Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 20:53, реферат
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе.
На первый план
была поставлена задача :- изучение особенностей
звукопроизношения у детей
Диагностика проходил в естественных условиях.
Цель диагностики – выявить уровни сформированности звукопроизношения у детей разновозрастной группы (с 3-до 5 лет)
В диагностике участвовало 15 детей. Все дети здоровы, поведение организованное.
Обследование
состояния звукопроизношения
Для выявления уровня сформированности звукопроизношенияя использовала методику, предложенную М.Ф. Фомичевой.
Цель данной методики – выявить качество произношения различных звуков изолированно, в слогах, словах, фразах. Для выявления уровня сформированности звукопроизношения предлагала ребенку следующие задан ия:
. Произнести звук изолированно.
. В словах.
. Продемонстрировать умение пользоваться во фразовой и самостоятельной речи.
Для обследования
подобрала наглядный материал (сюжетные
картинки для обследования фразовой
речи, предметные картинки на определенные
звуки), так чтобы обследуемый
звук находился в начале, середине,
конце слова. По результатам обследования
заполнила таблицы звукопроизношения,
смотреть
.
Проанализировав
результаты диагностики необходимо,
прежде всего, отметить неоднородность
показателей. При выполнении заданий
наблюдались большие
В результате проведенной работы мною были определена цель, поставлены задачи, способы оценки, ожидаемый результат, разработана этапы, система работы по формированию правильного звукопроизношения у воспитанников.
Задачи:
Способы оценки:
Ожидаемый результат: проводимая работа будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.
На подготовительном этапе на основе полученных результатов разработала содержание и методику работы по обучению детей правильному звукопроизношению, поделила детей на подгруппы по степени сложности выявленных речевых недостатков, подобрала и систематизировала игры и игровые упражнения, изготовили кубики разной величины, провела родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в данную работу, провела консультацию "Значение артикуляционной гимнастики в активизации движений органов артикуляционного аппарата".
Деятельностный этап включал в себя проведение мастера - класса для родителей "Говорунок", консультацию "Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста", открытое занятие по развитию речи для педагогов ДОУ и родителей воспитанников, использование на занятиях, в свободной деятельности, индивидуальной работе с детьми игры и игровых упражнений для развития речевого слуха, дыхания (см. приложение №1) подобрать
На заключительном этапе запланировала проведение диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста, родительское собрание "Подведение итогов», обобщение опыта работы по данной работе и представление его на итоговом Педагогическом совете.
Определены критерии отслеживания результатов:
Работу с дошкольниками
построила следующим образом:
В работе
по формированию звуковой
В своей работе также широко использовала различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, организовала предметную среду для развития мелкой моторики пальцев рук, изготовила дидактические игр и подобрала упражнения.
кубик "Артикуляционная гимнастика";
- кубик "Звук (О, А, У и др.) в начале слова";
- кубик "Кто в домике живет?";
- кубик "Четверостишия";
- кубик "Цепочка слов";
- кубик "Чистоговорки";
- кубик "Найди пару";
- кубик "Ветерок";
- кубик "Собери букет";
- кубик "Настроение";
- кубик "Пальчиковая гимнастика".
В своей
работе я использовала тексты
сказок из книги Н.А. Герман
и М.Г. Генинг “Воспитание
у дошкольников правильной
Вытягивая губы, растягивая их в улыбку,
все дети старались подражать правильно.
При обучении звукопроизношению я опиралась
на различные анализаторы (слуховой, зрительный,
тактильный )
Систематически
поясняя о положении органов артикуляционного
аппарата, старалась выработать у детей
привычку не только слушать, но и смотреть
и выполнять, следуя образцу. В работе
над трудными для произношения звуками
– свистящими и шипящими и сонорными звуками
объясняла артикуляцию.
Используя, показ и доступное детям объяснение
артикуляции звука активность детей повышалась,
дети старались придать нужное положение
органам артикуляции, интерес к артикуляции
стимулировал процесс овладения навыком
Для развития речевого дыхания проводила с детьми игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание плавающих рыбок, лодочек.Не все дети сразу справлялись с заданием. Некоторые напрягались, раздували щеки и не могли сдуть лежащую пушинку.
Дыхательные упражнения помогали ребенку научиться правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Особенное внимание обращала на то, чтобы дети не напрягались и не уставали. Упражнения проводили сидя, не более 1,5 мин. (начиная 0,5 м.).
Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется нами в двух аспектах.
• участие в процессе организации работы разных специалистов (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);
• использование
дыхательных упражнений в течение дня
в разных режимных моментах ( прогулки,
самостоятельная деятельность, занятия).
Для развития речевого
слуха, слухового внимания проводила
с детьми следующие игры: “Угадай,
как надо делать”.
Произнося в разном темпе фразы: “Мелет
мельница зерно”, “Дети плавали в реке”
и д.р., дети выполняют подражательные
движения. “К кому пришел, от кого ушел
волк? ”. Произнося фразу, Волк пришел
с различной интонацией: с испугом, с радостью,
с удивлением. Дети определяют, кто это
сказал – козлята, волчата или охотник.
“Угадай, кто позвал”, “Эхо” и д.р.
В индивидуальной
работе использовали
В результате проведенной
работы на данном этапе по постановке
звука, особое внимание уделила
этапу закрепления и
Работа по Автоматизации
звуков проводилась на занятиях
и вне занятий. В режимных моментах,
играх, на прогулках, в индивидуальной
работе с детьми. Активно подключала малые
фольклорные жанры. А именно, хоровое произношение
стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных
определенным звуком, отгадывание загадок,
повторение чистоговорок, скороговорок,
заучивание стихов. Использовав в работе
с детьми индивидуальные и коллективные
занятия, заметила что в коллективных
занятиях продуктивность повышается,
а утомляемость уменьшается. Коллектив
является для детей сильным фактором взаимного
влияния.
Информация о работе Работа по звукопроизношению с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