Психологическая готовность к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно — родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Содержание

План.
1.Введение………………………………………………………………………..3
2.Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Кризис 7 лет. Его характеристика……….4
3.Психологическая готовность к школе. Понятие педагогической и психологической готовности к школе…………………………………………8
4. Компоненты готовности и их характеристика……………………………..11
5.Заключение……………………………………………………………………..16
6.Литература……………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 39.09 Кб (Скачать)

    В зарубежной психологии определяется понятие "готовность к школе" как система характеристик, позволяющих овладеть учебной программой за счёт оптимального полноценного психического развития (А. Анастази, И. Шванцара). В отечественной психологии представлен качественно иной подход к оценке готовности детей к школьному обучению. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

    В рамках подхода, продолжающего идеи Л.С. Выготского, психологические особенности определяются с помощью характеристики ведущей деятельности. Если готовность к школе является продуктом нормального развития ребенка в дошкольном возрасте, а ведущей деятельностью является игровая, то логично рассматривать сформированность игровой деятельность в качестве компонента готовности ребенка к учебной деятельности.

    А.И. Запорожец указывал, что готовность к обучению в школе составляют следующие структурные компоненты личностного развития: мотивация, произвольность, способность к самоконтролю и регуляции психической деятельности.

    Д.Б. Эльконин считал, что готовность к школе включает характеристики кризисного развития и комплекс новообразований стабильного и кризисного периодов.

    Понятие психологической готовности является комплексным показателем, регистрирующем изменения в познавательном, эмоционально-волевом и социальном развитии.

    В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1) Личностная  готовность. Включает в себя формирование  новой социальной позиции, выражается  в отношении ребенка к деятельности, к другим людям, к самому  себе; сюда входит и определенный  уровень мотивационной и эмоционально-волевой  сферы.

2) Интеллектуальная  готовность. Предполагает наличие  у ребенка устойчивого внимания, дифференцированного восприятия, логического  запоминания, словесно-логических  операций, произвольности и интеллектуальной  активности.

 3) Социально-психологическая готовность. Включает в себя формирование речевой и коммуникативной активности (40).

4) Эмоциональная  готовность. Включает эмоциональную  устойчивость, способность к эмоциональным переживания и анализу эмоций, их адекватности и способности к регуляции.

    Центральными компонентами, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе, выступают: в познавательной деятельности — произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, владение логическими операциями; в личностном развитии — появление новой социальной позиции, произвольности поведения, способности к планированию и контролю деятельности; в коммуникативной деятельности — сформированность коммуникативных навыков и конструктивных межличностных взаимодействий.

3.

  Составными компонентами  психологической  готовности  ребенка  к  школе являются:

     - мотивационная (личностная),

     - интеллектуальная,

     - эмоционально – волевая.

       Мотивационная готовность – наличие  у  ребенка  желания  учиться.  В исследованиях А.К. Марковой  ,  Т.А.  Матис ,  А.Б.  Орлова  показано,  что возникновение осознанного отношения ребенка к  школе  определяется  способом подачи  информации о ней. Важно чтобы сообщаемые  детям   сведения  о  школе были  не  только  поняты,  но  и  прочувствованы  ими.  Эмоциональный   опыт обеспечивается     включением  детей  в  деятельность,  активизирующую   как мышление, так и чувства.(31)

       В мотивационном плане были  выделены две группы мотивов  учения:     1. Широкие социальные мотивы учения или мотивы,  связанные с потребностями   ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении,  с  желанием   ученика занять определенное место в системе  доступных  ему  общественных   отношений.

2.  Мотивы,  связанные  непосредственно   с   учебной   деятельностью,   или   познавательные интересы  детей, потребность в интеллектуальной  активности   и в овладении  новыми умениями, навыками и знаниями.

       Личностная готовность к школе  выражается в отношении ребенка  к школе, учителям и учебной деятельности ,  включает  так же  формирование  у детей таких  качеств,   которые   помогли   бы   им   общаться   с   учителями   и одноклассниками.

Помимо личностной готовности можно выделить еще один компонент психологической готовности ребенка к школе — социально-психологическую  готовность, определяя ее как формирование у детей качеств, благодаря которым  они могли бы общаться с другими  детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим  делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

По мнению ряда исследователей, в структуре социально-психологического компонента школьной готовности можно  выделить следующие подструктуры:

·        коммуникативную компетентность,

·        социальную компетентность,

·        языковую компетентность.

Использование понятия компетентности связывается  авторами с тем, что оно не так  часто употребляется в детской  психологии и, следовательно; таким  образом можно избежать различий в его интерпретации. Само слово  «компетентность» означает осведомленность  в чем-либо. Исходя из этого, социальная компетентность — это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально-культурной среде, отношение  к ним; реализация этих знаний на практике. Под языковой компетентностью понимается такой уровень речевого развития, который позволяет человеку в  процессе общения свободно использовать свои знания о языке. Эти два вида компетентности можно рассматривать  как элементы коммуникативной компетентности, или более широко — компетентность в общении, которая включает в  себя еще знание и понимание невербального  языка общения, умение вступать в  контакт как со своими сверстниками, так и со взрослыми.

