Программа логопедической работы с заикающимися детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 04:12, практическая работа

Описание работы

В специальных детских учреждениях заикающиеся дети комплектуются в отдельные группы в соответствии с определенной возрастной категорией. Цель коррекционно-развивающего обучения в этих группах — устранение заикания. Решение этой сложной задачи возможно при правильной, научно обоснованной организации системы воспитания и обучения, предусматривающей последовательное целенаправленное преодоление отклонений в пользовании самостоятельной речью и нормализацию свойственных заикающемуся ребенку личностных особенностей, проявляющихся в общении.

Работа содержит 1 файл

программа с заикающимися.docx

— 61.25 Кб (Скачать)

       Развивая внимание к речи в  процессе труда, воспитатель дает  детям указания к работе и  обязательно следит за правильностью  их выполнения.

       Воспитатель также закрепляет  навыки общего и речевого поведения  и пользования самостоятельной  речью без заикания.

       В III периоде воспитатель упражняет  детей во фразовой речи. Это  происходит как при выполнении  различных видов труда в группе, так и при работе на участке. 

       Когда дети начинают свободно  пользоваться контекстной речью  (IV период), они сопровождают процесс  трудовой деятельности подробным  рассказом о том, что они  делают.  

Режимные моменты 

      Наряду с общими задачами в  работе с заикающимися детьми  режимные моменты необходимо  использовать как для коррекции  их общего и речевого поведения,  так и речевой деятельности.

       В режиме дня имеется ряд  благоприятных моментов для организации  правильного речевого общения  без заикания, по поводу которых  можно организовать разговор  с детьми. Важное значение при этом имеет организация детей в момент общения. Детей целесообразно расположить так, чтобы они видели и слышали друг друга (каре, круг, полукруг). Чтобы дети могли участвовать в разговоре, необходима четкая организация всех моментов: умывания, одевания, раздевания, дежурства, экскурсий, наблюдений и т. д. Необходимо научить детей выполнять все действия без лишнего шума, вслушиваться в речь взрослых и ответы товарищей, отвечать организованно, когда спросят, и о том, о чем спросят, не перебивать товарищей.

       Большое значение придается речи  взрослых. Речь их должна быть  спокойной, вопросы — четко  сформулированы, с соблюдением пауз  между вопросом и ответом ребенка.  Следует дать время на обдумывание  ответа, говорить в нормальном  темпе, не замедляя своей речи  и не требовать замедленной  речи от детей. 

Подготовка заикающихся  детей к овладению элементарными  навыками письма и чтения в подготовительной к школе группе 

      Работа над грамматически правильно  оформленной речью заикающихся  детей проводится в течение  всего периода пребывания в  детском саду, начиная с первых  дней обучения. Эта работа опирается  на практическое усвоение детьми  грамматического строя родного  языка. Вначале — это правильное  употребление падежных окончаний  при однословных ответах, а  затем — работа над грамматически  верным оформлением предложения,  текста.

       Непосредственную подготовку к  овладению элементарными навыками  письма и чтения заикающихся  детей целесообразно начинать  в феврале, так как благодаря  коррекционно-развивающему обучению  к этому времени заикающийся  ребенок может говорить без  запинок целые фразы.

       Занятия проводятся логопедом  один раз в неделю.

       Работа по развитию фонематического  слуха у детей на протяжении  всего периода подготовки к  овладению элементарными навыками  письма и чтения проводится  в форме дидактических игр  и упражнений.

       Дети учатся составлять предложение  из слов, делить его на слова  с указанием их последовательности, составлять схему.

       В мае занятия по подготовке  к овладению элементарными навыками  письма и чтения заканчиваются. 

Последовательность  развития навыков пользования самостоятельной  речью без заикания 

      На первом этапе заикающиеся  дети учатся пользоваться простейшей  самостоятельной ситуативной речью.  Они отвечают на вопросы логопеда  коротко или подробно, точно по  смыслу, формулируют самостоятельно более или менее подробные ответы, выбирают простейшие варианты ответов. Все виды работы над речью проводятся с помощью вопросов при наличии наглядной опоры и способствуют логичности, точности и лаконичности ответа.

