Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа
Цель данной работы – на основе работы с медиатекстами сформулировать основные приемы презентации лексики на уроках английского языка; отобрать возможные варианты введения лексики и на их основе создать собственные упражнения.
Введение
В данной работе мы попытаемся доказать, что обучение иностранного языка с использованием медиатекстов имеет большой потенциал в развитии словарного запаса учащихся старших классов средней школы.
Актуальность исследования. На сегодняшний день средства массовой информации играют важную роль в жизни общества. Поэтому современному человеку важно уметь ориентироваться в информационном пространстве: уметь находить и передавать нужные данные, анализировать их, отделять истинное от ложного. Чем раньше человек приобретёт подобные умения, тем больше шансов, что в дальнейшем он сможет самостоятельно приобретать необходимые знания, а так же свободно, объективно и независимо мыслить, не поддаваясь стороннему влиянию. Именно поэтому, уже в школе на старшей ступени следует начинать обучение с использованием материалов СМИ. Однако средства массовой информации – это довольно обширное понятие. Оно включает в себя материалы теле- и радиопередач, данные, содержащиеся в Интернете, тексты газетных и журнальных статей. Особая ценность подобных статей состоит в их аутентичности, проблемности и актуальности поднимаемых вопросов, богатом языковом материале и потенциале в мотивации учащихся.
Цель данной работы – на основе работы с медиатекстами сформулировать основные приемы презентации лексики на уроках английского языка; отобрать возможные варианты введения лексики и на их основе создать собственные упражнения.
В соответствии с данной целью необходимо решить следующие задачи:
Определить основные этапы презентации лексики и их особенности;
Определить основные способы семантизации и особенности их применения;
Рассмотреть возможные способы применения медиатекстов при введении и первичном закреплении лексики;
Разработать ряд заданий на основе материалов медиатекстов.
В курсовой работе использовались следующие методы научного исследования:
1. Анализ этапов презентации лексики;
2. анализ различных типов медиатекстов;
3. анализ газетной статьи;
4. разработка упражнений для закрепления новой лексики.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в расширении и углублении теоретических сведений о расширении иноязычной лексики, использовании ее в медиатекстах.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов и результатов на практических занятиях иностранного языка для ознакомления с новой лексикой и ее закрепления.
Курсовая работа состоит из:
1. введения, в котором мы поясняем, что является актуальностью исследования, его целью, предметом, задачами;
2. двух глав: первая – теоретическая, вторая – практическая;
3. заключения, в котором мы подводим итог работы;
4. списка литературных источников;
5. приложения.
I. Основные пути формирования потенциального словаря
I. 1. Этапы презентации лексики
Методика обучения иноязычной лексики издавна привлекала внимание учителей и методистов, и к этому имеются веские причины:
1. огромная роль, которую играет знание словаря в развитии речевых
умений учащихся
2. трудоемкость процесса овладения словарем
3. сложность самой проблемы, т.к. лексический состав языка представляет собой весьма разнообразную и пеструю картину, а лексические единицы – разноплановые и многомерные явления, существенные свойства и особенности усвоения которых трудно выявить и обратить на пользу методики обучения.
При работе над лексикой традиционно выделяют три основных этапа:
1) Ознакомление
2) Первичное закрепление
3) Развитие умение использования навыков в различных видах речевой деятельности.
Первые два этапа часто объединяют в один – презентация лексики.
Этап презентации играет важную роль в обучении лексики. От
эффективности и целенаправленности данного этапа зависит вся последующая работа над лексикой. Задача учителя - выбрать наиболее эффективный способ презентации в соответствии со ступенью обучения, уровнем знаний учеников, качественной характеристикой слова и его принадлежностью к активному и пассивному минимуму. Многообразие различных приемов семантизации и первичного закрепления позволяет выбрать прием, соответствующий целям и задачам данного урока, возможностям учителя и варьировать их от урока к уроку.
Презентация – отдельный (начальный) этап, включающий ознакомление и первичное закрепление новой лексической единицы, которой предшествует активной тренировке языкового материала. Ознакомление включает в себя работу над формой, значением и употреблением слова.
Необходимым условием этого этапа является создание четких звуко-моторных образов.
Первичное закрепление составляет неотъемлемую часть системы упражнений, предназначенных для развития умений и навыков использования лексики в разных видах речевой деятельности.
Ряд учителей (Кузнецова Т.М., Липец Е.Э.) разработали следующую схему презентации лексики [1, c. 88]:
1. Работа на слуховой основе
. Первичное звуковое предъявление слова
. Воспроизведение слова
. Вторичное предъявление слова и его семантизация
. Контроль понимания
. Вторичное воспроизведение слова
. Употребление слова в контексте (микроситуации).
2. Работа на графической основе
. Запись слова
. Упражнения в чтении
. Упражнения в письме
Работа на слуховой основе:
1) Первичное звуковое предъявление слова – это произнесение нового слова учителем (диктором). Целью этого этапа работы является знакомство с произношением данного слова и подготовка учащихся к воспроизведению данного слова в процессе последующей работы над ним.
2) Воспроизведение слова учащимся – это повторение слова вслед за учителем (диктором). Воспроизведение слова – не простая имитация, а осознанное произнесение звуков, входящих в звуковую оболочку слова, поскольку любое новое слово, предлагаемое учащимся, должно содержать лишь усвоенные звуки.
