Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 04:43, курс лекций
В это время предпринимается попытка создания государственной системы образования, открываются светские учебные заведения. Традиционно выделяются четыре этапа развития системы просвещения в России в XVIII столетии:
первая четверть XVIII в. — создание светских школ практической направленности;
1730—1756 гг. — возникновение закрытых дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования;
1766—1782 гг. — развитие просветительских идей, разработка проектов преобразований;
1782—1786 гг. — школьная реформа, первая попытка создания системы народного просвещения.
В основу деятельности «Станции» был
положен главный принцип
Реализация педагогических идей Сороки –Росинского в школе им.Достоевского
Цели воспитания:
Принципы воспитательной
системы:
Проблемы воспитания
трудных детей
Решительно выступал против понимания
трудных детей как морально или психически
дефектных. В. Н. Сорока-Росинский считал,
что это вполне нормальные дети, попавшие
в тяжелые жизненные условия. Они вполне
поддаются педагогической коррекции.
В работе с трудными подростками «лучшим
орудием воспитания является личность
педагога, его пример…», учитель должен
быть «породистым».
Классификация учителей:
Макаренко
Основные положения
системы педагогических взглядов А.
С. Макаренко.Макаренко подверг острой критике
буржуазную и мелкобуржуазную педагогику.
Он писал, что буржуазная и мелкобуржуазная
педагогика металась от муштры детей и
подавления их личности к абсолютной свободе
детей от обязанностей, от авторитарной
педагогики слепого повиновения детей
к анархической теории «свободного воспитания».
В те годы, когда Макаренко начинал свою
работу в колонии имени Горького, многие
педагоги не освободились еще от идеалистического,
слащавого отношения к детям в духе «свободного
воспитания», Макаренко предостерегал
от сентиментального любования детьми.
«Дети — цветы жизни»,— любили повторять
педагоги и многие родители, однако многие
из них не дали себе труда задуматься над
этими прекрасными словами, из которых
вовсе не следует, что «нужно цветами любоваться,
ахать, носиться, нюхать, вздыхать». Надо
подумать, какие плоды могут развиваться
из этих цветов. Следование мелкобуржуазной
теории «свободного воспитания» развивает
у детей эгоизм, лень, барство, избалованность
и расхлябанность. В обращении с детьми
не нужно сентиментального заласкивания,
поцелуев, объятий и т. п., но необходимо
«чувство меры в любви и строгости, в ласке
и суровости». В отношении к детям нужна
«требовательная любовь»: чем больше уважения
к человеку, тем больше требований к нему.
Социалистический гуманизм, выраженный
в этих словах и красной нитью проходящий
через всю педагогическую систему Макаренко,
является одним из ее основных принципов.
Макаренко глубоко верит в творческие
силы человека, в большие его возможности.
С социалистическим гуманизмом у Макаренко
тесно сочетается оптимизм — умение видеть
в каждом воспитаннике положительные
силы, «проектировать» в человеке лучшее,
более сильное, более интересное. Он глубоко
верил в творческие силы человека, был
убежден, что правильно поставленным воспитанием
можно пробудить и развить эти силы.
Макаренко требовал, чтобы педагогическая
теория строилась на обобщении практического
опыта воспитания (такова и была вся педагогическая
теория самого А. С. Макаренко). Он критиковал
метафизические педагогические теории,
построенные умозрительным путем.
В школах колонии имени А. М. Горького и
коммуны имени Ф. Э. Дзержинского не применялась
комплексная система расположения программного
материала. Макаренко был сторонником
систематического преподавания учебных
предметов, он резко отрицательно относился
ко всякого рода прожектерству в методике
обучения — к «Дальтон-плану», «методу
проектов» и т. п.
