Развитие личности учителя в системе педагогического образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: непрерывное образование как требование времени, т.е. его актуальность. Именно сейчас в век инновационных технологий, знаний и информации непрерывное образование, как способ получать все новые знания, нужен как никогда. Цель исследования: изучить и охарактеризовать актуальность непрерывного образования.
Задачи исследования: изучить концепцию непрерывного образования и его принципы; рассмотреть применение и использование непрерывного образования в России и за рубежом; объяснить актуальность непрерывного образования на сегодняшний день.

Содержание

Введение 3
Глава 1:
Понятие непрерывного образования 4
Концепция непрерывного образования 7
Принципы непрерывного образования 9
Глава 2:
Предпосылки для формирования непрерывного образования 13
Непрерывное образование педагога в России 15
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

Автономная некоммерческая организация.docx

— 49.24 Кб (Скачать)

Принцип второй: Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы считается вторым принципом.

Его целью является значительное увеличение инвестиции в человеческие ресурсы.

Как всем известно, нынешний уровень капиталовложений в человеческие ресурсы крайне низок, но и поднимается вопрос, что вообще считать инвестицией. Невозможно заставить страну, приравнять инвестиции в человеческие ресурсы к капитальным затратам. Здесь скорее следует действовать на основе социального партнерства. Однако многое можно сделать на индивидуальном уровне. Так, с помощью специальных банковских счетов на обучение, финансируемых не только личными сбережениями, но и государственными и общественными фондами, можно создать необходимые условия и повысить мотивацию к учению.

Принцип третий: Инновационные методики преподавания и учения.

Цель - разработать новые методологии  обучения для системы непрерывного образования - длиною и шириною в  жизнь.

По  мере нашего продвижения к информационному  обществу - обществу, основанном на знании - меняется и наше понимание того, что такое образование и учение.

Образовательные технологии становятся все более  ориентированными на пользователя. Это  естественные процессы, которые, однако, могут быть значительно ускорены целенаправленной работой профессионалов в области методологии. Так, например, компьютерные технологии предоставляют  огромные возможности для дистанционного и домашнего обучения, но методисты  все еще считают, что они должны непременно сопровождаться личными  встречами преподавателя и студента.

В целом, можно сказать, что то, как происходит процесс преподавания и учения, не меняется уже, по меньшей мере, полвека, несмотря на все перемены в обществе.

Образовательные системы должны уметь гибко адаптироваться к современным условиям. До сих  пор нет ответа на многие методические вопросы: как выработать устойчивую мотивацию к учению, какова методика обучения пожилых людей, как приспособить учебную среду для полноценной  интеграции инвалидов, каков положительный  потенциал групп смешанного возраста для развития познавательных, практических и социальных навыков и так  далее. Для решения этих проблем  необходимо не только повысить квалификацию работников сферы образования, но и  привлечь тех, кто эффективно решает подобные вопросы в общественных организациях или в профессиональной среде.

Профессия учителя, в целом, меняет свое изначальное  содержание. Учителя становятся во все большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача - помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это. А, следовательно, и методы обучения - как в формальной, так и в неформальной системе образования - должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться.

Принцип четвертый: Новая система оценки полученного образования.

Цель - коренным образом изменить подходы  к пониманию и признанию учебной  деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального  образования.

В обществе и экономике, основанных на знании, полноценное использование человеческого  фактора становится залогом конкурентоспособности  и успеха. Соответственно, как для  работника, так и для работодателя огромное значение имеют дипломы, аттестаты  и сертификаты, подтверждающие квалификацию. Они приобретают все большую  роль в России, поскольку у студентов  существует свобода выбора образовательного учреждения. Признание этих видов  образования помогло бы полнее отразить индивидуальный учебный опыт личности и повысить мотивацию к непрерывному учению.

Принцип пятый: Развитие наставничества и консультирования

Цель - на протяжении всей жизни обеспечить каждому свободный доступ к информации об образовательных возможностях в  России и к необходимым консультациям  и рекомендациям.

Если  в прошлом нам приходилось  принимать решение о выборе профессиональной карьеры или образовательного учреждения зачастую всего один раз, теперь подобный совет о том, что делать дальше (и не только в профессиональной сфере), нужен человеку на протяжении всей жизни. Следовательно, должна быть создана постоянная консультационная служба, которая могла бы дать рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личного развития, и была бы ориентирована на интересы и потребности активного пользователя. Сама эта служба также должна активно выходить к своим клиентам, поддерживая их мотивацию к учению, помогая найти свой путь в море образовательных услуг и предупреждая возможные неудачи. Это должно быть место, где интересы клиента ставятся превыше всего, а задачей которого будет являться оптимальный подбор информации для выработки наилучшего плана действий на будущее.

