Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:06, контрольная работа
Цель контрольной работы – выявить особенности педагогического воздействия на социальные установки человека.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность понятия установки в педагогике.
2. Охарактеризовать системы установок в педагогике.
3. Определить основные педагогические подходы к формированию и изменению установок.
4. Изучить пути педагогического воздействия на изменение социальных установок человека.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3
1. Понятие установки в педагогике…………………………………...4
2. Виды, функции и структура социальных установок……………..6
3. Основные педагогические подходы к формированию и изменению социальных установок………………………………..12
4. Пути педагогического воздействия на изменение социальных установок человека………………………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………
3
ПУТИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЧЕЛОВЕКА
Контрольная работа
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3
1. Понятие установки в педагогике…………………………………...4
2. Виды, функции и структура социальных установок……………..6
3. Основные педагогические подходы к формированию и изменению социальных установок………………………………..12
4. Пути педагогического воздействия на изменение социальных установок человека………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……
ВВЕДЕНИЕ
Являясь устойчивой системой позитивных и негативных оценок, эмоциональных переживаний, определяющих поведение личности по отношению к социальным объектам, установка актуализирует проблему ее исследования, хотя данная проблема не является новой в сфере научных исследований. Широко исследуясь во всех сферах деятельности человека, проблема установки наименее изучена в педагогике. Проблема изучения систем установок в педагогике очень актуальна еще и тем, что позволяет, с одной стороны, оценить степень влияния педагогов на изменение готовности учащихся проявлять именно заранее определенную активность, а с другой, достаточно адекватно прогнозировать способы и форм активности их поведения в определенных предугадываемых обстоятельствах.
Необходимость исследования установки подчеркивали А.Г. Асмолов, В.В. Водзинская, Г.Н. Волков, Н.Н. Макарцева, В.Н. Мясищев, Ш.А. Надирашвили, А.С. Прангишвили, Д.Н. Узнадзе, П.Н. Шихирев, В.А. Ядов и другие исследователи.
Актуальность проблемы обусловила наш интерес к ее изучению. Нами сформулирована следующая тема контрольной работы: «Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки человека».
Цель контрольной работы – выявить особенности педагогического воздействия на социальные установки человека.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность понятия установки в педагогике.
2. Охарактеризовать системы установок в педагогике.
3. Определить основные педагогические подходы к формированию и изменению установок.
4. Изучить пути педагогического воздействия на изменение социальных установок человека.
1. Понятие установки в педагогике
Впервые термин «установка» (отношение) был употреблён У. Томасом, Ф. Знанецким в значении направленности человеческой деятельности на определённые ценности. Под установкой (отношением) понималась ориентация субъекта по отношению к ценностям. Г. Олпорт указал на регулятивный характер установки, которая отражает состояние определённой готовности. Она складывается под влиянием опыта и оказывает направляющее воздействие на реакции человека в отношении окружающих его объектов.
Д.Н. Узнадзе также определяет установку как специфическое состояние субъекта, как его готовность к определению деятельности [14]. Представители школы Д.Н. Узнадзе в ряде работ делают существенный вывод об установке как об отношении. К примеру, А.С. Прангишвили подчёркивает, что «установка как раз является тем научным понятием, которое выражает отношение субъекта к объектам» [13, С. 18]. Поскольку отношение к объекту выступает такой связью, сущность которой заключена в значимости объекта для субъекта, то это означает, что отношение обладает ценностным характером. Система установок может быть определена как ценностная ориентация, являющаяся важнейшим компонентом структуры личности.