Горячо выступал он против извращений
в вопросе о трудовом воспитании. Придавая
огромное значение воспитанию в труде,
Макаренко протестовал против непроизводительной
затраты мускульной энергии учащихся
без связи с воспитательной работой. Макаренко
возражал против заимствованного некоторыми
педагогами того времени из американской
прагматической педагогики неправильного
лозунга «труд как центр всей школьной
работы», когда в школьной жизни главное
внимание уделялось трудовым навыкам
в ущерб приобретению систематических
общеобразовательных знаний.
Макаренко высоко ценил педагогику, считал
ее самой диалектической и сложной наукой.
Он с уважением относился к педагогическим
идеям виднейших прогрессивных педагогов
прошлого и боролся за подлинную марксистско-ленинскую
педагогическую науку, остро выступая
против антимарксистских извращений в
педагогике.
Марксистско-ленинская педагогика определяет
цель коммунистического воспитания как
подготовку всесторонне развитых людей,
строителей коммунистического общества.
Макаренко конкретизировал эту цель, перечисляя
те качества, которые должно развивать
в подрастающем поколении коммунистическое
воспитание.
Мы должны воспитать преданных социалистической
Родине патриотов, образованных людей,
квалифицированных работников; людей,
обладающих чувством долга и чести, сознающих
свое достоинство, имеющих организационные
навыки, дисциплинированных, стойких,
бодрых и жизнерадостных.
Умея видеть в каждом человеке его особенности,
индивидуальность, Макаренко вместе с
тем считал, что личность человека нельзя
мыслить вне общества, отдельно от общества.
Он рассматривал личность и общество в
их диалектическом единстве. Только в
нашем, социалистическом обществе, писал
Макаренко, созданы все условия для расцвета
творческих сил личности. Исходя из этого
положения, Макаренко исключительно большое
место в своей педагогической системе
уделил проблеме воспитания в коллективе
и через коллектив.
Воспитание в коллективе
и в труде. Вопрос о воспитании молодого
поколения в духе коллективизма был ведущим,
коренным вопросом советской педагогики
с первых же дней ее существования.
Большая заслуга А. С. Макаренко заключается
в том, что он продвинул этот вопрос дальше,
указав ряд глубоко обоснованных и успешно
проверенных на практике методов воспитания.
Воспитание в коллективе и через коллектив
— это центральная идея его педагогической
системы, красной нитью проходящая через
всю педагогическую деятельность и все
его педагогические высказывания.
«Задача нашего воспитания сводится к
тому, чтобы воспитать коллективиста»,—
говорит Макаренко в статье «Некоторые
выводы из моего педагогического опыта».
Воспитание в коллективе и через коллектив
он подробно освещает в художественно-педагогических
и теоретических произведениях. «Марксизм
учит нас,— писал он,— что нельзя рассматривать
личность вне общества, вне коллектива».
Под коллективом Макаренко понимал не
случайное скопление людей, а объединение
их для достижения общих целей в общем
труде — объединение, отличающееся определенной
системой полномочий и ответственности,
определенным соотношением и взаимозависимостью
отдельных своих частей. Он подчеркивал,
что коллектив — часть советского общества:
«через коллектив каждый его член входит
в общество».
«Только создав единый школьный коллектив,
можно разбудить в детском сознании могущественную
силу общественного мнения как регулирующего
и дисциплинирующего воспитательного
фактора»,— писал Макаренко в статье «Проблемы воспитания
в советской школе».
Макаренко считал, что воздействовать
на отдельную личность можно, действуя
на коллектив, членом которого является
эта личность. Это положение он называл
«принципом параллельного действия».
В этом принципе реализуется требование
коллектива — «все за одного, один за всех».
«Принцип параллельного действия» не
исключает, однако, применения «принципа
индивидуального действия» — прямого,
непосредственного воздействия педагога
на отдельного воспитанника.
Одним из важнейших законов коллектива
Макаренко считал «закон движения коллектива».
