Психолого-педагогические аспекты развития воображения у детей 6-7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения у детей 6-7 лет.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
2.Выявить уровень развития творческого воображения у детей 6-7 лет.
3.Определить эффективность нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения у детей 6-7 лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………3
1.Психолого-педагогические аспекты развития воображения …….…..….5
у детей 6-7 лет
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме развития творческого воображения……………………………………..5
1.2. Механизм развития творческого воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….…9
1.3. Характеристика нетрадиционных техник рисований………..……13
2. Опытно-экспериментальное исследование уровня развития
творческого воображения у детей 6-7 лет……………………………………..…19
2.1. Выявление уровня развития творческого воображения
у детей 6-7 лет …………………………………………………………………..….19
2.2. Развитие творческого воображения у детей 6-7 лет
посредством нетрадиционных техник рисований ………………...……………..25
Заключение…………………………………………………………………..27
Список используемой литературы………………………...……………….28
Приложение……………………………………...……………..……………29

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 267.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание

      Введение……………………………………………………………….………3

      1.Психолого-педагогические  аспекты развития воображения …….…..….5

у детей 6-7 лет

         1.1. Анализ психолого-педагогической  литературы по 

проблеме  развития творческого воображения……………………………………..5

         1.2. Механизм развития творческого воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….…9

         1.3. Характеристика  нетрадиционных техник рисований………..……13

      2. Опытно-экспериментальное исследование  уровня развития 

творческого воображения у детей 6-7 лет……………………………………..…19

         2.1. Выявление уровня  развития творческого воображения

у детей 6-7 лет …………………………………………………………………..….19

         2.2. Развитие творческого  воображения у детей 6-7 лет

посредством нетрадиционных техник рисований ………………...……………..25

      Заключение…………………………………………………………………..27

      Список  используемой литературы………………………...……………….28

      Приложение……………………………………...……………..……………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.

      Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого воображения подрастающего поколения.

      Творческое  воображение - психический процесс, нацеленный на создание нового, еще  не существовавшего предмета.

      Одним из средств развития творческого  воображения у детей 6-7 лет являются использование нетрадиционных техник рисования.

      Нетрадиционные  техники рисования - это способы  создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует  все: и цвет, и линия, и сюжет. Это  огромная возможность для детей  думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

      Проблемой развития нетрадиционных техник рисования  занимались И.В. Смолярчук, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова и другие.

      Объект  исследования: развитие творческого воображения у детей 6-7 лет.

      Предмет исследования: развитие творческого воображения посредством нетрадиционных техник рисования.

      Цель: Изучить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения у детей 6-7 лет.

      Задачи:

      1.Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме развития творческого воображения у детей 6-7 лет.

      2.Выявить  уровень развития творческого  воображения у детей 6-7 лет.

      3.Определить эффективность нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения у детей 6-7 лет.

      Гипотеза: Мы предположили, что процесс развития творческого воображения у детей 6-7 лет посредством нетрадиционных техник рисования возможен, если

      - разработать комплекс мероприятий по развитию творческого воображения с использованием нетрадиционных техник рисования;

      - обогатить предметно-развивающую среду специальным оборудованием, материалами.

      Методы  исследования:

      -анализ  психолого-педагогического исследования;

      -организация  опытной работы;

      -исполнение  задания.

      База  исследования : МДОУ д/с «Мечта» №33 г. Тольятти, старшая группа в количестве 15 детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.Психолого-педагогические  аспекты развития воображения детей 6-7 лет

         1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения

   Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

   Воображение – это аналитико-синтетическая  деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно  поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

      Существуют  несколько классификаций видов  воображения, каждая из которых имеет  в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

      По  признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его  непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

      В зависимости от самостоятельности  и оригинальности образов воображения  бывает воссоздающим и творческим.

      Воссоздающее  воображение – это представление  чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого  нового (чертеж, схема, нотная запись и  т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

      Творческое  воображение – это создание новых  образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

      Образы  творческого воображения создаются  посредством различных приемов, методов. Преобразование материала  в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.[10]

      Типизация как специфическое обобщение  состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

      Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или  явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

      Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

      Определенное  значение в деятельности воображения  имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.[17]

      Имеется способ – аплютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить  классический персонаж сказок человек  – зверь или человек – птица.

      Гиперболизация  – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).

      Механизмом  функционирования воображения является и прием уподобления, который  в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

      Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

      Прием замещения – это замена одних  элементов другими.

      Существует  еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

      Определяя особенность воображения, связанную  с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

      Конечный  источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

      У дошкольников, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения.

      В результате исследования уровня развития творческого воображения у детей 6-7 лет были выявлены некоторые особенности творческого мышления.

      В исследовании И.В. Смолярчук была разработана  методика изучения и развития творческого воображения старших дошкольников. Как показало исследование, успешность решения творческих задач дошкольниками определяется, прежде всего, наличием у ребенка мыслительных средств: комплексных и циклических представлений, образов включения. В комплексных представлениях предмет отражается в совокупности своих различных свойств. Циклические представления отражают последовательные изменения объектов и явлений, что является основой предвидения будущих состояний изменяющегося объекта. О.М. Дьяченко было показано, что образы включения позволяют дошкольникам соотносить воспринимаемую реальность не с целостным предметным представлением, а с одной из его деталей. Построение образа носит уже не целостный, а расчлененный характер. Использование образов включения направляет детей на дифференцированное и индивидуализированное решение задач. Надо отметить, что в отечественной психологии качественные особенности развития объяснены с позиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского, рассмотревшего проблему опосредования низших натуральных психических функций особыми “психологическими орудиями” – искусственными знаками, получаемыми субъектом в процессе социального взаимодействия.

      Исследование  воображения (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова). Исследование О.М. Дьяченко выявило следующие особенности: дети от 3 до 5 лет строят новый образ, основываясь на некотором элементе реальности, при этом данный элемент реальности становится центральной частью нового образа. В возрасте 4-5 лет заметно снижение уровня продуктивного воображения, что связано с направленностью детей на усвоение норм, правил и образцов деятельности. Дети 6-7 лет начинают пользоваться новым типом построения образа: элементы реальности занимают второстепенное место в новом образе, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений.

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты развития воображения у детей 6-7 лет