Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 10:42, курсовая работа
Цель работы. Данная работа нацелена на определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующих задачи:
а) ознакомление с подходами ученых в исследовании данной проблемы;
б) выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности;
в) определение методов изучения трудностей;
г) определение направления и содержание коррекционной работы по оказанию помощи ребенку;
д) изучение конкретных трудностей, возникающих у младших школьников, и оказание им помощи.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Неуспеваемость младших школьников………………………………6
1.1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста…………...6
1.2 Причины школьной неуспеваемости……………………………………….9
1.3 Коррекционная работа с неуспевающими учениками……………………13
Глава 2. Экспериментальное исследование характеристики учебной
мотивации у младших школьников……………………………………………18
2.1 Организация, методы и методики исследования …………………………18
2.2. Анализ и обсуждение результатов исследования………………………...19
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………...27
Приложение …………………………………………………………………......28
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Институт педагогики и психологии
Курсовая работа на тему:
«Психологические основы коррекции при работе с неуспевающими учащимися (младшие школьники)»
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Неуспеваемость младших школьников………………………………6
1.1. Общая характеристика детей младшего школьного возраста…………...6
1.2 Причины школьной неуспеваемости……………………………………….
1.3 Коррекционная работа с неуспевающими учениками……………………13
Глава 2. Экспериментальное исследование характеристики учебной
мотивации у младших школьников……………………………………………18
2.2. Анализ и обсуждение
результатов исследования………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение …………………………………………………
Безусловно, проблема
школьной неуспеваемости
Проблеме школьной
неуспеваемости всегда
В настоящее время для научной мыcли характерна теория двух факторов, т.е., принятие как биологических, так и социальных теорий. Специалисты отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной. Именно поэтому в последнее десятилетие все чаще и чаще звучат призывы к объединению усилий специалистов разного профиля в деле повышения успеваемости школьников. Существует мнение, что для выявления причин неуспеваемости необходимо комплексное обследование. К психологическому обследованию необходимо добавить антропометрическое (тип телосложения) и психофизиологическое (свойства нервной системы) обследования.
Не смотря на
пристальное внимание
Устойчивая неуспеваемость и второгодничество, по мнению Н.И. Мурачковского, могут привести к серьезным психологическим последствиям. Возможны существенные отклонения в развитии личности школьников, формирование агрессивности, неуверенности в себе, замкнутости, лживости. Неуспеваемость школьника может стать причиной школьной дезадаптации, стремительного снижения учебной мотивации, а как следствие – ухудшение поведения, а иногда даже и криминального поведения.
Трудности адаптации и трудности обучения в школе могут иметь одинаковые внешние проявления, отражающиеся в поведении ребенка, его успеваемости, отношений в коллективе и т.п., но их причины, психологические и физиологические механизмы, их этиология могут быть совершенно различными. Поэтому и помощь ребенку в каждом отдельном случае должна быть направлена не на изменении поведения как такового, а на устранение нежелательных причин. Помощь ребенку (конкретному ребенку) невозможна без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога распознавать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказать конкретную помощь.
Цель работы. Данная работа нацелена на определение трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью и путей их преодоления.
Для достижения этой цели были поставлены и решены следующих задачи:
а) ознакомление
с подходами ученых в
б) выделение типичных
трудностей, возникающих у младшего
школьника в учебной
в) определение методов изучения трудностей;
г) определение направления и содержание коррекционной работы по оказанию помощи ребенку;
д) изучение конкретных трудностей, возникающих у младших школьников, и оказание им помощи.
Предметом исследования является неуспевающий ученик с конкретными проблемами в обучении.
Объектом исследования является неуспеваемость как психолого-педагогическое явление.
Гипотеза: В данном исследовании мы выдвигаем предположение о том, что, чем старше класс,тем больше становится неуспевающих и слабоуспевающих учеников.
Метод исследования:
- тестирование;
Глава I. Неуспеваемость младших школьников
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 10-11 лет. В этот период происходит дальнейшее психическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающие возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа человеческого мозга и нервной системы. По данным физиологов к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственного детям данного возраста особенностях поведения, организация деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны. В младшем школьном возрасте отличается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков.
Начало обучения в школе
ведет к коренному изменению
социальной ситуации развития
ребенка. Он становится «
Ведущей в младшем школьном
возрасте становится учебная
деятельность. Она определяет важнейшие
изменения, происходящие в
На протяжении младшего
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения к деятельности;
- рефлексия, анализ, внутренний план действий;
- развитие нового познавательного отношения к действительности;
- ориентация на группу сверстников.
Так, согласно концепции
Э. Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается
период передачи ребенку
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.
Согласно Л.С. Выготскому,
специфика младшего школьного
возраста состоит в том, что
цели деятельности задаются
Коломенский Я.Л.
считает, что у ребенка к
9-10-летнему возрасту
Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества, как доброта, внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми остальными.
В многочисленных
исследованиях отечественных
1) наличие у ребенка достаточно
сильного длительно
2) введение ограничительной цели;
3) расчленение усваиваемой
4) наличие внешних средств,
Важным условием развития
произвольного поведения
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.
1.2 Причины школьной неуспеваемости
Имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Так, например, А.М. Гельмонт, поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической неуспеваемости (III категория) [2; 3] качестве причин I категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие [2; 8]. Некоторые другие попытки сгруппировать причины неуспеваемости больше отвечают теоретическим требованиям. В частности, представляет интерес схема П.П. Борисова. В ней рассматриваются три группы причин неуспеваемости:
I. Общепедагогические причины.