвещения”, а выдающимся из них — “Заслуженный учитель”, “Заслуженный работник образования”. Эти ступени учитель может достичь за разное время, одни быстрее, другие после многих лет работы. Притом не все учителя “дорастут” до уровня высшей категории, а тем более — “Заслуженного учителя”. Это не значит, конечно, что такие учителя “низкосортные”. Как и во всякой работе, часть профессионалов на каком-то уровне развития и продвижения получит статус специалиста хорошего класса, и это за ним закрепляется. Не все военные становятся генералами, не все даже опытные медицинские сестры — врачами, не все кандидаты наук — докторами и т.п. То же и учителя.

У учителя есть путь служебного роста. Этот рост напрямую связан, во-первых, с уровнем его профессионального  мастерства и, во-вторых, с его организаторскими наклонностями и способностями. Учителя выбирают или назначают  руководителем методической секции в школе, заместителем директора, а потом и директором школы, инспектором и руководителем органов образования в районе, городе, области, выдвигают сотрудником министерства образования республики, руководителем учреждений дополнительного образования и т.д., так что для продвижения по службе возможностей у него много.

Заключение:

Центральной идеей непрерывного образования является развитие учителя  как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его  жизни. Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования. В настоящее  время возникает естественная необходимость  дополнительного образования, которая  и трансформируется в потребность  в непрерывном образовании. Непрерывное  образование объективно носит уже  массовый характер. В некотором смысле произошло возвращение к начальному этапу развития человечества (непрерывное  образование снова становится уделом всех), но уже на качественно ином уровне. В педагогическом образовании  в связи с повышенной динамичностью  образовательной среды феномен  непрерывного образования приобретает  еще более актуальное звучание: каждый учитель обязан работать над своим  образованием всю жизнь. Есть и еще  одна особенность педагогической профессии - она не очень обласкана нашим  обществом сегодня, и поэтому  ее представителям на вызовы образовательной  среды отвечать труднее, необходимо более высокое личностное и профессиональное развитие. Личностное и профессиональное развитие учителя естественным образом  разбивается на три этапа: допрофессиональный этап, профессиональный этап, этап последипломного  образования учителя.

Таким образом, понятие непрерывного образования в том виде в каком  оно понимается в современной  науке, как «образование длинною  в жизнь» – это красивая игра слов, так как непрерывность предполагает постоянство возобновления, а образование  – появление чего-то нового, на базе существовавшего ранее, но потерявшего  свою актуальность, которое формирует  новый образ известного объекта  или неизвестного объекта. Написание  курсовой работы позволило глубже изучить  процесс непрерывного образования  учителя, а так же осознать значимость этого процесса для меня, как для  будущего учителя.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Калинин М. И. Речь на вечере, посвященном чествованию учителей-орденоносцев сельских школ. — О воспитании и обучении. М., 1957, с. 262—263.
  2. Патон Е. О. Избранные труды: В 3-х т. — Киев: Изд-во АН УССР, 1959—1961.
  3. С.Г.Вершловский. Взрослый как субъект образования. – Педагогика, 2003, №8
  4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 8 томах. М.: АПН СССР, 1949. Т. 6. 231 с.
  5. Коджаспарова Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования.- М.: Изд-во "Альфа", 1993.- с.117
  6. Молчанова Т.К., Носкова Г.В., Виноградова Н.К. Возможность непрерывного образования (региональные подходы). Выпуск 2. – М.:УЦ «Перспектива», 2007. – 36 с.
  7. Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. – 2005. - №3.
  8. Филатова Л.О. Переемственность общего и среднего и вузовского образования // Педагогика. – 2004. - №8.
  9. Подласый И.П. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2007. – 527 с. :ил. – (Педагогика и воспитание).
  10. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании// Педагогика. Изд.второе 2001. № 2.
  11. Современный принцип развития непрерывного образования / Т.Ю. Ломакина. - М. : Наука, 2006.-221 с. - ISBN 5-02-033960-1.
  12. Новиков А.М. Методология образования. Изд. второе. М.:Эгвес, 2006. -488с.
  13. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. М., 2000.
  14. Шленов Ю., Мосичева И., Шестак В. Непрерывное образование в России // Высшее образование в России. - 2005. - №3.
  15. Ломакина Т.Ю. Диверсификация профессионального образования. М., 2000.
  16. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования // 2005, 2-е изд.
  17. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. - Мн., 2005.
  18. Токмовцева М.В. Многоуровневое профессиональное образование в России // Закон. - 2006. - №4.
  19. http://www.dioo.ru/psihologicheskie-problemyi-uchitelya/samoobrazovanie-uchitelya.html
  20. http://paidagogos.com/?p=58
  21. http://tehnologiya.ucoz.ru/publ/nepreryvnoe_obrazovanie_uchitelja/21-1-0-133
  22. http://tehnologiya.ucoz.ru/publ/21-1-0-120

 


Информация о работе Развитие личности учителя в системе педагогического образования