Психосексуальное поведение в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Юность, границы которой связываются с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Человек должен принять на себя ответственность за устройство жизни в той степени, в которой это возможно в конкретных социальных условиях. С этой точки зрения юность – возраст участия психосексуального развития собственного Я, и возможно, развивать этим же способом свой круг общения. Значит он готов и к целостному, правдивому, реалистичному отношению к факту своего полового созревания не только на физическом, но и на психологическом уровне. Явления психосексуального поведения особо зависит от изначального воспитания юноши раннее в подростковом возрасте. В данной работе указаны виды поведения юношей на уровне раннего воспитания.

Содержание

Введение Стр.2
Глава 1. Сексуальное развитие подростков Стр.2
Психологическое обследование подростков
Протекание полового созревания
Мастурбация
Аутоэротизм
Глава 2. Физические аспекты сексуальности Стр. 9
2.1. Потребность в дружбе
2.2. Начало половой жизни
2.3. Социальные и психологические корреляты
Глава 3. Результаты раннего начала половой жизни Стр. 16
3.1 Социально-психологический синдром
3.2. Установки и взгляды на свое поведение
3.3. Возраст социальной инициации
3.4. «Экспериментальный» характер
3.5. Гомоэротические чувства
Заключение
Глоссарий
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Психосексуальное поведение в юношеском возрасте.docx

— 76.66 Кб (Скачать)

 

      Несмотря на явную демократизацию и большую свободу взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны, как кажется некоторым взрослым. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован, это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, например, во время свидания, когда можно и нужно целоваться и т. д. Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настолько сильна, что молодые люди глухи к переживаниям друг друга и даже собственные чувства отступают перед вопросом, "правильно" ли они поступают с точки зрения норм своей половозрастной группы. Ухаживание -- игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой -- довольно неопределенны.

 

2.2. Начало половой жизни

 

Современные юноши и девушки  начинают половую жизнь значительно раньше, чем их сверстники в прошлом. Хотя данные разных исследователей не всегда совпадают, общая долгосрочная тенденция сомнений не вызывает: доля юношей, начинающих сексуальную жизнь в 16 лет и младше, втрое превышает соответствующий процент в поколении их отцов, а доля девушек впятеро больше, чем в поколении их матерей.  

 

 

      По данным выборочных эпидемиологических исследований и Москве О. К. Лосевой, которая сравнивала венерологических больных с аналогичными контрольными группами, средний возраст начала половой жизни у контрольных групп в 2000/2001 г.г. по сравнению с 1992/1993 снизился с 19,2 до 18,1 года у мужчин и с 21,8 до 20,6 года у женщин.  
      Эти сдвиги отражаются и в общественном сознании. По данным опроса ВЦИОМ (июнь 2006), в котором были представлены все возрастные группы, однако свыше 40 процентов на вопросы личного характера не ответили, средний возраст начала половой жизни ("В каком возрасте вы впервые вступили в половую связь?") был 19,5 года. Между тем на вопрос "С какого возраста, по вашему мнению, допустимо начало половой жизни?" люди, среди которых было значительно больше пожилых, чем юных, назвали 17,9 года.  
      Судя по данным анкетного опроса, проведенного в 2006 г. (1615 учащихся 16 средних школ и восьми ПТУ Москвы и Петербурга, в возрасте от 12 до 17 лет), подростки, как и раньше, начинают ухаживать и назначать свидания еще до завершения полового созревания: примерно половина их делает это еще не достигнув 12 лет. К шестнадцати годам трепета уединенных встреч не испытал лишь один из пяти. Более или менее устойчивые пары образуются гораздо реже, даже среди 16-17-летних в момент исследования свыше половины постоянной пары еще не имели. Наличие сексуального опыта в целом по выборке признали около 15 процентов девочек и 22 процента мальчиков. Почти половина сексуально-искушенных подростков (34 процента девочек и 57 процентов мальчиков) первый половой акт пережили моложе пятнадцати лет, а 5 процентов девочек и 20 процентов мальчиков -- в 12 лет и младше. По возрастным группам, среди не достигших 14 лет. сексуально искушены 2 процента, среди 14-15-летних -- 13 процентов, среди 16-17-летних -- 36 процентов.  
      В 2010 г. возраст сексуальной инициации снизился: среди шестнадцатилетних первый половой акт пережили 50,5 процентов юношей и 33,3 процента женщин, среди семнадцатилетних -- 57,1 и 52,4 процента, среди восемнадцатилетних -- 69,8 и 50,8 процента и среди девятнадцатилетних -- 77,5 и 54,8 процента.  
      Сексуально искушенных мальчиков во всех возрастах больше, чем девочек. Обследование 4000 школьников с 7-го по 9-й класс в 2009 году показало, что в этом возрасте происходит быстрое нарастание как сексуально-эротических интересов, так и социосексуальной активности. Первый сексуальный опыт еще не означает ни страстной любви, ни начала регулярной половой жизни. Ранние связи, как правило, безлюбовны и часто весьма прозаичны. Почти треть сексуально активных подростков, опрошенных в 2009 г., никогда не имели друга противоположного пола. Среди опрошенных в 2010 г. 16--19-летних, 35 процентов девушек и 15 процентов юношей сказали, что были влюблены в своего первого сексуального партнера, остальные довольствовались симпатией или вообще ничего романтического не чувствовали (так ответил почти каждый четвертый юноша). У многих первая связь была случайной и сразу же прервалась. Более или менее регулярную половую жизнь ведут лишь немногие 16--19-летние.