Если коллектив достиг поставленной цели,
а новых перспектив перед собой не поставил,
наступает самоуспокоение, нет больше
стремлений, воодушевляющих участников
коллектива, нет у него будущего. Развитие
коллектива останавливается. Коллектив
всегда должен жить напряженной жизнью,
стремлением к определенной цели. В соответствии
с этим Макаренко впервые в педагогике
выдвинул и разработал важный принцип,
который он назвал «системой перспективных
линий». «Человек не может жить на свете,
если у него нет впереди ничего радостного.
Истинным стимулом человеческой жизни
является завтрашняя радость... Самое важное,
что мы привыкли ценить в человеке,— это
сила и красота. И то и другое определяется
в человеке исключительно по типу его
отношения к перспективе... Воспитать человека
— значит воспитать у него перспективные
пути, по которым располагается его завтрашняя
радость. Можно написать целую методику
этой важной работы. Она заключается в
организации новых перспектив, в использовании
уже имеющихся, в постепенной постановке
более ценных»,— писал Макаренко в «Педагогической
поэме».
Развитие детского коллектива, по Макаренко,
должно происходить постоянно; оно должно
направляться педагогическим коллективом,
который творчески ищет наиболее эффективные
пути для его движения вперед.
Педагог должен уметь увлечь весь коллектив
воспитанников и каждого из его участников
определенной целью, достижение которой,
требующее усилий, труда, борьбы, дает
глубокое удовлетворение. Добившись этой
цели, надо не останавливаться на достигнутом,
а ставить дальнейшую задачу, более широкую,
более общественно значимую, делать больше
и лучше, чем раньше. Искусство педагога
заключается в том, чтобы сочетать свое
руководство, свои педагогические требования
с большими реальными правами коллектива.
Такова в кратких словах сущность «системы
перспективных линий» А. С. Макаренко,
являющейся одной из частей его учения
о воспитании и коллективе. Правильно
осуществляемая в педагогической практике,
она будит у воспитанников уверенность
в их силах, поднимает их чувство собственного
достоинства, развивает волю и настойчивость,
поддерживает бодрость и жизнерадостность
и побуждает коллектив стремиться к новым
достижениям.
Макаренко отводил важную роль в жизни
коллектива игре. В детском возрасте игра
имеет большое значение, и ребенок, писал
Макаренко, должен играть, «надо не только
дать ему время поиграть, но надо пропитать
этой игрой всю его жизнь». Эта сторона
жизни коллектива нашла свое яркое выражение
в эстетике и символике (сигналы, рапорты,
отличительные знаки и т. п.) и во всей структуре
и деятельности коллективов колонии имели
Горького и коммуны имени Дзержинского.
Необходимым фактором воспитания в педагогической
системе Макаренко является труд. В «Лекциях
о воспитании детей» он говорил: «Правильное
советское воспитание невозможно себе
представить как воспитание нетрудовое...
В воспитательной работе труд должен быть
одним из самых основных элементов».
Макаренко правильно считал, что трудолюбие
и способность к труду не даны ребенку
от природы, а воспитываются в нем. В Советской
стране труд должен быть творческим, радостным,
сознательным, основной формой проявления
личности и заложенных в ней возможностей.
Трудовая деятельность воспитанников
занимала большое место в руководимых
Макаренко учреждениях; она непрестанно
развивалась и совершенствовалась. Начав
в колонии имени Горького с простейших
видов сельскохозяйственного труда, в
основном для нужд своего коллектива,
Макаренко затем перешел к организации
производительного труда воспитанников
в кустарных мастерских.
Своей высшей формы эта трудовая деятельность
достигла в коммуне имени Дзержинского,
где воспитанники (старшего возраста)
обучались в средней школе и работали
на производстве со сложной техникой,
требующей высококвалифицированного
труда.
В процессе трудовой деятельности детей,
говорит Макаренко, надо развивать их
умение ориентироваться, планировать
работу, бережно относиться ко времени,
к орудиям производства и к материалам,
добиваться высокого качества работы.