Коммуникативная, социальная и речевая компетентности, формирующиеся в процессе социализации и воспитания ребенка, к окончанию  дошкольного детства имеют определенный уровень развития, который и отражает уровень социально-психологической  готовности ребенка к школьному  обучению.

       Интеллектуальная готовность предполагает  наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и  расчлененным восприятием, элементами теоретического  отношения  к  изучаемому  материалу,обобщенными формами мышления и основными логическими операциями,  смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование  у ребенка начальных  умений  в  области  учебной  деятельности,  в  частности, умения выделить учебную  задачу  и  превратить  ее  в  самостоятельную  цель деятельности.

       В.В.Давыдов  считает,  что ребенок должен   владеть   мыслительными операциями,  уметь  обобщать   и   дифференцировать   предметы   и   явления окружающего  мира,  уметь  планировать  свою  деятельность  и   осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к  учению,  способность к  саморегуляции  поведения и проявление  волевых усилий  для выполнения поставленных задач.

       В отечественной психологии при  изучении интеллектуального   компонента психологической готовности к школе акцент делается  не  на  сумму  усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов.  То  есть ребенок  должен  уметь   выделять   существенное   в   явлениях   окружающей действительности, уметь сравнивать  их  ,  видеть  сходное и отличное;  он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

      Кроме  указанных  составляющих  психологической  готовности  к  школе, исследователи выделяют уровень развития речи.  Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность  детей   к обучению  и учению прежде всего проявляется в их умении пользоваться  для произвольного управления  поведением  и  познавательными  процессами.  Не   менее   важным является развитие речи как средство общения и предпосылки  усвоению  письма.Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего  и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной  речи  существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

      К 6 – 7 годам появляется и  развивается более  сложная   самостоятельная форма речи  –  развернутое  монологическое  высказывание.  К  этому  времени лексикон ребенка  состоит  примерно   из  14  тысяч  слов.  Он  уже  владеет словоизмерением, образованием времен, правилами составления предложения.

      Речь у детей дошкольного   и младшего школьного  возрастов   развивается параллельно    с   совершенствованием   мышления,   особенно   словесно    –логического, поэтому , когда проводится психодиагностика развития  мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка,  то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления. Полностью разделить лингвистический  и  психологический  виды  анализа речи не возможно, как и отдельно провести психодиагностику мышления и  речи. Дело в том, что речь человека в ее практическом виде  содержит  в  себе  как языковое   (лингвистическое), так   и   человеческое ( личностное психологическое) начала.

      Подводя  итого  к  выше  сказанному  в  параграфе  мы  видим,  что   в познавательном плане ребенок  к поступлению в школу   уже  достигает  весьма высокого  уровня  развития,  обеспечивающего  свободное  усвоение   школьной учебной программы.

      Кроме  развития  познавательных   процессов:   восприятия,   внимания, воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность  к  школе входят сформированные  личностные  особенности.  К  поступлению  в  школу  у ребенка должны быть развиты самоконтроль , трудовые умения и навыки,  умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был готов к обучению  и  усвоению  знаний,  необходимо,  чтобы   каждая   из   названных характеристик была  у  него  достаточно  развита,  в  том  числе  и  уровень развития речи.

      В дошкольном возрасте  в основном  завершается процесс овладения  речью:

      * к 7 годам язык становится  средством общения   и  мышления  ребенка,        также  предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке  к         школе начинается обучение чтению и письму;

      * развивается звуковая сторона   речи.  Младшие  дошкольники   начинают         осознавать особенности своего  произношения,  завершается процесс         фонематического развития;

      *  развивается  грамматический   строй   речи.   Детьми   усваиваются         закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение         грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря         позволяют им в конце дошкольного возраста  перейти к конкретности         речи.

       Таким образом, высокие требования  жизни к  организации  воспитания  и обучения  интенсифицируют  поиски  новых,  более  эффективных  психолого  – педагогических  подходов,  нацеленных  на  приведение  методов  обучения   в соответствие с  психологическими  особенностями  ребенка.  Поэтому  проблема психологической  готовности  детей  к  обучению  в  школе  получает   особое значение, так как от ее решения зависит  успешность   последующего  обучения детей в школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

      Успешное  решение  задач   развития   личности   ребенка,   повышение эффективности  обучения,  благоприятное  профессиональное   становление   во многом   определяются   тем,    насколько    верно    учитывается    уровень подготовленности детей к школьному обучению.

       Поэтому готовность к обучению  в школе рассматривается как  комплексная характеристика   ребенка,   в   которой   раскрываются    уровни    развития психологических  качеств,  являющихся  наиболее  важными  предпосылками  для нормального включения в новую социальную среду и  для  формирования  учебной деятельности.

1. Психологическая  готовность к школе, прежде  всего, проявляется в наличии  у ребенка учебной мотивации,  позволяющей ему эффективно включиться  в учебный процесс. Одновременно  мотивация учения свидетельствует  о необходимом и достаточном  для начала обучения в школе  развитии интеллектуальной и  произвольной сферы будущего  ученика.

Информация о работе Психологическая готовность к школе