Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 20:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 4-6 лет.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
1. Дать характеристику общего недоразвития речи;
2. Изучить особенности развития психических процессов детей с нарушением речи.
Введение……………………………………………………………….….3
I глава. Обзор литературы..........................................................................5
1.Общая характеристика ОНР……..............................................................5
2. Первый уровень ОНР..............................................................................6
3. Второй уровень ОНР.............................................................................8
4. Третий уровень ОНР.............................................................................11
5. Четвертый уровень ОНР........................................................................14
6. Психолого-педагогическая характеристика детей с алалией (ОНР) старшего дошкольного возраста …………….…………...................…......................…17
II глава. Констатирующий эксперимент………………………...…....25
Заключение……………………………………………………......…….35
Используемая литература.......................................................................37
Естественно, если учитель не знает этих особенностей и обучает таких детей по общепринятым методикам, они становятся неуспевающими и начинают квалифицироваться как умственно отсталые.
Поражение кинестетических областей коры головного мозга вызывает, как известно, кинестетическую апраксию (нарушение проприоцептивного анализа), т.е. при полной сохранности движения артикуляционного аппарата ребенок затрудняется найти заданное положение губ, языка, не закрепляется связь между фонемой и реализующими ее движением (артикулемой). Следствием этого дефекта является не только отсутствие или нечеткость двигательного (проприоцептивного) образа слова, но и трудности, испытываемые детьми при обучении грамоте: ребенок длительное время не запоминает название буквы, в дальнейшем ищет нужное движение для произнесения соответствующего ей звука, заменяет одно движение другим (и соответствующий букве звук речи). Таким образом, обучение грамоте этих детей также требует использования специальных методик.
При алалии могут нарушаться теменно-затылочные области. Поражение первичных и вторичных отделов этих областей ведет к нарушению пространственного гнозиса (трудности дифференциации предметов и составляющих их элементов по форме, величине, расположению в пространстве). Третичные области теменно-затылочных отделов, как известно, обеспечивают синтез поступающей информации, координируя деятельность центральных отделов зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов. Эти отделы играют существенную роль в объединении поступающей информации в одновременные (симультанные) пространственные группы, организуя отдельные сигналы в целое.
При поражении указанных областей теряется способность одновременно в целом воспринимать комплекс предъявленных предметов, фигур, картинок, понимать предложения с учетом значения входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности. При недостаточности этих областей внимание сужается на одном из воспринимаемых элементов. На симультанном синтезе базируется целый ряд умственных операций, таких как сложение целого из частей (например, кубики Кооса), разложение сюжетных картинок в определенной последовательности. Таким образом, причиной неправильного выполнения этих заданий в данных случаях будут являться не дефекты мышления в целом, а избирательное нарушение симультанных синтезов.
Таким образом, отмечается недостаточная устойчивость внимания, восприятие, память, нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения. Дети упрямы, капризны, негативистичны. Часто отмечается повышенная сензитивность (чувствительность), склонность к слезам, двигательное беспокойство.
При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнестическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
РЕЧЬ
Самостоятельная речь долго не развивается либо остается на уровне отдельных звуков, слов. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих обращенную речь, но не желающих говорить. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляции, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях.
Первые слова и фразы появляются поздно. Родители отмечают, что кроме отставания в речи, в целом дети развиваются нормально. По мере увеличения словарного запаса трудности детей в овладении структурой слова становятся более заметными. Речь замедленна, обеднена, словарный запас беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой.
В речи много оговорок (парафазий), перестановок, персевераций. Взрослея, дети понимают эти ошибки, пытаются их исправлять.
Как реакция
на речевую недостаточность, у многих
детей развиваются замкнутость, негативизм,
неуверенность в себе, напряженное состояние,
повышенная раздражительность, обидчивость,
склонность к слезам. Боязнь ошибиться
и вызвать насмешку окружающих приводит
к тому, что они стараются обойти речевые
трудности, отказываются от речевого общения,
охотнее пользуются жестами. Речевая неполноценность
выключает ребенка из детского коллектива
и с возрастом все больше травмирует его
психику.
Характерными
признаками алалии (ОНР) являются следующие:
выраженное недоразвитие всех сторон
речи - фонематической, лексической, синтаксической,
морфологической, всех видов речевой деятельности
и всех форм письменной и устной речи.
Е.Ф. Соботович (1981) отмечает, что основным при алалии является нарушение овладения знаковой формой языка, т.е. правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи. У детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения высказывания; могут быть несформированными как операции выбора, так и операции комбинирования, следствием чего оказывается нарушенным языковое (и речевое) оформление высказывания. Нарушаются все аспекты лексико-грамматического структурирования: выбор слов и порядок их расположения, грамматическое маркирование и звуковое оформление высказывания. В целом это может быть охарактеризовано как несформированность психофизиологических механизмов, обеспечивающих усвоение, воспроизводство и адекватное восприятие знаков языка.