 

2.3. Социальные и психологические  корреляты

 

      Сравнение сексуально продвинутых и еще девственных 16-летних показывает некоторые социальные и психологические корреляты более ранней, по сравнению со среднестатистическими показателями, сексуальной инициации.  
      Поскольку секс для подростка - нечто запретное и рискованное, раньше всего вовлекаются в него те, кто любит риск и самопроверку и нуждается в самоутверждении. С утверждением "Я получаю настоящее удовольствие, совершая довольно-таки рискованные поступки" согласились 58 процентов сексуально активных подростков и только 43 процента девственников.

      Однако независимость от старших часто оборачивается рабской зависимостью от сверстников. Среди сексуально активных чаще встречаются юноши и девушки, податливые на уговоры и заразительные примеры. 52 процента из них сказали: "Иногда я позволяю другим уговорить себя сделать то, чего, как я знаю, делать не следует". Девственников с такой самохарактеристикой на 10 процентов меньше. У сексуально активных подростков учебная успеваемость и дисциплина несколько ниже, чем у их сверстников. Планирующих продолжить учебу в вузе среди них на 10 процентов меньше, чем среди девственников.

 

Глава 3. Результаты раннего  начала половой жизни

 

      Более раннее начало половой жизни статистически связано с разными формами девиантного, социально неодобряемого поведения. Девять из десяти сексуально активных шестнадцатилетних отведали вкус сигарет, а трое из четырех курят (среди девственников соответствующие показатели -- 62 и 36 процентов). Девять из десяти сексуально активных уже бывали пьяными (среди сексуально неискушенных - каждый второй). Почти треть сексуально искушенных подростков успели "словить кайф" от наркотиков (среди остальных таковых в пять раз меньше). Также ведут себя, по их мнению, и их друзья. На вопрос "Многие ли из твоих друзей употребляют наркотики или алкоголь?" "большинство" и "практически все" ответили половина сексуально активных и четверть девственных старшеклассников

 

3.1. Социально-психологический  синдром

 

      За этим социально-психологическим синдромом часто стоят неблагоприятные социальные, прежде всего семейные условия. Среди подростков с ранним сексуальным опытом чуть больше таких, которые воспитывались в неполных семьях. Образовательный уровень и социальный статус их родителей, особенно отцов, несколько ниже среднего. Доля отцов, не имеющих постоянного места работы, среди них почти втрое выше, а возможность свободного обсуждения с родителями проблем секса в таких семьях значительно ниже.  
      Решающую роль в формировании нормативных ориентации подростков играет общество сверстников, которое очень часто подталкивает их к более ранней сексуальной инициации. Хотя 44 процента девочек и 39 процентов мальчиков сказали, что не знают, совпадают ли их взгляды на секс со взглядами соучеников, 35 процентов девушек и 45 процентов юношей считают, что они идентичны или похожи. С возрастом эта предполагаемая общность взглядов увеличивается с 35 процентов у тех, кто младше 14, до 60 процентов у 16--17-летних.  
      Сексуальное поведение подростка сильно зависит от того, как он представляет позицию своих сверстников. Хотя подавляющее большинство подростков отрицают давление со стороны сверстников в сторону более раннего начала половой жизни, такое давление, особенно на мальчиков, довольно сильно. Многие подростки склонны преувеличивать сексуальную "продвинутость" своих друзей и однокашников. Хотя только 36 процентов опрошенных в 2010 г. 16--17-летних сами имели сексуальный опыт, на вопрос: "Сколько примерно твоих друзей уже имели половые сношения?" 15 процентов этой возрастной группы ответили "примерно половина", 16 процентов -- "больше половины" и еще столько же --- "практически все". У сексуально искушенных аберрация еще больше: "никто" -- меньше одного процента, "меньше половины" -- 21 процент, "примерно половина" -- 18 процентов, "больше половины" -- 26 процентов, "практически все" -- 33 процента. Завышенная оценка возрастной "нормы" толкает подростка к рискованным сексуальным и прочим экспериментам: не могу же я отставать от других?!

