Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – выявить особенности педагогического воздействия на социальные установки человека.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность понятия установки в педагогике.
2. Охарактеризовать системы установок в педагогике.
3. Определить основные педагогические подходы к формированию и изменению установок.
4. Изучить пути педагогического воздействия на изменение социальных установок человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3

1. Понятие установки в педагогике…………………………………...4
2. Виды, функции и структура социальных установок……………..6
3. Основные педагогические подходы к формированию и изменению социальных установок………………………………..12
4. Пути педагогического воздействия на изменение социальных установок человека………………………………………………...15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная по педагогике.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

В свете сказанного следует обратить внимание еще на один аспект иерархического строения системы установок. Ценность концепции В. А. Ядова в том, что она вполне обоснованно и логично выстраивает иерархию установок по критерию социальной значимости их объектов. Но не менее логично признать, что для каждого отдельного индивида существует собственная, субъективная иерархия установок по критерию их значимости только для него, которая не всегда совпадает с общественно признанной иерархией. Нетрудно представить, что для какого-то человека смыслом жизни и высшей ценностью является создание семьи и воспитание детей (особенно для женщин); а для другого на первом плане - построение карьеры любой ценой, что и составляет для него основную ценностную ориентацию в жизни. По концепции В. А. Ядова, такие диспозиции справедливо относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личностным критериям они оказываются высшими по своему значению для индивида [19]. Объяснение и подтверждение такому подходу к проблеме иерархии социальных установок можно найти в концепции общих значений и личностных смыслов социальных объектов А. Н. Леонтьева (1972). Из этой концепции видно, что один и тот же социальный объект (событие, процесс, явление и т. д.), имеющий однозначную интерпретацию с позиций ценностей и норм общества, приобретает различный личностный смысл для отдельных индивидов.

Следовательно, помимо диспозиционной концепции В. А. Ядова, критерием которой служит общественная значимость объектов социальных установок различного уровня, можно признать существование субъективных иерархий социальных установок, построенных по критерию их психологической и личной значимости для каждого конкретного индивида.

Таким образом, установка, будучи сама системным образованием, включена в другие, более сложные системы, складывающиеся по разным признакам, и конечным регулятором поведения и деятельности личности оказывается взаимодействие этих сложных систем. Сама же система установок может быть определена как ценностная ориентация, являющаяся важнейшим компонентом структуры личности.

 

3.      Основные педагогические подходы к формированию и изменению установок

Одна из главных проблем, возникающих при изучении установок, это проблема их изменения. Обыденные наблюдения показывают, что любая из характеристик, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Степень их изменяемости и подвижности зависит, естественно, от уровня той или иной характеристики: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная характеристика, тем более устойчивой она является. Если принять установки за относительно низкий (по сравнению с ценностными ориентациями, например) уровень характеристик, то становится ясно, что проблема их изменения особенно актуальна.

Воспитание во многом означает формирование и изменение установок человека. Напомним, что  установка имеет три компонента: знания, эмоции и дей­ствия. Соответственно, воспитание установок сводится к изменению одной или нескольких их составляющих.

Педагогическое воздействие на установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные в связи с этим практические действия в отношении объекта установки). Рассмот­рим эти четыре стадии последовательно.

Для того чтобы начать направленное воспитание установок ребенка, необходимо сначала привлечь его внимание к объекту установки. Исследователи, занимавшиеся изучением влияния внимания, его усиления или ослабления на формирование и изменение установок, получили весьма любопытные данные. Было обнаружено, что если чем-то незначительно отвле­кать внимание человека, то эффект убеждения (изменения  установки) будет более сильным, чем без этой процедуры. В си­туации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять ту или иную точку зрения. Одно из возможных о6ъяснений, предложенных этому явлению, заключается в том, что, несколько отвлекая внимание человека, мы не позволяем ему глубоко вникнуть в суть убеждающих аргументов и выработать контраргументы. Однако убеждающий эффект отвлечения внимания зависит от эмоциональной окрашенности того, чем это внимание отвлекается. Если это приятные вещи, то отвлечение внимания положительно сказывается на формировании установки. Напротив, если факторы, отвлекающие внимание, оказались не очень прият­ными, то эффект убеждения снижается.

