Психология творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:05, реферат

Описание работы

Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.
Воображение имеет много разновидностей:
· фантасмагорическое - у Э. Гофмана,
· философско-лирическое - у Ф. И. Тютчева,
· романтически-возвышенное - у М. Врубеля, болезненно-гипертрофированное - у С. Дали,
· полное таинственности - у И. Бергмана,
· реально-строгое - у Ф. Феллини и т.д.

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии и педагогики.docx

— 47.56 Кб (Скачать)

     Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

     Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление. Интеллектуальные способности человека, как оказалось, сильно страдают от частых неудач. Если людям в течение достаточно длительного периода времени предложить решать только трудные, неподвластные их уму задачи, а затем дать более легкие, то и с этими последними после долгих неудач они будут справляться плохо. Не все взрослые творческие люди обязательно хорошо успевали в школе. При сравнении их с менее творческими людьми обнаруживается немало примечательных различий. Самым интересным из них оказалось сочетание у творческих личностей интеллектуальной зрелости и «детских» черт характера. С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта. Под ним понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач. В первые годы жизни интеллектуальное развитие детей идет быстрее, но затем, начиная примерно с возраста 7—8 лет, постепенно замедляется.

3. Понятие интеллекта. 

       Интеллект (от латинского - Intellectus) в широком смысле - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление.

       Интеллект является основной формой познания действительности.

       Существует три разновидности в понимании функции интеллекта:

1) способность  к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

       Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. При этом не следует упускать из виду, что способности иметь дело с абстрактными символами и отношениями только одна сторона интеллекта; не менее важна и такая сторона как конкретность мышления. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.

       Современная наука уже многое знает о сущности человеческого интеллекта. Наиболее общая природа интеллекта как способности отображения мира в понятиях, законы мышления, связь интеллекта с языком и т. д. раскрыты и объяснены весьма основательно. Однако остаются и более глубокие уровни неисчерпаемой сущности человеческого интеллекта, к изучению которых современная наука еще только приближается. К ним следует отнести в первую очередь те глубинные уровни человеческого интеллекта, которые закладываются в бесконечной предыстории интеллекта и скрыто «работают» в деятельности интеллекта, обеспечивая его способность адекватно познавать мир.

        Интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности. Тест или проверка интеллекта является важнейшей задачей, которая на любом этапе позволит спланировать дальнейшее развитие личности, определить ход интеллектуальной, моральной и психологической эволюции человека. Именно уровень и тип развития интеллекта определяет будущее человека, его судьбу. Исследование интеллекта интересовало человечество с древних времен и постепенно от вопросов «Кто полезнее, умнее, нужнее?», выросли в отдельную отрасль психологии. Тесты интеллектуального развития занимают отдельное место в ряду методик психологического исследования.

4. Мотивы творчества. 

      Кроме способностей важнейшей  стороной творчества являются мотивы. Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие достижения. Чтобы получить результат, необходимы желание и воля. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К первым относятся стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. Сюда же можно отнести «давление обстоятельств», наличие проблемных ситуаций, предъявление задачи, конкуренция, стремление превзойти коллег и товарищей, соперников и т.д.

Гораздо большее значение имеют внутренние мотивы, которые, конечно, связаны и  с внешними обстоятельствами и проявляются  благодаря ним. В основе внутренних мотивов лежит врожденная потребность  к поисковой активности, тенденция  к новизне и новшеству, потребность  в новых впечатлениях. Для людей  творчески одаренных сам поиск  нового приносит гораздо большее  удовлетворение, чем достигнутый  результат и тем более его  материальные выгоды.

       Согласно психоанализу, важнейшим мотивом творчества являются неудовлетворенные актуальные желания, которые вызывают напряжение в психике. Например, художники, писатели, поэты стремятся в творчестве решить какую-то личную проблему, уменьшить напряжение внутри психики, преодолеть какой-либо внутренний конфликт. Неудовлетворенность возникает также на почве постоянного стремления к ясности, простоте, упорядоченности, завершенности.