Во избежание ранней и узкой специализации
следует переключать детей с одного вида
труда на другой, дать им возможность получить
среднее образование и в то же время овладеть
рабочими профессиями, а также навыками
по организации и управлению производством.
Большого внимания заслуживают указания
Макаренко о трудовом воспитании детей
в семье. Он советует давать детям даже
младшего возраста не разовые поручения,
а постоянные задания, рассчитанные на
месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное
время несли ответственность за порученную
им работу. Дети могут поливать цветы в
комнате или во всей квартире, накрывать
на стол перед обедом, следить за письменным
столом отца, производить уборку в комнате,
обрабатывать определенный участок семейного
огорода или цветника и ухаживать за ним
и т. п.
Воспитание чувства
долга и чести, воспитание воли, характера
и дисциплины. В «Лекциях о воспитании детей»
Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего
гражданина, чтобы он в каждую минуту своей
жизни был готов выполнить свой долг, не
ожидая распоряжения или приказания, чтобы
он обладал инициативой и творческой волей».
Каждый член коллектива обязан сознавать
и чувствовать свой долг перед коллективом,
начиная с первичного коллектива и кончая
социалистической Родиной. Он должен обладать
чувством чести, гордиться своим коллективом,
своей великой Родиной, быть дисциплинированным,
так как без дисциплины не может быть крепкого
коллектива.
Воспитание чувства долга, чести и дисциплины
подчинено задачам социалистического
строительства. Макаренко умел развивать
у своих вспитанников эти чувства и сочетал
это развитие с воспитанием дисциплины.
В статье, озаглавленной «Воля, мужество,
целеустремленность», Макаренко писал:
«Коммунистическую волю, коммунистическое
мужество, коммунистическую целеустремленность
нельзя воспитать без специальных упражнений
в коллективе». Он упражнял своих воспитанников
в выносливости и выдержке. В колонии имени
Горького воспитанники приучались легко
переносить неудобства и трудности. У
них возник и получил всеобщее признание
лозунг «Не хныкать, не пищать», всегда
быть бодрым и мужественным.
В буржуазной педагогике под влиянием
Гербарта установилось ограниченное понимание
дисциплины — только как дисциплины послушания.
Она обычно ограничивалась отрицательными
требованиями: «не шали», «не ленись»,
«не опаздывай» и т. д. Подобному пониманию
дисциплины Макаренко противопоставляет
свое требование активной дисциплины,
или, как он выражается, «дисциплины борьбы
и преодоления». «В советском обществе,
— говорил он, — дисциплинированным человеком
мы имеем право называть только такого,
который всегда, при всяких условиях сумеет
выбрать правильное поведение, наиболее
полезное для общества, и найдет в себе
твердость продолжать такое поведение
до конца, несмотря на какие бы то ни было
трудности и неприятности». Таким образом,
дисциплина в понимании Макаренко — это
не только дисциплина торможения, но и
дисциплина стремлений, активности. Она
не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет
к новым победам и достижениям.
Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине
с воспитанием воли, мужества, твердого
характера. «У наших школьников иногда
бывает еще дисциплина порядка, но не бывает
дисциплины борьбы и преодоления»,— писал
Антон Семенович. Он указывал, что школа
умеет, пожалуй, бороться с дезорганизаторами,
но «такие типы характеров, как «тихони»,
«иисусики», накопители, приспособленцы,
шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы,
мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей
педагогической заботы... А на самом деле
именно эти характеры вырастают в людей
вредоносных...»
Дисциплина особенно развивается и крепнет
в организованном коллективе. Макаренко
говорил: «Дисциплина — это лицо коллектива,
его голос, его красота, его подвижность,
его мимика, его убежденность». «Все, что
есть в коллективе, в конечном счете принимает
форму дисциплины. Дисциплина — это глубоко
политическое явление, это то, что можно
назвать самочувствием гражданина Советского
Союза».