Развитие произношения у детей с алалией характеризуется качественным и количественным своеобразием, которое выявляется в той или иной мере у всех детей и на каждом из этапов речевого развития. В работах нейрофизиологического направления артикулярные нарушения прослеживаются в связи с затруднениями из-за недоразвития определенных зон коры мозга, обусловливающих затруднения тонких артикуляционных дифференцировок и приводящих к несформированности как самих звуков, так и слоговой структуры слова (Р.А. Белова-Давид, 1969; Н.Н. Трауготт, 1940).
В работах
психолого-педагогического
У детей
с алалией и имеются
Таким
образом, у детей с алалией (ОНР) в большей
или меньшей степени оказываются нарушенными
произношение и различие звуков на слух,
недостаточно полноценно происходит овладение
системой морфем и, следовательно, плохо
усваиваются навыки словоизменения и
словообразования. Ведущий признак алалии
(ОНР) - позднее начало речи, маленький
словарный запас, дефекты произношения.
Все проявления алалии (ОНР) указывают
на системное нарушение всех компонентов
речевой деятельности.
II глава. Констатирующий эксперимент
Цель данного эксперимента состоит в выявлении речевых нарушений, нарушений мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы.
Эксперимент проводился на базе детского сада коррекционного вида №1708 ЮЗАО г. Москвы
Для проведения эксперимента был использован материал:
Ребенок: Жатова Соня
Возраст:
6 лет 11 месяцев
Перечень картинок для обследования речи | Деятельность
ребенка |
Примечание | |
Покажи, где? | Скажи. | ||
I. Свистящие | |||
С собака | + | сабака | N |
сумка | + | сумка | N |
усы | + | фсы | одновременно слышится 2 звука |
нос | + | нос | N |
автобус | + | атобус | N |
С’ сети | + | сэть | произн. твердо |
семь | + | смень | одновременно слышится 2 звука |
письма | + | письмо | N |
апельсин | + | апесин | N |
гусь | + | гуфсь | одновременно слышится 2 звука |
З зубы | + | зжубы | одновременно слышится 2 звука |
замок | + | замок | N |
зонт | + | з’онт | смягчение |
ваза | + | ваза | N |
коза | + | каз’а | смягчение |
З’ зебра | + | з’ебра | N |
земляника | + | семеника | замена |
узел | + | узжел | одновременно слышится 2 звука |
газета | + | газ’ета | N |
обезьяна | + | абезсяна | одновременно слышится 2 звука |
Ц цепь | + | тсепь | тс=ц |
цветы | + | сцветы | одновременно слышится 2 звука |
яйцо | + | ицо | N |
пуговица | + | пуговица | N |
индеец | + | идеец | N |
II. Шипящие | |||
Ш шапка | + | шапка | N |
шахматы | + | шампты | N |
машина | + | машина | N |
мешок | + | мышок | N |
душ | + | душс | одновременно слышится 2 звука |
Ж жук | + | жук | N |
жёлудь | + | жолуть | N |
ежи | + | ижи | N |
ножницы | + | ножзницы | одновременно слышится 2 звука |
ножи | + | нажши | одновременно слышится 2 звука |
Ч чайник | + | цайник | замена ч на ц |
чемодан | + | мадан | пропуск слога |
очки | + | атки | замена ч на т |
мяч | + | мятчь | одновременно слышится 2 звука |
ключ | + | клють | замена ч на т’ |
Щ щётка | + | шотка | замена щ на ш |
щука | + | щука | N |
ящик | + | ыящик | N |
овощи | + | аващи | N |
плащ | + | плащ | N |
III. Соноры | |||
Р рыба | + | ыба | пропуск |
корова | + | корёва | замена р на р’ |
ведро | + | ведо | пропуск |
помидор | + | памидол | замена р на л |
топор | + | топол | замена р на л |
Р’ репа | + | ы/иепа | замена р’ на ы |
ремень | + | имень | пропуск |
верёвка | + | вейофка | замена р’ на j |
дверь | + | гвей | замена р’ на j |
фонарь | + | фанаи | замена р’ на j |
Л лук | + | луюк | одновременно слышится 2 звука |
лампа | + | йампа | замена л на j |
молоток | + | мааток | пропуск |
пила | + | пыхга | замена л на h |
дятел | + | дател | N |
Л’ лейка | + | л’ека | N |
лимон | + | л’эмон | N |
телефон | + | теефон | пропуск |
пальто | + | пато | пропуск |
ель | + | ей | замена л на j |
Й яблоко | + | йабплоко | N |
юбка | + | йупка | N |
майка | + | майка | N |
платье | + | пъатьйэ | N |
листья | + | исьтьйа | N |
IV. Переднеязычные | |||
Т топор | _ | тапол | N |
молоток | + | мааток | N |
вата | + | вата | N |
мост | + | мос’ть | смягчение с’ и т’ |
кит | + | кит | N |
Д дом | + | дом | N |
дым | + | дым | N |
дыня | + | дыня | N |
