Просвещение и школа в России 18 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 04:43, курс лекций

Описание работы

В это время предпринимается попытка создания государственной системы образования, открываются светские учебные заведения. Традиционно выделяются четыре этапа развития системы просвещения в России в XVIII столетии:
первая четверть XVIII в. — создание светских школ практической направленности;
1730—1756 гг. — возникновение закрытых дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования;
1766—1782 гг. — развитие просветительских идей, разработка проектов преобразований;
1782—1786 гг. — школьная реформа, первая попытка создания системы народного просвещения.

Работа содержит 1 файл

Просвещение и школа в России 18 века.docx

— 209.38 Кб (Скачать)

Просвещение и школа в России 18 века

В это время предпринимается  попытка создания государственной  системы образования, открываются  светские учебные заведения. Традиционно  выделяются четыре этапа развития системы  просвещения в России в XVIII столетии:

первая четверть XVIII в. — создание светских школ практической направленности;

  • 1730—1756 гг. — возникновение закрытых дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования;
  • 1766—1782 гг. — развитие просветительских идей, разработка проектов преобразований;
  • 1782—1786 гг. — школьная реформа, первая попытка создания системы народного просвещения.

В эпоху Петра I ставка была сделана на создание профессиональных школ, которые готовили к конкретному  виду деятельности. В начале XVIII в. в стране появляются первые государственные школы, имеющие практическую направленность:

  • математических и навигационных наук ;
  • пушкарская ;
  • хирургическая ;
  • инженерная ;
  • артиллерийская ;
  • горные при заводах (1719, 1721).

Помимо общего образования, в них готовили и по конкретным профессиям — моряка, писаря, инженера. Одновременно создаются первые государственные  общеобразовательные школы. В 1714 г. принимается указ об открытии цифирных школ для обучения грамоте, письму и  арифметике, элементарным сведениям  по алгебре, геометрии и тригонометрии. Указы 1714—1715 гг. предписывали иметь  в каждой губернии цифирные школы  с записью в них детей в  возрасте 10—15 лет. Уже к 1718 г. открыто 42 школы, в которые зачислялись  дети всех сословий, за исключением  детей крепостных крестьян.

В 1725 г. в Петербурге учреждается Академия наук. В целях  подготовки ученых при Академии создается  два учебных заведения — университет  и гимназия.

В 1750-е гг. руководить работой университета и созданной  при нем гимназии стал М.В. Ломоносов 

Несмотря на усилия Ломоносова, университет  не пользовался популярностью. Отсутствие преподавателей, неопределенность программ обучения, чтение лекций профессорами-иностранцами на латыни или новых языках привело  к тому, что в университет дворянство шло неохотно, предпочитая военную  карьеру. Постепенно он становится общенациональным просветительским центром. В университетской  типографии печатаются книги, учебники, словари, сочинения известных педагогов. В 1779 г. открывается учительская  семинария, в которой впервые  в России преподается педагогика. Университетские профессора экзаменуют иностранных учителей и воспитателей пансионов для выявления их соответствия занимаемой должности.

Во второй четверти XVIII в. процесс  реформирования образования шел  крайне противоречиво. Созданные в  эпоху Петра I учебные заведения (цифирные, инженерные и артиллерийские школы) приходят в упадок. Открываются  новые учебные заведения. Поскольку  Россия постоянно вела войны, потребность  в подготовке офицеров для армии  и флота была велика. Первые военные  учебные заведения появляются в  стране в первой половине XVIII в.

В 1732 г. в Петербурге по инициативе фельдмаршала Б.К. Миниха создается  первый в стране кадетский корпус, больше известный как Сухопутный шляхетский корпус.

В 1752 г. в Санкт-Петербурге открывается  Морской кадетский корпус.

Особое место среди военных  учебных заведений занимал Пажеский корпус , постепенно превратившийся в элитарное учебное заведение для детей высшей дворянской знати, готовивший придворных пажей и камер-пажей. Создавая кадетские корпуса, правительство шло навстречу дворянству, которое в числе других привилегий для себя требовало права служить в армии только в качестве офицеров. Поскольку первоначально кадетские корпуса готовили не только военных, но и гражданских чиновников, помимо военных предметов в них изучались политические и юридические науки, языки, риторика, живопись, этикет. Только к первой половине XIX в. они превращаются в военные учебные заведения, где воспитанники получали общее среднее и специальное военное образование.

