Расширение лексикона с помощью медиатекстов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на основе работы с медиатекстами сформулировать основные приемы презентации лексики на уроках английского языка; отобрать возможные варианты введения лексики и на их основе создать собственные упражнения.

Работа содержит 1 файл

Расширение лексикона.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

А тем, кто собирается сдавать международный экзамен по английскому (IELTS / TOEFL / FCE / CAE) экзаменаторы особо рекомендуют регулярное чтение газет на английском, так как статьи встречаются в части Reading и Writing (кембриджские экзамены подразумевают не только понимание, но и умение написания статей). Особенно New Scientist и the Economist для подготовки к Academic Module. [10]

При чтении газетных статей особые проблемы у учеников могут возникнуть с фразеологизмами, особенно в тех случаях, когда речь идёт о фразеологических единствах, так как почти у каждого из них есть аналоги среди свободных словосочетаний, и учащиеся могут не понять, что перед ними находится именно устойчивое словосочетание, обладающее особым значением.

Кроме того, трудности могут создавать многочисленные архаизмы и неологизмы, в силу того, что они редко употребляются и, как правило, ученикам неизвестны. Особенно сложно им будет понять неологизм: по очевидным причинам они не смогут найти его в словаре, и о значении этого слова они смогут догадаться либо из контекста, либо из предварительного объяснения учителя.

Обилие абстрактных слов, устойчивых глагольных сочетаний, предложных оборотов тоже затруднит восприятие текста.

Отдельно учителю следует пояснить топонимы, антропонимы, названия организаций, аббревиатуры, лексику, обозначающую реалии, которые отсутствуют в нашей культуре, стране.

Во избежание проблем при работе над статьёй, всю вышеперечисленную лексику, если возникают сомнения в том, что учащиеся смогут понять её значение из контекста, следует семантизировать на предтекстовом этапе.

Особые трудности у учащихся могут вызвать тропы: метафоры, метонимии, аллегории, эвфемизмы и др., которые так же часто используются в статьях. В том случае, если при помощи этих средств выражены ключевые идеи, и если учащиеся не могут декодировать их самостоятельно, в ходе работы над текстом, учителю нужно обратить на них особое внимание и обсудить с классом их значение. [11, c. 349 - 350]

Перед тем, как давать учащимся читать какой-либо текст, учителю нужно убедиться, что ученики владеют используемой в нём оценочной лексикой и смогут увидеть ту экспрессию, которую несут в себе те или иные слова, что важно для понимания и позиции автора по отношению к данной проблеме, и смысла сообщения в целом.


II. Проектирование системы упражнений при работе с новой лексикой

 

II.1. Этапы работы с газетной статьей на уроке английского языка

 

Тема газетной статьи: «Polar bears in Alaska to be protected»

Перед первым прочтением задаются вопросы в качестве введения (Lead-in), задаются вопросы общего характера, имеющие непосредственное отношение к предлагаемой теме.[12, c. 224]

Это могут быть вопросы: What animals live in the North? Are they protected? What problems they have? How can people help them? Have you ever saved an animal? What animal do you like?

Далее можно перейти к обсуждению непосредственно новых лексических единиц и сочетаний, истолковать их на английском. Это поможет ученикам абстрагироваться, отстраниться от родного языка и научиться пользоваться английским для выяснения не знакомых слов или понятий, что будет способствовать в зависимости от индивидуальных особенностей или снятию языкового барьера, или приобретению большей языковой свободы. [12, c. 225]

Vocabulary and definitions:

majestic species

powerful animals with royal qualities

melting

turning from ice to water, caused by heat

global warming

a gradual increase in temperature around the world

designated

formally chosen or identified for a specific purpose

critical habitats

essential or crucial homes that are endangered

weighed against

compared with, considered carefully

oil exploration

digging deep to try and find

hurdles

obstacles or challenges to overcome

harm

damage, have a negative effect on

an obituary

here, a notice letting people know how polar bears in this area lived and died. (would be published if they died)

 

Затем предлагается статья и задание прочитать ее с целью получения информации и выделения основных идей.

 

BBC Learning English Words in the News 26th November 2010

 

Polar bears in Alaska to be protected

 

Rajesh Mirchandani, BBC News, Los Angeles [13]

 

 

The US government says land that oil and gas companies want to drill in Alaska is a crucial home for polar bears. Environmentalists hope this announcement will help save the endangered animals. Rajesh Mirchandani reports.

 

 

Right now in an icy den in the Arctic, a polar bear is giving birth to cubs, or is about to. But the very survival of this fearsome, majestic species concerns many humans.

Polar bears live and hunt on sea ice, but the frozen Arctic Ocean is melting at an increasing rate, a result, scientists say, of global warming caused by greenhouse gases.

Now the US government has designated nearly half a million square kilometres in Alaska as critical habitats for the polar bear. It covers an area of roughly twice the size of the United Kingdom, and it means any proposed economic activity there, must be weighed against its impact on the bears' habitat. It includes some of the Chukchi and Beaufort Seas, exactly where the oil company, Shell, wants to drill.

The designation itself doesn't ban oil exploration, but it adds extra hurdles that opponents say will harm the economy.

 

 

Environmentalists welcome the move, saying now they can write a recovery plan for polar bears, not an obituary.

Для проверки понимания текста можно задать вопросы по нему:

What companies want to drill in Alaska? What animals are in danger in Alaska? What problems they have? What the US government does for those animals?

Далее дается задание пересказать данный материал. После каждого пересказа группа задает вопросы выступающему.

Следующее задание рассчитано на самостоятельную подготовку – написать сочинение или эссе.

Вышеперечисленные задания направлены на развитие коммуникативных умений, усвоение новой лексики, а также на совершенствование умения порождать сложные высказывания, богатые фразеологическими оборотами.