       На втором этапе заикающиеся  дошкольники овладевают более  сложной самостоятельной ситуативной  речью. Они продолжают отвечать одним словом или фразой, учатся распространять фразы и формулировать варианты фразовых ответов, составлять рассказ сначала по вопросам логопеда, а затем без вопросов и без наглядной опоры, но еще по четким представлениям, полученным на предыдущих занятиях, самостоятельно формулируют ответы при сравнении предметов и, наконец, переходят к упражнениям в элементарной контекстной речи.

       Все перечисленные виды работ  повышают возможности детей в  пользовании самостоятельной речью,  развивают мыслительные способности,  умение отбирать речевой материал, активизируют имеющийся словарь.

       На третьем этапе заикающиеся  овладевают контекстной речью  и одновременно закрепляют навыки  пользования ситуативной речью.  Для упражнения в контекстной  речи проводятся более сложные  занятия: беседа, анализ работ,  самостоятельное составление рассказов  разной сложности и т. д.

       Все виды работ над речью  способствуют быстрой ориентации  в словарном запасе, гибкой перестройке  ответа, развитию регуляторных процессов.

       На четвертом этапе закрепляются  и совершенствуются все формы  речи, усвоенные ранее. Результаты  предшествующей работы над речью  проявляются в обстоятельности  повествования, логической последовательности, вариативности изложения одного  и того же сюжета, в умении  детей свободно и гибко пользоваться  речевыми средствами.

       В средней группе заикающиеся  дети усваивают навыки пользования  самостоятельной речью только  двух начальных этапов.

       Речь детей изменяется также  качественно, они употребляют  в активной речи большое количество  прилагательных, наречий, в чем  нормально говорящие дошкольники,  как правило, испытывают значительные  трудности. 

Работа с родителями 

      Большое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация окружающей среды: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других взрослых к ребенку, проведение досуга и т. д. Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимом своевременном устранении заикания в дошкольном возрасте, необходимом соблюдении единых требований в детском саду и дома, строго выполняли общий и речевой режим в выходные дни, все советы и рекомендации логопеда и воспитателей.

       Для ознакомления родителей с  содержанием работы в логопедической  группе данного профиля и осуществления  преемственности используются следующие  формы работы.

       1. Групповые родительские собрания.

       2. Подгрупповые и индивидуальные  беседы-консультации (один раз в  месяц по инициативе логопеда).

       3. Открытые логопедические занятия  для родителей проводятся один  раз в месяц начиная со второго учебного периода. К этому времени дети успевают привыкнуть к детскому саду и могут спокойно заниматься в присутствии родителей.

       4. Уголок для родителей, который  отражает жизнь, занятия, успехи  детей в овладении правильной  речью, содержит советы и рекомендации  родителям по различным вопросам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Логопедическая  работа с заикающимися детьми 
 
 
 
 
 
 
 

Период Содержание  коррекционной работы
  Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Занятия по изобразительной  деятельности и конструированию
I

 Сентябрь, октябрь,  ноябр

Уточнять и  расширять знания детей по лексическим  темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья», «Перелетные птицы».

 Уточнять  и расширять представления детей  о характерных признаках осени.

 Учить понимать причинно-следственные связи, обусловленные изменениями в природе: меняется погода, становится холодно, поэтому люди утепляют жилища и носят более теплую одежду, некоторые птицы улетают на юг, потому что им нечем питаться зимой (поэтому их называют перелетными), насекомые прячутся в щели и под кору деревьев, деревья сбрасывают листву, некоторые животные готовятся к зимней спячке, другие — делают запасы на зиму, линяют. Осенью поспевает урожай овощей и фруктов. Колхозники убирают урожай в специальные хранилища. Овощи выращивают в поле, а фрукты в саду.

 Расширять  и активизировать словарь детей  наиболее распространенными названиями  фруктов и овощей, их характерными  признаками (окраска, форма, вкусовые  качества).

