Развиие мелкой моторики у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:11, доклад

Описание работы

Педиатры и детские психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией (проблемами с письмом) и нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать-сорок лет тому назад. В чем же причина? Оказалось, что производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки.

Работа содержит 1 файл

Развитие мелкой моторики у детей.docx

— 27.95 Кб (Скачать)

Зрительно-моторная координация

§   Копирование  и моделирование фигур из деталей.

1.        Зрительное восприятие

§   Задания  на узнавание контурных изображений  предметов, перечеркнутых контурных  изображений, наложенных друг на друга.

§   Упражнения на нахождение на картинах похожих  или одинаковых предметов.

2.        Зрительная память

§   Задания  на опознание предмета, отсутствующего в другом варианте (например, в натюрморте).

§   Упражнения на восстановление первоначального  расположения предметов, фигур на картине.

Художественный  труд

§   Задания  на реально пропорциональные соотношения  при изготовлении аппликации и на присоединение собственных деталей  к основанию.

1.        Зрительное восприятие

§   Задания  на выбор определенной формы одинакового  цвета и на изготовление предметов  определенного цвета.

2.        Мелкая мускулатура  пальцев

§   Действия с  иголкой, вязальным крючком.

Письмо

§   Задания  на изображение стилизованных букв, а также на дорисовывание, дописывание недостающих элементов в букве.

§   Задания  на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копирование элементов  букв, написание букв и слов по шаблонам.

1.        Зрительное восприятие

§   Задания  на узнавание букв (выделение буквы  среди ряда других, соотношение одних  и тех же букв, изображенных разным шрифтом) и на соотнесение их формы, величины, цвета. Подбор букв одинаковых по критерию, который нужно вербализовать.

2.        Зрительная память

§   Задания  на выявление отсутствующей буквы.

§   Упражнения на выявление изменений в расположении предметов.

§   Восстановление первоначальной последовательности в  расположении предметов.

Природоведение

§   Задания  на отображение в рисунке природных  объектов как по памяти, так и с натуры.

1.        Зрительная память

§   Упражнения на узнавание природных объектов и восстановление последовательности их показа.

Физкультминутки

1.        Пространственные представления

§   Упражнения на определение сторон тела.

2.        Примеры заданий и упражнений

Отработка понятий  «правый», «левый»

§   Соотнести  части тела с правой рукой (правая щека, правая нога), затем с левой (левое колено, левое ухо и т.д.), назвать их.

§   По инструкции показать, например, правую бровь, левый  локоть.

Детей следует упражнять  до появления уверенной ориентировки в схеме собственного тела.

Определение направлений в  пространстве

§   Вытянуть в  сторону правую руку. Перечислить  предметы, находящиеся справа, затем  слева.

§   Повернуть  голову влево, вправо, наклонить к  правому плечу, затем к левому.

Уточнение пространственных взаимоотношений

§   Находясь в  колонне, назвать стоящего впереди, затем сзади.

§   Находясь в  шеренге, назвать стоящего слева и справа.

§   Сидя за столом, определить его правый и левый  края. Руку поднимают ученики, сидящие за правой половиной стола (за левой).

§   Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я сижу слева от Васи»). 

Знакомство  со схемой тела ребенка, стоящего напротив

§   Вызванный  ребенок, стоя спиной к остальным  детям, поднимает правую руку. Дети, сидя на своих местах, поднимают  правую руку и убеждаются в том, что  он правильно выполнял инструкцию.

§   Не опуская  руки, ребенок поворачивается лицом  к товарищам. Дети, сопоставив положение  его поднятой руки со своим, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.

Конструкции, обозначающие пространственные отношения, и их схематическое  изображение

§   Графически воспроизвести направления. Предварительно показать их рукой в воздухе: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева  направо. Расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее в заданных направлениях.

§   Организовать работу в тетрадях (задания даются логопедом). Обозначить на строке четыре точки, поставить знак (от первой точки - снизу; от второй - сверху; от третьей - слева; от четвертой - справа).

§   Обозначить на строке четыре точки. От каждой точки  провести стрелку в определенном направлении.

Мысленное перемещение и  трансформация зрительных образов

§   Составлять картинки из частей.

§   Выполнять  задания типа «Подбери лоскуток ткани», «Заштопай коврик», «Лабиринт».

Мелкая мускулатура  пальцев рук 

Рекомендуется специальный комплекс упражнений.