В эпоху правления Екатерины II предпринимается  попытка создания государственной  систему образования. План создания в России государственной системы  образования Екатерина II поручила И.И. Бецкому (1704—1795) — европейски образованному  человеку, хорошо знакомому с идеями французских просветителей. Бецкой представил на рассмотрение императрицы документ «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» , в котором изложил свои взгляды на воспитание молодого поколения.Суть концепции заключалась в следующем. России нужны просвещенные, законопослушные, преданные монарху подданные. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей любовь к отечеству, уважение к существующему правопорядку, трудолюбие. Носителем этих качеств должен быть воспитатель, к выбору которого следует предъявлять самые суровые требования. Воспитание должно осуществляться не в семье, а в закрытых учебных заведениях, созданных по сословному принципу.

И.И. Бецкой надеялся посредством воспитания создать новую «породу» людей (гуманных дворян, купцов, ремесленников) с целью  сглаживания противоречий в обществе. Условием формирования первого поколения  «новых людей» Бецкой считал строгую  изоляцию воспитанников от пагубного  влияния общества, его предрассудков  и пороков. С этой целью в 60—70 гг. XVIII в. в Москве и Петербурге создается система закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера для детей от 5—6 до 17—20 лет. По проектам И.И. Бецкого открываются воспитательное училище при Академии художеств, коммерческое училище в Москве.

При открытии учебных заведений  власти строго придерживались сословного принципа. Кадетские корпуса, пансионы предназначались для дворян, воспитательные дома, училища (коммерческие, художественные, театральные и др.) — для лиц  третьего сословия.

Особое внимание И.И. Бецкой отводил  женскому образованию. Он способствовал  открытию первого женского воспитательно-образовательного учреждения — Смольного института  благородных девиц. Первый прием  воспитанниц был осуществлен  в 1764 г. Через год по предложению  Бецкого было открыто отделение  для девушек-мещанок. Процесс обучения делился на четыре класса (уровня).

В младшем классе (6—9 лет) обучались  русскому и иностранному языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию.

Во 2-м классе (9—12 лет) к этим предметам  добавлялись история и география.

В 3-м классе (12—15 лет) вводилось  изучение «словесных наук», подразумевающее  чтение книг исторического характера, нравоучительных историй, главным  образом на французском языке.

В 4-м классе (15—18 лет) предусматривалось  обучение светскому этикету, повторение пройденного. Старшие воспитанницы занимались с младшими. В Смольном на первом месте стояло религиозное воспитание, далее следовало нравственное воспитание, которое подразумевало «усвоение светских добродетелей, кротости, учтивости, благонравного поведения, скромности и великодушия». Важное место занимало физическое воспитание, предусматривавшее привитие навыков гигиены, здорового образа жизни, умеренности во всем. Согласно Уставу, во главе Смольного стояла начальница, назначаемая императрицей. Для проверки успехов учениц устраивались экзамены. Наиболее отличившиеся воспитанницы награждались.

Создание единичных учебных  заведений в целом не изменило ситуацию в просвещении. Практическая реализация теории Бецкого натолкнулась на отсутствие подготовленных учителей, нехватку учебников, недостаточное  финансирование.

Неудовлетворенность ходом преобразований вызвала необходимость разработки нового проекта школьной реформы. В  целях подготовки реформы по указу  императрицы была создана правительственная  комиссия во главе с сенатором  П.В. Завадовским. На замысел и ход проведения реформы большое влияние оказал австрийский опыт. В качестве эксперта из-за рубежа был приглашен Ф.И. Янкович (1741—1814), имевший опыт проведения школьной реформы в Австро-Венгрии. Он стал главным идеологом реформы и разработал документы по ее реализации. В 1782 г. Екатерина II утвердила представленный Янковичем «План к установлению народных училищ в Российской империи», предусматривавший создание в России по образцу Австро-Венгрии школы для третьего сословия — народное училище. Первоначально Ф.И. Янкович предлагал создать три типа народных училищ (малые, средние и главные). Однако от средних типов школ отказались после эксперимента, проведенного в Петербурге и губернии. Принятый комиссией «Устав народным училищам в Российской империи» утвердил школьную систему в виде главных училищ (в каждом губернском городе) и малых училищ (в уездных городах и селах). Одновременно с учреждением народных училищ планировалось подготовить учителей и издать новую учебную литературу, в создании которой Янкович принял активное участие. Им были изданы «Букварь», «Прописи и для них руководство по чистописанию», «Всемирная история», подготовлены географические и исторические карты, атласы, наглядные пособия, он ввел в русской школе активную работу с глобусом, использование доски и мела .