 Знакомить со способами приготовления пищи: ее жарят, варят, солят, сушат, едят в сыром виде; разъяснять, какая часть растения употребляется в пищу (вершки, корешки). 

Воспитание внимания к речи 

Воспитывать у  детей умение вслушиваться в речь логопеда и воспитателя.

 Упражнять  в точном выполнении устных  заданий, направленных на воспроизведение  заданного ряда, последовательности  действий: «Сначала покажи детям  кубик, потом шар, потом брусок  и кирпич и все это закрой  салфеткой», «Сначала возьми...»,  «Отнеси...», «Спрячь...», «Положи...»  и т. д. 

Упражнения в  пользовании элементарной самостоятельной  ситуативной речью 

Учить детей  пользоваться однословными ответами при  рассматривании предметов, игрушек, муляжей, картин, называя предмет, его части, характерные признаки (форму, величину, окраску предмета и его частей), материал, из которого сделан предмет, действия или состояния предмета.

 Учить более точно и гибко пользоваться словарем, обозначающим, например: оттенки цветов (фиолетовый, голубоватый, желто-зеленый), названия форм (продолговатая, удлиненная, заостренная, округлая), вкусовых качеств (горький — горьковатый, сладковатый, кисленький) и т. п.

 Пользуясь  наглядной опорой, упражнять детей  в самостоятельных ответах словосочетаниями: Яблоко желтое. Гриб большой. Шляпка  круглая. 

 Для обеспечения  самостоятельности детских ответов  рекомендуется разнообразить их, используя уменьшительно-ласкательные  суффиксы: «Саша сказал, что яблоко  желтое, а ты скажи об этом  ласково». (Яблоко желтенькое.) «Слива  синяя». (Слива синенькая.)

 Учить детей  пользоваться такими словами  и словосочетаниями, как овощи,  фрукты, грибы, урожай, золотая осень,  перелетные птицы, лиственные  деревья и т. д. 

 Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых и точно выполнять все задания.

 Активное  пользование речью допускается  в ограниченном объеме применительно  к отдельным детям (по согласованию  с логопедом).

 На занятиях  по художественной литературе  развивать любовь к различным  жанрам детской художественной  литературы и фольклора.

 Учить детей  понимать поступки героев, мотивированно  оценивать поведение персонажей (начиная с III периода обучения)

 Учить отвечать  на конкретные вопросы по содержанию  литературных произведений.

 Учить выразительно читать стихи и пересказывать художественные произведения, пользуясь смысловыми паузами, ударениями, интонациями.

Воспитание  внимания к речи  

Учить детей  внимательно вслушиваться в речь логопеда и воспитателей, точно выполнять  задания в соответствии с устной инструкцией («Нарисовать огурец слева, помидор справа»), сдерживать личные желания.

 Воспитывать  у детей умение запоминать  задания с первого объяснения, не переспрашивать, соблюдать определенную  последовательность в работе, отвечать, только когда спросят и о  чем спросят.

 Формировать  у детей умение сочетать разные  виды деятельности, например: рисовать (лепить, вырезать, конструировать) и  слушать вопросы; лепить и в  это время обдумывать ответ,  прислушиваясь к ответам товарищей;  резать бумагу и отвечать на  вопросы логопеда. 

 Воспитывать  умение сдерживать или ограничивать  импульсивные реакции. 

Упражнения в  пользовании элементарной самостоятельной  ситуативной речью  

Учить детей  пользоваться однословными ответами в  процессе всего занятия (подготовка, раздача материала, объяснение и  выполнение задания).

 Учить называть  одним словом без заикания  изображаемые предметы, их части,  форму, цвет, величину предмета  и его частей, выполняемые действия  и материал, с которым работают  на занятии.

 Учить более полно и точно характеризовать видимые или осязаемые признаки предметов, например: бумага (ее цвет, форма, плотность, величина), салфетки, клеенки (их форма, величина, рисунок, расцветка), кисть (цвет ее ворса, ручки, материал, из которого она сделана, — деревянная, пластмассовая), ножницы (их длина, ширина лезвий и другие признаки: длинные — короткие, узкие — широкие, острые — тупые, остроконечные — тупоконечные, новые — старые, металлические — железные, блестящие), а также действия, производимые при лепке, аппликации, рисовании (разминаю — мну, приклеиваю — наклеиваю — подклеиваю, мажу — намазываю, промокаю — вытираю — стираю — снимаю лишний клей и т. д.).

