Психолого-педагогические аспекты развития воображения у детей 6-7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения у детей 6-7 лет.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
2.Выявить уровень развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
3.Определить эффективность нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения у детей 6-7 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………3
1.Психолого-педагогические аспекты развития воображения …….…..….5
у детей 6-7 лет
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме развития творческого воображения……………………………………..5
1.2. Механизм развития творческого воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….…9
1.3. Характеристика нетрадиционных техник рисований………..……13
2. Опытно-экспериментальное исследование уровня развития
творческого воображения у детей 6-7 лет……………………………………..…19
2.1. Выявление уровня развития творческого воображения
у детей 6-7 лет …………………………………………………………………..….19
2.2. Развитие творческого воображения у детей 6-7 лет
посредством нетрадиционных техник рисований ………………...……………..25
Заключение…………………………………………………………………..27
Список используемой литературы………………………...……………….28
Приложение……………………………………...……………..……………29

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

       3 группа – оригинальные изображения в одном случае.

       4 группа – нет оригинальных  изображений.

       В первую группу не вошел ни один ребенок.

       Во  вторую группу вошел один ребенок. Так  Сережа Л. из квадрата дорисовал легковую машину, а из треугольника – колокольчик.

       В третью группу было отнесено 5 детей. Так Кристина М. из квадрата дорисовала подъемный кран, Оля С. из квадрата дорисовала воздушного змея, Данил М. и треугольника дорисовал человека, Алена С. дорисовала человека из круга, Вадик К. из квадрата дорисовал телевизор на тумбе.

       В четвертую группу вошли 9 детей: Юля  К., Илюша Л., Дима С., Ира П., Влад Г., Слава К., Илюша Ф., Дима П., Саша З. На созданных детьми изображениях наиболее часто встречаются образы:

       Круг - солнце, шарик;

       Квадрат - телевизор, портфель, дом;

       Треугольник - елка, дом, человек.

       Подсчитывалось  также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При  подсчете оригинальных изображений  по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность  воплощения изображения разными  детьми. Результаты подсчета наглядно представлены на рисунке 2.1. 

   

       Рисунок 2.1. Количественные результаты эксперимента по методике Е. Торренса «Неполные фигуры». 

       Вывод: Полученные результаты показали, что  изображения следует относить в 3 и 4 группы, за исключением одной. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:

       Круг  – солнце, шарик;

       Квадрат – телевизор, портфель, дом;

       Треугольник – елка, дом, человек.

       Полученные  результаты считаются удовлетворительными, однако указывают на необходимость развития творческого воображения у детей экспериментальной группы.

       Далее мы выполнили упражнения, цель которых была развить творческое воображение в процессе изодеятельности.

       После проведения упражнений нами был проведен контрольный эксперимент с целью выявления изменений уровня творческого воображения у детей 6-7 лет после проведения формирующих упражнений. Снова используем методику Е.Торренса «Неполные фигуры».

       Результаты  сравнения наглядно представлены в таблице 2.2. 
 
 
 

       Таблица 2.2.

       Сравнение результатов теста по методике Е. Торренса «Неполные фигуры» до и  после формирующих упражнений

Группа Число оригинальных изображений Отклонение
до  выполнения упражнений после выполнения упражнений
Первая 0 7 +7
Вторая 7 46 +39
Третья 33 40 +7
Четвертая 60 7 -53
 

       Вывод: Проведенное диагностическое задание  и его анализ показали, что после  проведенных формирующих упражнений в группе детей 6-7 лет были обнаружены более высокие показатели (количество оригинальных изображений увеличилось до 24), что значит, что уровень развития творческого воображения у детей группы также повысился.  

       Для выявления уровня развития воображения  у детей также можно использовать следующие методики:  тест Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

       Данная  методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить  особенности творческого воображения  и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

       Подготовка  исследования: листы бумаги с изображением геометрических фигур, цветные карандаши.

       

       Проведение  исследования.

       Детям предлагаем дорисовать изображенные на листе фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

       Качество  рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при  анализе не учитывается, поскольку  в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения новых , неожиданных идей , отличающихся от широко известных , общепринятых , т.е. оригинальность изображения.

       Обработка данных.

       Все работы детей можно поделить на 4 группы.

       1 группа – оригинальные изображения  во всех 3х случаях.

       2 группа – оригинальные изображения  в 2х случаях.

