Развитие личности учителя в системе педагогического образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: непрерывное образование как требование времени, т.е. его актуальность. Именно сейчас в век инновационных технологий, знаний и информации непрерывное образование, как способ получать все новые знания, нужен как никогда. Цель исследования: изучить и охарактеризовать актуальность непрерывного образования.
Задачи исследования: изучить концепцию непрерывного образования и его принципы; рассмотреть применение и использование непрерывного образования в России и за рубежом; объяснить актуальность непрерывного образования на сегодняшний день.

Содержание

Введение 3
Глава 1:
Понятие непрерывного образования 4
Концепция непрерывного образования 7
Принципы непрерывного образования 9
Глава 2:
Предпосылки для формирования непрерывного образования 13
Непрерывное образование педагога в России 15
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

Автономная некоммерческая организация.docx

— 49.24 Кб (Скачать)

Автономная некоммерческая организация

Высшего профессионального  образования

«Одинцовский гуманитарный институт»

 

 

Факультет: филологический

Кафедра: Педагогики и методики преподавания

 

 

Курсовая работа

По дисциплине педагогика.

Тема: « Развитие личности учителя в системе педагогического  образования»

 

 

Выполнила: студентка 2 курса  филологического факультета группы 2.1

Ушакова Анастасия Николаевна.

Научный руководитель работы: к.п.н., доцент  Яровова Татьяна  Викторовна

 

 

 

 

К защите____________________________________________________________________ 

(дата, подпись руководителя)

 

 

Работа защищена с оценкой______________________________________________________ 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одинцово 2013 год

 

Содержание:

Введение 3

Глава 1:

  1. Понятие непрерывного образования 4
  2. Концепция непрерывного образования 7
  3. Принципы непрерывного образования 9

Глава 2:

  1. Предпосылки для формирования непрерывного образования 13
  2. Непрерывное образование педагога в России 15 

Заключение 19

Список используемой литературы 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Понятие образования в  широком плане является исторически  изменяющимся, что соответственно влечет за собой переориентирование его  целей, функций, состава, появления  новых образовательный структур и соответствующих социальных институтов. На современном этапе экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует  считать непрерывность образования.  

Неизбежным следствием технократического и экстенсивного  подходов в педагогическом образовании  стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы  и ученика. Это привело к резкому  снижению социального статуса и  престижа педагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных  проблем.

Названные противоречия обусловливают необходимость решения  связанных с ними острых вопросов в педагогическом образовании:

·  новое целеполагание;

·  новая структура образования;

·  обновление содержания образования;

·  обновление организационных форм и методов.

Названные пункты служат основанием для смены целевых ориентаций, внедрения системы многоуровневого педагогического образования.

Эту проблему изучали: С.Г.Вершловский, О.С.Гребенюк, В.И.Данильчук, В.С.Ильин, И.А.Колесников, А.К.Маркова, Н.К.Сергеев, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, А.П.Тряпицына, Е.Н.Шиянов, Е.П.Белозерцев, М.А.Вейт, Л.Г.Петряевская, Н.Ф.Радионова, И.П. Подласый,  Новиков А.М, Ломакина Т.Ю.

Объект исследования: непрерывное образование как требование времени, т.е. его актуальность. Именно сейчас в век инновационных технологий, знаний и информации непрерывное образование, как способ получать все новые знания, нужен как никогда. 

Цель исследования: изучить и охарактеризовать актуальность непрерывного образования.

Задачи исследования: изучить концепцию непрерывного образования и его принципы; рассмотреть применение и использование непрерывного образования в России и за рубежом; объяснить актуальность непрерывного образования на сегодняшний день.

Глава 1.

1.1 Понятие непрерывного образования

Непрерывное образование – философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека. Непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы. В теории и практике непрерывного образования особо акцентируется образование взрослых за пределами базового образования (подготовка, переподготовка и повышение квалификации) в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям, досуговое образование и т. д. 
В современном обществе идея непрерывного образования приобретает характер парадигмы научно-педагогического мышления и выражается следующими терминами: «продолжающееся образование», «образование через всю жизнь», «пожизненное учение», «дальнейшее образование», «образование взрослых», «возобновляющееся образование» и т.д. 
Психолого-педагогический аспект непрерывного образования предполагает самообразование, формирование и развитие умений и навыков самостоятельного обучения, развитие ценностных ориентаций в духе «учение через всю жизнь», широкое использование современных активных форм и методов обучения, подход к обучению как процессу увеличения объема жизненного и профессионального опыта. В процессе жизни, человек проходит несколько обязательных ступеней образования, которые не являются окончательными и за рамками которых оно продолжается. Каждый уровень образования признается органической составной частью системы непрерывного образования. 
С широким внедрением информационных технологий, значительно расширяются возможности самостоятельного обучения. В образовательных учреждениях происходит постепенный переход от жестко регламентированной организации образования к вариативному, блочно-модульному, что предполагает высокий уровень развития учебной самостоятельности, способности к самореализации и самообразованию.

Непрерывное образование надо отличать от непрерывного обучения. Первое относится к социализации, второе — к воспитанию и обучению. Первое предполагает, что взрослый человек может много раз на протяжении своей жизни проходить переподготовку по любой профессии. Второе касается детей и продолжительности их пребывания в учебных заведениях разного типа.

Непрерывное образование  понимается как поэтапный и пожизненный  процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного  возраста. Его основные этапы:

  1. обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, — детско-юношеское образование;
  2. учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, — образование взрослых.