 Учить пользоваться словосочетаниями (салфетка клетчатая, ручка пластмассовая, ножницы блестящие, карандаш красный), короткими фразами (Я нарисовал дом. Я разрезал бумагу. Я нарисую вазу).

 Поощрять  наряду с обычными ответами  детей использование уменьшительно-ласкательных  форм того же слова: кисть  — кисточка, дом — домик, куб  — кубик, ваза — вазочка.

 На занятиях  воспитателя допускается пользование  самостоятельной речью отдельными  детьми только по согласованию  с логопедом.

II

 Декабрь,  январь, февраль

Расширять и  уточнять полученные в предыдущей группе знания детей по лексическим темам: «Зима», «Транспорт», «Домашние и зимующие птицы», «Домашние животные», «Почта», «Посуда», «Хвойные деревья».

 Уточнять  и расширять знания детей о  характерных признаках зимы.

 Учить понимать  причинно-следственные связи, обусловленные  изменениями в природе: зимой  холодно, поэтому вода замерзает,  превращается в лед; люди носят  теплую одежду; зимующие птицы  прилетают ближе к жилью человека; чтобы птицы не погибли от  холода и голода, люди устраивают  им кормушки; рыбы спят на дне  водоемов. Зимой очень длинная ночь и короткий день. Зимой часто выпадает снег.

 Расширять  представления о свойствах снега:  в тепле тает, на морозе скрипит,  на солнце блестит, искрится.

 При изучении  тем «Домашние животные и птицы», «Транспорт», «Почта» знакомить  детей с трудом взрослых: почтальон  в любую погоду приносит письма, телеграммы, газеты, журналы; колхозники  ухаживают за домашними животными  и птицами, ежедневно поят, кормят, содержат их в чистоте; шоферы  и водители на различных видах  транспорта перевозят людей и  грузы.

 Дать представления  о пользе домашних животных.

 Обогащать  и активизировать словарь детей  при формировании следующих понятий:  хвойные деревья, транспорт —  грузовой и легковой, воздушный  и водный, пассажирский; столовая, чайная, кухонная посуда (сервизы).

 Расширять  активный словарный запас детей  за счет употребления названий  наиболее распространенных зимующих  птиц (синица, воробей, голубь, сорока, ворона, снегирь), домашних животных  и птиц и их детенышей.  

Формирование  элементарных навыков письма и чтения  

Учить детей  составлять предложения из двух, трех, четырех слов (без предлогов).

 Учить анализировать предложения по количеству и порядку слов (выделять первое, второе, третье и т. д. слово в предложении); слова по количеству слогов и звуков (односложные слова с закрытым слогом (кот, мак), двух-, трехсложные слова с открытыми слогами (рука, молоко).

 Учить детей  слышать звуки в составе слова  и к предложенному слогу подбирать  один или несколько слогов, чтобы получить слова: мама, Маша, малина, машина и т. д.

Примерная тематика занятий 

1 занятие. Знакомить  с предложением. Учить составлению  предложений из двух слов.

2 занятие. Закреплять  знания детей о предложении.  Знакомить со схемой двусловного предложения.

3 занятие. Учить  самостоятельно составлять короткие предложения, определять количество слов в них, составлять схему.

4 занятие. Дать  понятие о «маленьких словах»  в предложении. Учить составлять  предложения по опорным словам.

5 занятие. Упражнять  детей в составлении и анализе  предложения. 

6 занятие. Знакомить  с делением слов на части.  Дидактическая игра «Закончи  слово».

7 занятие. Учить  делению на части двусложных  слов с открытыми слогами. Учить  схеме деления слова на части.

8 занятие. Закреплять  понятия о гласных и согласных  звуках. Упражнять детей в делении  двусложных слов на части. 