§   Противопоставление пальцев.

§   Сгибание и  разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.

§   Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.

§   Отведение - приведение пальцев.

§   Сжимание ластика  разными пальцами.

§   Свободное  постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.

§   Перекладывание мячей разного диаметра.

§   Надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой.

§   Перекатывание  в пальцах карандаша.

§   Передача пальцами теннисного шарика.

Рисование орнаментов

1.        Развитию мелкой моторики способствуют  упражнения, проводимые в тетрадях, - орнаментальное рисование.

§   Рисование  бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий.

§   Работа по формированию графического образа букв (графемы).

Дифференциация  букв, имеющих кинетическое сходство

Работа начинается с уточнения опытно-пространственных диф ференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурками, мозаикой. Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счетные палочки или картонные элементы. Дети упражняются в анализе состава и структуры графического знака; в его синтезе из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок - к более тонким). Сначала реконструкция букв происходит в наглядно-действенном плане, а затем - отвлеченно, т.е. по представлению.

Переходя к рукописному  шрифту, дети упражняются в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых  по кинетическому сходству: по образцу, исходной инструкции, под команду  с постепенным увеличением темпа. При дифференциации таких букв основная задача - научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно обозначаемые ими звуки).

Последовательность  операций следующая:

§   выделение  звука из слова;

§   определение  сигнального признака артикулемы (артикуляционной позиции при произнесении звука);

§   соотнесение  звука с графемой (буквой);

§   контроль правильности выбора;

§   запись буквы.

В данных упражнениях  главной целью является закрепление  связи между фонемой - артикулемой - графемой - кинемой (программой движения руки при написании буквы). Для контроля правильности включаются все анализаторы.

Используется также  устный диктант слогов, слов - когда  дети в ответ выписывают букву  в воздухе, либо пальцем на поверхности  стола.

Стихотворные упражнения

Представленные стихотворные тексты являются основой упражнений, которые можно использовать для  развития движений руки и снятия мышечного  напряжения в кисти. Кроме того, эти  упражнения способствуют развитию чувства  ритма, кратковременной слуховой памяти. 

Моя семья

Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя  семья! 

Четыре  братца

Идут четыре братца навстречу старшему брату.

- Здравствуй, большак!

Соединяют большие  пальцы в щепотку.

- Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка да  крошка Тимошка!

Большой палец поочередно соединяют с остальными пальцами. 

Улей

Пальцы сжимают  в кулак, затем отгибают их по одному.

Вот маленький улей,

Где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья:

Одна, две, три, четыре, пять!

З-з-з-з-з! 

3амок

На дверях висит  замок.

Пальцы складывают в «замочек».

Кто его открыть  не смог?

Мы замочком постучали,

Стучат о стол «замочком».

Мы замочком повертели,

Мы замочек покрутили

Производят круговые движения «замочком».

И открыли!

Показывают ладошки. 

Капустка 

Мы капустку рубим-рубим.

Двигают прямыми  ладонями вверх-вниз.

Мы капустку солим-солим.

Поочередно поглаживают  подушечки пальцев.

Мы капустку трем-трем,

Потирают кулачок  о кулачок.

Мы капустку жмем-жмем.

Сжимают и разжимают  кулачок. 

Цветки 

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Медленно разгибают  пальцы из кулачков.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Покачивают кистями  рук вправо-влево.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Медленно сжимают  пальцы в кулачки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

Покачивают кулачками  вперед-назад.

***

В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому

Выставляют вверх  большие пальцы.

Приходили прямо  к дому

Соединяют под углом  кончики пальцев обеих рук.

Указательный и  средний,

Названные пальцы соединяют  с большим пальцем на обеих  руках одновременно.

Безымянный и последний,

С ним мизинчик-малышок

Мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак.

Постучался о порог.

Кулачками стучат друг о дружку.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга  им нельзя.

Ритмично сжимают  пальцы на обеих руках. 

Лодочка

Две ладошки я  прижму

И по морю поплыву.

Ладошки соединяют  лодочкой и выполняют волнообразные  движения руками.

Паруса я подниму,

Ладони выпрямляют и поднимают вверх.

Синим морем поплыву.

А по бурным по волнам

Рыбки плещут тут  и там.

Имитируют движения волн и рыбок. 

Информация о работе Развиие мелкой моторики у детей