Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:58, курсовая работа
Юность, границы которой связываются с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Человек должен принять на себя ответственность за устройство жизни в той степени, в которой это возможно в конкретных социальных условиях. С этой точки зрения юность – возраст участия психосексуального развития собственного Я, и возможно, развивать этим же способом свой круг общения. Значит он готов и к целостному, правдивому, реалистичному отношению к факту своего полового созревания не только на физическом, но и на психологическом уровне. Явления психосексуального поведения особо зависит от изначального воспитания юноши раннее в подростковом возрасте. В данной работе указаны виды поведения юношей на уровне раннего воспитания.
Введение Стр.2
Глава 1. Сексуальное развитие подростков Стр.2
Психологическое обследование подростков
Протекание полового созревания
Мастурбация
Аутоэротизм
Глава 2. Физические аспекты сексуальности Стр. 9
2.1. Потребность в дружбе
2.2. Начало половой жизни
2.3. Социальные и психологические корреляты
Глава 3. Результаты раннего начала половой жизни Стр. 16
3.1 Социально-психологический синдром
3.2. Установки и взгляды на свое поведение
3.3. Возраст социальной инициации
3.4. «Экспериментальный» характер
3.5. Гомоэротические чувства
Заключение
Глоссарий
Список литературы
Содержание
Введение Стр.2
Глава 1. Сексуальное развитие подростков Стр.2
Глава 2. Физические аспекты сексуальности Стр. 9
2.1. Потребность в дружбе
2.2. Начало половой жизни
2.3. Социальные и психологические корреляты
Глава 3. Результаты раннего начала половой жизни Стр. 16
3.1 Социально-психологический
синдром
3.2. Установки и взгляды на свое поведение
3.3. Возраст социальной инициации
3.4. «Экспериментальный» характер
3.5. Гомоэротические чувства
Заключение
Глоссарий
Список литературы
Введение
Юность, границы которой связываются с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Человек должен принять на себя ответственность за устройство жизни в той степени, в которой это возможно в конкретных социальных условиях. С этой точки зрения юность – возраст участия психосексуального развития собственного Я, и возможно, развивать этим же способом свой круг общения. Значит он готов и к целостному, правдивому, реалистичному отношению к факту своего полового созревания не только на физическом, но и на психологическом уровне. Явления психосексуального поведения особо зависит от изначального воспитания юноши раннее в подростковом возрасте. В данной работе указаны виды поведения юношей на уровне раннего воспитания.
Глава 1. Сексуальное развитие подростков
Половое
созревание - центральный психофизиологический
процесс подросткового и юношеского возраста.
Его функциональные признаки -- менархе
(начало регулярных менструаций) у девочек
и эякулярхе (начало эякуляций, первое
семяизвержение) у мальчиков. Средний
возраст менархе колеблется сейчас в разных
странах и средах от 12,4 до 14,4 года, а эякулярхе
- от 13,4 до 14 лет. В основе полового созревания
лежат гормональные процессы, влекущие
за собой соответствующие изменения в
телосложении, социальном поведении, интересах
и самосознании.
Усиленная секреция половых
гормонов (у восемнадцатилетнего юноши
она в 8 раз выше, чем у девятилетнего мальчика)
порождает так называемую подростковую
гиперсексуальность. Проявляющуюся в
повышенной сексуальной возбудимости,
частых и длительных эрекциях полового
члена, бурных эротических фантазиях,
навязчивой мастурбации и т. д. "В четырнадцать
лет мое тело будто взбесилось",-- под
этим признанием шестнадцатилетнего юноши
могли бы подписаться очень многие его
сверстники.
Сроки начала и завершения
полового созревания, как и формы его протекания,
чрезвычайно изменчивы и индивидуальны.
Отчасти это обусловлено биологически.
До самого последнего
времени большинство ученых практически
отождествляли пубертат с созреванием
половых желез (этот процесс называется
гонадархе), считая его главными индикаторами
менархе и эякулярхе. Новые исследования,
в частности, обследование 17 тысяч американских
девочек, показали, что рост грудей и появление
лобковых волос начинается уже между 9
и 10 годами и регулируется не гонадами,
а стероидными гормонами коры надпочечников.
Созревание надпочечников (адренархе)
опережает созревание гонад и проявляется
прежде всего в начинающемся оволосении
лобка; оно стимулирует также скачок в
росте, активацию кожных жировых желез
(отсюда прыщи), изменение наружных половых
органов и появление специфических телесных
запахов.