удочка | + | уд’точка | одновременно слышится 2 звука, замена д на д’ |
радуга | + | рратдуга | одновременно слышится 2 звука |
Н носки | + | наски | N |
ноты | + | ноты | N |
окно | + | акно | N |
танк | + | танк | N |
диван | + | диван | N |
Т’ телефон | + | т’ейефон | N |
тюльпан | _ | т’ульпан | N |
паутина | + | пуутина | N |
ботинки | + | батинки | N |
котёнок | + | катёнок | N |
Д’ дерево | + | деево | N |
диван | + | диван | N |
гвозди | + | гвозды | замена д’ на д |
жёлуди | + | жзолути | одновременно слышится 2 звука |
лошадь | + | уошать | замена |
Н’ нитки | + | нитьки | N |
веник | + | веник | N |
коньки | + | канки | замена н’ на н |
гусеница | + | гуфеница | N |
конь | + | конь | N |
V. Губно-зубные | |||
Ф фонарь | + | фанай | N |
флаг | + | фъак | N |
кофта | + | кофта | N |
шарф | + | шаф | N |
шкаф | + | шкаф | N |
В вата | + | вата | N |
волк | + | вок | N |
ванна | + | ванна | N |
савок | + | савок | N |
сова | + | сава | N |
VI. Гласные | |||
И иглы | + | иглы | N |
кит | + | кит | N |
кисть | + | кис’ти | N |
улитка | + | улитка | N |
носки | + | наски | N |
VII. Заднеязычные | |||
К кот | + | кот | N |
конфета | + | кафета | N |
банка | + | банка | N |
паук | _ | паук | N |
кубик | + | кубик | N |
Г губы | + | губы | N |
голубь | + | гоупь | N |
рога | + | ы/ага | N |
вагон | + | вагон | N |
попугай | + | папугай | N |
Х халат | + | халат | N |
хлеб | + | хлеп | N |
хобот | + | хобут | N |
ухо | + | уха | N |
петух | + | пытух | N |
К’ кеды | + | кэды | замена к’ на к |
кит | + | кит | N |
пакет | + | пак’эт | N |
ботинки | + | батинки | N |
валенки | + | ваэнки | N |
Г’ гиря | _ | гыа | замена г’ на г |
гитара | + | гытаа | пропуск |
бегемот | + | быгемот | замена |
сапоги | + | сапаги | N |
флаги | + | фагы | замена г’ на г |
Х’ мухи | + | мухыи | замена х’ на х |
орехи | + | аэхх’и | удваив. звук |
духи | + | духх’и | удваив. звук |
Можно
сделать следующие выводы:
1.
Свистящие звуки у девочки поставлены,
но требуют автоматизации, так как в некоторых
случаях она искажает, смягчает либо заменяет
звуки этой группы. Например, вместо: «семь»
произносит «с/мемь»; «зонт» – «з’онт»;
«земляника» –«семенника».
2.
Шипящие звуки также требуют автоматизации.
Основные ошибки, которые Соня допускает
во время произношения звуков этой группы
– искажение и замена на свистящие звуки.
Например, вместо: «душ» – «душ/с»,
«чайник» – «цайник». Особое внимание
надо обратить на звук «ч», потому
что девочка его ни разу не произнесла
правильно.
3.
Сонорные звуки «р», «р’»,
«л» и «л’» заменяются и пропускаются.
Звук «й» произносится утрированно,
во всех случаях Соня раскладывает его
на два звука, например: «йупка»,
«йаблоко».
4. Заднеязычные звуки «г’», «х’» нуждаются в автоматизации. Звук «г’» пропускается, заменяется и произносится твердо. Например, слово «гиря», Соня произносит «гыа». Во время произношения слов со звуком «х’», девочка удваивает звук, например: «дуХХи».
Остальные
заднеязычные звуки («к»,
«г», «х», «к’») Соня произносит правильно.
5. В большинстве
случаев Соня правильно произнесла переднеязычные
звуки. Во время занятия иногда встречались
искажения и замены, например: «уд’/точка»,
«гвозды».
6. Губно-зубные и гласный звук «и» Соня произносит верно.
Речь мало понятна, мало выразительна, нарушено речевое дыхание. Артикуляционный аппарат мало подвижен, тонус понижен. При выполнении упражнений, таких как «Горочка», «Ступеньки», «Вкусное варенье» язык вываливается наружу, не может удержать язык наверху под счет до 5.
Для обследования внимания показаны картинки, где дети должны дойти до школы по лабиринту, не переходя через стенку. Соня не смогла выполнить упражнение и проходила по лабиринту прямо, не смотря на стенки. Это показало, что ребенок не внимателен, постоянно отвлекается, внимание не устойчивое.
Для обследования мышления были показаны картинки:
1) Где всё перепутано.
Соня заинтересовалась, присутствовала эмоциональная реакция. Она улыбнулась, порадовалась тому, что изображено на картинке. Сказала: «Ой, как здесь всё перепутано». На вопрос, что на картинке не так, ответила правильно. Картинка понравилась.
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика детей с алалией