Информационные  технологии и Интернет открывают  новые горизонты для подобного  консультирования, хотя вовсе не подменяют  непосредственный совет консультанта и качественную помощь человеку сориентироваться в этом потоке информации. Такие  консультационные пункты должны быть в непосредственной близости от нашего дома и доступны каждому человеку, а консультанты должны лично знать своих клиентов, их потребности и квалификацию.

В последнее  время возникает много частных  консультаций, а также консультационных пунктов при различных фирмах и организациях. Это, тем не менее, не снимает ответственности с  государства за предоставление равноправного  доступа к подобным услугам.

Принцип шестой: Приближение образования к дому.

Цель - приблизить образовательные возможности  к дому с помощью сети учебных  и консультационных пунктов, а также  используя информационные технологии.

Для большинства из нас как формальное, так и неформальное образование  происходит непосредственно по месту  жительства, а значит, главная ответственность за развитие системы непрерывного образования ложится на местные органы власти.

При всей свободе передвижения люди не должны быть вынуждены покидать свой родной город или поселок, чтобы получить качественное образование. Это особенно важно в отношении инвалидов и других слабозащищенных групп населения.

Информационные  технологии в этом плане предоставляют  огромные возможности получения  качественного образования без  больших затрат и в любом отдаленном месте.

Используя дистанционное обучение, люди могут  иметь постоянный круглосуточный доступ к образованию, где бы и когда  бы они ни решили продолжить свое обучение. В свою очередь, города как центры всевозможных образовательных услуг  и инновационных методик для  любого возраста и любого направления  должны стать тем источником ресурсов и идей, который создаст систему  действительно общедоступного непрерывного образования. Приближение образования  к дому также подразумевает создание культурно-просветительских центров в непосредственной близости от нашего жилища - не только в школах и вузах, но и в торговых центрах, клубах, музеях, библиотеках, религиозных центрах, парках, центрах отдыха и на рабочих местах.

Из  этого следует, что на данный момент возможностей получать образование  много, но не достаточно для всех желающих учиться. Нужно стремиться к созданию благоприятных условий для непрерывного образования, что бы в нашей стране возрастало количество образованных и  стремящихся к знаниям людей.

 

 

Глава 2.

2.1 Предпосылки для формирования  непрерывного образования

К настоящему времени сложилась  система непрерывного образования  учителя в три этапа: допрофессиональная подготовка, этап образования и последипломное совершенствование. Это обусловлено  несколькими причинами.

I этап ― допрофессиональный. Специальные исследования (К. В. Вербова, Э. А. Гришин, Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев, Е. А. Ровба, В. А. Сластенин, А.М.Новиков, Т.Ю.Ломакина и др.) обнаружили предрасположенность некоторых подростков и старшеклассников к педагогической деятельности еще в школьные годы. Такие подростки и старшеклассники охотно шефствуют над младшими, проявляют инициативу в общешкольных делах, охотно занимаются репетиторством и т.д. Повседневные наблюдения за учащимися и исследования дают основание утверждать, что у многих из них уже в школьном возрасте проявляются склонности и способности к педагогической работе. У девочек этому предшествует материнский инстинкт, заложенный природой. Он затем переходит в соответствующий задаток, который при благоприятных условиях перерастает в педагогическую склонность и способности.

Учащихся, имеющих склонность к педагогической деятельности, характеризуют  такие черты, как общительность, любовь и привязанность к детям, эмпатия, терпимое отношение к другим, гуманизм, развитое воображение, находчивость. Степень проявления этих качеств  можно диагностировать с помощью  методов психолого-педагогической диагностики (эксперимент, тесты, наблюдение и др.).

На формирование у учащихся интереса к педагогической профессии  влияют опытные и авторитетные учителя, родители, учебный предмет. Бывают и  случайные факторы (близость учебного заведения, компания товарищей, настояние  родителей и т.п.). Школа проводит и специальную ориентацию старшеклассников на педагогическую профессию, организует для них факультативные и специальные  курсы по введению в психологию и  педагогику, создает специализированные классы по педагогике. Школа не дает профессиональную подготовку в собственном  смысле слова. Ее задача — выявить  учащихся, имеющих склонность к профессии  учителя, формировать осознанные мотивы для выбора профессии педагога: соответствующие  интересы, ценностные ориентации; познакомить  с особенностями профессионально-педагогической деятельности.

