Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 20:53, реферат
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе.
Хорошая речь –
важнейшее условие
Дефекты звупроизношения сами собой не
исчезают. Но при благоприятных условиях
обучения дети способны самокорекции.
Весь дошкольный возраст – это время энергичного
развития речи и, в частности, владения
правильным звукопроизношением. У старшего
дошкольника недостатки речи физиологически
не оправданы. Наблюдения показывают,
что у большинства старших дошкольников
и школьников 1- х классов, обладающих недочетами
речи, нет не каких серьезных нарушений,
у этих детей выработалась привычка нечистой
речи, связанная и с неправильным воспитанием.
Как показывает практика большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что влияет на успеваемость, среди неуспевающих школьников младших классов отличается большой процент косноязычных.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие).
Для формирования
правильного произношения звуков И.
Г. Песталоцци считал необходимым, чтобы
взрослые помогали ребенку в этом
“при помощи искусного, психологически
– обоснованного расположения рядов
звуков и хорошо разработанных приемов”.
Способность к членораздельным звукам
К. Д.
Ушинский считал незначительным преимуществом
человека перед животными.
Главным же является самонаблюдение, самосознание
человека. Животные не имеют способности
к самонаблюдению, иначе бы они создали
язык.
Большое внимание
развитию речи детей уделял чешский
педагог – гуманист Ян Амос Коменский
(1592 – 1672) он разработал первое в мире
руководство по дошкольному воспитанию
– “материнская школа, или о заботливом
воспитании юношества впервые 6 лет”,
в котором раскрыл задачи, содержание
и методику воспитания детей. Развитию
речи в ней освещается целая глава. Коменский
писал, что человеку от природы присущи
разум и речь, этим он отличается от животного.
Ум и язык человека следует развивать.
Рекомендации по формированию речи Я.
Коменский дает не на основе особенностей
развития детей а, на протяжении первых
шести лет. До трех лет главное внимание
он уделял правильному произношению, на
четвертом, пятом шестом году – на основе
восприятия вещей – обогащению речи, называнию
словом того, что ребенок видит.
Коменский предлагает
в качестве средства развития речи
детей использовать ритмические
прибаутки, стихи, басни, сказки о животных.
Большое внимание Каменский уделяет наглядности,
последовательности и постепенности усложнения
материала. Близкими трудам по содержанию
обучения и методическим рекомендациям
являются – труды Швейцарского педагога
Иогана
Генриха Песталоцци (1746 – 1827). Он раскрыл
социальное, кул родного языка. “Язык
дает ребенку в короткое мгновение то,
человек получил от природы за тысячелетие”.
В обучение родному языку он выдвинул
три основные задачи: 1) обучение звуку,
или средству развития огонов речи. 2) обучение
слову, или средству ознакомления с отдельными
предметами. 3) Обучение речи, или средству
научится ясно выражаться о предметах.
В книги “Как Гертруда учит своих детей ” Песталоции подробно излагает методику обучения упражнять детей в произношении звуков, слогов, связывая эту работу с последовательным обучением чтению.
В первой половине
XX века широкую известность приобрел немецкий
педагог Фридрих Фребель (1782 - 1852). Развитие
речи Фребель связывал с наблюдением и
игрой. Широко известны его занятия по
сенсорному воспитанию детей с использованием
дидактического материала, которые способствовали
накоплению содержания речи. Представители
прогрессивной русской педагогики
– П. Ф. Каптерев, Е.Н. Водовозова, Е. И. Тихеева
критически относились к системе Фребеля,
отмечая, что такая методика не может развить
яркого народного языка. Но, по мнению
К.Д. Ушинского отдельные занятия и игры
в руках творческих педагогов могли быть
использованы без переделки.
Мария Монтесори
(1870 -1952) – итальянский педагог. Развития
языка включает исправления дефектов
речи, обучение грамоте. Достоинство
метода состоит в обеспечении сенсорной
основы для речи в процессе упражнений
с искусственным дидактическим материалом.