По той причине, что установки включают рацио­нальный и эмоциональный компоненты, любой из них можно использовать для направленного педагогического воздействия. Воспита­ние, основанное на рациональном компоненте, обычно апеллирует к разуму воспитываемого ребенка. В этом случае воспитатель пы­тается убедить его с помощью логических доказательств. Эмоцио­нальное воздействие базируется на эффекте внушения и обычно используется при отсутствии или слабости логических аргументов. Способы чисто эмоционального воздействия на установки ребенка не следует полностью отвергать как якобы совер­шенно недопустимые. Хотим мы того или нет, но они действуют на практике, и надо научиться уп­равлять эмоциональными воздействиями.

При использовании эмоциональной формы воздействия обычно обращаются к следующим педагогическим приемам: ссылке на авторитет («папа считает так»), обращению к образцу («так поступают все хорошие дети»).

Иногда для воздействия на установки в воспита­тельных целях используется прием возбуждения чувства страха у детей. По поводу его следует заметить, что данный прием не очень эффективен. Исследования показали, что иногда запугивание ре­бенка способствует принятию им определенной точки зрения, а иног­да, напротив, препятствует этому, порождая психологический барьер между воспитателем и воспитываемым.

Убеждающая аргументация представляет собой второй после привлечения внимания шаг на пути формирования или изменения установки. Даже если убеждение основывается на хорошо подобранной совокупности фактов, способ их предоставления ребенку может существенно повлиять на результат убеждения. Факты далеко не всегда говорят сами за себя. Один и тот же факт может быть представлен и воспринят ребенком по-разному.

Многое в эффективности педагогического воздействия с использованием убеждающей аргументации зависит от того, насколько воспитатель показывает воспитываемому, что действительно хочет его убедить, а также от того, как лично относится воспитываемый к воспитателю. Если это отношение положительное, то открытое проявление воспитателем желания переубедить воспитываемого будет в большей степени способствовать принятию им предлагаемой точки зрения, нежели в том случае, когда воспитатель такого желания явно не проявляет. И, напротив, демонстративное желание убедить, проявляемое воспитателем, не вызывающим симпатии у воспитываемого, будет вести к сопротивлению с его стороны принятию точки зрения, пропагандируемой воспитателем, и такое сопротивление будет тем большим, чем сильнее со стороны воспитываемого проявляется неприязнь к воспитателю.

Проведенные исследования также показали, что одно и то же утверждение воспитателя может по-разному восприниматься детьми, а характер восприятия во многом будет зависеть от того, что происходит во время акта восприятия, какие события его сопровождают и какова та ситуация, в которой восприятие имеет место. Было обнаружено, что умеренная точка зрения по обсуждаемому вопросу воспринимается как крайняя на фоне резко противоположной ей позиции, и наоборот. Людям, как оказалось, свойственно преувеличивать или преуменьшать свои расхождения в мнениях в зависимости от отношений, существующих между ними и теми людьми, которые придерживаются соответствующего мнения. Если другой человек вызывает симпатию и отношения с ним вполне дружеские, то наблюдается тенденция преуменьшать действительно существующие расхождения во мнениях с ним. Если же этот человек не вызывает личной симпатии и отношения с ним натянутые, то имеющиеся расхождения в мнениях, напротив, преувеличиваются.

 

4.      Пути педагогического воздействия на изменение социальных установок человека

Формирование системы установок учащихся не может происходить с помощью авторитарного навязывания мнения педагога, оно должно строиться на взаимном сотрудничестве и заинтересованности общим делом.

Использование средств и методов индивидуальных педагогических воздействий, направленных на изменение установок, предполагает:

      речевое воздействие (разъяснение, доказательство, сравнение  и т.д.);

      неречевое воздействие (показ, пример, совместный труд и т.д.);

      методы (убеждение, поощрение, пример, принуждение);

      формы (беседа, поручение, побуждение, индивидуальный откровенный разговор и т.д.) [15, С. 114].

В основе этих воздействий лежит активизация положительных мотивов, обеспечение проявления лучших намерений и замыслов, а также создание положительного настроения. 