В этот период российская школа получает первые учебники. Так, в 1786 г. были изданы учебник по естествознанию «Начертания  естественной истории», «Краткое руководство  к геометрии», «Краткая Российская грамматика» и др.

Основным учебным пособием для  российских учебных заведений стала  книга «О должностях человека и гражданина…» , в которой была изложена государственная позиция на воспитание учащихся. Во введении к учебнику цель воспитания была определена как достижение человеком благополучия, возможного лишь при верноподданническом отношении к самодержавию, преданности своему сословию, христианской добродетели, телесном здоровье и трудолюбии. Книга имела два варианта: для учителей и учащихся. В первом содержались методические рекомендации учителям по воспитанию, во втором учащимся разъяснялись их обязанности по отношению к самому себе, Богу, ближнему, обществу.

 

Педагогические  взгляды русских просветителей  18в. :Ломоносов, Новиков, Радищев.

 

 

 Н. И. Новиков. Известный просветитель-педагог второй половины XVIII века Николай Иванович Новиков (1744-1818) воспитывался в Московском университете, где формировалось его мировоззрение а затем развернулась просветительская деятельность. Новиков возглавил общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ, направляя общественную инициативу на создание школ для непривилегированного населения. Он стремился помочь домашним учителям правильно поставить обучение детей и издал много учебной литературы: азбук, букварей, учебников по различным предметам. Новиков был создателем и редактором первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», издание которого затем передал известному историку и писателю Н. М. Карамзину. Об этом журнале очень положительно впоследствии отзывался В. Г. Белинский. В своих сатирических журналах «Трутень», «Живописец» и других изданиях Новиков помещал статьи на педагогические темы, привлекая общественное внимание к вопросам воспитания. 
Вся просветительская деятельность Новикова была проникнута ненавистью к самодержавию, к крепостническому режиму и всем его порождениям, в том числе к крепостнической системе воспитания. Однако борьбу против рабства, деспотизма и произвола он вел с просветительских позиций. В просвещении Новиков видел главное средство разрешения социальных вопросов. «Причина всех заблуждений человеческих есть невежество, а совершенства - знание»,- говорил он. 
Новиков призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания детей и юношества. Но Новиков не был защитником официальной религии и господствующей церкви. Он являлся поборником веротерпимости, критиковал православное духовенство, выдвигал антиклерикальные идеи, высказал предположение, что развитие мира совершается по своим естественным законам. 
Цель воспитания, по его мнению, заключается в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам. 
Всякий человек тем полезнее бывает государству, чем просвещеннее его разум, и Новиков настаивал на том, чтобы дать детям широкое и разностороннее умственное образование. Он считал, что образование должно не только обогащать разум детей новыми знаниями, но и развивать их способность мыслить. «Разум их должен быть не только упражняем и обогащаем разными познаниями, но и так упражняем, чтобы они мало-помалу приобретали способность исследовать и разбирать то, что они знать желают, удобно отличать истинное от ложного». 
Руководствуясь идеей народности воспитания, которая занимает большое место во всей его педагогической системе, Новиков считал, что детям необходимо прежде всего изучить родной язык и словесность, историю и географию своей страны. В содержание обучения он включал «элементарные основания» как гуманитарных, так и точных наук, а также знания о природе. 
Новиков считал, что детям надо изучать мир растений и животных, знакомиться с трудовой деятельностью людей и с трудовыми процессами. В то время как в дворянской России подрастающему поколению внушали презрение к простым людям, занятым физическим трудом, он открыто призывал воспитателей прививать детям уважение к труженикам. «Водите их в домы и житницы крестьянина, в работные дома художников и рукодельцев, показывайте им там, как обрабатываются многоразличные богатства земли, как приготовляются они к употреблению для пользы и удовольствия человеков, научайте их знать главнейшие орудия, к тому употребляемые, и почитать надлежащим образом тем занимающихся». 
В области нравственного воспитания Новиков сделал также много ценных предложений. Он считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять их вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях. Новиков решительно выступал против физических наказаний. Он указывал, что сознание детей следует обогатить правильными моральными представлениями и прежде всего «впечатлевать глубоко натуральное равенство человеков», призывал развивать у детей любовь к людям вне зависимости от их состояния, религии, национальности, положения в обществе. Чтобы вызвать у детей сострадание и уважение к бедным и обездоленным, советовал «водить их в печальные, но поучительные жилища бедных, больных и умирающих», показывать им, как трудно достается хлеб больным и нуждающимся. 
Очень важно воспитывать у детей любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину, с ранних лет приучать детей к полезному труду. 
В журнале «Прибавление к Московским ведомостям» Новиков напечатал замечательную статью «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия». Это важнейший педагогический труд своего времени, в котором рассматриваются вопросы физического, нравственного и умственного воспитания. Автор призывал в нем к разработке педагогики как теории воспитания, утверждал, что есть уже «довольно материалов для сия науки, которую можно назвать педагогикой», стремился ознакомить широкий круг читателей его изданий, родителей и воспитателей с уже имеющимися в педагогике сведениями о том, как следует воспитывать детей