9 занятие. Учить  составлению предложений по опорным  словам с определением места  слов в предложении. Учить делению  трехсложных слов с открытыми  слогами на части. Учить составлять  схему слова. 

10 занятие. Развивать  фонематический слух (звуки [ж]  — [ш]). Закреплять понятия о гласных и согласных.

11 занятие. Воспитывать  у детей способность выделять  звук и определять его место  в слове. Дидактическая игра  «Придумай слово на данный  звук». Закреплять умение делить  слова на части. 

12 занятие. Развивать  фонематический слух (звуки [с]  — [з]). Дидактическая игра на умение определить место звука в слове «Угадай, какой общий звук».

13 занятие. Знакомить  с односложными словами, например: сыр, мак, кот. Учить записывать  слова схематически, определяя количество  звуков в слове. 

14 занятие. Развивать  фонематический слух (звуки [с]  — [ш]). Игра на определение места звука в слове.

15 занятие. Развивать  фонематический слух (звуки [з] — [ж]). Закреплять знания детей о слове, части слова, количестве частей в слове.

16 занятие. Закреплять  знания пройденного материала.  Дать полный анализ предложения  и слова устно и схематически.  

Воспитание внимания к речи  

Воспитывать у  детей умение вслушиваться в речь взрослых и своих товарищей на занятиях, использовать речевые модели логопеда и воспитателей (развернутые  фразы, варианты фраз, рассказ) для построения собственных ответов.

 Учить детей  точно выполнять поручения по  воспроизведению ряда последовательных  действий. 

Упражнения в  пользовании более сложной самостоятельной  ситуативной речью 

Учить детей  пользоваться без заикания краткими и развернутыми фразовыми ответами при наблюдении за живыми объектами, обследовании и осмотре натуральных  предметов, игрушек, муляжей, рассматривании предметных и сюжетных картин и другого  наглядного материала.

 Учить строить  короткие и распространенные  ответы в зависимости от требований  логопеда, например: «Кто это?» (Кошка.) «Скажи полным ответом, кого  я показала». (Вы показали кошку.)

 Учить детей  подбирать несколько ответов  на один вопрос, характеризуя  разные признаки предмета и  учитывая при этом ответы товарищей,  чтобы не повторяться. 

 Воспитывать  умение быстро отбирать речевые  средства (слова, грамматические  формы) для построения ответов,  пользуясь речевыми моделями  логопеда.

 Учить точно использовать слова, обозначающие похожие действия: летит, прилетает, садится, опускается, взлетает, подлетает, улетает, вылетает и т. п.

 Учить детей  пользоваться в ответах такими  словами и словосочетаниями, как  посуда, транспорт, хвойные деревья,  домашние животные, зимующие птицы  и т. д. 

 Учить по вопросам составлять коллективно и индивидуально рассказы по картине. Учить придумывать на каждый вопрос несколько ответов, выбирать наиболее удачный.

 Закреплять  навыки пользования самостоятельной  речью, усвоенные в I периоде.

 На занятиях  воспитателя закрепляется активное  пользование самостоятельной речью,  усвоенной в предыдущем периоде  на занятиях логопеда. Для закрепления  правильной речи используются  такие ситуации, как разговор  во время дежурств, наблюдений  и т. д.

Воспитание  внимания к речи  

Воспитывать у  детей внимание к своей речи, к речи воспитателей и своих товарищей; умение заметить ошибку товарища.

 Формировать  умение запоминать и выполнять  в определенной последовательности  задание, несколько большее по  объему, чем в I периоде; быть  собранным, сосредоточенным, запоминать  задание и выполнять его самостоятельно, не подсматривая к товарищу  и не переспрашивая взрослых; работать в едином темпе.

 Развивать  умение сочетать разные виды  деятельности: слушать вопросы и  рисовать; рисовать и, удерживая  в памяти вопрос, обдумывать ответ;  рисовать и отвечать на вопрос; рисовать и слушать ответы  товарищей (аналогично на всех  занятиях по изобразительной  деятельности, конструированию).  