       Ведущим мотивом творчества является также стремление к самовыражению, или к самоактуализации, стремление утвердить свою личность, отстоять свое Я. С этим связано также желание некоторых людей действовать наперекор существующему и общепризнанному, тенденция к противоположному, к противопоставлению.

       В качестве природного, врожденного, творческое начало в человеке противостоит техническому рационализму, технической деятельности конструирования. Это выпукло проявилось при попытках моделировать творческие процессы на ЭВМ (эвристическое программирование). Выявилось, что сами процессы творчества не могут быть формализованы в виде алгоритма.

      Носителем творческого начала как явления социокультурного выступает человеческая личность. Она – свидетельство духовно-личностной природы творчества. В творчестве личность проявляется как нечто свободное, целостное, неделимое и неповторимое.

      В концентрированном виде творческое начало присутствует в художественном, научном и техническом творчестве. Здесь творческая деятельность выходит за рамки профессии и становится призванием, нередко идеалом жизни и судьбой. Успехи и неудачи становятся здесь главными событиями жизни. В творчестве человек бывает как бы «больше самого себя». Чем крупнее творец, тем отчетливее проявляются в его творчестве общечеловеческие, общекультурные задачи и проблемы. 

5. Психические болезни,  душевное здоровье  и творчество. 

        Понятие психической болезни появляется при нарушениях в области 
душевной патологии (эндогенные заболевания), а не в области соматики или 
духовности, хотя патология здесь также может приводить к нарушению психического 
здоровья (экзогенные, соматогенные и психогенные заболевания).

        Среди болезней современного нам мира психические болезни занимают третье место после злокачественных опухолей и сердечно-сосудистых заболеваний.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ:

1.Заметное  изменение личности. 
2. Неспособность справляться с проблемами и повседневной деятельностью. 
3. Странные или грандиозные идеи. 
4. Чрезмерная тревога. 
5.Длительное снижение настроения или апатия. 
6. Заметные изменения привычного режима еды и сна. 
7. Мысли или разговоры о самоубийстве. 
8. Чрезвычайные взлеты и падения настроения. 
9. Злоупотребление алкоголем или наркотиками. 
10. Чрезмерный гнев, враждебность или неправильное поведение.

     Дать точное определение понятию «здоровье» — задача, которую невозможно решить, придерживаясь представления о человеческой природе как о принципиально незамкнутом бытии. Тем не менее мы могли бы привести здесь целый ряд определений общего характера.

Самое раннее из них — определение Алкмеона, имеющее своих сторонников вплоть до сего дня: здоровье есть гармония противоположно направленных сил. Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. В последнее время многие считают, что здоровье находится где-то посредине между противоположностями, которые связываются воедино благодаря постоянно поддерживаемому напряжению.

      Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье — это полное довольство при условии умеренного удовлетворения всех потребностей. Стоики воспринимали всякую страсть, всякое проявление чувства как болезнь; их учение о нравственности в значительной мере представляло собой разновидность терапии, нацеленной на уничтожение душевных болезней и установление здоровой атараксии.

     В настоящее время психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать «естественный и врожденный потенциал человеческого призвания» (фон Вайцзеккер). Вообще говоря, было бы неплохо прояснить, что в данном случае имеется в виду. Другие формулировки аналогичного рода: здоровье — это обретение человеком своего «Я», реализация «Я», полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей.