      Существуют ли у подростков нравственные убеждения, с которыми они сверяли бы свои поступки? Безусловно. Но, как и у взрослых, эти убеждения противоречивы, непоследовательны и далеко не всегда реализуются в поведении.

 

3.2.Установки и взгляды  подростков на свое поведение

 

      Установки и взгляды многих подростков значительно радикальней их собственного поведения. Для взрослых подростковый секс - опасное, отклоняющееся от нормы, поведение, для подростков же он вполне нормален. С мнением "Нереально думать, что молодежь удержится от занятий сексом в подростковом возрасте" полностью согласны 46 процентов мальчиков и 36 процентов девочек. 53 процента мальчиков и 36 процентов девочек не видят ничего плохого в добрачных отношениях, если молодые люди любят друг друга. С суждением "К половым сношениям нужно относиться как к вполне нормальной и ожидаемой части свиданий подростков" полностью согласились 36 процентов мальчиков и 21 процент девочек (среди сексуально искушенных 16-летних - соответственно 56 и 37 процентов).

     То, что собственный опыт имеют пока сравнительно немногие, зависит скорее от обстоятельств, чем от внутренних установок, хотя здесь есть большие половые и индивидуальные различия. Анализ ответов на вопрос: "Если ты не занимался (нс занималась) сексом или сейчас сознательно воздерживаешься от дальнейших сексуальных контактов, то почему?", показывает, что подростковая мотивация довольно прагматична. Моральные ("Почему я не должен?") и психологические ("Почему я не хочу?") доводы отступают на второй план перед соображениями практического свойства: "Чего я боюсь?" и "Что мне мешает?"  
      Однако тут есть большие половые различия. В опросе 2011 г. мы просили молодых людей ответить, какие причины удерживают их от вступления в сексуальную связь, а затем указать, что из перечисленного для них наиболее важно, то есть выбрать из нескольких причин одну. Самым важным фактором для обоих полов, который указали 39 процентов девушек и 30 процентов юношей, оказалось "Я еще не нашел подходящего человека". У юношей на втором месте (23 процента) стоит собственная застенчивость и нерешительность (среди девушек так ответили меньше 5 процентов) и на третьем (18 процентов) -- отсутствие возможности (среди девушек так ответили меньше 4 процентов). У девушек вторая по значимости (19 процентов) причина сдержанности -- чувство своей неготовности к столь ответственному шагу (среди юношей так ответили вдвое меньше) и третья (12 процентов) -- нежелание быть использованной ради чьего-то удовольствия (только 0,6 процента мальчиков выбрали этот вариант). Девушки в два с половиной раза больше мальчиков озабочены проблемой возможной беременности и вдвое больше -- негативной реакцией родителей.

 

3.3. Возраст социальной  инициации

 

      Если принять во внимание только такие факторы как возраст сексуальной инициации и ее мотивы, то ничего сенсационного в российских данных нет, они вполне сопоставимы с западными. В 1990 г. половую жизнь уже начали 40 процентов 16--17-летних западногерманских юношей и 34 процента девушек. У их восточногерманских сверстников соответствующие цифры составили 47 и 59 процентов для 16-летних и 52 и 58 процентов для 17-летних (девушки здесь опережали юношей). По американским данным 1993 года, средний возраст первого полового сношения составляет 16,6 года для юношей и 17,4 года для девушек; в 16 лет этот опыт имеют 42 процента тинэйджеров.

