Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 04:12, практическая работа
В специальных детских учреждениях заикающиеся дети комплектуются в отдельные группы в соответствии с определенной возрастной категорией. Цель коррекционно-развивающего обучения в этих группах — устранение заикания. Решение этой сложной задачи возможно при правильной, научно обоснованной организации системы воспитания и обучения, предусматривающей последовательное целенаправленное преодоление отклонений в пользовании самостоятельной речью и нормализацию свойственных заикающемуся ребенку личностных особенностей, проявляющихся в общении.
Развивая внимание к речи в
процессе труда, воспитатель
Воспитатель также закрепляет
навыки общего и речевого
В III периоде воспитатель упражняет
детей во фразовой речи. Это
происходит как при выполнении
различных видов труда в
Когда дети начинают свободно
пользоваться контекстной
Режимные моменты
Наряду с общими задачами в
работе с заикающимися детьми
режимные моменты необходимо
использовать как для
В режиме дня имеется ряд
благоприятных моментов для
Большое значение придается
Подготовка заикающихся
детей к овладению
Работа над грамматически
Непосредственную подготовку к
овладению элементарными
Занятия проводятся логопедом один раз в неделю.
Работа по развитию
Дети учатся составлять
В мае занятия по подготовке
к овладению элементарными
Последовательность
развития навыков пользования
На первом этапе заикающиеся
дети учатся пользоваться
На втором этапе заикающиеся
дошкольники овладевают более
сложной самостоятельной
Все перечисленные виды работ
повышают возможности детей в
пользовании самостоятельной
На третьем этапе заикающиеся
овладевают контекстной речью
и одновременно закрепляют
Все виды работ над речью
способствуют быстрой
На четвертом этапе
В средней группе заикающиеся
дети усваивают навыки
Речь детей изменяется также
качественно, они употребляют
в активной речи большое
Работа с родителями
Большое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация окружающей среды: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других взрослых к ребенку, проведение досуга и т. д. Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимом своевременном устранении заикания в дошкольном возрасте, необходимом соблюдении единых требований в детском саду и дома, строго выполняли общий и речевой режим в выходные дни, все советы и рекомендации логопеда и воспитателей.
Для ознакомления родителей с
содержанием работы в
1. Групповые родительские
2. Подгрупповые и индивидуальные беседы-консультации (один раз в месяц по инициативе логопеда).
3. Открытые логопедические
4. Уголок для родителей, который
отражает жизнь, занятия,
Логопедическая
работа с заикающимися детьми
Период | Содержание коррекционной работы | |
Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром | Занятия по изобразительной деятельности и конструированию | |
I
Сентябрь, октябрь, ноябр |
Уточнять и
расширять знания детей по лексическим
темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы»,
«Деревья», «Перелетные птицы».
Уточнять
и расширять представления Учить понимать причинно-следственные связи, обусловленные изменениями в природе: меняется погода, становится холодно, поэтому люди утепляют жилища и носят более теплую одежду, некоторые птицы улетают на юг, потому что им нечем питаться зимой (поэтому их называют перелетными), насекомые прячутся в щели и под кору деревьев, деревья сбрасывают листву, некоторые животные готовятся к зимней спячке, другие — делают запасы на зиму, линяют. Осенью поспевает урожай овощей и фруктов. Колхозники убирают урожай в специальные хранилища. Овощи выращивают в поле, а фрукты в саду. Расширять
и активизировать словарь Знакомить со
способами приготовления пищи: ее жарят,
варят, солят, сушат, едят в сыром виде;
разъяснять, какая часть растения употребляется
в пищу (вершки, корешки). Воспитание внимания
к речи Воспитывать у детей умение вслушиваться в речь логопеда и воспитателя. Упражнять
в точном выполнении устных
заданий, направленных на Упражнения в
пользовании элементарной самостоятельной
