Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:11, доклад
Педиатры и детские психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией (проблемами с письмом) и нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать-сорок лет тому назад. В чем же причина? Оказалось, что производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки.
Зрительно-моторная координация
§ Копирование и моделирование фигур из деталей.
1. Зрительное восприятие
§ Задания
на узнавание контурных
§ Упражнения на нахождение на картинах похожих или одинаковых предметов.
2. Зрительная память
§ Задания на опознание предмета, отсутствующего в другом варианте (например, в натюрморте).
§ Упражнения на восстановление первоначального расположения предметов, фигур на картине.
Художественный труд
§ Задания
на реально пропорциональные соотношения
при изготовлении аппликации и на
присоединение собственных
1. Зрительное восприятие
§ Задания на выбор определенной формы одинакового цвета и на изготовление предметов определенного цвета.
2. Мелкая мускулатура пальцев
§ Действия с иголкой, вязальным крючком.
Письмо
§ Задания
на изображение стилизованных
§ Задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копирование элементов букв, написание букв и слов по шаблонам.
1. Зрительное восприятие
§ Задания на узнавание букв (выделение буквы среди ряда других, соотношение одних и тех же букв, изображенных разным шрифтом) и на соотнесение их формы, величины, цвета. Подбор букв одинаковых по критерию, который нужно вербализовать.
2. Зрительная память
§ Задания на выявление отсутствующей буквы.
§ Упражнения
на выявление изменений в
§ Восстановление первоначальной последовательности в расположении предметов.
Природоведение
§ Задания
на отображение в рисунке
1. Зрительная память
§ Упражнения на узнавание природных объектов и восстановление последовательности их показа.
Физкультминутки
1. Пространственные представления
§ Упражнения на определение сторон тела.
2. Примеры заданий и упражнений
Отработка понятий «правый», «левый»
§ Соотнести части тела с правой рукой (правая щека, правая нога), затем с левой (левое колено, левое ухо и т.д.), назвать их.
§ По инструкции показать, например, правую бровь, левый локоть.
Детей следует упражнять
до появления уверенной
Определение направлений в пространстве
§ Вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся справа, затем слева.
§ Повернуть голову влево, вправо, наклонить к правому плечу, затем к левому.
Уточнение пространственных взаимоотношений
§ Находясь в колонне, назвать стоящего впереди, затем сзади.
§ Находясь в шеренге, назвать стоящего слева и справа.
§ Сидя за столом, определить его правый и левый края. Руку поднимают ученики, сидящие за правой половиной стола (за левой).
§ Определить
свое место по отношению к соседу,
ориентируясь на соответствующую руку
соседа («Я сижу слева от Васи»).
Знакомство со схемой тела ребенка, стоящего напротив
§ Вызванный ребенок, стоя спиной к остальным детям, поднимает правую руку. Дети, сидя на своих местах, поднимают правую руку и убеждаются в том, что он правильно выполнял инструкцию.
§ Не опуская
руки, ребенок поворачивается лицом
к товарищам. Дети, сопоставив положение
его поднятой руки со своим, делают
вывод о противоположном
Конструкции, обозначающие пространственные отношения, и их схематическое изображение
§ Графически воспроизвести направления. Предварительно показать их рукой в воздухе: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо. Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в заданных направлениях.
§ Организовать работу в тетрадях (задания даются логопедом). Обозначить на строке четыре точки, поставить знак (от первой точки - снизу; от второй - сверху; от третьей - слева; от четвертой - справа).
§ Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки провести стрелку в определенном направлении.
Мысленное перемещение и трансформация зрительных образов
§ Составлять картинки из частей.
§ Выполнять задания типа «Подбери лоскуток ткани», «Заштопай коврик», «Лабиринт».
Мелкая мускулатура
пальцев рук
Рекомендуется специальный комплекс упражнений.
§ Противопоставление пальцев.
§ Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.
§ Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.
§ Отведение - приведение пальцев.
§ Сжимание ластика разными пальцами.
§ Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.
§ Перекладывание мячей разного диаметра.
§ Надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой.
§ Перекатывание в пальцах карандаша.
§ Передача пальцами теннисного шарика.
Рисование орнаментов
1.
Развитию мелкой моторики
§ Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий.
§ Работа по формированию графического образа букв (графемы).
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство
Работа начинается
с уточнения опытно-
Переходя к рукописному
шрифту, дети упражняются в записи
чередующихся элементов букв, смешиваемых
по кинетическому сходству: по образцу,
исходной инструкции, под команду
с постепенным увеличением
Последовательность операций следующая:
§ выделение звука из слова;
§ определение сигнального признака артикулемы (артикуляционной позиции при произнесении звука);
§ соотнесение звука с графемой (буквой);
§ контроль правильности выбора;
§ запись буквы.
В данных упражнениях главной целью является закрепление связи между фонемой - артикулемой - графемой - кинемой (программой движения руки при написании буквы). Для контроля правильности включаются все анализаторы.
Используется также устный диктант слогов, слов - когда дети в ответ выписывают букву в воздухе, либо пальцем на поверхности стола.
Стихотворные упражнения
Представленные стихотворные
тексты являются основой упражнений,
которые можно использовать для
развития движений руки и снятия мышечного
напряжения в кисти. Кроме того, эти
упражнения способствуют развитию чувства
ритма, кратковременной слуховой памяти.
Моя семья
Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя
семья!
Четыре братца
Идут четыре братца навстречу старшему брату.
- Здравствуй, большак!
Соединяют большие пальцы в щепотку.
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка, Гришка-сиротка
Большой палец поочередно
соединяют с остальными пальцами.
Улей
Пальцы сжимают в кулак, затем отгибают их по одному.
Вот маленький улей,
Где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья:
Одна, две, три, четыре, пять!
З-з-з-з-з!
3амок
На дверях висит замок.
Пальцы складывают в «замочек».
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Стучат о стол «замочком».
Мы замочком повертели,
Мы замочек покрутили
Производят круговые движения «замочком».
И открыли!
Показывают ладошки.
Капустка
Мы капустку рубим-рубим.
Двигают прямыми ладонями вверх-вниз.
Мы капустку солим-солим.
Поочередно поглаживают подушечки пальцев.
Мы капустку трем-трем,
Потирают кулачок о кулачок.
Мы капустку жмем-жмем.
Сжимают и разжимают
кулачок.
Цветки
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Медленно разгибают пальцы из кулачков.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Покачивают кистями рук вправо-влево.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Медленно сжимают пальцы в кулачки.
Головой качают,
Тихо засыпают.
Покачивают кулачками вперед-назад.
***
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Выставляют вверх большие пальцы.
Приходили прямо к дому
Соединяют под углом кончики пальцев обеих рук.
Указательный и средний,
Названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно.
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок
Мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак.
Постучался о порог.
Кулачками стучат друг о дружку.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Ритмично сжимают
пальцы на обеих руках.
Лодочка
Две ладошки я прижму
И по морю поплыву.
Ладошки соединяют лодочкой и выполняют волнообразные движения руками.
Паруса я подниму,
Ладони выпрямляют и поднимают вверх.
Синим морем поплыву.
А по бурным по волнам
Рыбки плещут тут и там.
Имитируют движения
волн и рыбок.