Тренировочная работа над произношением является одним из начальных этапов урока, который обычно следует непосредственно за организационным моментом и занимает 1-3 минуты.
3) Семантизация и вторичное предъявление слова. С этого начинается работа над словом. Как известно, существует несколько способов раскрытия значения слова, выбор которых определяется самим словом. Следует, подчеркнуть, что подавляющее большинство слов школьного лексического минимума (который одновременно являться и активным) можно семантизировать беспереводными способами, и учитель чаще прибегает к этим приемам семантизации. Она помогает установить непосредственную связь между понятием и иностранным словом. Семантизация может сочетаться с вторичным предъявлением слова, но уже в контексте (ситуации).
4) Контроль понимания проводится главным образом после использования беспереводной семантизации. Правильность ответов на вопросы учителя будет свидетельствовать о правильности понимания значения слова.
Преимуществом контроля с помощью перевода является то, что он дает большую экономию времени, причем созданная в процессе беспереводной семантизации прямая связь между иностранным словом и понятием не разрушается, так как после этого вновь используются упражнения, из которых перевод полностью исключается.
5) Вторичное воспроизведение слова помогает создать более четкий
звукомоторный образ, без чего нельзя успешно проводить последующие действие со словом. Вторичное воспроизведение слова — это многократное его проговаривание учащимися после того, как учитель выделил его из контекста.
6) Употребление слова в контексте (микроситуации). Цель этого этапа
работы заключается в установлении морфологических и синтаксических связей слова в пределах ограниченных задачами данного цикла. В этот период у учащихся вырабатываются умения и навыки сочетать слово с другими словами и употреблять его в правильной форме. Работу следует организовать таким образом, чтобы дать возможность каждому учащемуся употребить слово несколько раз в определенных ситуациях.
Наиболее удобным в этом отношении является упражнение, основанное на использовании образца. Образцом можно сделать любое конкретное предложение или группу предложений (построенных по изученной ранее модели), в которых возможна замена компонентов, причем заменять можно любой компонент, кроме новой лексической единицы [1, с. 90].
Подробное описание этапов работы над словом может создать впечатление, что работа эта занимает много времени. В среднем, для работы над словом на слуховой основе требуется 2 – 3 минуты, в зависимости от типа слова. Исходя из этих расчетов, нецелесообразно вводить более 9—10 слов на одном уроке, так как помимо работы над лексикой на уроке решаются и другие задачи.
Работа на графической основе
Упражнения на графической основе готовят учащихся к употреблению слова в письменной речи (чтение, письмо). Они подкрепляют звуковой образ слова. Кроме того, эти упражнения расширяют диапазон сочетаемости слова и тем самым создают дополнительные связи, обеспечивающие большую его активность.
1) Запись слова. Цель этого этапа состоит в том, чтобы показать
графический образ слова и, следовательно, обеспечить учащимся возможность самостоятельного выполнения упражнений, содержащихся в учебнике.
Целесообразно записывать слова не по отдельности, а сразу блоком в
конце урока. Это способствует экономию времени и активизации процессов памяти. Наконец запись с таким запаздыванием представляет дополнительные возможности реализовать принцип устного опережения.
В процессе обучения иностранному языку необходимо уделять серьезное внимание учебному словарю школьника, рассматривая его как полезное пособие для изучения, закрепления и повторения лексики, для накопления речевых образцов. Ученики ведут личный словарь на протяжении всего школьного курса изучения языка.
Наиболее удобной и оптимальной формой, по мнению ряда учителей [2, с. 24], оказался поурочный словарь. При этом в первый год обучения учащиеся на уроке записывали новые лексические единицы (ЛЕ) в специальной тетради в трех графах: слово, транскрипция, перевод. На втором году обучения по мере приобретения навыка в классе ведение словаря стало самостоятельной домашней работой. На среднем и старшем этапах форма словаря изменилась. За основу была взята форма так называемого «гнезда слова» по образцу словаря учебника, но с добавлением синонимов и антонимов из ранее усвоенных ЛЕ, различных устойчивых словосочетаний, оборотов речи, пословиц и поговорок.
2) Упражнения в чтении. На этом этапе работы в качестве материала
используются упражнения учебника, такие, как «Прочитайте хором за учителем», «Заполните пропуски словами, подходящими по смыслу»; и др. Здесь уже работа ведется не только с данным словом, а со всей группой слов изученных на уроке. Выполнение этих упражнений расширяет диапазон связей слова.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Презентация лексики – это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых одинаково важен для последующей работы над лексикой.
На этапе презентации необходимо использовать разнообразные виды работы над словом: на слуховой и графической основе.
Важную роль для последующей работы над лексикой имеет запись слова в словарь.
I. 2. Основные способы семантизации иноязычной лексики
Семантизация является частью презентации. Под семантизацией понимается раскрытие значения слова. Существует два основных вида семантизации – беспереводные и переводные способы семантизации – каждый из которых имеет свои особенности, достоинства и недостки.
Выбор способа семантизации определяется качественной характеристикой слова, принадлежностью слова к активному или пассивному минимуму, ступенью обучения и уровнем знаний учащихся и местом проведения.
Беспереводные способы семантизации
1) Наглядные способы
Информация о работе Расширение лексикона с помощью медиатекстов