Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:36, реферат
Цель этой работы – ознакомление с основными понятиями, касающимися определения конфликтов, их типологией, причинами, динамикой развития, социально-психологическим подходом к изучению конфликтов, путями предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций.
Введение……………………………………………………...3
Природа и сущность конфликта…………………………...5
Типология конфликтов. Основные виды конфликтов в организациях……………………………………………………………...7
Производственный и личностный вред конфликтов…….11
Причины конфликтов………………………………………12
Пути предупреждения конфликтов………………………..15
Пути ликвидации и разрешения конфликтов……………18
Заключение………………………………………………….22
Список источников…………………………………………24
Функционально-
Соответствие
работника максимальным требованиям,
которые может предъявить к нему
занимаемая должность, составляет личностно-функциональные
условия предупреждения конфликтов.
Назначение сотрудника на должность, которой
он не в полной мере соответствует
по своим профессиональным, нравственным,
другим психологическим и физическим
качествам, создает предпосылки
для возникновения конфликтов между
этим работником и его начальниками,
подчиненными, сослуживцами. Поэтому,
назначая на должности компетентных,
порядочных, трудолюбивых, здоровых сотрудников,
мы тем самым предотвращаем
Ситуативно-управленческие
условия связаны прежде всего с принятием
оптимальных управленческих решений и
грамотной оценкой результатов деятельности
других работников, особенно подчиненных.
Некомпетентные решения провоцируют возникновение
у руководителя конфликтов с теми, кто
будет их исполнять и видит их непродуманность.
Необоснованная негативная оценка результатов
деятельности также способствует возникновению
предконфликтной ситуации между оценивающим
и оцениваемым.
Пути ликвидации и разрешения конфликтов
Среди управляющих воздействий
по отношению к конфликту
В конфликтологии традиционно завершающий этап в динамике конфликта обозначается термином разрешение конфликта. Однако многие авторы используют и другие понятия, которые отражают специфику и полноту прекращения конфликтных действий: затухание, преодоление, саморазрешение, пресечение, пригашение, урегулирование, устранение, улаживание и т.д. Из указанных понятий наиболее широким является завершение конфликта, которое заключается в окончании конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для решения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.
Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.
Затухание
конфликта – это временное
прекращение противодействия
Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт.
Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.
Критерием конструктивного разрешения конфликта является степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта и победа в нем правого оппонента. Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство. Не менее существенной является победа правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказываются на социально-психологическом климате организации, эффективности совместной деятельности, служат предупреждением лицам, которые потенциально могут стремиться достичь сомнительной с правовой или нравственной точки зрения цели с помощью конфликта. Необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в дальнейшем чревато новыми конфликтами.
В
условиях конфликта наблюдается
две базовые тактики –
Стиль
поведения участников в конкретном
конфликте определяется той мерой,
в которой каждая сторона хочет
удовлетворить собственные
Стили разрешения конфликтов (для участников конфликтов):
1. Стиль конкуренции.
При
использовании этого стиля
2. Стиль уклонения.
Можно использовать в тех случаях, когда затрагиваемая проблема не имеет приоритетной важности, когда другая сторона имеет больше веса или власти, когда нет полной уверенности в собственной правоте или компетентности, а также, если есть возможность того, что проблема разрешится сама собой. При этом, занимая пассивную позицию, участник конфликта не проявляет стремления удовлетворить собственные интересы, равно как и интересы другой стороны конфликта. Проблема игнорируется, и ответственность за ее решение возлагается на другого человека.
3. Стиль приспособления.
Немного напоминает стиль уклонения, различие заключается в том, что участники действуют совместно, и один из них проявляет готовность идти на уступки и удовлетворять интересы другого участника конфликта. Дает возможность сгладить ситуацию и выиграть время.
4. Стиль сотрудничества.
Наиболее трудный, энерго- и времяемкий стиль разрешения конфликтов. Отстаивая свои интересы, стороны прикладывают усилия и для удовлетворения интересов других участников конфликта, проявляя понимание к своему оппоненту, выражая готовность выслушать противоположную точку зрения и совместно выработать альтернативные варианты решения проблемы.
5. Стиль компромисса.
Каждая
из сторон идет на определенные уступки,
ограничиваясь частичным
Для
разрешения конфликтов важно обладать
способностью быстро и адекватно
реагировать на различные варианты
развития конфликтной ситуации, иметь
в своем распоряжении различные
подходы и уметь мим
Заключение
Исследование проблем конфликта и согласия требует усилий ученых различных специальностей. В течение уже многих десятилетий, особенно в конце XX в., это научное направление получило основательное развитие. Написаны сотни книг о конфликтах и способах их разрешения, издаются журналы, систематически публикуются рефераты и сборники статей. Есть все основания говорить о самостоятельной науке – конфликтологии, предметом которой является изучение природы, причин, механизмов конфликтов в человеческом обществе, а также разработка путей их предотвращения и разрешения. Вполне понятно, что конфликтология, как и всякая дисциплина, тесно связана со смежными науками, многое черпает из них и, в свою очередь, их обогащает. Это, прежде всего, социология и социальная психология, с которыми конфликтология имеет много общего, так как исследует, подобно названным наукам, отношения между людьми. Далее, это история, дающая богатую пищу для размышлений о причинах человеческих поступков. Это, наконец, политология, экономика, этиология и другие общественные науки, конкретизирующие природу, механизмы развития и последствия конфликтов различного рода. К числу таких наук относятся также правоведение и государствоведение, изучающие юридические формы взаимодействия людей, будь то сотрудничество, мирное сосуществование, противодействие или борьба.
Стоит отметить, что конфликтология рассматривает конфликт как понятие, относящееся к человеку, к поведению и взаимодействию людей. Она рассматривает не отношения между человеческими представлениями и суждениями, а поведение и взаимодействие людей при столкновении их представлений и суждений.
Основные правила работы с конфликтами:
1. Работайте с конфликтами в момент их возникновения. Не ждите, пока они станут излишне поляризованными.
2. Если вы избегаете конфликта потому, что считаете, себя бессильным или опасаетесь его, избавьтесь от этого, упражняясь в работе с конфликтами.
3. Используйте свое знание для
того, чтобы определить, в какой
позиции вы находитесь: на своей
стороне, на стороне
4. Если вы увязли в своей
собственной позиции, то не
сможете до конца выразить
истинные ваши чувства или
будете обижены другим
5. Если вы чувствуете себя
6. То, в чем обвиняет вас ваш
противник, даже в малой
7. Ни одна из сторон не победит
в конфликте, пока обе не
поймут и не прольют свет
на характер и природу другой
из сторон. Просвещение - общая задача:
пока не будут просвещены все, не будет
просвещен никто.
Список источников
Информация о работе Психолого-педагогические основы разрешения конфликтов