Психолого-педагогическое сопровождение школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
Теоретический анализ литературы по теме исследования;
Дать сущностную характеристику процесса сопровождения;
Рассмотреть виды сопровождения детей в образовательном процессе;
Обозначить особенности психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе.
Сформулировать выводы.

Содержание

Введение
3
1. Теоретические аспекты изучения проблемы сопровождения школьников в образовательном процессе

1.1
Анализ различных подходов к сопровождению как особому типу образовательной деятельности.
6
1.2
Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения
15
1.3
Психолого-педагогическое сопровождение школьника в образовательном процессе как система
25

Заключение
36

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание-новый курсовик.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Ведущей идеей  сопровождения является понимание  специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:

во-первых, систематическое  отслеживание психолого-педагогического  статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;

во-вторых, создание социально-психологических условий  для развития личности учащихся и  их успешного обучения;

 в-третьих, создание  специальных социально-психологических  условий для оказания помощи  детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении[10, с.65].

Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.

1.  Основополагающим принципом  является соблюдение интересов  ребенка. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка: информировать членов семьи об адекватных условиях обучения, воспитания и лечения ребенка как в школе, так и дома, то есть способствовать созданию условий на уровне семьи и образовательного учреждения.

Успешность помощи ребенку  часто зависит от нескольких специалистов или от того, как взаимодействуют  специалист и родитель, то есть как  реализуется принцип мультидисциплинарности (стереогнозиса). Это означает тесное взаимодействие, согласованность работы "команды" специалистов в ходе изучения ребенка (явления, ситуации): педагогов, психологов, врачей и других специалистов, использование каждым специалистом научных методов исследования, что позволяет получить сугубо специфические результаты, которые являются частью целостного изучения особенностей развития и состояния ребенка.

2.  Принцип непрерывности,  когда ребенку гарантировано  непрерывное сопровождение на  всех этапах помощи в решении  проблемы. Специалист сопровождения прекращает поддержку ребенка только тогда, когда проблема решена или когда найдет подход к ее решению. Этот принцип означает также и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.

3.  Принцип системности  сопровождения. Системное и социально-педагогическое  сопровождающее проектирование  осуществляется центрами и службами  в нескольких направлениях:

  • участие в разработке и реализации программ развития образовательных систем;
  • проектирование новых типов образовательных учреждений, в которых нуждаются дети;
  • создание профилактических и коррекционно-развивающих программ[11].

 Принцип  системности сопровождения реализуется  также через единство диагностики,  коррекции и развития - определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку должно основываться на комплексной, качественной диагностике, позволяющей выявить не только его проблемные, но и сильные стороны - резервные возможности, на которые можно будет опираться при проведении работы с детьми.

Системный, целостный подход к человеку предполагает анализ связей и отношений не только внутри системы (внутреннего мира человека), но и  вне ее. Целостность ребенка как  личности может быть понята лишь во взаимосвязи с более широкими социальными системами - семьей, социальным окружением, обществом.

В системе коррекционно-развивающего образования возможным становится различение коррекционной и развивающей  работы.

Если в коррекционной  работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

За коррекционной  работой закрепляется смысл "исправления" отклонений, а за развивающей - смысл  раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа, как утверждает Н.И.Гуткина, выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе[12].

Целью психолого-педагогического  сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе  общеобразовательной школы может быть: обеспечение нормального развития ребенка, коррекция имеющихся недостатков, социализация ребёнка в коллективе сверстников.  Общими задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

- психологическое обеспечение образовательных программ;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;

- коррекция имеющихся недостатков в развитии.

 На разных  уровнях (ступенях) образования задачи  психолого-педагогического сопровождения  различны.

Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитии творческих способностей.

Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении  задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости [13].

При создании службы сопровождения и работы специалистов необходимо учитывать мотивационные  условия и ресурсы образовательного учреждения.

Важным условием организации сопровождения являются информационные ресурсы, необходимые для анализа, формулирования целей и задач деятельности учреждения по созданию службы сопровождения.

  Психолого-педагогическое  сопровождение сегодня является  не просто суммой разнообразных  методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.

Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении  задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновение острых проблемных ситуаций.

Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т.д.), выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями[14].

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.

Современные подходы  к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость  не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но и формировать навыки здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуаций и т.д.). Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения ребенка являются отношения ребенка с сообществом сверстников.

Специалист  сопровождения призван решать особый тип проблемных ситуаций, связанных  с отвержением ребенка сообществом, например, из-за этнических различий, особенностей внешности и др. Разрешение подобных ситуаций требует, как работы с окружением ребенка по преодолению у сверстников негативных стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои силы. Нельзя недооценивать серьезность таких проблем, как стигматизация (клички и прозвища), насмешки над ребенком, исключение из общих игр и школьных мероприятий.

 Решение  задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует также организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.

Индивидуальное  сопровождение детей в образовательных учреждениях «предполагает создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются». Следовательно, можно рассматривать такое сопровождение как форму организации деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении, как модель осуществления психолого-педагогической работы с дошкольниками [15].

Системное сопровождение, по мнению Л.М. Шипицыной, осуществляется независимыми центрами и службами в нескольких направлениях: в реализации определенных программ образования; в проектировании новых типов образовательных учреждений; в создании профилактико-коррекционных программ. На практике, по мнению ряда авторов, системное сопровождение осуществляется либо по запросу администрации, либо запросу родителей, либо в ходе массового обследования детей. В данном случае индивидуальная работа с ребенком находится в соподчиненном отношении[13, с.78].

 

1.3 Психолого-педагогическое  сопровождение школьника в образовательном процессе как система

 

Основные цели образовательного процесса средней  общеобразовательной школы, осуществляющей педагогическое сопровождение учащихся, заключаются в следующем:

- разработка  технологии образовательного процесса, в основу которого положено создание системы субъектно-субъектных отношений между его участниками;

- создание условий  для осуществления разностороннего  развития школьников (многопрофильная  школа с различными адаптивными  формами обучения), включающую практическую пробу сил в различных видах, как непременное условие приобретение социального опыта.

 Государственный  образовательный стандарт предъявляет  высокие требования к современному  школьнику. Объем содержания школьного  образования по учебным предметам  в настоящее время значительно превышает реальные возможности и потребности для многих категорий учащихся. Образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как развитость разнообразных способностей системного характера. Высокая степень их продуктивности, предполагает моделирование такой системы образования, в которой главенствующую роль должна занимать не традиционная трансляция знаний, умений, ценностей, норм поведения и т. д., а создание условий для максимально возможной адаптации и развития каждой личности в школе. Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

 Одна из  основных потребностей человека  – потребность в познании себя, других и мира в целом. Поэтому  необходимо вооружить школьника  знаниями, накопленными человечеством  в разных областях жизни. Чем больше выпускник учебного заведения будет знать, тем лучше он будет подготовлен к жизни и труду в обществе. Обучение ведет не только к развитию ума, но и к развитию внутреннего мира личности ребенка, воспитанию его характера и мировоззрения [14 ,с.102].

Служба сопровождения  начинает специальную работу с ребенком в следующих случаях:

  • выявление проблем в ходе массовой диагностики;
  • обращение родителей за консультациями;
  • обращение за консультациями педагогов, администрации детского дома, школы;
  • обращение в связи с возникшими у него проблемами самого ребенка;
  • обращения других детей за консультациями и помощью в отношении какого-либо ребенка;
  • обращения специалистов других социальных служб.

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение школьников