А. Н. Радищева Он рассматривал человека как материальное существо - часть природы. Выступая против религиозно-идеалистического взгляда на человека, Радищев говорил: «Мы не унижаем человека, находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ними законам...» Он указывал на связь между физическим и умственным развитием человека; по его словам, «развержение сил умственных в человеке следует во всем силам телесным».  
Основной задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, что настоящим патриотом может быть только человек, способный активно бороться с самодержавием за благо угнетенного народа. Эти возвышенные мысли он изложил в своем замечательном сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества». 
В своем основном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он рисовал тяжелую картину страданий, которым подвергают помещики крестьянских детей.Он указывал, что крепостнический строй препятствует духовному развитию крестьянских детей, глушит их природные способности, притупляет их сообразительность, требовал воспитания для всех детей вне зависимости от их сословного положения и считал, что одним «из величайших пунктов конституции государства является воспитание, как общественное, так и частное». Государство обязано позаботиться о том, чтобы подрастающие поколения получили надлежащее воспитание, которое бы помогло развить силы ребенка и сделать его настоящим патриотом, истинным сыном Отечества. 
Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Он указывал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело. Радищев считал, что отношения родителей к детям должны быть основаны на взаимном уважении, любви, разумной требовательности; в этом одинаково заинтересованы все общество и каждый отдельный гражданин. 
Большое место в воспитании «истинного сына Отечества» Радищев отводил процессу овладения знаниями, умственному развитию. Вместе со всеми передовыми людьми своего времени он решительно настаивал на том, чтобы отечественный язык стал языком науки и образования. В этом видел необходимое условие, обеспечивающее развитие в России науки, а также демократизацию просвещения. Он выдвигал обширную программу образования, в которую должны были входить знания об обществе и природе. 
Радищев высоко оценивал взгляды французских просветителей, но в то же время подверг обстоятельной критике их теории о взаимоотношении человека с обществом. Возражая Руссо, который утверждал, что потеря человеком свободы и возникновение неравенства людей есть результат их общественного объединения, он указывал, что в первобытном состоянии люди были «немощны, дебелы, расслаблены» и, только объединившись в общество, стали сильными. Радищев категорически заявлял: «Человек рожден для общежития...» «Да, человеки не разыдутся, как звери». Он считал человека существом социальным, которое развивается в обществе, черпает свои силы в общественном союзе, нуждается для своего формирования в общении с людьми. 
Радищев критиковал индивидуалистическую концепцию воспитания Руссо, едко высмеивал его поклонников, указывал на несообразность их воспитательных средств и методов, «эмилеподобных представлений по лесам, лугам и нивам», возражал против идеализации детской природы. В то же время он призывал считаться с природными особенностями детей. «Признавая силу воспитания, мы силу природы не отъемлем, - писал он, - воспитание, от нее зависящее, или развержение сил останется во всей силе, но от человека зависеть будет учение употреблению оных, чему способствовать будут всегда в разных степенях обстоятельства и все нас окружающее». 
Главное в формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые окружают человека. 
Критикуя закрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательные учреждения, Радищев указывал на необходимость такой организации воспитания, которая помогала бы «наклонять человека к обществу». Он считал, что в условиях изолированного от общества воспитания нельзя сформировать человека с общественными стремлениями, интересами и наклонностями. В своих произведениях «Житие Федора Васильевича Ушакова», «Путешествие из Петербурга в Москву» он отмечал, что в формировании «истинных сынов Отечества» огромную роль играет их повседневное участие в борьбе с деспотизмом, насилием, несправедливостью.

Информация о работе Просвещение и школа в России 18 века