Цели  непрерывного образования и юного  поколения, и взрослых людей заключаются  в том, чтобы способствовать формированию и укреплению навыков самостоятельности, развитию творческого подхода, расширению кругозора и способности адаптироваться к изменениям происходящих в экономике, культуре, обществе. Многие области  знаний необходимы нам на протяжении всей жизни. Изучать иностранные  языки и прошлом, и в настоящее  время целесообразнее детства, например, английский для детей младшего возраста создаст тут базу, на которую органично будет наращиваться уже следующий пласт знаний, полученный в школьном, а затем и в вузовском образовании.

Потребность в непрерывном  педагогическом образовании была присуща  человечеству всегда, но длительное время  не осознавалась. Древние люди, передавая  свой опыт, осуществляли этот процесс  всю сознательную жизнь. С возникновением языка, особенно письменности, появилась  реальная возможность фиксировать  и накапливать знания. Образование  носило в значительной мере характер самообразования, и в этом смысле процессом непрерывного образования  была охвачена лишь небольшая прослойка  общества, оно было уделом немногих. По-видимому, истоки современных воззрений  на непрерывное образование можно  найти уже у Аристотеля, Солона, Платона, Сенеки, Конфуция и других. Следующий важный шаг в развитии идеи непрерывного образования связывают  с развитием книгопечатания, промышленной революцией, ростом требований общества к уровню квалификации его членов. Великий педагог Я.А. Каменский  утверждал: “ В жизни нет другой цели, кроме учебы ”.

Для каждой исторической эпохи  и для каждого типа общества свойственны  свои формы и виды образования. В  сословном обществе существовали свои формы образования — придворное для дворян, университетское для  буржуазии, цеховые школы для  ремесленников, церковно-приходские и  монастырские школы для духовенства.

В 21 веке проблема непрерывного образования приобрела большую  значимость и является актуальной в  силу динамизма социально-экономического и информационного прогресса, который оказывает решающее влияние на материальную и духовную стороны жизни каждого человека и государства в целом. Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Концепция непрерывного  образования

Концепция непрерывного образования  – система взглядов на образовательную  практику, которая провозглашает  учебную деятельность как естественную и неотъемлемую часть образа жизни  человека в любом возрасте. Она предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности..

Задатки концепции непрерывного образования можно обнаружить у  Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки и других выдающихся древних  гигантов мысли. Идеи непрерывного образования  представлены во взглядах Вольтера, Гете, Руссо, которые связывали их с  достижением полноты человеческого  развития.

Первые попытки воплотить  в жизнь идею непрерывности образования  были реализованы в ХIII-XIV вв. в  городах Европы на базе так называемых "цеховых школ", которые открывались  и содержались ремесленными цехами.

В полной мере идея концепции  непрерывного образования была обозначены в работе ”Образование в течение жизни” Бейзила Йексли. [2] Великобританский ученый в области образования оказал огромное влияние на развития разного рода социально-ориентированных программ в данном направлении. Одновременно с ним в 1926 году в США выходит работа ”Значение образования для взрослых” Эдуарда Линдемана, в которой вместо ”учебных аудиторий и формальных образовательных программ” предполагаются такие подходы, как ”образование – это жизнь” и ”вся жизнь – это обучение”. Вследствие чего напрашивается вывод, что у образования не может быть конечных точек.

Необходимость обращения  к теоретическим основам непрерывного педагогического образования вызвана, по крайней мере, тремя группами причин. Во-первых, большой практической значимостью данной проблемы; дело в том, что вне системы непрерывного педагогического невозможно подготовить высококвалифицированного педагога - профессионала и поддержать его уровень профессионализма на высоком уровне в течение нескольких десятилетий трудовой жизни.

Во-вторых, несмотря на практическую значимость, в науке отсутствует общепринятая концепция непрерывного образования, хотя активные поиски в данном направлении ведутся и психологами, и педагогами, и представителями других научных дисциплин.

В-третьих, из-за отсутствия глубоких теоретических исследований проблемы непрерывного образования в последнее время в науке и на практике наметилась тенденция к вульгаризации самой идеи непрерывного образования, сведение его либо к номинальному определению, либо к организационно-техническим мероприятиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Принципы непрерывного  образования.

Существует шесть ключевых принципов непрерывного образования:

Принцип первый: Новые базовые знания и навыки для всех.

Цель - гарантировать всеобщий непрерывный  доступ к образованию с целью  получения и обновления навыков, необходимых для включенности в  информационное общество.

Социально-экономические  перемены требуют нового набора необходимых  базовых знаний, умений и навыков, обеспечивающих активное участие в  профессиональной, семейной и общественной жизни. (Компьютерную грамотность, иностранные языки, технологическую культуру, предпринимательство и социальные навыки.) Это не означает, однако, что традиционные навыки чтения, счета и письма уже не столь важны.

Кроме этого, вышеперечисленные навыки не следует рассматривать как набор  школьных дисциплин. Содержательно  и функционально они часто  переплетаются и перекрывают  друг друга. К примеру, изучая иностранный  язык, мы можем одновременно осваивать  компьютерные технологии и расширять  свой культурный, эстетический и коммуникативный  опыт.

Некоторые из этих навыков (например, компьютерная грамотность) совершенно новые, в то время как другие (иностранный  язык) приобретают в настоящее  время новую значимость. Социальные навыки - такие как уверенность, в себе, ответственность за свою судьбу, умение рисковать - также становятся все более важными в современном мире. К этому списку можно добавить и умение учиться, умение адаптироваться к переменам и умение ориентироваться в потоке информации. Приобретение этих умений чрезвычайно важно, но не менее важным является и их постоянное обновление. Именно отсутствие или недостаток квалификации являются главной причиной безработицы во многих высокоразвитых странах. Поэтому государство должно предоставить возможность получения или обновления этих навыков в любом возрасте. И здесь большую роль может сыграть и система неформального образования.

Информация о работе Развитие личности учителя в системе педагогического образования