В.В. Водзинская также ставит в один ряд установку, ценностную ориентацию, отношение [5]. Феномен отношения интенсивно исследуется в психологии, активно используется социологами, философами, представителями других наук. В гносеологическом плане ценностное отношение рассматривалось С.Л. Рубинштейном как способ отражения действительности в сознании человека. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что «сам субъект есть объективно существующая реальность, а не обособленная субъективность «чистого» создания или бесплотного духа» [8, С. 92]. Как материальное образование субъект находится в объективных отношениях с окружающей действительностью. Одним из этих отношений является ценностное, которое выражает значимость предмета, явления и т.п. для субъекта в соответствии с его потребностями и интересами и поэтому, как и ценность, объективно само по себе и субъективно, так как существует в сознании субъекта. Субстрат ценностного отношения эмоционален. Именно из эмоциональных глубин духовной жизни рождается ценностное отношение (М.С. Каган) [7]. Оно формируется в процессе жизни субъекта, его источником являются ценности той социальной общности, к которой принадлежит индивид и к которым она стремится его приобщить. Поэтому, по мнению М.С. Кагана, воспитание можно понимать как формирование ценности отношения в духовном мире [7]. Воспитание – это превращение ценностей социума в ценности личности. Таким образом, отношение формируется под влиянием реальной жизненной практики и духовного воздействия воспитания. Кроме того, отношение, как отмечал Л.С. Выготский, подразумевает наличие внутренней активности человека, позволяющей ему рассматривать культуру как мир идеалов, проектов, моделей и как мир практического и духовного взаимодействия людей, субъектом которого является он сам [9]. В.Н. Мясищевым выделены виды отношений: отношение к миру, людям, деятельности, к себе [10]. По мнению В.Н. Мясищева, отношение развивается в направлении от эмоционально-неосознаваемого к рационально-осознаваемому, оно связано с переживанием субъекта, определяет его позицию и поведение [10, С. 78]. В.Н. Харькин отмечает, что воспитание всегда направлено на формирование ценностей. В качестве базисного механизма при этом выступает отношение, являющееся одной из основ воспитания [17, С. 100]. Содержание категории «отношение», раскрытое В.Н. Харькиным, типы отношения, определённые В.Н. Мясищевым, предполагают наличие целостности условий его формирования.
Образование является пространством творческого освоения новой информации, формирования новых жизненных умений и способностей, расширения возможностей формирования практического опыта, поэтому в нём объективно задаются условия для формирования у школьников ценностного сознания, отношения, поведения. Педагогическая аксиология, отражая иерархию образовательных ценностей, определяет ценностное сознание, ценностное отношение, ценностное поведения как сущность аксиологической функции образования, отражающей дальнейшую стратегию его развития и оказывающей существенное влияние на углубление и совершенствование общественных процессов.
2. Виды, функции и структура социальных установок
Формирование установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках? Установлена зависимость установки от предшествующего опыта и ее важная регулятивная роль в поведении.
Противоречивость действительности неизбежно порождает противоречия в системе установок и даже борьбу между ними. Этот факт позволяет объяснить, в частности, давно обсуждаемую проблему несоответствия между установкой, выраженной вербально, и реальным поведением человека. Противоречие имеет место не между установками и поведением, а между самими установками.
В связи с противоречиями внутри системы установок возникли некоторые дополнительные понятия, отражающие не различный характер самих установок, а лишь причины возможных противоречий между ними. Так, выделяют следующие виды установок.
Перцептивная установка означает предрасположенность к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности. При восприятии объектов характер перцептивной установки зависит от других установок личности.
Выделяют также осознаваемые и неосознаваемые установки.
К осознаваемым установкам относятся:
Установки смысловые – которые выражают проявляющееся в деятельности отношение личности к объектам, имеющим смысл личностный. Они содержат а) Информационный компонент – взгляды на мир и образ того, к чему человек стремится. б) Эмоционально-оценочный компонент – антипатии и симпатии к значимым объектам. в) Поведенческий компонент – готовность действовать по отношению к объекту, имеющему смысл личностный. Функции же таковы: а) Функция инструментальная: с их помощью индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды. б) Функция самозащиты: они помогают сохранить статус-кво личности в напряжённых ситуациях. в) Функция ценностно-экспрессивная: они помогают самоутверждению личности. г) Функция познавательная: они выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них смыслы личностных знаний, норм или ценностей. Со временем такие установки переходят в разряд черт характера. В отличие от нижеприведённых установок целевых и операциональных, изменяющихся в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, их изменение всегда обусловлено изменением самой деятельности субъекта.