      Тем не менее российская ситуация отличается от западной. Тип подростковой сексуальной культуры, существующий сегодня в России, очень напоминает положение, существовавшее в США и в странах Западной Европы 25 лет тому назад. Раннее начало сексуальной жизни тогда тоже коррелировало с плохой учебой, конфликтами с родителями, вовлечением в преступные группы, кражами, угоном автомашин, вандализмом, насилием, курением, пьянством, употреблением наркотиков. Сама по себе сексуальная активность не была причиной антисоциального поведения, но за статистическими корреляциями прослеживались контуры такого типа молодежной субкультуры, когда и взрослое общество и сами тинэйджеры видят в сексуальной жизни, курении, выпивке и баловстве с наркотиками знаки взросления, обретения самостоятельности от старших, прежде всего от родителей. Как только общество перестает табуировать юношескую сексуальность, начинает относиться к ней спокойно, помогая подросткам овладеть необходимыми для жизни знаниями, ее связь с девиантным поведением ослабевает и даже вовсе исчезает.

 

3.4. «Экспериментальный»  характер»

 

Важная особенность подростковой и юношеской сексуальности - ее "экспериментальный" характер. Открывая свои сексуальные реакции, подросток с разных сторон исследует их. Ни в каком другом возрасте не наблюдается такого большого числа случаев отклоняющегося, близкого к патологии поведения, как в 12-15 лет. От взрослых требуются большие знания и такт. чтобы отличить действительно тревожные симптомы, требующие квалифицированного психологического или медицинского вмешательства, от внешне похожих на них и тем не менее вполне естественных для этого возраста форм сексуального "экспериментирования". На последних как раз не следует фиксировать внимание, чтобы нечаянно не нанести подростку психическую травму, внушив ему мысль, что у него что-то "не так". Если нет уверенности в том, что вы действительно понимаете суть дела и можете помочь, нужно неукоснительно руководствоваться первой заповедью Гиппократа: "Не вреди!" Особенно важно помнить об этом, сталкиваясь с проявлениями подросткового гомоэротизма. В пред подростковом (10-12), подростковом и раннем юношеском возрасте эта проблема актуальна и для очень многих мальчиков и девочек, которые в дальнейшем будут вести исключительно гетеросексуальный образ жизни. Это проявляется, с одной стороны, в страстных влюбленностях в людей своего собственного пола (сверстников, старших или младших), а с другой -в различных сексуальных играх, начиная с простой возни и взаимной мастурбации и кончая полной сексуальной близостью.

 

3.5.Гомоэротические чувства

Существует распространенное мнение, что в подростковую среду гомо эротические чувства и действия приносят взрослые (теория "совращения"). Это совершенно неверно. Гомосексуальность зарождается в самой подростковой среде.

