Кемерово
2010г
Творческий процесс немыслим
без воображения, которое позволяет
комбинационно-творчески воспроизводить
цепь представлений и впечатлений, хранящихся
в памяти.
Воображение
имеет много разновидностей:
· фантасмагорическое
- у Э. Гофмана,
· философско-лирическое
- у Ф. И. Тютчева,
· романтически-возвышенное
- у М. Врубеля, болезненно-гипертрофированное
- у С. Дали,
· полное
таинственности - у И. Бергмана,
· реально-строгое
- у Ф. Феллини и т.д.
В художественном творчестве
участвуют сознание и подсознание,
разум и интуиция. При этом подсознательные
процессы играют здесь особую роль.
Американский психолог Ф. Беррон
обследовал с помощью тестов
группу из пятидесяти шести
писателей - своих соотечественников
и пришел к выводу, что у
писателей эмоциональность и
интуиция высокоразвиты и преобладают
над рассудочностью. Из 56 испытуемых
50 оказались “интуитивными личностями”
(89%), тогда как в контрольной
группе, где были представлены
люди, профессионально далекие от
художественного творчества, личностей,
обладающих развитой интуицией,
оказалось в три с лишним
раза меньше (25%). Высокая роль
подсознательного в художественном
творчестве приводила уже древнегреческих
философов (в особенности Платона)
к трактовке этого феномена
как экстатического, боговдохновенного,
вакхического состояния.
Идеалистические концепции в
эстетике абсолютизировали роль
бессознательного в творческом
процессе. Так, Ф. Шеллинг писал:
“…художник непроизвольно и
даже вопреки своему внутреннему
желанию вовлекается в процесс
творчества… Подобно тому, как
обреченный человек совершает
не то, что он хочет или что
намеревается сделать, но выполняет
здесь неисповедимо предписанное
судьбой, во власти коей он
находится, таким же представляется
и положение художника… на
него действует сила, которая
проводит грань между ним и
другими людьми, побуждая его
к изображению и высказыванию
вещей, не открытых до конца
его взору и обладающих неисповедимой
глубиной”.
В подсознательное в творческом
процессе привлекло к себе
внимание З. Фрейда и его
психоаналитической школы. Художник
как творческая личность был
превращен психоаналитиками в
объект самонаблюдения и наблюдения
критики. Психоанализ абсолютизирует
роль бессознательного в творческом
процессе, выдвигая в отличие
от других идеалистических концепций
на передний план бессознательное
сексуальное начало. Художник, по
мнению фрейдистов, личность, сублимирующая
свою сексуальную энергию в
область творчества, которое превращается
в тип невроза. Фрейд полагал,
что в акте творчества происходит
вытеснение из сознания художника
социально непримиримых начал
и устранение тем самым реальных
жизненных конфликтов.
По Фрейду, неудовлетворенные желания
- побудительные стимулы фантазии.
Таким образом, в творческом
процессе взаимодействуют бессознательное
и сознательное, интуиция и разум,
природный дар и приобретенный
навык.
В. Шиллер
писал: “Бессознательное в соединении
с рассудком и делает поэта-художника”.
И хотя доля творческого процесса,
приходящаяся на разум, возможно,
количественно не преобладает,
качественно она определяет многие
существенные стороны творчества.
Сознательное начало контролирует
его главную цель, сверхзадачу
и основные контуры художественной
концепции произведения, высвечивает
“светлое пятно” в мышлении
художника, и весь его жизненный
и художественный опыт организуется
вокруг этого светового пятна.
Сознательное начало обеспечивает
самонаблюдение и самоконтроль
художника, помогает ему самокритично
проанализировать и оценить свое
произведение и сделать выводы,
способствующие дальнейшему творческому
росту.
Особенно важна роль сознательного
начала при создании крупномасштабных
произведений. Если миниатюру можно
исполнить и по наитию, то крупное
произведение нуждается в глубоком,
серьёзном обдумывании. Уместно
вспомнить в этой связи, что
Л. Н. Толстой писал по поводу
“Войны и мира”: “Вы не
можете себе представить, как
мне трудна эта предварительная
работа глубокой пахоты того
поля, на котором я принуждён сеять.
Обдумать и передумать все, что может случиться
со всеми будущими людьми предстоящего
сочинения, очень большого, и обдумать
миллионы возможных сочетаний для того,
чтобы выбрать из них 1/1 000 000 - ужасно трудно”.
Особенно плодотворен творческий
процесс, когда художник находится
в состоянии вдохновения. Это
- специфическое творчески-психологическое
состояние ясности мысли, интенсивности
её работы, богатства и быстроты ассоциаций,
глубокого проникновения в суть жизненных
проблем, могучего “выброса” накопленного
в подсознании жизненного и художественного
опыта и непосредственного включения
его в творчество.
Вдохновение рождает необыкновенную
творческую энергию, она почти
синоним творчества. Не случайно
образом поэзии и вдохновения
с древнейших времен является
крылатый конь - Пегас. В состоянии
вдохновения достигается оптимальное
сочетание интуитивного и сознательного
начал в творческом процессе.
Воображение и творчество является
атрибутом человеческой деятельности
- это исторически эволюционная
форма активности людей, выражающаяся
в различных видах деятельности
и ведущая к развитию личности.