     Всякое общение в сфере творчества, в области искусства не ограничивается сопереживанием. Это не просто сопереживание души, не только душевное единение, но и сопереживание духовное, сопереживание в самом духе. Это предполагает и принцип non-finito, т.е. принцип незавершенности в искусстве, определяющий особенности восприятия художественного произведения. Восприятие творческого продукта происходит лишь при духовном единении актера и зрителя, писателя и читателя, творца и того, кто вступает в общение с творчеством, воспринимающий поднимается на уровень духа творца, раскрывая при этом свой дух. Прекращение диалога в процессе общения с творчеством и есть переход к единению духа, переход от противопоставления душ к единству духа. Души сливаются и отождествляются, поскольку обнаруживают свое единство, которое может быть только духовным. Всякое подобное единение происходит, когда зрительный зал умолкает в едином порыве духа во время и сразу после спектакля. Это случается, когда спектакль уже закончен, а зрители и актеры не могут расстаться, все еще пребывая в возвышенном состоянии, громко аплодируя, аплодисменты представляют собой как раз символ целостности, единства и единения душ. Кисти наших рук, согласно зороастрийской традиции, символизируют прото-человека Гайомарта, которому была присуща целостность, утраченная современным человеком. Соединенные или скрещенные руки — это символ воссоединения утраченных половинок, образующих целостность нашей души. И, хлопая в ладоши, мы в символической форме неосознанно выражаем состояние своего душевного и духовного единения с тем, кому аплодируем. По обыкновению аплодисменты считаются знаком похвалы, благодарности, признания и восторга. Это действительно так, но это только то, что лежит на поверхности. Основа этого действия — единение душ и достижение совместного душевного катарсиса.

     Именно духовную сторону творчества Фрейд не затрагивает и игнорирует. И в этом глубочайший порок его доктрины творчества. Творчество — реализация бессознательного. Но необходимо учитывать, что само бессознательное может быть духовным и бездуховным, созидательным и разрушительным. И суть творчества упирается в вопрос о том, какой вид бессознательного реализуется в нем. Духовность, лежащая в основе творчества, складывается из двух моментов: во-первых, это часть бессознательной сферы и, во-вторых, дарование, причем дарование — первое условие творчества. Самые простейшие проявления творчества уже требуют дарования. Поэтому без дарования феномен творчества принципиально существовать не может. Творчество всегда есть результат воплощения дарования. Творчество в зависимости от содержания  бессознательной сферы,  являющейся его источником, можно разделить на два вида. Первый вид — творчество, основанное непосредственно на духовной стороне бессознательной сферы. Оно предполагает прямое воплощение. Второй вид строится на бездуховной стороне бессознательной сферы, т.е. на разрушительных желаниях. Оно же предполагает сначала преобразование на основе творческого дара бессознательной сферы, а только потом ее воплощение. Содержанием творчества при этом становится не столько осуществление бессознательных влечений и желаний, сколько ощущение, одухотворение бессознательной области, придание ей нравственного характера.

     Первый вид творчества — явление чрезвычайно редкое, ибо это уровень не человека, а сверхчеловека. Человек — существо, у которого всегда есть проблемы. Потому в основном встречается творчество второго вида. Однако при всей значимости данного деления проблема творчества — это прежде всего проблема его духовности, поэтому главным является вопрос о содержании творчества, которое может представлять собой либо результат зацикливания на бездуховной стороне бессознательной сферы, либо же преодоление бездуховности и утверждение духовности. Выплескивание невротических желаний — еще не подлинное творчество, а предтворчество. От этой стадии необходимо перейти непосредственно к самому творчеству, которое должно быть духовно. Тот, кто смакует свое невротическое бессознательное, занимается уже не творчеством, не созиданием, а саморазрушением. Подлинное творчество — не болезнь, не ее выражение, не отражение невроза. Творчество — прежде всего признак здоровья. Отсюда и вытекает исцеляющая сила творчества. Не невроз образует содержание творчества, а творчество служит способом излечения невроза. Безусловно, и Леонардо да Винчи, и Достоевскому были присущи неврозы и психические комплексы. Но это только одна сторона их личности, та сторона, которая не составляет основы их творчества. Невротические проявления могут наблюдаться у многих творческих людей, однако не все из них являются гениями. Гениями становятся лишь те, кто в своем творчестве преодолевает эти комплексы. Творчество для них — способ проработки своих комплексов, способ исцеления своей души. В творческом акте художник становится выше своих комплексов, ибо он может от них избавиться — это позволяет сделать духовность.  Именно она придает силы для их преодоления.

Информация о работе Психология творчества