      Из числа обследованных А. Соренсеном американских подростков, имеющих гомосексуальный опыт, взрослыми были "инициированы" только 12 процентов мальчиков и меньше 1 процента девочек, у остальных первым партнером был сверстник или подросток ненамного старше или моложе. Свыше 60 процентов мужчин-гомосексуалов, обследованных А. Кинзи, пережили первый гомосексуальный контакт между 12 и 14 годами; в 52,5 процента случаев их партнеру также было от 12 до 15 лет, у 8 процентов он был младше, у 14 процентов это были 16--18-летние юноши и только у остальных -- взрослые.  
      Почему среди подростков вообще распространены гомоэротические чувства и контакты? Ранние сексологические теории, например, теория Альберта Молля, были склонны выводить их из особенностей самой подростковой сексуальности, утверждая наличие особого периода "подростковой интерсексуальности", когда половая возбудимость очень велика, а объект влечения еще не определился. Однако возрастные рамки этого периода (от 7--8 до 15--16 лет) слишком неопределенны и расплывчаты.  
      3. Фрейд связывал гомосексуальность с изначальной бисексуальностью человека. Окончательный баланс гетеро- и гомоэротических влечений складывается, по Фрейду, только после полового созревания. Поскольку у подростка этот процесс еще не завершен, латентная (скрытая) гомосексуальность проявляется, с одной стороны, в прямых сексуальных контактах и играх, а с другой -- в страстной дружбе со сверстниками собственного пола. Однако явления эти качественно различны. Подростковый возраст и ранняя юность -- время, когда личность больше всего нуждается в сильных эмоциональных привязанностях. Но как быть, если психологическая близость с лицом противоположного пола затруднена собственной незрелостью подростка и многочисленными социальными ограничениями (насмешки товарищей, косые взгляды учителей и родителей), а привязанность к другу своего пола ассоциируется с гомосексуальностью? Подростковая дружба, и у мальчиков, и у девочек, как правило, бывает однополой и часто напоминает страстную влюбленность.  
      "Я не знаю, почему дают какой-то монополь воспоминаниям первой любви над воспоминаниями молодой дружбы,- писал А. И. Герцен.- Первая любовь потому так благоуханна, что она забывает различие полов, что она - страстная дружба. Со своей стороны, дружба между юношами имеет всю горячность любви и весь ее характер: та же застенчивая боязнь касаться словом своих чувств, то же недоверие к себе, безусловная преданность, та же мучительная тоска разлуки и то же ревнивое желание исключительности. Я давно любил, и любил страстно, Ника, но не решался назвать его "другом", и когда он жил летом в Кунцеве, я писал ему в конце письма: "Друг ваш или нет, еще не знаю". Наряду с однополой любовью, имеющей преимущественно духовный характер, в подростковой среде нередко складываются и откровенно чувственные гомосексуальные отношения. Интерес к телу человека собственного пола стимулируется прежде всего потребностью самопознания, но легко окрашивается эротически. Вот дневниковая запись четырнадцатилетней девочки:  
      "Однажды, оставшись ночевать у подруги, я ее спросила - можно мне в знак нашей дружбы погладить ее грудь, а ей - мою? Но она не согласилась. Мне всегда хотелось поцеловать ее, мне это доставляло большое удовольствие. Когда я вижу статую обнаженной женщины, например, Венеру, то всегда прихожу в экстаз".  
      Можно увидеть в этом проявление "латентной гомосексуальности". Но телесный контакт, прикосновение имеют не только эротический смысл, это - универсальный язык передачи эмоционального тепла, поддержки и т. д.  
      Оценивая потенциально и даже явно гомоэротические контакты между подростками, нужно помнить и о ситуативных факторах. Для младших подростков, особенно в десять -двенадцать лет, почти повсеместно характерна сегрегация игровой активности мальчиков и девочек. Большая физическая доступность сверстника своего, нежели противоположного пола, дополняется сходством интересов и менее строгими табу на телесные контакты. Поэтому гомосексуальные игры встречаются у них чаще, чем гетеросексуальные. Меньшая половая сегрегация, вероятно, даст иное соотношение. Сексуальные игры со сверстниками, раздевание, ощупывание половых органов, взаимная или групповая мастурбация, если в них не вовлечены взрослые, не считаются в мальчишеских компаниях чем-то страшным или постыдным. У девочек выражения нежности, объятия, поцелуи вообще не табуируются, их потенциальные эротические обертоны большей частью не замечаются. Неудивительно, что пробуждающаяся чувственность на первых порах нередко удовлетворяется именно этим путем. К концу пубертатного периода такие игры обычно прекращаются; их продолжение в пятнадцать-шестнадцать лет уже дает основание считать это проявлением сложившейся гомосексуальной ориентации.  
      Поскольку в сексуальных играх младших подростков эротическая мотивация имеет подчиненное значение, психологи, чтобы избежать пугающих ярлыков, предпочитают не называть их гомосексуальными и не придавать им чрезвычайного значения. Однако между допубертатной гомосексуальной активностью и будущей сексуальной ориентацией взрослого человека есть определенная связь. Сравнение сексуального поведения взрослых западногерманских студентов с их воспоминаниями о своей допубертатной (до 12 лет) гомосексуальной активности показало, что чем выше допубертатная гомосексуальная активность (количество контактов и число партнеров), тем вероятнее гомосексуальное поведение взрослого.  
      Простейшее объяснение этому - ссылка на условно рефлекторные связи, которые могут возникнуть у подростка во время сексуальной игры и превратиться в устойчивую сексуальную ориентацию. Однако гомосексуальные контакты со сверстниками, если они имеют игровую форму и не сочетаются с психологической интимностью, большей частью остаются преходящими. Дело не столько в поведении, сколько в переживаниях. Взрослый гомосексуал, пациент знаменитого американского психоаналитика Гарри Салливэна, рассказал ему, что в школьные годы только он и еще один мальчик не участвовали в гомоэротических играх одноклассников. Случайно познакомившись позже с этим вторым мальчиком, Салливэн обнаружил, что тот тоже оказался гомосексуалом. Неучастие в играх товарищей было, вероятно, их бессознательной защитной реакцией, но пассивная роль зрителя только усиливала психологическую значимость происходящего.  
      Формирование гомосексуальной ориентации у подростка обычно проходит три этапа:

Информация о работе Психосексуальное поведение в юношеском возрасте