Эти процессы оказывают
существенное влияние на эмоции, психику
и социальное поведение детей, включая
появление у них сексуально-эротических
интересов. По данным новейших исследований
первые эротические чувства и влюбленности
появляются у мальчиков и девочек около
10 лет, еще до созревания гонад.
Во всем этом существуют
большие индивидуальные различия. Чем
раньше начинается половое созревание,
тем активнее оно протекает и тем быстрее
заканчивается. Более позднее начало созревания,
напротив, обычно сопровождается и более
вялым его течением. Рано созревающие
мальчики не только раньше начинают, но
и в последующие взрослые годы их половая
жизнь протекает интенсивнее. Рано созревающие
женщины также отличаются высокой сексуальной
реактивностью. Эти индивидуальные различия
очень велики, они диктуют необходимость
дифференцированного, индивидуального
подхода к подросткам и юношам.
Но половая конституция
непосредственно влияет только на физиологические
потенции индивида. Содержание его сексуально-эротических
переживаний и привязанностей (выбор объекта,
соотношение чувственности и нежности,
длительность и сила привязанности) определяется
воспитанными свойствами личности и социальными
условиями ее развития. Возраст
начала менструаций, как и их регулярность,
зависят также от многих конкретных условий,
например, веса тела. У девочек-гимнасток
и юных балерин, сознательно ограничивающих
свой вес, менархе происходит на год, а
то и на несколько лет позже, чем у остальных.
Пубертатный статус может даже как бы
регрессировать, возвращаться вспять.
Девочки-подростки и юные девушки, страдающие
нервно-психической анорексией (нежелание
есть), если они теряют свыше 15 процентов
своего веса, перестают менструировать,
их гормональная секреция по ряду признаков
возвращается к допубертатному типу. Такое
же влияние, даже без потери веса, может
оказывать психический стресс. Например,
у некоторых школьниц в период экзаменов
менструальные циклы становятся нерегулярными,
короче или длиннее, чем обычно.
Еще более изменчивы социальные аспекты
пубертата: сроки и темп полового созревания
у данного конкретного поколения и их
совпадение во времени с определенными
социальными условиями и жизненными событиями.
Например переход в другую школу, завершение
образования и т. п. Чрезвычайно важна
и субъективная, психологическая сторона:
как сам подросток воспринимает, переживает
и оценивает пубертатные события - менархе,
ночные поллюции, изменение своего телесного
облика, подготовлен ли он к ним, вызывают
ли они у него испуг или радость и т. д.
Это зависит как от социальных условий
развития, включая половое просвещение,
так и от индивидуальных особенностей
подростка. К сожалению, эти психологические
факторы, особенно у мальчиков, очень плохо
изучены. А без учета особенностей самосознания
подростка объективные данные о его физическом
развитии и сексуальном поведении лишены
реального психологического смысла и
часто истолковываются произвольно.
Хотя темп собственного
полового созревания влияет на сексуальное
поведение подростка, оно в гораздо большей
мере зависит от других факторов.
Разделив обследованных
тринадцатилетних школьников на до- и
пост-пубертатных (девочки, у которых уже
начались менструации, и мальчики, пережившие
первое семяизвержение), немецкие исследователи
сопоставили уровни социосексуальной
активности обеих групп (влюбленности,
поцелуи, объятия, петтинг, вступление
в половые отношения). Оказалось, что постпубертатные
мальчики по всем показателям опережают
допубертатных, то есть половое созревание
существенно стимулирует их сексуальную
активность, а у девочек такой зависимости
не обнаружилось, постменархиальные девочки
только чаще влюбляются. Видимо, дело не
только в физиологии, но и в системе половых/гендерных
ролей.
Американские исследователи
обследовали 7,5 тысячи подростков, сопоставив
данные объективного врачебного осмотра
с результатами интервьюирования. Оказалось,
что возраст, когда подростки
начинают ухаживать и назначать
свидания, статистически связан с
уровнем их индивидуального полового
созревания, но зависимость этого
от хронологического возраста значительно
выше. То есть подростки начинают ухаживать
не столько вследствие собственного
"сексуального напряжения", обусловленного
половым созреванием, сколько в
соответствии с культурными нормами
своей возрастной группы, школьного
класса, которые диктуют: "надо ухаживать",
"пора влюбляться!" Интересно, что
у детей с преждевременным
половым созреванием
Прежде всего подросток
вынужден заново оценивать - и иногда переоценивать!
