Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 10:42, курсовая работа
Цель работы. Данная работа нацелена на определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующих задачи:
а) ознакомление с подходами ученых в исследовании данной проблемы;
б) выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности;
в) определение методов изучения трудностей;
г) определение направления и содержание коррекционной работы по оказанию помощи ребенку;
д) изучение конкретных трудностей, возникающих у младших школьников, и оказание им помощи.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Неуспеваемость младших школьников………………………………6
1.1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста…………...6
1.2 Причины школьной неуспеваемости……………………………………….9
1.3 Коррекционная работа с неуспевающими учениками……………………13
Глава 2. Экспериментальное исследование характеристики учебной
мотивации у младших школьников……………………………………………18
2.1 Организация, методы и методики исследования …………………………18
2.2. Анализ и обсуждение результатов исследования………………………...19
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………...27
Приложение …………………………………………………………………......28
Каждому ребенка
на отдельных бланках
2.2. Анализ и обсуждение результатов исследования.
Результаты исследования
учебной мотивации детей
Данные диагностики младших школьников по методике приведены в таблице №1 Приложения, данные диагностики младших школьников 4-го класса, составивших контрольную группу, по методике приведены в таблице №1 Приложения .
Далее проведем сравнительный анализ результатов диагностики по методике. Сопоставим процентное распределение детей двух групп по исследование учебной мотивации по результатам данной методики:
таблица №1 Распределение детей экспериментальной и контрольной группы
Показатели
|
Уровни учебной мотивации | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
Контрольная группа (4-ый класс) | |||||||
Кол-во детей |
3 |
3 |
5 |
1 |
1 | ||
% |
20% |
20% |
33,3% |
13,35 |
13,35 | ||
Экспериментальная группа (1-ый класс)
| |||||||
Кол-во детей |
7 |
5 |
2 |
||||
% |
46,7% |
33,3% |
20% |
По данным таблицы 1. построена диаграмма, наглядно отражающая разницу в уровне учебной мотивации детей двух групп:
Рисунок 1
Распределение детей двух групп по уровням учебной мотивации по результатам теста Лускановой
Итак, по данной методике ученики 1-го класса продемонстрировали более высокий уровень учебной мотивации, низким уроням 4-му и 5-му не был отнесен ни один ребенок из экспериментальной группы.
Большая часть
детей из экспериментальной
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Ко 2-му уровню
были отнесны 33,3% детей. Этот
уровень отличается хорошей
К 3-му уровню
относятся наименьшие
Результат детей, обучающихся в 4-ом классе, немного хуже, чем у первоклассников.У данных детей невысокий показатель 1-го уровня и 2-го,а также есть 4-ый и 5-ый уровень учебной мотивации.
К 4-му уровню отнесены 13,35% детей.
Свидетельствует о низком
школьной мотивации. Эти дети посещают
школу неохотно, предпочитают пропускать
занятия. На уроках часто занимаются
посторонними делами, играми. Испытывают
серьезные затруднения в
К 5-му уровню относится 13,35% детей, негативным отношением к школе, школьной дезадаптации.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Выводы по результатам исследования.
Итак, уровни учебной мотивации детей младшего школьного возраста первого класса(6-7-ми лет) по сравнению с детьми младшего школьного возраста четвертого класса(10-11) заключаются в следующем:
-Дети младшего школьного
возраста в 1-ом классе по
результат эксперимента
- Дети младшего
школьного возраста в 4-ом
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и уметь или устранить их, или корригировать последствии.
В ходе экспериментальной работе с младшими школьниками, выяснилось, что в каждом классе есть неуспевающие или слабоуспевающие ученики.
Но их значительно меньше, чем успевающих учеников
Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работы с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции.
В наше время
огромное количество
Мы учим и воспитываем
подрастающее поколение. Оно
Список литературы
http://www.psylist.net/
http://www.kidscenter.ru/
Методика:«Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой».
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть
познавательный мотив, стремление наиболее
успешно выполнять все
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу
неохотно, предпочитают пропускать занятия.
На уроках часто занимаются посторонними
делами, играми. Испытывают серьезные
затруднения в учебной
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.