Упражнения в  пользовании более сложной самостоятельной  ситуативной речью 

Формировать у  детей умение отвечать без заикания короткими и развернутыми предложениями  в соответствии с требованиями взрослого  при наличии наглядного материала («Скажи кратко, скажи полным ответом, подробнее...»; «Что находится (лежит) на ваших столах?», «Что приготовлено для  занятия?» (Карандаши и бумага.) «Кто скажет полным ответом?» (У нас на столах лежат карандаши и бумага.) «Кто скажет подробнее?» (У нас на столах лежат разноцветные карандаши и бумага.)

 Учить подбирать  на один вопрос логопеда несколько  сначала однословных, а затем  развернутых ответов, характеризующих  предмет с разных сторон: «Что  можно сказать об этой коробке,  какая она?» (Эта коробка картонная. Вы показываете прямоугольную коробку. У вас красивая новая коробка. Эта коробка прямоугольной формы. Эта коробка с красивым рисунком.)

 Учить строить  рассказ, передавая в нем последовательность  действий, выполняемых в процессе  занятия по лепке, аппликации, рисованию или конструированию,  сначала по вопросам логопеда, а затем самостоятельно.

 Учить составлять  отдельные ответы и рассказы  сначала с опорой на наглядный  материал, а затем без него, по  представлению. 

 Учить отвечать  на вопросы словосочетаниями  и распространенными предложениями  без опоры на наглядный материал: Зимующие птицы. Домашние животные. Мы рисовали зимующих птиц  и т. п.

 Закреплять  у детей навыки пользования  самостоятельной речью, усвоенные  в I периоде.

III

 Март, апрель

Расширять и  уточнять знания детей по лексическим  темам: «Весна», «Дикие животные», «Перелетные  птицы», «Звери жарких стран».

 Уточнять  и расширять представления детей  о характерных признаках весны,  учить сравнивать ее с зимой.

 Учить понимать причинно-следственные связи, обусловленные изменениями в природе: солнце греет все теплее, поэтому тает снег, появляются сосульки, тает лед на реках, начинается ледоход; обилие влаги и тепла необходимо для роста растений; становится теплее, поэтому люди меняют одежду; кончились холода, поэтому птицы возвращаются на родину, вьют гнезда, выводят птенцов; с наступлением тепла появляются насекомые, у диких животных рождаются детеныши.

 Дать представления  о пользе, которую приносят дикие  животные и перелетные птицы.

 При изучении  темы «Весна» знакомить детей  с трудом взрослых по обработке  почвы и подготовке ее к  посеву и посадкам, уходу за  плодовыми деревьями и кустарниками.

 Продолжать  знакомить с различными профессиями  взрослых.

 Обогащать  и активизировать словарь детей  при формировании понятий: весна,  дикие животные, перелетные птицы,  звери жарких стран, труд взрослых.

 Расширять  активный словарь за счет употребления  названий наиболее распространенных  перелетных птиц (грач, скворец, ласточка, жаворонок, соловей, журавль и  др.), диких зверей, характерных признаков  их внешнего вида, названий детенышей  и т. д.  

Воспитание внимания к речи 

Учить внимательно слушать связные рассказы логопеда, воспитателей и своих товарищей, чтобы затем вариативно использовать лексический материал в своих ответах.

 Воспитывать  умение замечать ошибки в рассказах товарищей и удерживать их в памяти до конца рассказа.

 Закреплять  у детей навыки по запоминанию  устного задания и воспроизведению  определенного ряда действий  в определенной последовательности.  

Упражнения в  пользовании контекстной речью 

Учить детей  составлять рассказы без наглядной  опоры сначала по вопросам, а затем  без них.

 Учить составлять  рассказы по картине, а затем  — умению продолжать развивать  по представлению сюжет, который  мог бы быть после изображенного  на картине действия. Аналогично  учить детей составлять рассказ  о том, что могло предшествовать  изображенному на картине действию.

 Поощрять  творческую активность детей  в составлении рассказов на  заданную тему, из личного опыта,  по образцу рассказа логопеда  и т. д.

