Психологические основы коррекции при работе с неуспевающими учащимися (младшие школьники)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Данная работа нацелена на определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующих задачи:
а) ознакомление с подходами ученых в исследовании данной проблемы;
б) выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности;
в) определение методов изучения трудностей;
г) определение направления и содержание коррекционной работы по оказанию помощи ребенку;
д) изучение конкретных трудностей, возникающих у младших школьников, и оказание им помощи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Неуспеваемость младших школьников………………………………6
1.1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста…………...6
1.2 Причины школьной неуспеваемости……………………………………….9
1.3 Коррекционная работа с неуспевающими учениками……………………13
Глава 2. Экспериментальное исследование характеристики учебной
мотивации у младших школьников……………………………………………18
2.1 Организация, методы и методики исследования …………………………18
2.2. Анализ и обсуждение результатов исследования………………………...19
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………...27
Приложение …………………………………………………………………......28

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

    Каждому ребенка  на отдельных бланках раздается  тест, содержащий десять вопроса. Для окончания каждого предложения нужно выбрать один из предлагаемых ответов, который подходит для него больше всего. Рядом с выбранным ответом нужно поставить знак "+". Время тестирования неограниченно. Данная методика выявляет учебную мотивацию детей,а так же их успеваемость в учебе. Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также  применяться для групповой диагностики. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии. 

 

 

               2.2. Анализ и обсуждение результатов исследования.

 

Результаты исследования учебной мотивации детей младшего школьного возраста 1-го и 4-го класса.

Данные диагностики  младших школьников по методике приведены в таблице №1 Приложения, данные диагностики младших школьников 4-го класса, составивших контрольную группу, по методике приведены в таблице №1 Приложения .

Далее проведем сравнительный  анализ результатов диагностики  по методике. Сопоставим процентное распределение  детей двух групп по исследование учебной мотивации по результатам данной методики:

 

 

 

 

 

 

таблица №1 Распределение детей экспериментальной и контрольной группы

 

 

Показатели

 

           Уровни учебной мотивации

1

2

3

4

5

Контрольная группа (4-ый класс)

Кол-во детей

     3

     3

    5

   1

   1

%

20%

20%

33,3%

13,35

13,35

Экспериментальная группа (1-ый класс)

           

Кол-во детей

   7

   5

   2

   

%

46,7%

33,3%

20%

   

 

По данным таблицы 1. построена  диаграмма, наглядно отражающая разницу  в уровне учебной мотивации детей двух групп:

 

Рисунок 1

 

Распределение детей  двух групп по уровням учебной  мотивации по результатам теста Лускановой

 

Итак, по данной методике ученики 1-го класса продемонстрировали более высокий уровень учебной мотивации, низким уроням 4-му и 5-му не был отнесен ни один ребенок из экспериментальной группы.

   Большая часть  детей из экспериментальной группы  были отнесены 1-му  уровню (46%), что свидетельствует о высоком уровне учебной мотивации.

    У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

    Ко 2-му уровню  были отнесны  33,3% детей. Этот  уровень отличается хорошей школьной  мотивацией. Подобные показатели  имеют большинство учащихся начальных  классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

 К 3-му уровню  относятся наименьшие количество  детей (20%). Такие дети отличаются  положительным отношением школе,  но школа их привлекает внеучебной  деятельностью.  Такие дети достаточно  благополучно чувствуют себя  в школе, однако чаще ходят  в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

 

Результат детей, обучающихся  в 4-ом классе, немного хуже, чем у  первоклассников.У данных детей  невысокий показатель 1-го уровня и 2-го,а также есть 4-ый и 5-ый уровень  учебной мотивации.

   К 4-му уровню отнесены 13,35% детей.

Свидетельствует о  низком школьной мотивации.  Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной  деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

   К 5-му уровню  относится 13,35% детей, негативным  отношением к школе, школьной  дезадаптации.

Такие дети испытывают серьезные  трудности в обучении: они не справляются  с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа  нередко воспринимается ими как  враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

 

 

 

Выводы по результатам  исследования.

