Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – выявить особенности педагогического воздействия на социальные установки человека.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность понятия установки в педагогике.
2. Охарактеризовать системы установок в педагогике.
3. Определить основные педагогические подходы к формированию и изменению установок.
4. Изучить пути педагогического воздействия на изменение социальных установок человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3

1. Понятие установки в педагогике…………………………………...4
2. Виды, функции и структура социальных установок……………..6
3. Основные педагогические подходы к формированию и изменению социальных установок………………………………..12
4. Пути педагогического воздействия на изменение социальных установок человека………………………………………………...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная по педагогике.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Специальные задания обычно реализуются на основе знания положительных качеств воспитуемого. Приобщая его к активной деятельности, воспитатель открывает перед ним путь к увлечению интересным делом, которое позволит ему избавиться  от недостатков.

Индивидуальные поручения имеют цель вовлечь воспитуемого  в активную деятельность и на этой основе развивать его положительные качества. Поручение не приказ, и оно выполняется добровольно. Поэтому оно  должно быть целесообразным и эмоционально привлекательным.

По степени  активности и занятости воспитуемого поручения могут быть интенсивными, средними и слабыми, а также постоянными, кратковременными и периодическими.

По содержанию поручения делятся на организаторские, общественные, учебные, трудовые, спортивные и т.п.

Воспитательная работа  с учащимися сопровождается системой индивидуальных упражнений, при выполнении которых у него вырабатываются требуемые установки.

В индивидуальной работе воспитателю часто приходится не только поощрять учащегося, но и критиковать его. Но критика должна быть такой, чтобы у воспитуемого не опускались руки, чтобы она способствовала его росту, развитию его личности. Чтобы научиться этому, педагогу нужно знать, какие формы критики бывают и выбирать ту из них,  которая окажет наибольшее воздействие на данного ученика.

Выделяют следующие формы критики:

      безличная критика  («В нашем коллективе есть учащиеся,  которые проявляют недисциплинированность,  но сегодня я не буду называть их фамилии»);

      критика-похвала («Ты оказал помощь своему учителю, но она опоздала»);

      стимулирующая критика («Не расстраивайся.  У тебя все еще впереди»);

      критика-надежда («Я верю,  что в следующий раз ты этого не повторишь»);

      критика-сожаление («Я сожалею, но вынужден отметить, что ты поступил неправильно»);

      критика-аналогия («Когда я был в вашем возрасте, я тоже ошибался»);

      критика-удивление («Как? Неужели ты не выполнил моего распоряжения?»);

      критика-упрек («Эх ты! Я на тебя так рассчитывал!»);

      критика-замечание («Задание  выполнено  некачественно. Очевидно, ты меня не понял. В следующий раз уточняй суть задания»);

      критика-опасение («Я опасаюсь давать тебе подобные  задания, боюсь, что и они будут выполнены также некачественно»);

      конструктивная критика («Задание не выполнено. Что собираешься предпринять?»).

Данные формы критики содержат  в известной  степени  щадящие оценки, не унижающие личность.

К некоторым воспитуемым необходимо применять различные приемы принуждения, такие как:  напоминание, предупреждение, запрещение, наказание. Напоминание еще раз акцентирует внимание воспитанника на необходимость соблюдения каких-либо требований. Предупреждение, как и напоминание, полезно для тех воспитуемых, которые страдают «забывчивостью». Запрещение состоит в том, что педагог перечисляет действия, которые недопустимы для учащегося.

Наказание является сильнодействующим средством  воспитания, которое может привести к различным последствиям. Наказание имеет цель вызвать у воспитуемого определенные переживания: стыд, раскаяние, желание  исправиться,  а может породить и озлобленность, ненависть, обиду.

Различают следующие виды наказаний: наказание-ограничение, наказание-условность, наказание-осуждение коллективом.

Применение наказания-ограничения, временно лишает воспитуемого какого-либо удовольствия. Условное наказание ставит задачу исправиться в ближайшее время. Если он не изменяет своего поведения, то условное наказание превращается в фактическое.

Наказание-осуждение коллективом применяется как более строгая мера с привлечением общественного мнения. Однако коллектив должен быть  подготовлен, чтобы поддержать воспитателя и выразить свое правильное мнение нарушителю дисциплины. Нельзя применять любое взыскание, а только то, которое окажет стимулирующее воздействие на учащегося.

Мнение воспитателя при определении  вида  наказания  должно складываться из  многих психологических факторов: мотивов проступка и обстоятельств, при которых он был совершен, темперамента и характера, установок и ценностных ориентаций воспитуемого, а также социального статуса в коллективе. В любом случае, применяя наказание, педагог должен думать о будущем поведении учащегося, вселять в него уверенность и надежду на исправление и положительные сдвиги в дисциплине.

Одним из методов воспитания, направленных на изменение установок, являются культурно-массовые мероприятия. Нормальное общение позволяет лучше узнать друг друга.

