Развиие мелкой моторики у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:11, доклад

Описание работы

Педиатры и детские психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией (проблемами с письмом) и нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать-сорок лет тому назад. В чем же причина? Оказалось, что производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки.

Работа содержит 1 файл

Развитие мелкой моторики у детей.docx

— 27.95 Кб (Скачать)

Развитие  мелкой моторики у детей 

     Педиатры и детские психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией (проблемами с письмом) и нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать-сорок лет тому назад. В чем же причина? Оказалось, что производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!

«Сорока-белобока» и развитие речи – какая связь?

      Еще век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые-физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. И проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность! Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальчиков нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.

      Наши предки, забавляя детишек играми в ладушки и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием! Поглаживания, похлопывания и разминание пальчиков, которые происходят во время этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. К сожалению, многие мамы, увлекшись ранним развитием детей по Доману и Зайцеву, посчитали «сороку-белобоку» никому не нужным изобретением стародавних времен и перестали играть с детьми в игры «дореволюционных бабушек». И совершенно напрасно. Можно не учить детей читать до года – этот навык прекрасно формируется и в старшем дошкольном возрасте безо всякого ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.

Упражнения  на развитие мелкой моторики

     Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить; у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия.

     Начинать заниматься с малышом можно уже с двухмесячного возраста. В возрасте 2-10 месяцев развитие моторики у детей идет в виде пальчиковой гимнастики, массажа и простейших игр. Почаще забавляйтесь с детьми игрой в «ладушки», «сороку –белобоку». Массируйте после каждого кормления или во время активного бодрствования пальчики. Гимнастика для ручек состоит в поглаживании ладошек в разных направлениях, массировании и растирании каждого пальчика, похлопывания кончиками полусогнутых пальцев по ладошке.  Давайте ребенку с двух месяцев разные на ощупь предметы.

    С 10 месяцев развитие мелкой моторики руки ребенка протекает более активно. Приобретите набор складных матрешек, пирамидки и прочие аналогичные игрушки – пусть ребенок забавляется ими. Параллельно позволяйте малышам перебирать крупные и мелкие предметы (последние – под вашим неусыпным наблюдением!). Малышу можно дать перебирать крупные бусы, разрешить складывать фасолины в бутылочку, нанизывать большие шары-бусы на веревочку, перекладывать карандаши, пуговицы и так далее. Очень полезным упражнением является… разрывание бумаги! Дайте малышу побольше мягких листов бумаги и пусть рвет их себе в удовольствие! И не забывайте о массаже.

     С года к этому  может присоединиться игра с мозаикой и конструктором. В это время можно начать проводить с детьми пальчиковые игры, которые станут для него более понятными и начнут вызывать удовольствие. Пальчиковые игры можно сопровождать декламированием подходящих стихов. Сначала упражнения делаются медленно, затем быстрее. Начинать занятие надо с разминки пальцев, сгибания и разгибания.

  Вот несколько подходящих упражнений:

1. колечко: пальцы  зажаты в кулак, сначала разгибаем  большой и указательный пальцы  и соединяем их в кольцо. Затем  распрямляем все пальцы и разводим  их в стороны.

2. домик: ладони  направляем друг к другу под углом, пальчики соприкасаются. Средний палец правой руки поднимаем вверх (это труба), кончики мизинчиков соединяем под прямым углом друг с другом (это балкончик).

3. цепочка: большой  и указательный пальцы левой  руки соединяем в колечко, а  через него попеременно пропускаем  колечки из пальцев правой  руки – большой с указательным, большой со средним и так далее.

4. собака: поставьте  ручку на ребро. Большой палец  поднять верх и чуть согнуть;  указательный тоже согнуть, средний  и безымянный пальцы поставить  вместе. Мизинчик опускать и поднимать  попеременно.

    С полутора лет развитие моторики у детей связано с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы. Дайте ребенку веревочку, поучите, какие можно из нее завязать узелки. Можно приобрести специальную игрушку, в которой объединены шнурочки, пуговки – пусть учится ими пользоваться. Но лучше всего – пожертвовать своим временем и купить малышу ботинки со шнурками. Замечено, что игрушки быстро надоедают малышу и он вряд ли будет каждый день вязать узелки на своей новомодной кукле –тренажере. Пытаться же завязывать шнурки на ботинках ему придется каждый раз, собираясь на улицу. Если вы готовы терпеливо ждать, то очень быстро пальчики у малыша станут более гибкими и умелыми, а мелкая моторика  будет тренироваться практически автоматически, безо всяких упражнений.

    У более старших детей мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, ручной труд, аппликация, макраме, оригами. Разнообразьте занятие вашего ребенка – пусть у него в достатке будет пластилина (желательно затем перейти на более твердый пластилин, требующий разминания), красок, карандашей, раскрасок. Карандаш предпочтительнее фломастера – он заставляет ребенка напрягать ручку, пользоваться разными приемами нанесения штрихов, что очень развивает мелкую моторику.

