Работа по звукопроизношению с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 20:53, реферат

Описание работы

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе.

Работа содержит 1 файл

работа по звукопроизношению с младшими дошкольниками в МДОУ.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

На первый план была поставлена задача :- изучение особенностей звукопроизношения у детей разновозрастной  группы (с 3-до 5 лет)

Диагностика проходил в естественных условиях.

Цель  диагностики  – выявить уровни сформированности звукопроизношения у детей   разновозрастной группы (с 3-до 5 лет)

В диагностике  участвовало 15 детей. Все дети здоровы, поведение организованное.

Обследование  состояния звукопроизношения проводилось  с каждым ребенком индивидуально.

Для выявления  уровня сформированности звукопроизношенияя использовала методику, предложенную М.Ф. Фомичевой.

Цель  данной методики – выявить качество произношения различных звуков изолированно, в слогах, словах, фразах. Для выявления  уровня сформированности звукопроизношения   предлагала ребенку следующие задан  ия:

. Произнести  звук изолированно.

. В словах.

. Продемонстрировать умение пользоваться во фразовой и самостоятельной речи.

Для обследования подобрала наглядный материал (сюжетные картинки для обследования фразовой речи, предметные картинки на определенные звуки), так чтобы обследуемый  звук находился в начале, середине, конце слова. По результатам обследования заполнила таблицы звукопроизношения, смотреть 
.

Проанализировав результаты диагностики  необходимо, прежде всего, отметить неоднородность показателей. При выполнении заданий  наблюдались большие индивидуальные различия. Некоторые дети четырехлетнего возраста испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных. Это связано с тем, что у дошкольников или еще недостаточно закреплены отдельные звуки, или они не умеют определять их на слух. Речевое дыхание характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Недостаточная подвижность отдельных органов артикуляционного аппарата является причиной нарушений со стороны звукопроизношения, от его состояния зависит внятность и чистота речи, мышцы пальцев рук   слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать.

 В результате  проведенной работы мною были  определена цель, поставлены задачи, способы оценки, ожидаемый результат, разработана этапы, система работы по формированию правильного звукопроизношения у воспитанников.

   Задачи: 

  • развивать артикуляционный аппарат;
  • закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков;
  • развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
  • совершенствовать интонационную выразительность речи детей.
  • формирование предметно-развивающей среды и условий для обогащения разнообразной художественной деятельности детей;
  • создавать модели взаимодействия детского сада, семьи  в речевом развитии детей;
  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создавать условия, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

  Способы оценки:

  • диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;
  • наблюдения;
  • анализ игровой деятельности дошкольников

Ожидаемый результат: проводимая работа будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.

На подготовительном этапе на основе полученных результатов разработала содержание и методику работы по обучению детей правильному звукопроизношению,   поделила  детей на   подгруппы по степени сложности выявленных речевых недостатков,  подобрала и систематизировала игры и игровые упражнения, изготовили кубики разной величины, провела родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в данную работу, провела консультацию "Значение артикуляционной гимнастики в активизации движений органов артикуляционного аппарата".

Деятельностный  этап включал в себя проведение мастера - класса для родителей "Говорунок", консультацию   "Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста", открытое занятие по развитию речи для педагогов ДОУ и родителей воспитанников, использование на занятиях, в свободной деятельности, индивидуальной работе с детьми   игры и игровых упражнений для развития речевого слуха, дыхания (см. приложение №1) подобрать

На заключительном этапе запланировала   проведение диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста, родительское собрание "Подведение итогов», обобщение опыта работы по данной работе и представление его на итоговом Педагогическом совете.

 Определены  критерии отслеживания результатов:

  • дети правильно произносят гласные и согласные звуки;
  • дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
  • дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;
  • дети умеют определить на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса.

Работу с дошкольниками  построила следующим образом:                                                                       с детьми первой подгруппы   работала каждый день (утром и вечером); с детьми второй подгруппы - два-три раза в неделю (либо утром, либо вечером); с детьми третьей подгруппы - один раз в неделю. Интенсивность работы со второй и третьей подгруппами определила   в зависимости от результатов обследования речи детей на начало учебного года. В течение года дети в подгруппах   менялись. Это зависит от их успехов. Так, дети из первой подгруппы, достигнув определенных положительных результатов,   переводились во вторую и даже (позже) в третью подгруппу.  Наиболее остро перед мной, когда я начинала работать, встала проблема организации индивидуальной работы с детьми. Не хватало времени, чтобы охватить всех детей и поработать с ними по всем направлениям речевого развития,  разработала примерную схему   распределения различных форм работы по речевому развитию. Так, детям, которые всегда первыми приходят в детский сад, предлагала индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их речевые недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагала индивидуальные задания либо их подключала к уже работающим детям (последний вариант возможен в том случае, если речевые дефекты детей совпадают). Так индивидуальная работа постепенно переходила в подгрупповую. Когда собираются почти все дети группы,   предлагала посмотреть, кто чем занимался и каких результатов достиг, после этого переходили к фронтальным мероприятиям. По аналогии  проводила работа во второй половине дня. А   ее организовывала как бы в обратном порядке: от фронтальной к подгрупповой и затем к индивидуальной (в зависимости от того, как дети расходятся по домам).