При оказании индивидуальной помощи, направленной на изменение установок воспитанников, педагогу необходимо соблюдать ряд основных требований:

o        конкретность помощи, применение различных ее видов (советы, разъяснения, пожелания, совместное выполнение отдельных поручений, обязанностей, дополнительные занятия и т.п.);

o        тактичность, уважение к учащемуся, вера в его способности и силы;

o        учет особенностей личности воспитанника;

o        забота педагога о классе, о каждом учащемся в отдельности: эмпатия, создание комфортных образовательных условий - все это положительно сказывается на воспитании. Более того, в жизни нередко случается, когда помощь педагога, пришедшая в трудную минуту, производит переворот в сознании и поведении воспитанника, в корне меняет его отношение к делу, к людям в лучшую сторону, установки в целом [9, С. 77].

Непременным условием действенности индивидуальной педагогической работы в изменении установок является личный пример педагога, его авторитет у воспитанников, который достигается высоким профессионализмом, безукоризненным выполнением обязанностей педагога, честностью, справедливостью, организаторским мастерством, знанием дела, умением обучать и воспитывать. Сила авторитета учителя - в его примере. Только всесторонне подготовленный педагог, умеющий сочетать высокую требовательность с оказанием практической помощи, может воспитывать учащихся личным примером.

В общей системе индивидуально-воспитательной работы очень важен контроль за ее ходом. Контрольные функции  индивидуальной  воспитательной  работы выражаются в оценке ее эффективности,  фиксации наблюдений и выводов в различных формах которые фиксируются документацией.

Планирование индивидуально-воспитательной работы - дело творческое и здесь не может быть какого-то шаблона. Вместе с тем можно рекомендовать включать в планы следующие вопросы:

      консультации учащихся специалистами (социальными педагогами, психологами и другими узкими специалистами);

      оказание помощи в изучении основных прав и обязанностей учащихся;

      организация досуга воспитанников;

      индивидуальные задания и поручения;

      изучение семейных условий воспитанников и т.д.

Контроль за ходом индивидуально-воспитательной работы даст положительный результат, если педагог постоянно следит за ее этапными результатами. Каждый воспитатель должен постоянно оценивать действенность проводимых мероприятий. Учет проводимых мероприятий, оценка их эффективности и дает возможность видеть динамику развития учащегося, что в свою очередь позволит вносить необходимые коррективы в план воспитательной работы, обеспечить преемственность в воспитательном процессе.

Также не следует забывать, что успешность воздействия на личность оценивается по непосредственным и отдаленным результатам [15, С. 118].

Оценка непосредственных результатов включает:

      выполнение мероприятия  (проведенная беседа, выполненное задание, обсужденная проблема и др.);

      эмоциональную реакцию учащегося в процессе воздействия (активное слушание,  включение в диалог, раскованность, искренность, пассивность, отрешенность и т.д.);

      рациональную реакцию (глубина мыслительной активности, широта кругозора, побуждение к осмыслению и т.д.);

      степень активности воспитанника в процессе взаимодействия (стремление к началу и продолжению контактов).

Отдаленные результаты воздействия оцениваются по таким параметрам:

      повышению успеваемости и развитию творческой активности;

      изменению отношения к изучаемым предметам;

      изменению отношений к другим  видам деятельности;

      изменению отношений в коллективе;

      изменению нравственных качеств;

      становлению характера;

      изменению установок.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя изложенное в контрольной работе, можно сделать следующие выводы.

Являясь устойчивой системой позитивных и негативных оценок, эмоциональных переживаний, определяющих поведение личности по отношению к социальным объектам, установка обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер протекания деятельности, служит средством её стабилизации и развития в заданном направлении.

Будучи сама системным образованием, установка включена в другие, более сложные системы, складывающиеся по разным признакам, и конечным регулятором поведения и деятельности личности оказывается взаимодействие этих сложных систем. Система установок может быть определена как ценностная ориентация, являющаяся важнейшим компонентом структуры личности.

Проблема изменения установок является одной из главных проблем, возникающих при их изучении. Установка имеет три компонента (знания, эмоции и действия).  Воспитание установок сводится к изменению одной или нескольких их составляющих.

Основные педагогические подходы к формированию и изменению установок включают четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные в связи с этим практические действия в отношении объекта установки). В основе педагогических воздействий, направленных на изменение установок лежит активизация положительных мотивов, обеспечение проявления лучших намерений и замыслов, а также создание положительного настроения. 

Итак, мы достигли поставленной цели – выявили особенности педагогического воздействия на социальные установки человека.

Таким образом, мы хотели подчеркнуть значимость данной проблемы на современном этапе развития педагогики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М., 1979.

2.      Баранов С.П., Сластёнин В.А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1986.

3.      Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов-на-Дону: Учитель, 1999.

4.      Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб: Питер, 2001.

5.      Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании. - М., 1988.

6.      Ильина Т.И. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984.

7.      Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб., 1997.

8.      Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: Гардарики, 2004.

9.      Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000.

10. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека. - М., 1969.

11. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. – Тбилиси, 1974.

12. Педагогика. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школьная пресса, 2002.

13. Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки. – Тбилиси, 1967.

14. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. – Тбилиси, 1961.

15. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.

16. Харламов И.Ф. Педагогика. - И.: Гардарики, 2000.

17. Харькин В.Н. Воспитание в системе образования. – М., 1999.

18. Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования. - М., 1976.

19. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. - М., 1975.



Информация о работе Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки человека