Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:55, курсовая работа
Объект исследования: непрерывное образование как требование времени, т.е. его актуальность. Именно сейчас в век инновационных технологий, знаний и информации непрерывное образование, как способ получать все новые знания, нужен как никогда. Цель исследования: изучить и охарактеризовать актуальность непрерывного образования.
Задачи исследования: изучить концепцию непрерывного образования и его принципы; рассмотреть применение и использование непрерывного образования в России и за рубежом; объяснить актуальность непрерывного образования на сегодняшний день.
Введение 3
Глава 1:
Понятие непрерывного образования 4
Концепция непрерывного образования 7
Принципы непрерывного образования 9
Глава 2:
Предпосылки для формирования непрерывного образования 13
Непрерывное образование педагога в России 15
Заключение 19
Список используемой литературы 20
Анализируя особенности адаптации и вхождения молодых учителей в свою профессию, профессор С.Г. Вершловский выделяет несколько их типов.
«Неудовлетворенные». Столкнувшись с трудностями, они разочаровываются в профессии учителя, уходят из школы, ищут себя на другом поприще. Такое решение — благо и для молодого специалиста (поскольку педагогика — не его призвание), и для школы, учащихся, общества.
Полностью удовлетворенные не уходят от трудностей, не ищут более легкую профессию. Школа вызывает у них приподнятое настроение, мажорный тонус жизни. Испытывая высокую удовлетворенность собой, такие учителя утверждается в своей привязанности к профессии, к школе и детям.
«Самоутверзадающиеся» — это те, которые стремятся получить признание коллег и учащихся. И это у них на первом плане.
«Увлеченные» молодые
учителя, для которых
«Вожатский» тип или “Я-вовлеченный” характеризуются тем, что пришли в школу не после вуза, а от практики, так сказать, “от станка, от сохи”. Они любят общаться с детьми, работают с ними в оздоровительных лагерях вожатыми (отсюда и название типа), руководят секциями и кружками, состоят с ними в одном клубе. Так они оказывается вовлеченными в реальную практику и в ней находят свое призвание. Затем переходят на профессиональную работу педагога. Окончательно закрепляются в профессии через заочное обучение в вузе и путем самообразования.
Последипломное образование
учителя имеет еще одну важную
функцию: постоянное совершенствование
профессионального мастерства. Это
особенно проявляется после 3-5 лет
работы, т.е. с того времени, как учитель
уже адаптировался, освоился с профессией
и надежно овладел традиционной
методикой учебно-
Совершенствуя свое мастерство,
учитель занимается на курсах, в
институте повышения
Уровни профессионального
мастерства учителей неодинаковы. Причины
этого разные: недостаток (или даже
отсутствие) новой литературы, особенно
в школах сельской глубинки, загруженность
другой, непедагогической, работой, состояние
здоровья, неблагоприятные бытовые
и семейные условия, отсутствие на месте
квалифицированных
Проблемы подготовки учителя и его непрерывного образования изучают многие научно-педагогические центры. В Беларуси, например, это Национальный институт образования (НИО), в России — Российская Академия образования (РАО). В Санкт-Петербурге давно и плодотворно действует специальный Институт образования взрослых, в котором есть отдел и лаборатории по непрерывному образованию учителей. Те же проблемы изучают многие кафедры педагогики вузов, ИПК. К ним относится, в частности, и кафедра педагогики Гродненского университета, Арский педагогический колледж (Россия, Татарстан) и многие другие.
За рубежом, в частности
в Польше и Италии развивается
одна из молодых отраслей педагогики—
педеутология (pedeutologia), которая занимается
исследованием разных проблем, относящихся
к учителю и его профессии:
моделирование идеальной
В педагогике бытуют понятия
“педагогический стаж”, “опыт” и
“мастерство”. Педагоги-практики и
исследователи едины в том
мнении, что содержание этих понятий
хотя и родственное, но разное. “Стаж”
означает количество проработанных
лет, которые не обязательно характеризуют
уровень профессионального
В Беларуси, как и в России, сложилась практика официальной аттестации учителей в зависимости от уровня их профессионального мастерства. Учитель, работающий первый год — это учитель-стажер, о нем выше упоминалось. После аттестации он остается просто “молодым учителем”. Затем идут такие ступени: учитель 2-й, 1-й и высшей категорий, которые присваиваются после официальной аттестации. Лучшим мастерам педагогического труда присваивается звание “Отличник просвещения”, а выдающимся из них — “Заслуженный учитель”, “Заслуженный работник образования”. Эти ступени учитель может достичь за разное время, одни быстрее, другие после многих лет работы. Притом не все учителя “дорастут” до уровня высшей категории, а тем более — “Заслуженного учителя”. Это не значит, конечно, что такие учителя “низкосортные”. Как и во всякой работе, часть профессионалов на каком-то уровне развития и продвижения получит статус специалиста хорошего класса, и это за ним закрепляется. Не все военные становятся генералами, не все даже опытные медицинские сестры — врачами, не все кандидаты наук — докторами и т.п. То же и учителя.
У учителя есть путь служебного
роста. Этот рост напрямую связан, во-первых,
с уровнем его
Заключение:
Центральной идеей непрерывного
образования является развитие учителя
как личности, субъекта деятельности
и общения на протяжении всей его
жизни. Эта идея, осознанная обществом,
становится системообразующим фактором
непрерывного образования. В настоящее
время возникает естественная необходимость
дополнительного образования, которая
и трансформируется в потребность
в непрерывном образовании. Непрерывное
образование объективно носит уже
массовый характер. В некотором смысле
произошло возвращение к
Таким образом, понятие непрерывного
образования в том виде в каком
оно понимается в современной
науке, как «образование длинною
в жизнь» – это красивая игра
слов, так как непрерывность
Список использованной литературы
Информация о работе Развитие личности учителя в системе педагогического образования