Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:43, курсовая работа
Задачи:
Теоретический анализ литературы по теме исследования;
Дать сущностную характеристику процесса сопровождения;
Рассмотреть виды сопровождения детей в образовательном процессе;
Обозначить особенности психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе.
Сформулировать выводы.
Введение
3
1. Теоретические аспекты изучения проблемы сопровождения школьников в образовательном процессе
1.1
Анализ различных подходов к сопровождению как особому типу образовательной деятельности.
6
1.2
Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения
15
1.3
Психолого-педагогическое сопровождение школьника в образовательном процессе как система
25
Заключение
36
Список использованной литературы
Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:
во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
во-вторых, создание
социально-психологических
в-третьих, создание
специальных социально-
Сопровождение как процесс,
как целостная система
1. Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка: информировать членов семьи об адекватных условиях обучения, воспитания и лечения ребенка как в школе, так и дома, то есть способствовать созданию условий на уровне семьи и образовательного учреждения.
Успешность помощи ребенку
часто зависит от нескольких специалистов
или от того, как взаимодействуют
специалист и родитель, то есть как
реализуется принцип
2. Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекращает поддержку ребенка только тогда, когда проблема решена или когда найдет подход к ее решению. Этот принцип означает также и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.
3. Принцип системности
сопровождения. Системное и
Принцип
системности сопровождения
Системный, целостный подход к человеку предполагает анализ связей и отношений не только внутри системы (внутреннего мира человека), но и вне ее. Целостность ребенка как личности может быть понята лишь во взаимосвязи с более широкими социальными системами - семьей, социальным окружением, обществом.
В системе коррекционно-
Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
За коррекционной
работой закрепляется смысл "исправления"
отклонений, а за развивающей - смысл
раскрытия потенциальных
Целью психолого-педагогического
сопровождения ребенка в
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;
- коррекция имеющихся недостатков в развитии.
На разных
уровнях (ступенях) образования задачи
психолого-педагогического
Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитии творческих способностей.
Основная школа
- сопровождение перехода в основную
школу, адаптации к новым условиям
обучения, поддержка в решении
задач личностного и ценностно-
Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости [13].
При создании службы
сопровождения и работы специалистов
необходимо учитывать мотивационные
условия и ресурсы
Важным условием организации сопровождения являются информационные ресурсы, необходимые для анализа, формулирования целей и задач деятельности учреждения по созданию службы сопровождения.
Психолого-педагогическое
сопровождение сегодня
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.
Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновение острых проблемных ситуаций.
Уровень учреждения.
На данном уровне работа ведется педагогами-психологами
Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.
Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и формировать навыки здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуаций и т.д.). Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения ребенка являются отношения ребенка с сообществом сверстников.
Специалист
сопровождения призван решать особый
тип проблемных ситуаций, связанных
с отвержением ребенка сообщест
Решение
задач психолого-
Индивидуальное сопровождение детей в образовательных учреждениях «предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются». Следовательно, можно рассматривать такое сопровождение как форму организации деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении, как модель осуществления психолого-педагогической работы с дошкольниками [15].
Системное сопровождение, по мнению Л.М. Шипицыной, осуществляется независимыми центрами и службами в нескольких направлениях: в реализации определенных программ образования; в проектировании новых типов образовательных учреждений; в создании профилактико-коррекционных программ. На практике, по мнению ряда авторов, системное сопровождение осуществляется либо по запросу администрации, либо запросу родителей, либо в ходе массового обследования детей. В данном случае индивидуальная работа с ребенком находится в соподчиненном отношении[13, с.78].
1.3 Психолого-педагогическое сопровождение школьника в образовательном процессе как система
Основные цели образовательного процесса средней общеобразовательной школы, осуществляющей педагогическое сопровождение учащихся, заключаются в следующем:
- разработка
технологии образовательного
- создание условий
для осуществления
Государственный
образовательный стандарт
Одна из
основных потребностей
Служба сопровождения начинает специальную работу с ребенком в следующих случаях:
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение школьников