 Воспитывать  умение быстро отбирать речевые  средства и правильно формулировать  мысль. 

 Учить пересказывать  прочитанные тексты сначала по  вопросам, затем без вопросов, учить  продолжать рассказ товарища  с того места, где он остановился. 

 Учить детей  отличать сказку по некоторым  признакам от рассказа и в  соответствии с заданием самим  придумать сказку или рассказ.

 Учить самостоятельно делать вывод при сравнении предметов.

 Закреплять  все навыки пользования самостоятельной  речью, полученные ранее.

 На занятиях  воспитателя поощряется активная  речь детей, они пользуются  самостоятельной речью, усвоенной  в I и II периодах. Закрепление речевых  навыков проводится и вне занятий:  на прогулках, экскурсиях, при  одевании, раздевании, дежурствах, посильном  труде и т. д.

Воспитание  внимания к речи  

Формировать у  детей умение выслушивать и запоминать полностью все задания к предстоящей  деятельности и выполнять ее в  соответствии с указанным порядком.

 Воспитывать  внимание к речи товарищей  (дети должны уметь замечать  ошибки, допущенные в рассказе  о предстоящей деятельности, и  исправлять их) и к своей речи (замечать допущенные ошибки, неточности  и самостоятельно исправлять  их).

 Воспитывать  умение спокойно реагировать  на дополнительные вопросы логопеда, воспитателя и замечания товарищей. 

Упражнения в  пользовании элементарной контекстной  речью 

Формировать у  детей умение отвечать на вопросы  кратко и развернуто без опоры  на образец рисунка, поделки, опираясь лишь на представления о предмете, явлении.

 Учить логично рассказывать о последовательности выполнения предстоящей работы, а также объяснять некоторые моменты, например: «Чем обусловлен выбор того или иного материала?» (Я выбрал острые ножницы. Мне нужны острые ножницы, потому что я буду резать плотную бумагу.) Чем обусловлено то или иное расположение предметов на листе бумаги? («Почему ты нарисуешь дерево справа?» — Потому что слева на моем рисунке будет дом.) С чем связана такая последовательность в выполнении ряда операций? (Сначала я буду примеривать дверь и окно, а потом приклеивать. «Почему надо сначала примеривать?» — Сначала надо примерить дверь и окна, чтобы знать, сколько их уместится, а потом уже их наклеивать.)

 Закреплять у детей навыки пользования объясняющей речью путем выступления их в роли учителя («Объясни, как учитель, что и как надо делать...» «Объясни так, чтобы тебя поняли все дети...»).

 Учить детей  умению не только правильно  объяснить процесс выполнения  работы, но и задавать конкретные  вопросы, точно и кратно формулировать  их.

 Упражнять  детей в пользовании более  сложной рассуждающей речью, например: «Как бы ты поступил, если бы  тебе не дали зеленую краску?»  — Я попросил бы зеленый  лист бумаги и траву рисовать  не стал бы, а только цветы  и деревья. «А если бы я  не дала ножницы, как бы ты  выполнил задание?» — Я стал  бы выщипывать из тонкой бумаги  облака, как вы нас учили, и  потом наклеил бы их и т.  п.

 Учить детей  предварительно планировать рассказ  мысленно (про себя), а затем рассказывать  его вслух.

 Учить умению  перестраивать свой план, чтобы  не повторять рассказ товарища.

 Совершенствовать  стилистику детских рассказов.

 Обращать  внимание детей на излишние  повторы, незаконченные фразы,  порядок слов в предложении,  что способствует формированию  внутренней речи.

 Закреплять  у детей навыки пользования  самостоятельной речью различной  сложности.

 На занятиях  воспитателя и в специально  организованных ситуациях (умывание, дежурство, уборка помещения и  т. д.) закреплять у детей навыки  самостоятельной речи, приобретенные  на предыдущих этапах обучения.

IV Май, Расширять знания детей о лете, насекомых, растениях.

 Уточнять  и обогащать знания о характерных  признаках лета, учить умению  сравнивать лето с другими  временами года.

 Познакомить  детей со школой и библиотекой.