- свою половую/гендерную идентичность
с точки зрения своего соответствия или
несоответствия принятым в его среде представлениям
о маскулинности и фемининности. Особое
значение приобретает при этом его быстро
меняющийся телесный облик.
Распространенные в переходном
возрасте тревоги по этому поводу, нередко
принимающие форму так называемого синдрома
дисморфомании, чаще всего связаны именно
с половыми признаками. Таковы тревоги
по поводу избыточного веса (толщины),
недостаточного роста (у мальчиков), гинекомастии
(увеличения грудных желез по женскому
типу у мальчиков, часто наблюдаемое в
период пубертата), гирсутизма (оволосения
тела по мужскому типу у девочек), слишком
короткого полового члена (помимо больших
природных вариаций, сказывается оптическая
иллюзия: собственный член мальчик видит
сверху, а чужой - сбоку, поэтому он кажется
длиннее) и т. п.
1.2.Протекание полового созревания
Половое созревание протекает
крайне неравномерно. Мальчики, которые
отстают в половом развитии, испытывают
по этому поводу сильное беспокойство
и с завистью смотрят на более мускулистых
сверстников.
Некоторые мальчики ужасно
стесняются своих эрекций, возникающих
в самых неподходящих ситуациях, им кажется,
что все их замечают. Некоторые девочки
стесняются роста грудей и начала менструаций.
Бестактные шутки и замечания взрослых
или сверстников по этим поводам переживаются
подростками остро и болезненно.
Украдкой, но очень внимательно
подростки разглядывают своих сверстников,
а также старших и младших. В подростковых
лагерях и интернатах иногда происходят
настоящие конкурсы, длина членов измеряется
с помощью линейки (способ, прямо скажем,
не слишком надежный). Застенчивым подросткам
и тем, кто страдает каким-то действительным
или мнимым физическим недостатком, такие
ситуации мучительны. Они сопровождаются
грубыми шутками, а в случае уклонения
"осмотр" может быть произведен насильственно
(это иногда делается и в более старших
возрастах, в общежитиях или в армии).
1.3. Мастурбация
Самая массовая
форма сексуального удовлетворения в
подростковом и раннем юношеском возрасте
- мастурбация (самоудовлетворение, онанизм).
Европейская мысль XVIII -- XIX веков считала
ее страшным и опасным пороком, приводящим
к ослаблению памяти и умственных способностей,
безумию и, конечно, импотенции. Все это
полнейший вздор.
Убеждение, что мастурбация
вызывает безумие, родилось из наблюдений
в психиатрических больницах, обитатели
которых часто и подолгу мастурбируют
на глазах у персонала. Но у душевнобольных
отсутствуют моральные запреты и нет других
способов сексуального удовлетворения.
Навязчивая мастурбация не причина, а
следствие их состояния.
Что же касается импотенции,
то, по данным Г. С. Васильченко, больше
всего мастурбантов встречается среди
сексуально здоровых, а самый высокий
процент никогда не мастурбировавших
-- среди мужчин, страдающих наиболее тяжелыми
расстройствами потенции. У женщин, занимавшихся
мастурбацией до начала половой жизни,
сексуальная холодность и аноргазмия
встречаются втрое реже, чем у никогда
не мастурбировавших.
В подростковом и раннем
юношеском возрасте мастурбация является
массовой. У мальчиков она быстро нарастает
после двенадцати лет, достигая своего
"пика" в пятнадцать-шестнадцать
лет, когда ею занимаются 80-90 процентов
мальчиков. Девочки начинают мастурбировать
позже и делают это реже; тем не менее,
по данным В. В. Данилова (1982), к 13,5 года
опыт мастурбации имели 22, к 15,5 года -- 37,4,
к 17,5 года -- 50,2, а к 18,5--65,8 процента опрошенных
девушек-студенток Кривого рога. 70 процентов
мастурбировали руками, 30 процентов достигали
оргастических ощущений, сжимая бедра
или направляя на половые органы струю
воды, 10 процентов раздражали соски, 20
процентов достигали оргазма с помощью
эротических фантазий, 15 процентов пользовались
самодельными моделями мужского члена;
свыше половины этих девушек участвовали
в сексуальных играх с подругами, 15-25 процентов
делали это в разнополых компаниях; 11 процентов
подсматривали за обнажением людей своего
и противоположного пола, влюбленными
парами и т. п.