Главный критерий духовного развития
человека - это овладение полным
и полноценным процессом творчества.
Творчество является производной
реализации индивидом уникальных
потенций в определенной области.
Поэтому между процессом творчества
и реализацией способностей человека
в общественно значимой деятельности,
которая приобретает характер
самореализации существует прямая
связь.
Известно, что наиболее полное
раскрытие способностей человека
возможно лишь в общественно
значимой деятельности. Причем важно,
чтобы осуществление этой деятельности
детерминировалось не только извне (обществом),
но и внутренней потребностью самой личности.
Деятельность личности в этом случае становится
самодеятельностью, а реализация её способностей
в данной деятельности приобретает характер
самореализации.
Таким образом, творческая деятельность
- это самодеятельность, охватывающая
изменение действительности и
самореализацию личности в процессе
создания материальных и духовных
ценностей, которая способствует
расширению пределов человеческих
возможностей.
2.
Определение творческого
мышления.
Творческое мышление – один из видов мышления,
характерный созданием субъективно нового
продукта и новообразованиями в ходе самой
познавательной деятельности по его созданию.
Эти новообразования касаются мотивации,
целей, оценок и смыслов. Творческое мышление
отличается от процессов применения готовых
знаний и умений, называемых репродуктивным
мышлением.
Определение
творческого мышления Дж. Гилфордом.
Что же такое творческое мышление? Одним
из первых попытался сформулировать ответ
на данный вопрос Дж.Гилфорд. Он считал,
что «творческость» мышления связана
с доминированием в нем четырех особенностей:
А. Оригинальность,
нетривиальность, необычность высказываемых
идей, ярко выраженное стремление к
интеллектуальной новизне. Творческий
человек почти всегда и везде
стремится найти свое собственное,
отличное от других решение
Б. Семантическая
гибкость, т.е. способность видеть объект
под новым углом зрения, обнаруживать
его новое использование, расширять
функциональное применение на практике.
В. Образная
адаптивная гибкость, т.е. способность
изменить восприятие объекта таким
образом, чтобы видеть его новые
скрытые от наблюдения стороны.
Г. Семантическая
спонтанная гибкость, т.е. способность
продуцировать разнообразные идеи
в неопределенной ситуации, в частности
в такой, которая не содержит ориентиров
для этих идей.
Впоследствии предпринимались и другие
попытки дать определение творческому
мышлению, но они внесли мало нового в
то его понимание, которое было предложено
Дж. Гилфордом. В ходе исследований творческого
мышления были выявлены условия, которые
способствуют или препятствуют быстрому
нахождению решения творческой задачи.
Вот эти условия в обобщенном виде:
1. Если
в прошлом определенный способ
решения человеком некоторых
задач оказался достаточно успешным,
то это обстоятельство побуждает
его и в дальнейшем придерживаться
данного способа решения. При
встрече с новой задачей человек
стремится применить его в
первую очередь.
2. Чем
больше усилий было потрачено
на то, чтобы найти и применить
на практике новый способ решения
задачи, тем вероятнее обращение
к нему в будущем. Психологические
затраты на обнаружение некоторого
нового способа решения пропорциональны
стремлению использовать его как можно
чаще на практике.
У творческих людей нередко удивительным
образом соединяются зрелость мышления,
глубокие знания, разнообразные способности,
умения и навыки и своеобразные «детские»
черты во взглядах на окружающую действительность,
в поведении и поступках. Что же мешает
человеку быть творческой личностью и
проявлять оригинальность мышления? Только
ли отсутствие развитых творческих способностей
или также что-то другое, не имеющее прямого
отношения к творчеству как таковому?
На данный вопрос дают свой ответ Г. Линдсей,
К. Халл и Р.Томпсон. Они считают, что серьезным
препятствием на пути к творческому мышлению
могут выступать не только недостаточно
развитые способности, но и, в частности:
1. Склонность
к конформизму, выражающаяся в
доминирующем над творчеством
стремлении быть похожим на
других людей, не отличаться
от них в своих суждениях
и поступках.
2. Боязнь
оказаться «белой вороной» среди
людей, показаться глупым или
смешным в своих суждениях.
3. Боязнь
показаться слишком экстравагантным,
даже агрессивным в своем неприятии
и критике мнений других людей.
4. Боязнь
возмездия со стороны другого
человека, чью позицию мы критикуем.
Подвергая критике человека, мы
обычно вызываем с его стороны ответную
реакцию. Опасение такой реакции нередко
выступает в качестве препятствия на пути
к развитию собственного творческого
мышления.
5. Завышенная
оценка значимости своих собственных
идей. Иногда то, что мы сами
придумали или создали, нравится
нам больше, чем мысли, высказываемые
другими людьми, причем настолько,
что у нас возникает желание
свое никому не показывать, ни
с кем им не делиться и
оставить при себе.
6. Высокоразвитая
тревожность. Человек, обладающий
этим качеством, обычно страдает
повышенной неуверенностью в
себе, проявляет боязнь открыто
высказывать свои идеи.
7. Есть
два конкурирующих между собой
способа мышления: критический и
творческий.