 Дать представления о том, что в школе учатся читать, писать, считать, о школьных принадлежностях (парты, доска, мел, портфель, книги (учебники), тетради, ручки, карандаши, линейки, разрезная азбука).

 Дать представление  о том, что в библиотеке хранятся  книги, их можно брать и читать  дома или в читальном зале. Познакомить с такой профессией, как библиотекарь. Воспитывать бережное  отношение к книгам.

 Уточнить, расширить  и активизировать словарь детей  при формировании понятий о  лете, насекомых, растениях, школе,  библиотеке. 

Воспитание внимания к речи 

Закрепить навыки умения внимательно выслушать любого собеседника как на занятиях, так и вне их: не перебивать, не вмешиваться в разговор, запоминать ошибки, неточности в речи товарищей, уметь поправлять ошибку.

 Воспитывать  умение спокойно реагировать  на замечания взрослых и товарищей,  правильно выполнять сложные  поручения. 

Упражнения в  пользовании более сложной контекстной  речью 

Закрепить навыки пользования самостоятельной связной  речью различной сложности, как  ситуативной, так и контекстной. Большее количество упражнений отводить на закрепление сложной контекстной  речи.

 Упражнять  детей в составлении творческих  рассказов и сказок по картине,  по образцу логопеда, из личного  опыта, придумывании конца к  рассказу.

 Учить детей  использовать в рассказах сравнения,  определения и другие выразительные  средства (интонация, пауза, подражание  голосам действующих лиц в  сказке или рассказе).

 Воспитатель  на своих занятиях и в различных  режимных моментах должен закреплять  все речевые навыки детей, усвоенные  на протяжении года.

Воспитание  внимания к речи  

Закрепить все  навыки речевого поведения, полученные за год: внимательно слушать речь всех окружающих (взрослых, близких, родных, незнакомых людей, своих товарищей), выслушивать до конца, понимать содержание сказанного, правильно выполнить просьбу или поблагодарить за совет, пожелание; уметь объяснить понятно, кратко или развернуто, отвечая на вопрос взрослого. Замечать ошибки в речевом поведении своих товарищей, уметь объяснить ошибку, предложить вариант правильного ответа, способа поведения. 

Упражнения в  пользовании более сложной контекстной  речью 

Закреплять навыки построения последовательного рассказа о предстоящей деятельности, задуманной самими детьми, и предварительного мысленного планирования с учетом прослушанных рассказов детей. Широко практикуются прерывание рассказов ребенка вопросом логопеда, требующим дополнения, объяснения или рассуждения, а иногда и доказательства только что сказанного.

 Учить детей  одно и то же содержание  своей деятельности передавать  развернуто и кратко, называя  лишь основные операции в предстоящей  работе.

 Закреплять  все формы ситуативной и контекстной  речи.

 На занятиях  воспитателя закрепляются навыки  самостоятельной речи, усвоенной  на предыдущих этапах обучения.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Итоги коррекционно-развивающего обучения в подготовительной группе

      Оценивается:

      • степень сформированности звуковой и лексико-грамматической стороны речи;

       • особенности речевого общения — вариабельность проявления заикания в зависимости от: темы общения; ситуации общения; формы речи (диалогическая, монологическая; ситуативная, контекстная); степени подготовленности; темпа речи;

       • особенности речевого поведения  (активность, импульсивность);

       • проявления заикания (частота  и интенсивность запинок, продолжительность  речевой судороги, непреднамеренные  паузы в высказывании, «трудные»  звуки, эмболофразия, сопутствующие движения).

       К концу обучения в подготовительной  группе дети должны:

      • усвоить содержание программы  подготовительной группы общеобразовательного  детского сада;

       • овладеть разными формами  самостоятельной контекстной речи  — рассказом по представлению,  пересказом;

       • свободно пользоваться плавной  речью различной сложности в  разных ситуациях общения;

       • уметь адаптироваться к различным  условиям общения;

       • преодолеть индивидуальные  коммуникативные затруднения.

Информация о работе Программа логопедической работы с заикающимися детьми