       3 группа – оригинальные изображения  в одном случае.

       4 группа – нет оригинальных  изображений.

       Подсчитывать  также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При  подсчете оригинальных изображений  по группе учитывать не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

       Методика  О.М Дьяченко « Определение уровня развития воображения у детей. Сочини сказку и нарисуй картинку».

       Проведение  исследования.

       Ребенка просят придумать сказку ( какую  он захочет и про кого захочет.). Напоминают, что в книгах к каждой сказке обычно есть картинки. Ребенку предлагают придумать свою сказку и нарисовать к ней картинку. А потом надо рассказать свою сказку. Если ребенок начинает рисовать или рассказывать знакомую сказку, инструкцию повторяют.

       Обработка данных.

       При анализе не отмечают качества самого рисунка и изложения, а обращают внимание только на уровень воображения  и подразделяют  детей на три  уровня.

       Высокий уровень. Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены (имеют выраженную композицию и детализированы). Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность.

       Средний уровень. Ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один из эпизодов сказки.

       Низкий  уровень. Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции. 

       2.2. Развитие творческого воображения  детей 6-7 лет посредством нетрадиционных техник рисований

       Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.

       Составим  примерный план занятий по развитию творческого воображения у детей 6-7 лет. Представим его в виде таблицы 2.1.

       Таблица 2.1.

       План  занятий по развитию творческого  воображения у детей 6-7 лет 

№ п/п Занятие Название техники Средства выразительности Материалы
1 Жизнь в пруду(окунь) Монотипия пейзажная пятно, тон,  вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка
2 Лесные животные(лиса) Тычок жесткой  полусухой кистью фактурность окраски, цвет жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного
3 Насекомые(бабочка) Монотипия предметная пятно, цвет, симметрия плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель
4 Осень наступила Отпечатки листьев фактура, цвет бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
5 Облака Оттиск смятой бумагой пятно, фактура, цвет блюдце либо пластиковая коробочка, в которую  вложена штемпельная подушка  из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета  и размера, смятая бумага
6 Дождь Набрызг точка, фактура бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см)
7 Снеговик Оттиск поролоном пятно, фактура, цвет мисочка либо пластиковая  коробочка, в которую вложена  штемпельная подушка из тонкого  поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона
9 Новый год Восковые мелки  и акварель цвет, линия, пятно, фактура восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти
10 Лучший подарок Рисование пальчиками пятно, точка, короткая линия, цвет мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие  листы, салфетки
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Необходимым условием развития творческого воображения  детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей 6-7 лет.

       Возможными  путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.

       Исходя  из результатов проведенной  экспериментальной  работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.

       Взаимосвязь изобразительной деятельности с  игрой создает у детей лично  значимый для каждого ребенка  мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы 

       
  1. Выгодский Л. С.  Воображение и творчество в детском возрасте.  -  М., 1991.
  2. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей //  Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1967г.        
  4. Григорьева Г. Г.  Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.  -  М.,  2000.
  5. Григорьева Г. Г.  Изобразительная деятельность дошкольников. – М.,   1999.
  6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П.. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003.
  7. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.
  8. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
  9. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.
  10. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и  Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
  11. Комарова Т. С.  Обучение детей технике рисования.  -  М.,  1994.
  12. Комарова Т. С.  Дети в мире творчества.  -  М.,  1995.
  13. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003.
  14. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой.  -  М.,  1991.
  15. Мухина В. С.  Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта.  -  М.,  1981.
  16. Мелик-Пашаев А.А..,  Новлянская З. Н.  Ступеньки к творчеству.  -  М., 1995.
  17. Сакулина Н. П.,  Комарова Т. С.  Изобразительная деятельность в детском саду.  -  М.,  1973.
  18. Саккулина Н. П.  Рисование в дошкольном детстве.  -  М.,  1965.
  19. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под.ред. Н. А. Ветлугиной.  -  М.,  1962.
  20. Обухова Л. Ф.  Возрастная психология.  -  М.,  1996.
  21. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.
  22. М., 1956г.
  23. Художественное творчество и ребёнок / Под.ред. Н. А. Ветлугиной.  - М.,  1972.
  24. Эстетическое воспитание в детском саду./ Под.ред. Н. А. Ветлугиной. -  М.,  1978.

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты развития воображения у детей 6-7 лет