Установки целевые – данный вид установок вызывается целью и определяет устойчивый характер протекания действия. При прерывании действия они проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия.
Установки операциональные – появляются в ходе решения задачи на базе учёта условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в сходных ситуациях. Они обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и пр.
Для неосознаваемых установок характерно проявление двух иллюзий 1) Иллюзии контрастной и 2) Иллюзии ассимилятивной.
Установочная система представляет собой систему базовых и периферийных установок. Она индивидуальна для каждого человека. Через усвоение установок происходит социализация.
Базовые – система убеждений (ядро личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.
Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.
Выделяют следующие функции установки:
Приспособительная (утилитарная, адаптивная) – установка направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.
Функция знания – установка дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
Функция выражения (ценности, саморегуляции) – установка выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности.
Функция защиты – установка способствует разрешению внутренних конфликтов личности.
Установка имеет трехкомпонентную структуру:
o Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).
o Эмоциональный компонент (аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.
o Поведенческий компонент – последовательность поведения по отношению к объекту установки.
Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию. А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию. Будет или не будет реализовано поведение, соответствующее когнитивному и аффективному компонентам данной установки, зависит от ситуации, то есть взаимодействия с другими установками.
Четкая структура установки позволяет выделить две ее важные разновидности - стереотип и предрассудок. От обычной установки они отличаются, прежде всего, содержанием своего когнитивного компонента. Стереотип - это установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда мы говорим о стереотипном мышлении, мы имеем в виду ограниченность, узость или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Стереотипы бывают полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью. Иными словами, «нормальная» установка может превратиться во «вредный» стереотип. Другими причинами возникновения стереотипов такого рода обычно бывают недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-то причинам процессов ее развития.
Предрассудок - это установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые объекты в неадекватном, искаженном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом бывает связан сильный, то есть эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие отдельных элементов действительности, но и неадекватные при определенных условиях действия по отношению к ним. Наиболее распространенным видом таких извращенных установок являются расовые и национальные предрассудки.
Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение к нему. В дальнейшем это отношение оказывает соответствующее влияние на содержание развивающегося когнитивного компонента, выступая в роли фильтра, допускающего к восприятию лишь ту информацию об объекте, которая соответствует уже сложившейся аффективной его оценке. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и соответствующий жизненный опыт индивида, эмоционально пережитый, но недостаточно критично интерпретированный.
Иерархическая структура системы установок. С точки зрения значимости для общества и для личности отдельные установки занимают в системе «неравноправное» положение и образуют своего рода иерархию. Этот факт нашел отражение в известной диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В. А. Ядова (1975) [19]. В ней выделены четыре уровня диспозиций как образований, регулирующих поведение и деятельность индивида. К. первому уровню отнесены просто установки (в понимании Д.Н. Узнадзе), регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне; ко второму - социальные установки, которые, по мнению В. А. Ядова, вступают в действие на уровне малых групп; третий уровень включает общую направленность интересов личности (или базовые социальные установки), отражающую отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.); на четвертом, высшем уровне располагается система ценностных ориентации личности [19, С. 78].
Несмотря на то, что В. А. Ядов пользуется такими понятиями, как диспозиция, направленность интересов личности и ценностные ориентации, его концепция не вступает в противоречие с теорией установки. Сомнение вызывает лишь ограничение роли установки вторым и третьим уровнями. Дело в том, что по своим функциям и структуре ценностные ориентации также являются установками. Они включают в себя знание и оценку ценностей конкретного общества и соответствующее им поведение. Они действительно отличаются от других установок, но лишь наиболее высокой социальной и личностной значимостью своих объектов, а по своей природе они ничем не выделяются из общей системы установок. Таким образом, диспозиционная концепция представляет собой систему социальных установок (за исключением установки в понимании Д.Н. Узнадзе), близких по своей сущности, но различных по значимости их социальных объектов.