Подростковая мастурбация
служит средством разрядки сексуального
напряжения, вызываемого физиологическими
причинами (переполнение семенных пузырьков,
механическое раздражение гениталий и
т. п.). Вместе с тем она стимулируется психическими
факторами: примером сверстников, желанием
проверить свои потенции, получить удовольствие
и т. д. У большинства мальчиков первое
семяизвержение происходит именно при
мастурбации. Чем раньше созревает подросток,
тем вероятнее, что он будет мастурбировать,
других способов сексуального удовлетворения
у него нет.
Интенсивность, частота
мастурбации индивидуально варьирует,
но у мужчин она гораздо выше, чем у женщин.
Как писал ленинградский сексопатолог
профессор А. М. Свядощ, "умеренная мастурбация
в юношеском возрасте обычно носит характер
саморегуляции половой функции. Она способствует
снижению повышенной половой возбудимости
и является безвредной".
Подростковая и юношеская
мастурбация - явление не столько физиологического,
сколько психологического порядка. Оргазм,
достигаемый при мастурбации, неполноценен
в том смысле, что сексуальное удовлетворение
замыкается на самом субъекте; онанизм
лишен коммуникативного начала, составляющего
важный компонент взрослой сексуальности.
Мастурбация закрепляет в сознании подростка
представление о сексе как о чем-то "грязном"
и низменном, а доступность этого способа
сексуального удовлетворения может тормозить
вступление юноши в более сложные и проблематичные
парные отношения. Маструбация часто сопровождается
яркими эротическими образами и фантазиями,
в которых подросток может выбирать любых
партнеров и ситуации. Условно-рефлекторное
закрепление этих фантастических образов
иногда создает у юноши своеобразный,
весьма нереалистический эталон, по сравнению
с которым реальный сексуальный опыт,
на первых порах почти всегда сопряженный
с трудностями, может разочаровать его,
толкая к продолжению мастурбационной
практики.
Наконец, самое важное:
древние табу и представления о порочности
и опасности мастурбации глубоко сидят
в сознании подростка, оставляя у многих
чувство вины и страха перед "последствиями".
Мальчики знают, что мастурбация - явление
массовое. Тем не менее они стыдятся этой
"дурной привычки" и тщательно скрывают
ее. Пытаясь бороться с ней, подросток
обычно, как миллионы людей до него (но
он этого не знает), терпит поражение. Это
вызывает у него сомнение в ценности собственной
личности и особенно своих волевых качеств,
снижает самоуважение и побуждает воспринимать
трудности и неудачи в учебе и общении
как следствия своего "порока".
В 2008 г. американские
психологи опросили 280 студентов в штате
Вермонт (довольно консервативный штат)
занимались ли они мастурбацией до 13 лет,
от 13 до 15 лет и в настоящее время. Хотя
отвечать на подобные вопросы трудно и
неприятно, опыт мастурбации признали
81 процент мужчин и 45 процентов женщин.
Как и предполагалось, мальчики начинают
мастурбировать раньше девочек и делают
это в три раза интенсивнее. Но когда наличие
пред подростковой и подростковой мастурбации
сопоставили с последующим сексуальным
поведением испытуемых (наличие половых
сношений, степень сексуального удовлетворения,
сексуальная возбудимость и наличие сексуальных
трудностей), никакой связи между тем и
другим не обнаружили. Это значит, что
ранний мастурбационный опыт не оказывает
на сексуальную жизнь молодых взрослых
ни положительного, ни вредного влияния.
Применительно к подросткам
и юношам тревожить должен не сам факт
мастурбации (она массовая) и даже не ее
интенсивность (индивидуальная "норма"
связана с половой конституцией), а только
те случаи, когда мастурбация становится
навязчивой, вредно влияя на самочувствие
и поведение. Однако и в этих случаях онанизм
не столько причина плохой социальной
адаптации, сколько ее симптом и следствие.
Это имеет принципиальное значение для
педагогики.
Раньше, когда мастурбация
считалась причиной необщительности,
замкнутости подростка, все силы направляли
на то, чтобы отучить его от этой привычки.
Результаты были, как правило, ничтожны
и даже отрицательны. Сейчас поступают
иначе. Вместо того чтобы втолковывать
подростку, что плохо быть онанистом --
это только увеличивает его тревогу,- пытаются
тактично улучшить его коммуникативные
качества, помочь занять приемлемое положение
в обществе сверстников, увлечь интересным
делом. Как показывает опыт, эта позитивная
педагогика гораздо эффективнее.
