Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:40, контрольная работа
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно — родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
План.
1.Введение………………………………………………………………………..3
2.Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Кризис 7 лет. Его характеристика……….4
3.Психологическая готовность к школе. Понятие педагогической и психологической готовности к школе…………………………………………8
4. Компоненты готовности и их характеристика……………………………..11
5.Заключение……………………………………………………………………..16
6.Литература……………………………………………………………………..
В зарубежной психологии определяется понятие "готовность к школе" как система характеристик, позволяющих овладеть учебной программой за счёт оптимального полноценного психического развития (А. Анастази, И. Шванцара). В отечественной психологии представлен качественно иной подход к оценке готовности детей к школьному обучению. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
В рамках подхода, продолжающего идеи Л.С. Выготского, психологические особенности определяются с помощью характеристики ведущей деятельности. Если готовность к школе является продуктом нормального развития ребенка в дошкольном возрасте, а ведущей деятельностью является игровая, то логично рассматривать сформированность игровой деятельность в качестве компонента готовности ребенка к учебной деятельности.
А.И. Запорожец указывал, что готовность к обучению в школе составляют следующие структурные компоненты личностного развития: мотивация, произвольность, способность к самоконтролю и регуляции психической деятельности.
Д.Б. Эльконин считал, что готовность к школе включает характеристики кризисного развития и комплекс новообразований стабильного и кризисного периодов.
Понятие психологической готовности является комплексным показателем, регистрирующем изменения в познавательном, эмоционально-волевом и социальном развитии.
В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
1) Личностная
готовность. Включает в себя формирование
новой социальной позиции,
2) Интеллектуальная
готовность. Предполагает наличие
у ребенка устойчивого
3) Социально-психологическая готовность. Включает в себя формирование речевой и коммуникативной активности (40).
4) Эмоциональная готовность. Включает эмоциональную устойчивость, способность к эмоциональным переживания и анализу эмоций, их адекватности и способности к регуляции.
Центральными компонентами, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе, выступают: в познавательной деятельности — произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, владение логическими операциями; в личностном развитии — появление новой социальной позиции, произвольности поведения, способности к планированию и контролю деятельности; в коммуникативной деятельности — сформированность коммуникативных навыков и конструктивных межличностных взаимодействий.
3.
Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:
- мотивационная (личностная),
- интеллектуальная,
- эмоционально – волевая.
Мотивационная готовность –
В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения: 1. Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
2. Мотивы,
связанные непосредственно
с учебной деятельностью,
или познавательные интересы
детей, потребность в
Личностная готовность к школе
выражается в отношении
Помимо личностной
готовности можно выделить еще один
компонент психологической
По мнению ряда
исследователей, в структуре социально-
·
коммуникативную
· социальную компетентность,
· языковую компетентность.
Использование
понятия компетентности связывается
авторами с тем, что оно не так
часто употребляется в детской
психологии и, следовательно; таким
образом можно избежать различий
в его интерпретации. Само слово
«компетентность» означает осведомленность
в чем-либо. Исходя из этого, социальная
компетентность — это знание норм
и правил поведения, принятых в определенной
социально-культурной среде, отношение
к ним; реализация этих знаний на практике.
Под языковой компетентностью понимается
такой уровень речевого развития,
который позволяет человеку в
процессе общения свободно использовать
свои знания о языке. Эти два вида
компетентности можно рассматривать
как элементы коммуникативной
Коммуникативная,
социальная и речевая компетентности,
формирующиеся в процессе социализации
и воспитания ребенка, к окончанию
дошкольного детства имеют
Интеллектуальная готовность
В.В.Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
В отечественной психологии
Кроме указанных
К 6 – 7 годам появляется и развивается более сложная самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание. К этому времени лексикон ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов. Он уже владеет словоизмерением, образованием времен, правилами составления предложения.
Речь у детей дошкольного
и младшего школьного
Подводя итого к выше сказанному в параграфе мы видим, что в познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы.
Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе входят сформированные личностные особенности. К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль , трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень развития речи.
В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью:
* к 7 годам язык становится
средством общения и мышления
ребенка, также
предметом сознательного
* развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, завершается процесс фонематического развития;
* развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.
Таким образом, высокие
Заключение.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
1. Психологическая
готовность к школе, прежде
всего, проявляется в наличии
у ребенка учебной мотивации,
позволяющей ему эффективно