Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 14:33, реферат
Актуальной задачей в современных условиях является более углубленное психологическое просвещение педагогов. Объективность сведений об индивидуальных особенностях зависит от того, насколько объективными, научно обоснованными методами получены эти сведения. Опытный учитель в ходе повседневной работы с детьми умеет приближенно определить эти особенности «на глазок» - в результате педагогического наблюдения. Но и ему, и тем более начинающему учителю, для точной фиксации и измерения этих особенностей сегодня не обойтись без помощи психолога-психодиагноста.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие психолого-педагогической диагностики
Диагностическая деятельность, ее основные аспекты, характеристика
Критерии качества измерения, принципы диагностирования и контролирования
Система диагностирования, контроля, проверки и оценивания знаний
Виды тестирования, классификация тестов
Основные правила подготовки материала для тестового контроля
Централизованное тестирование в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени А.П.Чехова»
Психолого-педагогическая диагностика
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Понятие психолого-педагогической диагностики
Диагностическая деятельность, ее основные аспекты, характеристика
Критерии качества измерения, принципы диагностирования и контролирования
Система диагностирования, контроля, проверки и оценивания знаний
Виды тестирования, классификация тестов
Основные правила подготовки
материала для тестового
Централизованное тестирование в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
В современной
Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать методы научной психологической диагностики.
Актуальной задачей в
современных условиях является более
углубленное психологическое
Научные, психологические
методы тестирования поднимают на новый,
более высокий и технологичный
уровень не только учет особенностей
характера детей, но и контроль знаний
- как оперативный, так и аттестационный.
На сегодня все учителя-
Психолого-педагогическая диагностика - это система, в основу которой положены психолого-педагогические теории, методологии и методики, позволяющие дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, достигнутого индивидом или группой.
Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.
В первом случае цели и методы решения задачи определяет педагог, а психолог-диагност выполняет вспомогательную функцию, а именно: проводит психодиагностику ученика, дает его психологический портрет и прогнозирует результат педагогического воздействия, а в некоторых случаях проводит и вторичную психологическую диагностику после воздействия. Этот тип задач в большинстве случаев связан с обслуживанием общеобразовательной функции школы.
Задачи второго типа - собственно психологические, которые преимущественно и приходится решать школьному психологу. Они в большей степени связаны с реализацией воспитательной функции школы. В этом случае психологическая диагностика выступает как этап решения проблемы, где средства решения - чисто психологические (консультативная помощь, коррекция личности, психологический тренинг, индивидуальная и семейная психотерапия, психологические рекомендации и т.д.). Как правило, школьный психолог сам выступает в роли психодиагноста и в роли субъекта, осуществляющего психологическое воздействие. Не меньшее значение имеет фактор "заказчика". Запрос психологу может поступать от педагога, от родителей, от самого школьника. Кроме того, сам психолог может поставить перед собой эту задачу.
Хотя содержание психодиагностической
деятельности (на этапе тестирования)
практически не зависит от того,
кто сформировал запрос, но на этапе
интерпретации результатов
Весьма условно все типовые задачи можно отнести к двум классам, исходя из главных функций школы - функции образования и функции воспитания. В реальной практике эти две функции тесно переплетены между собой.
К предмету образовательной деятельности школы можно отнести формирование следующих психических свойств и функций:
- познавательные способности;
- знания, умения и навыки
по конкретным предметным
- систему представлений и понятий, образующих общую научную картину природного и социального мира.
К предмету воспитательной деятельности можно отнести формирование следующих психических свойств:
- характера, воли и целеустремленности;
- социально-созидательной
структуры мотивации и
- подготовку юношей и
девушек к осознанному выбору
сферы профессиональной
И в ходе образования, и в ходе воспитания школа явно или неявно выполняет третью функцию - социально-профессиональной селекции, или отбора. При этом учащиеся тем или иным образом группируются как по уровню развития у них определенных способностей и склонностей, так и по уровню их личностно-социальной зрелости.
2.Диагностическая деятельность, ее основные аспекты, характеристика
Современная психодиагностика
в образовании обеспечивает эффективное
усвоение учебных знаний и, что самое
главное, она помогает полноценному
умственному и личностному
Задачи, которые решает
современная психодиагностика
1) Диагностика готовности
ребенка к школе, выявление
одаренности, дифференциация
2) Оценка эффективности
программ и методов обучения,
а также контроль за
В системе психодиагностики
стало уделяться значительно
больше внимания таким
Кроме того, к новым
тенденциям в психодиагностике
можно отнести введение
В диагностику вкладывается
более широкий и более
1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
2. определение пробелов в обучении; подтверждение успешных результатов обучения;
3. планирование последующих этапов учебного процесса;
4. мотивация с помощью
поощрения за успехи в учебе
и регулирования сложности
5. улучшение условий учебы.
3.Критерии качества измерения, принципы диагностирования и контролирования
В педагогической диагностике также важно определить качество результатов измерения. Разработаны соответствующие критерии, которые позволяют дать оценку качеству измерения. Важнейшими из них являются:
a. объективность,
b. надежность,
c. валидность (действенность).
Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование Действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний, умений. Составитель теста обязан тщательно изучить все разделы учебной программы, учебной книги, хорошо знать цель и конкретные задачи обучения. Лишь тогда он сможет составить тесты, которые будут действенными для определенной категории обучаемых. Четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний – неотъемлемое условие действенности теста. Если тест выходит за пределы освоенного содержания или же не достигает этих пределов, превышает запроектированный уровень обучения, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован. Действенность теста определяется статистическими методами.
Степень надежности характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя. Количественно этот показатель характеризуется вероятностью достижения запланированных результатов (правильностью значений).
Требование принципа систематичности
состоит в необходимости
Систематичность заключается
и в том, что регулярному
Принцип наглядности заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка – это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов. психологический педагогический диагностика тест
4.Система диагностирования, контроля, проверки и оценивания знаний
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
Первым звеном в системе
проверки следует считать
Информация о работе Психолого педагогическая диагностика заикающихся