    Что еще стоит использовать для развития моторики:

-цветные клубки  нитей для перематывания;

-мячики для тренировки  мускулатуры кисти;

-наборы мелких  игрушек и предметов с разными  поверхностями;

-дощечки со слоем  пластилина – на них можно  выкладывать узоры из ракушек,  камешков, бусин, крупы;

-счетные палочки  для выкладывания узоров;

-проволочки для  создания узоров и фигурок. 

     Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Некоторые авторы (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, М.М. Безруких) говорят в этой связи о несформированности пальцевого праксиса. Данное явление может зависеть от определенных функциональных или органических нарушений ЦНС. Однако оно может развиваться и на фоне отсутствия неврологической симптоматики. 
 

Перечень  заданий и упражнений по развитию общей  и мелкой моторики в ходе уроков 

1.        Физическая культура

2.        Координационные  способности

3.        Общеразвивающие упражнения без предметов

§   Смена положений  рук - вперед, в стороны, вверх, перед  грудью и т.п.

§   Смена положений  ног - основная стойка, стойка ноги врозь, стойка ноги скрестить (правая нога перед левой и наоборот) и т.д.

§   Смена положений  туловища - наклоны вперед, назад, в  стороны, повороты, круговые движения и т.п.

§   Сочетания  движений рук и ног, а также  рук или ног и туловища.

§   Движения рук  или ног в различных положениях туловища: стоя, сидя, лежа и т.п.

§   Движения рук  и туловища (ходьба, бег, подскоки).

4.        Общеразвивающие упражнения с предметами

§   С мячами (волейбольными, баскетбольными, теннисными) - подбрасывание, ловля, передача, перекатывание, удары о стенку, ведение.

§   С гимнастическими  палками -§ движения руками, туловищем  с различными положениями палки.

§   С флажками - движения руками.

§   С лентами - различные движения руками на месте  в движении (махи, змейки).

5.        Равновесие

Статическое равновесие совершенствуется путем увеличения психологической трудности (постепенное  повышение высоты снаряда, на котором  выполняется упражнение, временное  включение зрительного контроля, изменение угла наклона опоры) или  усложнения механической структуры  упражнения (удержание поз, при которых  центр тяжести тела изменяет свое расположение по отношению к точке  опоры, удержание заданных поз длительное время, введение помех в виде противодействия  и др.). Балансирование совершенствуется с помощью жонглирования различными предметами и упражнений в равновесии на устойчивой или подвижной опоре.

6.        Преодоление мышечного  напряжения

§   Быстрый  переход мышц от напряжения к расслаблению.

§   Сочетание  напряжения одних мышц с расслаблением  других (например, мышц левой и правой рук и т.п.).

§   Движения расслабленными частями тела («потряхивание»).

§   Произвольное эпизодическое расслабление мышц при  выполнении циклических упражнений (например, во время длительного  бега опустить руки вниз, встряхнуть ими  и расслабить).

7.        Быстрота

§   Руки - сгибание и разгибание, вращение, махи, рывки  в разные стороны.

§   Туловище - вращения, наклоны, сгибания и разгибания.

§   Ноги - махи, приседания, впрыгивания, выпады.

§   Смешанные  упражнения для рук и туловища, ног и туловища.

8.        Сила

§   Упражнения с предметами-утяжелителями, отжимание, подтягивание (с учетом индивидуальных ограничений).

9.        Гибкость

§   И.п. - стоя ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения головой.

§   И.п. - стоя ноги врозь, руки в стороны. Вращения рук  в лучезапястных или плечевых суставах.

§   И.п. - стоя ноги врозь. Маховые одноименные и  разноименные движения руками в стороны, вверх, вниз.

§   И.п. - стоя ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения туловищем.

§   И.п. - стоя ноги врозь. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны.

§   И.п. - стоя ноги врозь, руки в стороны. Повороты туловища в стороны.

§   И.п. - стоя ноги вместе, руки вместе, руки вниз. Маховые  движения ногами вперед -вверх, в стороны - вверх с одновременными движениями рук в стороны.

§   И.п. - стоя руки на поясе. Выпады ногами вперед, в стороны.

      Графомоторные навыки

1.        Мелкая мускулатура  пальцев

§   Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2.        Зрительный анализ  и синтез

§   Упражнения на определение правых и левых  частей тела.

§   Задания  на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

§   Игры с условиями  по выбору нужных направлений.

3.        Рисование

§   Занятия  по штриховке по контуру, обводка.

§   Срисовывание геометрических фигур.

§   Задания  на зарисовку деталей, предметов, с  натуры: дорисовывание незаконченных рисунков;

дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями); упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

§   Задания  на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4.        Графическая символика

§   Задания  на развитие умений рисовать узоры, а  также на символизацию предметов (изображение  их с помощью символов).

Информация о работе Развиие мелкой моторики у детей