Рассматривая дисциплину как результат
воспитания, Макаренко различает понятия
«дисциплина» и «режим», указывая, что
режим является важным средством воспитания.
В лекции «Дисциплина, режим, наказания
и поощрения» он указывает, что у детей
часто наблюдается крикливость, егозливость,
«истеричность» и т. п. Педагоги часто
говорят: «Ребенок должен кричать, в этом
проявляется его натура». Макаренко возражает
против этого и требует: дети должны научиться
сдерживать себя, режим должен быть глубоко
продуманным, устойчивым, должен всеми
строго соблюдаться.
Отвергая неправильное утверждение педагогов,
находившихся под влиянием теории «свободного
воспитания», будто «наказание воспитывает
раба», Макаренко указывал, что, применяя
наказания, можно воспитать и раба или
запуганного, дряблого человека и свободную,
полную человеческого достоинства сильную
личность. Все дело в том, какие наказания
и как применять. Телесные наказания, конечно,
недопустимы. В отношении прочих наказаний
Макаренко требовал, чтобы они были продуманными,
не назначались сгоряча и бессистемно,
чтобы они имели индивидуализированный
характер, соответствовали бы проступку,
не были частыми, пробуждали бы в наказанном
сознание справедливости наказания и
переживание собственной вины, чтобы коллектив
признавал справедливость этих наказаний.
Такие же подробные указания дает он и
относительно поощрений.
Воспитание детей
в семье. А. С. Макаренко внес много нового,
оригинального в освещение проблемы семейного
воспитания. Он был одним из первых советских
педагогов, занявшихся разработкой этой
важной проблемы.
Главнейшим условием семейного воспитания
Макаренко считал наличие полной семьи,
крепкого коллектива, где отец и мать живут
дружно между собой и с детьми, где царствуют
любовь и взаимное уважение, где имеет
место четкий режим и трудовая деятельность.
Макаренко дал интересный психолого-педагогический
анализ ложных видов родительского авторитета.
Им он противопоставлял истинный авторитет,
главным основанием которого является
жизнь и работа родителей, их гражданское
лицо и поведение, требовал, чтобы родители
честно и разумно руководили своими детьми,
сознавали свою ответственность перед
обществом за их воспитание. Каждая семья,
говорил Макаренко, ведет свое хозяйство,
ребенок — член семьи и, следовательно,
участник всего семейного хозяйства. С
ранних лет в семейных условиях он приучается
к будущей своей хозяйственной деятельности
в более широких масштабах. Именно здесь,
в условиях семейной хозяйственной деятельности,
у детей воспитываются коллективизм, честность,
заботливость, бережливость, ответственность,
способность ориентировки и оперативность.
Подробно осветил Макаренко такие вопросы,
как значение сказки для детей раннего
возраста, руководство детским чтением,
посещение детьми театра, кино и т. п. Большое
место в жизни детей он отводил эстетическому
воспитанию.
А. С. Макаренко — педагог-новатор, обогативший
советскую педагогику ценными педагогическими
идеями, методами и приемами (система перспективных
линий, принцип параллельного действия,
стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое
толкование ряду педагогических вопросов
и детально разработал выдвинутые ранее,
но недостаточно разработанные до него
советской педагогикой проблемы (воспитание
в коллективе, семейное воспитание и др.).
Макаренко был педагогом, успешно применявшим
в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические
принципы. Руководящим принципом всей
его педагогической деятельности была
преданность социалистической Родине
и Коммунистической партии.
Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева Новые задачи и условия работы школы во время Отечественной войны. 22 июня 1941 года на нашу Советскую Родину предательски напала фашистская Германия. Коммунистическая партия призвала советский народ к борьбе с фашистскими захватчиками. Весь советский народ, как один, поднялся на защиту своей Родины, еще более сплотился вокруг партии и правительства, проявил горячий патриотизм, мужество и героизм, организованность и дисциплину как на фронте, так и в тылу. Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельности советской школы. Многие тысячи учащихся старших классов, учителей и студентов, объятые могучим патриотическим порывом, ушли в народное ополчение, в Красную Армию, в партизанские отряды. С первых же дней войны учителя и учащиеся приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружений, участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлического лома, лекарственных растений, в оказании помощи раненым в госпиталях, в шефстве над семьями фронтовиков и т. п. Школы развернули широкую общественно полезную работу. Из многих прифронтовых районов началась по указанию партии и правительства эвакуация воспитанников детских домов, детских садов и учащихся школ в глубокий тыл. Важнейшей задачей школы в то время была забота о здоровье детей. По указанию партии было организовано специальное питание детей фронтовиков, детей, эвакуированных из прифронтовой полосы, и вообще детей, слабых здоровьем. В военных условиях советской школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодежи для широкого ее участия в общественно полезном труде; развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения; наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве. Со всеми этими сложными задачами советские учителя успешно справились. Борьба за реализацию всеобщего обязательного обучения в военной обстановке. Война затормозила осуществление всеобщего семилетного обязательного обучения. Развертыванию всеобщего обучения препятствовали перемещения населения из западных районов в восточные, уход учителей в армию, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи и пр. Иногда местные органы оправдывали срыв всеобуча тем, что в военное время надо воевать, а не учиться. Коммунистическая партия указала на ошибочность таких позиций: «Как бы мы ни были поглощены войной, — писала газета «Правда», — забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач. закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени. Никаких ссылок на военную обстановку».
Наркомпросами и местными организациями был принят ряд мер по уточнению учета школьных контингентов (включая и эвакуируемых), было разрешено открывать дополнительные классы и школы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Школьная администрация, комсомол, профсоюзы и родительская общественность приняли активное участие в борьбе с отсевом учащихся и помогли укреплению школы. Только в РСФСР в школы вернулось более 360 тысяч учащихся. Правительство приняло ряд мер по борьбе с безнадзорностью детей, явившейся результатом ухода отцов на фронт, а матерей и других взрослых членов семьи на производство. В начале 1942 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. В краях и областях были созданы комиссии по борьбе с безнадзорностью, организована специальная инспектура, открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых отцов и матерей. В годы войны Коммунистическая партия и Советское правительство принимали все меры по расширению школьной сети и восстановлению ее в тех местах, где враг уничтожил школьные здания. По государственному бюджету 1944 года был ассигнован один миллиард рублей на строительство новых школьных здании. Постепенно освобождались школы, используемые не по назначению. Все это создавало в военных условиях благоприятные возможности для реализации всеобщего обучения. Многим учащимся была оказана и материальная помощь. В большинстве школ было налажено питание учащихся. С 1944/45 учебного года было установлено обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Это мероприятие ликвидировало разрыв между детским садом и школой. Однако для его реализации пришлось преодолеть ряд трудностей (не хватало учителей, классных помещений, не было умения приспособиться к возрастным особенностям детей-семилеток). Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи. Таким образом, повсеместно с большой энергией проводилась борьба за всеобщее обучение, несмотря на трудности военного времени, которые постепенно преодолевались. К концу войны удалось значительно сократить отсев учащихся из школы. Учебно-воспитательная работа школы. Общественно полезный труд школьников. Борьба советского народа с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно-воспитательную работу. Всему преподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. Изменился характер преподавания литературы, истории, географии. Юноши и девушки вдохновлялись образами молодых героев — Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Александра Матросова, Николая Гастелло и других. На местах была развернута значительная работа по пересмотру программ таких предметов, как физика, химия, биология. Содержанию преподавания был придан более практический характер, устанавливалась более тесная связь школьных курсов с жизнью, вводились военно-оборонные темы.
С начала 1941/42 учебного
года было введено изучение основ
сельского хозяйства. Согласно специальному
решению правительства с начала
1943 года при некоторых школах и
в детских домах стали