На развитие правильной речи направлены
гимнастика дыхания и гимнастика губ,
зубов, языка. Отечественные педагоги
оценивали этот метод неоднозначно. В
России метод Монтессори пропагандировала
в начале этого века Ю. Н. Фаусек. Тихеева
считала методы развития речи по системе
Монтессори искусственными, далекими
от интересов детей. В русской педагогики
давние традиции воспитания обучения
на родном языке. Мысли о необходимости
обучения родному языку в первые годы
жизни ребенка содержаться в трудах С.
Полоцкого (1629-1680), А.Д. Кантелшра (1708-
Овладение правильным произношением речевых
звуков является одним из очень важных
звеньев становления у ребенка речи. Правильным
произношением звуков речи ребенок овладевает
постепенно. Звуки усваиваются не изолированно,
не сами по себе, а в процессе постепенного
овладения навыками произношения отдельных
слов и целых фраз. Овладение речью – сложный,
многосторонний, психический процесс,
ее появление и дальнейшее развитие зависит
от многих факторов. Речь начинает формироваться
лишь тогда, когда головной мозг, слух,
дыхание и артикуляционный аппарат ребенка
достигнут определенного уровня развития
но, имея даже достаточно развитой речевой
аппарат, сформированный мозг, хороший
физический слух, ребенок без речевого
окружения никогда не заговорит. Чтобы
у него появилась, а в дальнейшем правильно
развивалась речь, нужна речевая среда.
Важно чтобы
у ребенка появилась
Произношение каждого звука – это сложный акт, требующий нормального строения речевого аппарата, тонкой координации мелких движений звукопроизносительных органов, работы мозга. Недостатки речи могут быть обусловлены поражением или не правильным развитием речевого аппарата – его периферического или центрального отдела (мозга). Такие случаи косноязычия, обусловленные неполноценностью речевого аппарата, называются органическими, а для их исправления требуется вмешательство специалистов: логопеда и врача. Это бывает например, при недостатки или не правильном расположении зубов, при расщеплении верхней губы, неба., а также при поражениях мозга, вызванных травмами, инфекционными заболеваниями. Когда анатомический недостаток выражен не слишком редко, речь может быть вполне нормальной. Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков представляется невозможным без предварительной работы по развитию артикуляционной моторики у детей. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду знакомство детей со звуками речи происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно предварять ознакомление детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков.
Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
Речевой аппарат ребенка к началу дошкольного возраста вполне сформирован, но имеет некоторые особенности. Голосовые связки короче, чем у взрослого, гортань почти в двое короче, язык менее гибкий и подвижный и занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта. Эти особенности речевого аппарата ребенка не очень значительны, и ими можно объяснить лишь более высокий, звонкий голос дошкольника, а также смягченность речи в младшем возрасте. Имеет значение у старших дошкольников смена молочных зубов на постоянные. При выпадении резцов некоторые дети слегка шепелявят, но это длится недолго. Поэтому особенности речи дошкольника трудно объяснить лишь анатомическим строением речевого аппарата.
Действительной
причиной, обуславливающей особенности
фонетической стороны речи дошкольников,
является еще недостаточно совершенное
функционирование центральных аппаратов
слуха и речи дошкольников, является
еще не достаточно совершенное функционирование
центральных аппаратов слуха и речи, находящихся
в коре головного мозга. Это приводит к
тому, что дошкольник часто еще недостаточно
тонко различает звуки речи на слух, а
движение его речевых органов оказываются
еще не совсем точными и согласованными,
что и имеет своим следствием так называемая
физиологическое косноязычие, характерное
для детей младшего дошкольного возраста.
Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (общую способность воспринимать фонологические средства языка).
Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и адекватно воспроизводить все звуковые единицы родного языка. Поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводится систематически.
Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений.
Особый
пласт образовательной работы связан
с развитием у детей умения
пользоваться интонацией - строить
интонационный рисунок
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.
Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Каковы же причины возникновения речевых нарушений?
Среди последних можно выделить:
увеличение числа патологий
Хотелось бы отдельно остановится на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.
Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время. По материалом обследования, 15-20% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков. Как отмечалось ранее, речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений, поэтому направление моей работы было выбрано – формирование звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Информация о работе Работа по звукопроизношению с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