1.4.Аутоэротизм
Аутоэротизм,
иногда даже известный нарциссизм сочетаются
у подростков с появлением гетеро сексуальных
интересов и привязанностей. Характерная
черта подростковой и юношеской сексуальности,
отмеченная еще 3. Фрейдом,-- разобщенность
чувственного и нежного влечения. Дуализм
"любви" и "секса" проявляется
особенно резко у мальчиков. Юношеская
мечта о любви и образ идеальной возлюбленной
часто десексуализированы. Когда подростки
называют свои зарождающиеся привязанности
"дружбой", они не лицемерят: они и
вправду испытывают прежде всего потребность
в общении, самораскрытии, эмоциональном
тепле. Прообразом первой возлюбленной
для мальчика часто бессознательно служит
мать, мысль о сексуальной близости с ней
для него равносильна святотатству. В
то же время подросток находится во власти
сильного диффузного эротизма. Образ,
на который проецируются его эротические
фантазии, нередко представляет собой
только "сексуальный объект", лишенный
всех других характеристик. Иногда (в двенадцать--четырнадцать
лет) это реальный или воображаемый групповой
образ, общий для целой компании мальчиков.
Грязные разговоры, сальные анекдоты,
порнографические картинки вызывают повышенный
интерес, позволяя "заземлить", "снизить"
волнующие эротические переживания, к
которым они психологически и культурно
еще не подготовлены.
Подростковый цинизм
коробит взрослых. Но обсуждение запретных
вопросов (а к ним относится не только
секс, но и многие другие телесные переживания)
со сверстниками позволяет снять эмоциональное
напряжение и отчасти разрядить его смехом.
В "смеховой культуре" взрослых также
много сексуальных мотивов. Стоит ли удивляться
тому, что у подростка даже пестики и тычинки
вызывают эротические ассоциации? Невозможность
выразить в словах эротические переживания
из-за застенчивости или отсутствия общества
сверстников может отрицательно повлиять
на развитие личности. Воспитателю следует
беспокоиться не столько о тех, кто ведет
"грязные разговоры", сколько о тех,
кто их молча слушает,- именно эти ребята,
неспособные выразить и "заземлить"
волнующие их смутные переживания, иногда
оказываются наиболее впечатлительными
и ранимыми. То, что у других выплескивается
наружу в циничных словах, у этих отливается
в глубоко лежащие устойчивые фантастические
образы.
Извечные вопросы школьных
диспутов - как отличить любовь от увлечения,
можно ли любить одновременно троих и
т. п.- одинаково волнуют юношей и девушек.
Глава 2 Физические аспекты сексуальности
Наряду с подростками,
которые гипертрофируют физические
аспекты сексуальности, есть и такие, которые
всячески стараются отгородиться, спрятаться
от них. Специфической психологической
защитой им может служить аскетизм, подробно
описанный Анной Фрейд,- подчеркнуто презрительное
и враждебное отношение ко всякой чувственности,
которая кажется подростку низменной
и "грязной". Идеалом такого юноши
является не просто умение контролировать
свои чувства, но полное их подавление.
Другая типичная юношеская
защитная установка – интеллектуализм
пытается избавиться от чувственности,
убедив себя в том, что она "грязна",
то "интеллектуал" находит ее "неинтересной".
Требования моральной
чистоты и самодисциплины сами по себе
положительны. Но их гипертрофия влечет
за собой искусственную самоизоляцию
от окружающих, высокомерие, нетерпимость,
в основе которых лежит страх перед жизнью.
В подростковых и юношеских
увлечениях очень много "головного",
нарочитого, придуманного. Влюбленность,
ухаживание, обмен записочками, первое
свидание, первый поцелуй в этом возрасте
важны не только и нс столько сами по себе,
как ответ на собственную внутреннюю потребность,
сколько как социальные символы, знаки
взросления. Как младший подросток ждет
появления вторичных половых признаков,
так юноша ждет, когда же наконец он полюбит.
Если это событие запаздывает (а никаких
возрастных норм здесь не существует),
он нервничает, старается заменить подлинное
увлечение придуманным и т. д. Игровой
характер подростковых ухаживаний очевиден.
