Психолого-педагогическая характеристика детей с алалией

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 4-6 лет.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. Дать характеристику общего недоразвития речи;
2. Изучить особенности развития психических процессов детей с нарушением речи.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….3
I глава. Обзор литературы..........................................................................5
1.Общая характеристика ОНР……..............................................................5
2. Первый уровень ОНР..............................................................................6
3. Второй уровень ОНР.............................................................................8
4. Третий уровень ОНР.............................................................................11
5. Четвертый уровень ОНР........................................................................14
6. Психолого-педагогическая характеристика детей с алалией (ОНР) старшего дошкольного возраста …………….…………...................…......................…17
II глава. Констатирующий эксперимент………………………...…....25
Заключение……………………………………………………......…….35
Используемая литература.......................................................................37

Работа содержит 1 файл

Курсовая 3 курс.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

2) Картинка, где нарисована зебра с хвостом тигра, а тигр с хвостом зебры.  Ответила, что хвосты надо поменять местами.

3) Картинка, где мальчик получил два, и мама смотрит в тетрадь.

На вопрос «Что произошло?», ребенок назвал, кто присутствует на картинке. Таким образом, смысл не раскрыт. А на поставленный вопрос ответить не смогла.

4) Картинка, где изображено четыре времени года.

Времена года не назвала, представление об окружающем не достаточно.

      Для обследования эмоционально-волевой сферы были предоставлены картинки:

5) Где девочка уступает место бабушке, а мальчик сидит.

На вопрос «Кто поступил хорошо, а кто плохо?»  Соня ответила, что бабушка хорошо, она купала сумку, а дети плохо. Про детей, почему они так поступили, ничего не смогла ответить.

6) Где изображены различные эмоциональные состояния.

При показе картинки, ребенок не проявил никаких  эмоций. Но все эмоциональные состояния  назвал правильно.

      Также присутствует легко меняющийся тип  настроения. Не настойчива. На контакт с логопедом пошла хорошо. Не спокойна, практически всегда находится в напряжении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Таким образом, дети с таким нарушение как алалия (ОНР) быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных  инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.

 Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции, и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература 

1. Авторы-составители: С.Н. Шаховская, М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова) «Логопедия». Методич. наследие: Пособие для логопеда и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.-М.: Владос. 2003.-Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия.

2. Белякова  Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н.  Сравнение психолого-педагогического  исследования дошкольников с  общим недоразвитием речи и  нормально развивающейся речью/  Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями-М. 1991.

3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - (Учебники для вузов. Специальная литература)

4. Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи-М. : Прометей.1991.

5. Ефименко  Л.Н. Формирование речи дошкольников. Кн. Для логопедов. М., 1990г.

6. Жукова  Н.С., Мастюкова Е.В., Филичева Т.Б.  Преодоление общего недоразвития  речи у дошкольников.- М. 1990

7. Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

8. Иншакова  О.Б. «Альбом для логопеда»  - 2-е изд., испр. и доп. – М. : Гуманитар.  изд. центр ВЛАДОС, 2008.

9. Калягин В.А, Т.С. Овчинникова. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. - Уч. пособие-СПб. Каро, 2005.

10. Климонтович  Е.Ю. Психолого-педагогическая характеристика  общего недоразвития речи: Шк. здоровья. 2006 №2

11. Ковшиков  В.А., Эльконин Ю.А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией. - Л.1979.

12. Кузьмина  Н.И. Рождественская В И. - Воспитание  речи у детей с моторной  аллалией-М.1977. 

13. Лебединский  В.В. Общие закономерности психического  дизонтогенеза// Христом.: Дети с нарушениями развития.- М. 1995.

14. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии (1968).

15. Мастюкова  Е.М. Онтогенетический подход  к структуре дефекта при моторной  алалии.// Дефектология 1986 №6

16. Основы  специальной психологии - под ред.  Л.В. Кузнецовой «Академия» 2002.

17. Симонова Т.Ю. Изучение развития восприятия изображений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.2005

18. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции – М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с. : ил. – (Коррекционная педагогика)

19. Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами./ Расстройства речи в детском возрасте//Под ред. М.П. Шкловского. - Петрозаводск, 1940.-Т.IV.19. Филичева Т.Б., Туманова Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: «Гном-Пресс», 1999

20. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98, С. 137-250                                                                                        

21. Шаховская  С.Н. Алалия// Расстройства речи  у детей и подростков. - М.,1969.

22. www.BestReferat.ru

23.  www.yandex.ru

24.  www.pedlib.ru

25 www.alefir.ucoz.ru

26. www.logoped-center.ru 
 

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика детей с алалией