   В работе  по формированию звуковой культуры  речи воспитанников использовала  различные игры на звукоподражание(“Кто как кричит?”, “Что звучит?”, “Чей домик» и др.) предлагала детям пожужжать, “как пчела”, погудеть “как паровоз”, пощелкать языком “как кучер”. При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука и д.р. отмечалась у детей высокая активность, в то время как повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу) быстро утомляло детей и не давало положительных результатов. Используя подражательные способности детей и игровую ситуацию легче добивалась произношения того или иного звука. Дети с большим желанием изображали птиц, животных, подражали им. Подражание являлось основой для формирования звуков. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.

В своей работе также широко использовала различные  игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, организовала предметную среду для развития мелкой моторики пальцев рук, изготовила дидактические игр и подобрала упражнения.    

кубик "Артикуляционная  гимнастика";

- кубик "Звук (О, А, У и др.) в начале слова";

- кубик "Кто  в домике живет?";

- кубик "Четверостишия";

- кубик "Цепочка  слов";

- кубик "Чистоговорки";

- кубик "Найди  пару";

- кубик "Ветерок";

- кубик "Собери  букет";

- кубик "Настроение";

- кубик "Пальчиковая  гимнастика".

      

  

 В своей  работе я использовала тексты  сказок из книги Н.А. Герман  и М.Г. Генинг  “Воспитание  у дошкольников правильной речи”.   Давались в интересной детям  форме четкие указания в отношении  артикуляционного уклада. Так в“Сказку  веселого язычка” включается рассказ о звуке. Знакомя детей со звуком, я связывали его с конкретным образом (з-з-з-песня комара, ж-ж-ж- жужжание жука). Например, когда я рассказывала детям сказку “О веселом ветре”,  попросила детей внимательно смотреть на меня и повторять, когда потребуется. В сказке говорится о старом ветре, у которого было три сына каждый сын дул по-своему. Старший, например, дул так: вытянет губы вперед, как будто хочет потушить свечку, и подует и т.д. В образной, доступной детям форме сказка дает детям представление об артикуляционном укладе. 
Вытягивая губы, растягивая их в улыбку, все дети старались подражать правильно. При обучении звукопроизношению я опиралась на различные анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный )

     Систематически  поясняя о положении органов артикуляционного аппарата, старалась выработать у детей привычку не только слушать, но и смотреть и выполнять, следуя образцу. В работе над трудными для произношения звуками 
– свистящими и шипящими и сонорными звуками объясняла артикуляцию. 
Используя, показ и доступное детям объяснение артикуляции звука активность детей повышалась, дети старались придать нужное положение органам артикуляции, интерес к артикуляции стимулировал процесс овладения навыком

Для развития речевого дыхания проводила с детьми игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание плавающих рыбок, лодочек.Не все дети сразу справлялись с заданием. Некоторые напрягались, раздували щеки и не могли сдуть лежащую пушинку.

Дыхательные упражнения помогали ребенку научиться правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Особенное внимание   обращала на то, чтобы дети не напрягались и не уставали. Упражнения проводили сидя, не более 1,5 мин. (начиная 0,5 м.).

Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется нами в двух аспектах.

• участие  в процессе организации работы разных специалистов (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому  воспитанию);

• использование  дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах ( прогулки, самостоятельная деятельность, занятия). 

Для развития речевого слуха, слухового внимания проводила  с детьми следующие игры: “Угадай, как надо делать”. 
Произнося в разном темпе фразы: “Мелет мельница зерно”, “Дети плавали в реке” и д.р., дети выполняют подражательные движения. “К кому пришел, от кого ушел волк? ”. Произнося фразу, Волк пришел с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети определяют, кто это сказал – козлята, волчата или охотник. “Угадай, кто позвал”, “Эхо” и д.р.

 В индивидуальной  работе использовали артикуляционную  гимнастику: облизывание языком  верхней и нижний губы, “Вкусное  варенье”, учили детей делать  язык“жалом”, “широкой лопаткой”.  Использовала разные средства (артикуляционная гимнастика, игры, упражнения для мелкой и общей моторики, пальчиковая гимнастика музыкальные произведения).

В результате проведенной  работы на данном этапе   по постановке звука, особое внимание  уделила  этапу закрепления и автоматизации  звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно ”. (О.В. Правдина.) Занятия по лепке, мозаике, аппликации, рисованию и многое другое способствовали развитию  мелкой и общей моторики.

Работа по Автоматизации  звуков  проводилась на занятиях и вне занятий. В режимных моментах, играх, на прогулках, в индивидуальной работе с детьми. Активно подключала малые фольклорные жанры. А именно, хоровое произношение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание загадок, повторение чистоговорок, скороговорок, заучивание стихов.  Использовав в работе с детьми индивидуальные и коллективные занятия, заметила что в коллективных занятиях продуктивность повышается, а утомляемость уменьшается. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния.                                                                                                                               

Информация о работе Работа по звукопроизношению с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