Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:05, реферат
Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.
Воображение имеет много разновидностей:
· фантасмагорическое - у Э. Гофмана,
· философско-лирическое - у Ф. И. Тютчева,
· романтически-возвышенное - у М. Врубеля, болезненно-гипертрофированное - у С. Дали,
· полное таинственности - у И. Бергмана,
· реально-строгое - у Ф. Феллини и т.д.
К такому выводу пришли специалисты, занимающиеся современной практической психотерапией, в рамках которой разработана методика лечения творческим выражением. Замечено, что у людей с душевными расстройствами намного улучшается состояние психики, как только они начинают приобщаться к творчеству. Через творчество человек преодолевает психическую депрессию, чувства тоски, одиночества, подавленности, робости и др. И не только это. Происходит излечение от рассеянности, невнимательности, восстанавливается и укрепляется память. То есть происходит коррекция явлений, связанных не только с психикой, но и физиологией человека. С помощью творчества можно снимать утомление и напряжение организма в целом. Почему? Просто потому, что всякое творчество связано с раскрытием в человеке духовных основ его существования. А духовность есть тот «хлеб насущный», который укрепляет и душу, и тело человека.
Человек — существо прежде всего духовное, его сущность духовна. Поэтому духовное, а точнее, одухотворенное бытие — его нормальное естественное и здоровое существование. А бездуховность — это неестественное состояние, потому она становится причиной потери здоровья. В жизни человека, как правило, духовность и бездуховность смешаны. И пока потенциал духовности преобладает над бездуховностью, человек сохраняет здоровье. Но как только начинает доминировать бездуховность, возникают отклонения от норм здоровья. Творчество же, высшим смыслом которого выступает возрождение утраченной духовности, укрепляет и усиливает потенциал духовности, который в свою очередь восстанавливает нарушенную гармонию здоровья. Даже просто воспроизводя в эпистолярных произведениях или художественных картинах содержание своих бессознательных психических комплексов, человек уже начинает излечиваться от своих неврозов. Ибо воспроизводя, он абстрагируется от них, а абстрагируясь, возвышается над ними. А это означает, что он выводит свое собственное состояние на уровень состояния духа, сила которого позволяет абстрагироваться от комплексов. В обычной жизни человек весь поглощен этими комплексами, он их переживает всей душой, ибо они его мучают. Воспроизводя их, он перестает их переживать, принимать близко к сердцу, он уже отождествляет себя не со своими комплексами, а со своим духом.
Исцеляющая сила подтверждается и в деятельности представителей творческих профессий. Актер, которому нездоровится, сыграв свою роль, отмечает заметное улучшение самочувствия. Как только музыкант сыграет свое любимое произведение, у него проходит боль, мучившая его до этого. Пересилив себя, писатель садится в болезненном состоянии за свой роман или художник становится за мольберт, и эта болезненность сама собой исчезает.
Известно, как благотворно влияет классическая музыка на психическое состояние человека. На этом основана музыкотерапия. Ее практика строится на установленных соответствиях между определенными музыкальными произведениями и эмоциональными состояниями, на которые они воздействуют как исцеляющий фактор. Таким образом, не только в своем творчестве, но и в общении с творчеством других людей человек черпает целительные силы.
6. Заключение.
Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.
Также следует заметить, что не так важно, в чем именно проявляется творческий подход, в умении “играть” на ткацком станке, как на музыкальном инструменте, или же в оперном пении, в способности решать изобретательские или организационные задачи. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход.
Не обязательно чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в театре. Тот вид деятельности, в котором лучше всего, свободнее всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.
Если человек освоил творчество в полной
мере - и по процессу его течения и по результатам
- значит он вышел на уровень духовного
развития. Ему доступно переживание моментов
единения всех внутренних сил. Если человек
вышел на уровень духовного развития,
какой бы он деятельность не занимался,
остается одно - пожелать ему счастливого
пути. И присматриваться к нему хотя бы
иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь
хорошему он да научит.
Содержание
Литература
1. Крутецкий В. А. Психология. - М., 1986.
2. Краткий
словарь системы
3. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.
4. Немов Р.С. Психология (в трех книгах), книга 1, М., 1998.
5. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 .
6. Психология
индивидуальных различий ТЕКСТЫ
/под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера,
7. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.
8. Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова, М., 1974.
9. Титаренко В. Нравственное воспитание в семье// Культура семейных отношений. - М., 1985.