 

Итак, уровни учебной  мотивации детей младшего школьного  возраста первого класса(6-7-ми лет) по сравнению с детьми младшего школьного возраста четвертого класса(10-11) заключаются в следующем:

 

-Дети младшего школьного  возраста в 1-ом классе по  результат эксперимента показали  очень хороший результат. У  более чем у половины детей  высокий и хороший уровень учебной мотивации. Такие дети являются успеваемы в учебе, успешно и легко справляются со всеми заданиями. Стремяться быть везде первыми. Также в данном классе имеются ученики со средним уровнем, но их мало. Низким уровнем учебной мотивации негативным отношением к школе не было.

 

   - Дети младшего  школьного возраста в 4-ом классе  своей учебной мотивацией и  успеваемостью отличаются от  первоклассников. С 1-ым и 2-ым уровнем их наблюдается небольшое количество, но с 3-им уровнем их значительно больше чем первоклассников. И к сожалению в этом классе были ученики с 4-ым и 5-ым уровнем учебной мотивации. Данные дети отличались непослушностью, гиперактивностью и неуспеваемостью в учебе.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Заключение

 

 Трудности в учебном  процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности, установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и уметь или устранить их, или корригировать последствии.

  В ходе экспериментальной работе с младшими школьниками, выяснилось, что в каждом классе есть неуспевающие или слабоуспевающие ученики.

  Но их значительно  меньше, чем успевающих учеников 

Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более  эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности младшего школьника необходима интенсивная совместная работы с родителями, и, как следствие, участие родителей в процессе коррекции.

 В наше время  огромное количество специалистов: педагогов и психологов уделяет особое внимание данной проблеме. Разрабатываются специальные программы с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. К исследованию данной проблемы подключаются логопеды, врачи, социальные педагогики, что позволяет изучить проблему в комплексе, и так же в комплексе найти решение по её проблеме.

 Мы учим и воспитываем  подрастающее поколение. Оно учит  и воспитывает нас. В этом - диалектика взаимоотношений между  поколениями, закон этих взаимоотношений.  Растить человека и расти вместе с ним. Антуан де Сент-Экзюпери в своем произведении сказал: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». («Маленький принц». - М.: Детская литература, 1983.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Список литературы

  1. Алфёров А.Д. Психология развития школьников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 294 с.
  2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патологии. М., 1994.
  3. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. - Ростов н/Д: Феникс,2002. - 512с.
  4. Беспалько В.П. Психологические парадоксы образования // Педагогика. – 2000. - №5. – С. 13-20.
  5. Безруких М.М. Почему учиться трудно. М., 1995.
  6. Дембеле Бабой. Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: Автореферат. СПб., 1994.
  7. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – С. 256-278.
  8. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.: Просвещение, 1989. – 295 с.
  9. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания. – М.: Просвещение, 1976. – 317 с.
  10. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. – М.: Академия, 2003. – 280 с.
  11. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевабщему школьнику. – М.: Просвещение, 1997. – С. 7-12.
  12. Постников П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ // Педагогика. – 2004. - №5. – С. 61-66.
  13. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие. М., 1998.
  14. Славина С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. – М.: Просвещение, 1986. – 217 с.
  15. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие - М.: Академия, 2003. - 576с.
  16. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия, 1998. – 202 с
  17. Талызина Н.ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
  18. Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. – М.: Институт психотерапии, 2000. –280с
  19. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М., 1977
  20. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. М., 1977.

 

 http://www.psylist.net/praktikum/00173.htm

 

http://www.kidscenter.ru/index.php/Статьи/Как-помочь-неуспевающему-ребенку.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Приложение:

 

Методика:«Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой».

 

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые  школой требования. Ученики четко  следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

 

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных  классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

 

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

 

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу  неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные  затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

 

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Информация о работе Психологические основы коррекции при работе с неуспевающими учащимися (младшие школьники)