Повседневная конкретная и целенаправленная индивидуальная педагогическая работа помогает лучше изучить человека, глубже узнать, как воспринимаются предъявленные к нему требования и что является  наиболее эффективным средством формирования установки. Такая работа имеет четко выраженную структуру, основными элементами которой являются:

o        глубокое изучение воспитуемого как личности;

o        определение перспектив и программы воспитательной работы с учащимися;

o        выбор и применение оптимальных средств, методов и форм  индивидуального воспитательного воздействия на личность;

o        направление усилий коллектива на формирование личности;

o        постоянный контроль за ходом и результатами индивидуальной воспитательной работы [15, С. 118].

Действенность педагогических подходов во многом зависит от умения творчески применять разнообразные формы и методы воздействия на учащегося. При их выборе необходимо учитывать особенности личности конкретного ребенка. Для изучения этих особенностей используются такие методы, как познавательная беседа, наблюдение, эксперимент, изучение характеристик.

Обобщение опыта индивидуальной педагогической работы позволяет выделить следующие виды индивидуального воздействия  на личность: невербальное, эмоциональное, рациональное, волевое воздействие [3, С. 128 - 129].

Невербальное воздействие опирается не на слова, а на понятные жесты, движения, мимику, выражение глаз, интонацию голоса. Талант педагога состоит в умении управлять своей эмоциональностью, тональностью речи, ее звучанием, интонационной выразительностью и окраской голоса от мягкого, теплого до торжествующего. При этом важно соблюдать нужный темп речи и паузы. Медленно произносимые слова свидетельствуют либо об угнетенном состоянии,  либо о высокомерии воспитателя.  Очень важно правильно применять различные междометия.

Эмоциональное воздействие на личность, достигается с помощью таких приемов, как одобрение, похвала, положительная оценка,  индивидуальное поощрение, огорчение, упрек, возмущение, ирония.  В  каждом  отдельном случае нужно учитывать отношение к этим приемам.  Главное -  чтобы они не оставляли учащегося равнодушным. 

Рациональное воздействие на личность осуществляется с помощью различных вербальных (речевых) средств и приемов, которые имеют цель сформировать, нравственные, социальные, правовые знания. Для успешного рационального воздействия необходимо знать уровень интеллекта воспитуемого и какая информация ему нужна,  владеть словом и уметь ясно излогать мысль. Информация, сообщаемая  одному  учащемуся,  должна быть точной,  ясной, краткой и правильной.

Достичь более  высоких  результатов  устного воздействия на личность возможно с помощью теории аргументирования т.е.:

      оперировать простыми, достоверными, точными и убедительными понятиями;

      учитывать темперамент воспитанника и разъяснять  отдельные положения с помощью ярких аргументов;

      учитывать мотивы и ценностные ориентации, признавать его интересы и употреблять терминологию,  которая близка и понятна ему;

      вместо назидательных фраз употреблять наиболее приемлемые, например: "Ты сможешь убедиться в том,  что..."; "Ты  сможешь добиться..."; "У тебя должно получиться..." и т.п.;

      широко применять наглядные средства, которые всегда повышают внимание и активность собеседника.  Это могут быть фотографии, рисунки, схемы, книги и т.д.;

      избегать обострений и открытой критики в свой адрес;

      опровергать факты и доводы учащихся  с  помощью примеров, контраргументов, удачных сравнений, преувеличений, юмора и др.

Еще Платон  отмечал,  что  убеждать с помощью воображения удобнее и легче, чем с помощью поучений. Характерной чертой убеждения является то,  что оно обращено к рациональной сфере сознания и предусматривает активное участие в познании самой личности воспитуемого.  Если наставнику удастся в ходе убеждения добиться равноправного диалога с воспитанником,  то результат будет намного выше,  нежели при одностороннем информировании. В этом случае воспитателю нужно проявлять большое  терпение, доброжелательность и такт. Очень много хороших идей и установок учащимися не воспринимаются, так как иногда педагог только требует,  а не предлагает, навязывает, а не аргументирует.

Волевое воздействие состоит в использовании различных средств и приемов,  заставляющих воспитуемого выполнять требования педагога. В зависимости от индивидуальных особенностей учащегося воспитатель применяет специальные задания и поручения,  упражнения и контроль, критику и принуждение.

Информация о работе Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки человека