Но и для юношей собственные переживания,
воспринимаемые в свете стереотипной
половой роли, на первых порах важнее,
чем объект привязанности. Отсюда - постоянная
оглядка на мнение сверстников собственного
пола, подражательность, хвастовство действительными,
а чаще мнимыми "победами". Влюбленности
напоминают эпидемии: стоит появиться
в классе одной паре, как влюбляются все,
а в соседнем классе спокойно. "Объекты"
увлечений также нередко бывают общими,
поскольку общение с популярной девушкой
(или юношей) повышает собственный престиж
у сверстников. Даже интимная близость
нередко бывает только средством самоутверждения
в глазах сверстников.
Бурный темп полового
созревания опережает у мальчиков развитие
тонких коммуникативных качеств, включая
способность к сопереживанию. Кроме того,
сказывается влияние традиционного стереотипа
маскулинности, согласно которому мужчина
подходит к женщине с "позиции силы".
Подросток этой силы в себе не ощущает,
а попытки симулировать ее, чтобы быть
"на уровне" стереотипа, только увеличивают
его затруднения. Жажда любви очень часто
сочетается со страхом "потерять себя",
"подчиниться".
Девочки, которым "сила"
не предписана, свободны от этой заботы,
зато вынуждены скрывать свои увлечения,
оберегая девичье достоинство и репутацию.
Разрешение этих противоречий
во многом зависит от того, как складываются
взаимоотношения юношей и девушек в более
широком кругу. Обособление мальчиков
и девочек в подростковом возрасте - универсальное
явление в истории культуры. В современном
обществе эта сегрегация полов осуществляется
стихийно, самими детьми. Тем не менее
она существует, и преодолеть психологическую
дистанцию между мальчиками и девочками
не так просто. Психологическая близость
вначале легче достигается с человеком
собственного пола, с которым подростка
связывает широкий круг общих значимых
переживаний, включая и эротические.
Анализ ответов ленинградских
старшеклассников в 1970-х годах на вопрос:
"В общении с кем вы чувствуете себя
наиболее уверенно и свободно?" - показал,
что общение со сверстниками противоположного
пола значительно напряженнее, чем со
всеми остальными лицами, за исключением
учителей. Однако девушки чувствуют себя
в общении с юношами более свободно и уверенно,
чем юноши с девушками. Характерно в этой
связи неодинаковое отношение юношей
и девушек к разнополой дружбе. На вопрос:
"Возможна ли, по-вашему, настоящая дружба
(без влюбленности) между юношей и девушкой?"
- утвердительно отвечали свыше трех четвертей
учащихся VII -- Х классов. Но с возрастом
сомнения усиливаются, свыше половины
юношей-студентов ответили на этот вопрос
отрицательно. При ответах на вопрос: "Кого
вы предпочли бы иметь своим другом - юношу
или девушку?" - доля девушек, предпочитающих
иметь друга противоположного пола, выше,
чем доля юношей, причем с возрастом эта
разница увеличивается.
2.1. Потребность в дружбе
Потребность в дружбе с
человеком противоположного пола выражает,
в сущности, потребность в любви.
Эти отношения часто кажутся
более или менее
Название |
Содержание |
Воздействие на человека его последствия |
«Великая», или поклоняющаяся любовь |
Поклонение любимому человеку; отчуждение от своих собственных сил, проекция их на любимого |
Поглощение психологического пространства другого человека за счет отождествления с собственным (механизмом проекции) как с дискретным, конечным Я. Последствия – разочарование, поиск нового идола |
«Сентиментальная» любовь |
Переживание в фантазии, в фантомном проявлении жизни. Реальные отношения обесценены |
Свой, реальный человек с которым отношения существуют в настоящем, не воспринимается как живой. Свойствами живого наделяется образ прошлого или будущего. Последствия – эмоциональная холодность, скука, пустота в отношениях |
Любовь к «несчастненьким» |
Внимание к слабостям любимого, стремление его усовершенствовать, своего Я не чувствуют. Отношения строятся на взаимной проекции, нет реализма в восприятии своего Я или Я другого человека |
Создание искаженного образа Я, фиксация проявления Я в постоянных формах. Последствия – ригидность в отношениях, воспроизведение в пространстве и времени одних и тех же отношениях |
«Зеркальная любовь» |
Человек не в состоянии
придать смысл своей жизни, воздействовать
на свое Я, он старается жить ради кого-то,
отражая его жизнь как |
Проявление воздействия не имеет границ, эти границы вообще не осознаются и не принимаются. Последствия – поглощение психологического пространства одного человека другим или вторжение в это пространство без всяких ограничений |
Информация о работе Психосексуальное поведение в юношеском возрасте