Как показывают наблюдения, выпускники специализированных педагогических классов, слушатели факультативов  хорошо учатся потом в учебных  заведениях по педагогическим специальностям.

II этап — профессиональный. Систематическую общеобразовательную и профессиональную учительскую подготовку студенты получают в средней специальной или высшей школе. Они изучают и теорию, и методику учебно-воспитательной работы, проходит педагогическую практику, выполняет курсовые работы, защищают дипломный проект, учатся педагогической диагностике, участвуют в научно-исследовательской работе. Значительное место студент отводит самостоятельной учебной работе, штудируя психологическую, педагогическую и другую литературу. Формы и методы учебной работы разнообразны: лекции, практические и лабораторные занятия, практикумы, диспуты, консультации и др. По завершении обучения, сдав государственные экзамены, выпускник вуза получает диплом преподавателя и имеет право работать профессиональным педагогом. В настоящее время разрабатывается многоуровневая система подготовки учителей в высшей школе (бакалавриат, магистратура).

Этот этап подготовки учителя  мы изложили весьма кратко и схематично для связи со следующим этапом, который охарактеризуем более подробно.

III этап— последипломное образование учителя. Про специалиста, окончившего вуз или ссуз, говорят, что он имеет высшее или среднее специальное образование, между тем оно высшее только с определенной долей условности, так как предела знаниям, интеллектуальному совершенствованию нет.

Уже говорилось, что одна из особенностей учительской профессии  характеризуется необходимостью непрерывного образования. Учитель до тех пор  современный профессионал, пока учится. М.И. Калинин учителя очень образно  сравнил с губкой: “Учитель, с  одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губка, впитывает в  себя, берет все лучшее от народа, и это лучшее снова отдает детям”.[1]

И это действительно так: если только отдавать и ничего не добавлять, то прежний багаж знаний скоро  истощится. И глубоко прав академик Е.Патон, который призывает самого педагога “учиться до глубокой старости”, если он с пользой хочет учить других. [2]

 

 

 

2.2 Непрерывное образование  педагога в России

Для молодого учителя возрастные границы точно не определены: до 5-и лет работы или до 30-летнего  возраста, что не одно и то же. Самообразование  выступает в компенсаторной функции. Всякий выпускник вуза может сказать, как в студенческие годы ему катастрофически  не хватало времени для чтения литературы, глубокого изучения интереснейших  научных монографий, критического сопоставительного  анализа и осмысления позиций  и концепций разных авторов по одному и тому же вопросу, для свободного овладения иностранными языками  и т.п. В ту пору студент нередко  учил курс не столько для себя, сколько  для экзаменатора. Но еще в те же годы будущий учитель давал  себе обещание (самообязательство) после  университета обязательно наверстать из упущенного если не все, то многое из того, что не успел сделать. И вот  настало время планомерной и  активной ликвидации “пробелов”, восполнения | того, что не “взято” в студенческие годы.

После завершения стажировки коллеги не оставляют молодого учителя  без внимания: он несколько лет  занимается в школе молодого учителя. Но основной путь компенсации— это, конечно, самообразование по собственному индивидуальному  плану. Это вполне оправдано, потому что у каждого молодого учителя  пробелы в студенческих знаниях  свои, индивидуальные, только ему присущие.

В последующие годы (после 5 лет работы) профессиональное совершенствование  учителя связано с необходимостью и потребностью обновления блока  эрудиции. Необходимость этого объясняется: моральным старением прежних  знаний и интенсивно растущим потоком  новой информации. Жизнь идет вперед, перестраиваются общественные отношения, меняются наши представления об окружающем мире, реформируется система образования, в том числе и школа. Всюду  перемены, нужно успевать перестраиваться, непрерывно обновлять багаж знаний. Достаточно сослаться на факты перемен  в области педагогики и системы  образования. Появились новые типы общеобразовательных и профессиональных школ, новые теории* и идеи в учебно-воспитательном процессе, новые педагогические технологии, воспитательные системы. Например, в  недавнем прошлом весьма актуальные вопросы проблемного обучения, оптимизации  учебного процесса, разнообразный опыт педагогов-новаторов — теперь уже  освоенное педагогом поле. На острие новой педагогической технологии оказались  вопросы развивающего обучения не только в младших, но и в средних и  старших классах; личностно-ориентированного обучения, компьютеризации обучения. Учитель, если он хочет быть современным, должен все это освоить и усвоить. Кроме того, он изучает не только педагогику, но и стремится быть в курсе развития смежных с нею наук. Он не хочет отставать от событий культурной жизни. Учителя опять же выручает самообразование.

Информация о работе Развитие личности учителя в системе педагогического образования