 

II.2. Составление заданий для закрепления новой лексики

 

Лексическим упражнением можно назвать любое предложение, в котором соответственно смыслу обучающегося делается упор на обучение лексике. Система же лексических упражнений предполагает определенную концепцию на усвоение лексики.

С помощью подготовительных упражнений усваивается форма и значение лексических единиц, а также действия с ними как с компонентами речевого общения.

На этапе закрепления используются самые разнообразные упражнения, связанные с усвоением значений, формы и употребления слов. [14, c. 6]. Что касается корректности в области владения лексикой, то этот вопрос решается далеко не так однозначно, поскольку «абсолютной правильности и нормативности слова на все случаи жизни не существует». [15, c. 76]

Лексические упражнения к газетной статье «Polar bears in Alaska to be protected»:

1) сопоставьте слова / устойчивые выражения из текста и их значения (упражнение разработано на основе Opportunities)[16, c. 31]:

 

24

 



1.                  majestic species

2.                  melting

3.                  global warming

4.                  designated

5.                  critical habitats

6.                  hurdles


a)  obstacles or challenges to overcome

b)  powerful animals with royal qualities

c)       turning from ice to water, caused by heat

24

 



d)       a gradual increase in temperature around the world

e)       formally chosen or identified for a specific purpose

f)         essential or crucial homes that are endangered

24

 



2) Заполните пропуски данными словами [17, c. 109]:

The designation itself doesn't ban …, but it adds extra … that opponents say will … the economy. Environmentalists welcome the move, saying now they can write a recovery plan for polar bears, not an …. Now the US government has … nearly half a million square kilometres in Alaska as … … for the polar bear.

3) Найдите подходящие синонимы из текста[18, c.15]:

Men, thawing, worldwide, areas, be compared with, formally chosen…

4)  Подберите антонимы к словам[19, c.302]:

to melt, birth, to increase, global, to loose…

5) Напишите небольшой рассказ, используя новые слова и выражения

[20, c. 340]

6) Домашнее задание. Написать сочинение или эссе. Используя новую лексику. [21, c. 33]

 

 

 

 


Заключение

В  современной методической   литературе  одной   из основных  проблем  в  настоящее  время  является   работа   над   лексикой.

Недостаточный словарный запас вызывает чувство  неуверенности  у  учащихся  и нежелание говорить на иностранном языке. Таким образом, одной  из  основных задач на уроке является расширение словарного запаса учащихся.

       В данной работе было рассмотрено использование медиатекстов, а именно газетной статьи, как средство расширения словарного запаса ученика старших классов. 

       Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

             Работа над новой лексикой состоит из нескольких этапов, начальным и чрезвычайно важным является презентация лексики. Хотя презентация лексики обычно не занимает много времени на уроке, это сложный процесс, состоящий из нескольких подэтапов и включающий работу над формой, значением и употреблением слова с целью создания четких звуко-моторных образов и сохранения данного слова в памяти учащихся.

             Лексику целесообразно следует вводить и записывать в словарь тематически.

             Огромное значение имеет правильный выбор способа семантизации, т.е. раскрытие значения слова, в соответствии с особенностями данного слова (качественной характеристикой слова и принадлежностью к активному или пассивному словарю), уровнем знаний учащихся и местом проведения данной работы.

             В настоящее время широко используются беспереводные способы семантизации, что позволяет повысить заинтересованность и активность учащихся на уроках английского языка. На начальном уровне обучения целесообразно использовать наглядные способы семантизации (демонстрацию иллюстраций, предметов; мимика и жесты), постепенно переходя к вербальным (использование дефиниций, антонимов и синонимов, примеров составляющих, иллюстрирующих ситуаций устных и письменных и т.д.). Вербальные способы позволяют объяснять более абстрактные понятия и развивать языковые способности учащихся.

             Переводные способы семантизации экономны, их необходимо использовать при объяснении так называемых ложных друзей переводчика или слов, не входящих в активный лексический минимум.

             Для расширения потенциального словаря учащихся необходимо регулярно, начиная с начального этапа, работать над формированием навыков самостоятельной семантизации. Учащихся необходимо знакомить с основными словообразовательными моделями, при этом желательно использовать игровые приемы.

       Таким образом,  работа  по  презентации  лексики   имеет  чрезвычайно

важное значения не только  для  работы  над  лексикой  в  целом,  а использование медиатекстов – для повышения мотивации и заинтересованности в предмете учащихся.

                                


Список литературных источников

1) Кузнецова Т.М. Этапы работы над словом (Из опыта работы  над  лексикой)//

ИЯШ 5/91, стр.88-94

2) Кувшинов В.И. О работе с  лексикой  на  уроках  английского  языка//  ИЯШ

5/95, стр. 20-24

3) Ростовцева В.М. Использование ситуаций при презентации  лексики  //  ИЯШ

4/90, стр. 35-39

4) Бронштейн И.В.  Использование  дефиниций  один  из  способов  работы  над

лексикой//

ИЯШ 5/91, стр. 107-110

5) Побединская С.Е. Некоторые  приемы  формирования  потенциального  словаря учащихся при обучении английскому языку//

ИЯШ 2/84, стр. 94-98

6) Чудинова В.П., Голубева Е.И., Михайлова А.М. Дети и библиотеки в меняющемся мире. – М.: Школьная библиотека, 2004.

7) Федоров А.В. Терминология медиаобразования и искусство и образование. – 2000. - №2. – с. 33 – 38

8) Чичерина Н.В. Концепция формирования медиаграмотности. – СПБ. 2008

9) G. Dudley. The Internet and the language classroom. – Cambridge University press, 2001

Информация о работе Расширение лексикона с помощью медиатекстов