ситуативной речью Учить детей пользоваться однословными ответами при рассматривании предметов, игрушек, муляжей, картин, называя предмет, его части, характерные признаки (форму, величину, окраску предмета и его частей), материал, из которого сделан предмет, действия или состояния предмета. Учить более точно и гибко пользоваться словарем, обозначающим, например: оттенки цветов (фиолетовый, голубоватый, желто-зеленый), названия форм (продолговатая, удлиненная, заостренная, округлая), вкусовых качеств (горький — горьковатый, сладковатый, кисленький) и т. п. Пользуясь
наглядной опорой, упражнять детей
в самостоятельных ответах Для обеспечения
самостоятельности детских Учить детей пользоваться такими словами и словосочетаниями, как овощи, фрукты, грибы, урожай, золотая осень, перелетные птицы, лиственные деревья и т. д. Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых и точно выполнять все задания. Активное
пользование речью допускается
в ограниченном объеме На занятиях по художественной литературе развивать любовь к различным жанрам детской художественной литературы и фольклора. Учить детей понимать поступки героев, мотивированно оценивать поведение персонажей (начиная с III периода обучения) Учить отвечать
на конкретные вопросы по Учить выразительно читать стихи и пересказывать художественные произведения, пользуясь смысловыми паузами, ударениями, интонациями. |
Воспитание
внимания к речи Учить детей внимательно вслушиваться в речь логопеда и воспитателей, точно выполнять задания в соответствии с устной инструкцией («Нарисовать огурец слева, помидор справа»), сдерживать личные желания. Воспитывать у детей умение запоминать задания с первого объяснения, не переспрашивать, соблюдать определенную последовательность в работе, отвечать, только когда спросят и о чем спросят. Формировать
у детей умение сочетать Воспитывать
умение сдерживать или Упражнения в
пользовании элементарной самостоятельной
ситуативной речью Учить детей пользоваться однословными ответами в процессе всего занятия (подготовка, раздача материала, объяснение и выполнение задания). Учить называть одним словом без заикания изображаемые предметы, их части, форму, цвет, величину предмета и его частей, выполняемые действия и материал, с которым работают на занятии. Учить более полно и точно характеризовать видимые или осязаемые признаки предметов, например: бумага (ее цвет, форма, плотность, величина), салфетки, клеенки (их форма, величина, рисунок, расцветка), кисть (цвет ее ворса, ручки, материал, из которого она сделана, — деревянная, пластмассовая), ножницы (их длина, ширина лезвий и другие признаки: длинные — короткие, узкие — широкие, острые — тупые, остроконечные — тупоконечные, новые — старые, металлические — железные, блестящие), а также действия, производимые при лепке, аппликации, рисовании (разминаю — мну, приклеиваю — наклеиваю — подклеиваю, мажу — намазываю, промокаю — вытираю — стираю — снимаю лишний клей и т. д.). Учить пользоваться словосочетаниями (салфетка клетчатая, ручка пластмассовая, ножницы блестящие, карандаш красный), короткими фразами (Я нарисовал дом. Я разрезал бумагу. Я нарисую вазу). Поощрять
наряду с обычными ответами
детей использование На занятиях
воспитателя допускается |
II
Декабрь, январь, февраль |
Расширять и
уточнять полученные в предыдущей группе
знания детей по лексическим темам:
«Зима», «Транспорт», «Домашние и зимующие
птицы», «Домашние животные», «Почта»,
«Посуда», «Хвойные деревья».
Уточнять и расширять знания детей о характерных признаках зимы. Учить понимать
причинно-следственные связи, Расширять
представления о свойствах При изучении
тем «Домашние животные и Дать представления о пользе домашних животных. Обогащать
и активизировать словарь Расширять
активный словарный запас Формирование
элементарных навыков письма и чтения Учить детей составлять предложения из двух, трех, четырех слов (без предлогов). Учить анализировать предложения по количеству и порядку слов (выделять первое, второе, третье и т. д. слово в предложении); слова по количеству слогов и звуков (односложные слова с закрытым слогом (кот, мак), двух-, трехсложные слова с открытыми слогами (рука, молоко). Учить детей
слышать звуки в составе слова
и к предложенному слогу Примерная тематика занятий 1 занятие. Знакомить с предложением. Учить составлению предложений из двух слов. 2 занятие. Закреплять
знания детей о предложении.
Знакомить со схемой 3 занятие. Учить самостоятельно составлять короткие предложения, определять количество слов в них, составлять схему. 4 занятие. Дать
понятие о «маленьких словах»
в предложении. Учить 5 занятие. Упражнять детей в составлении и анализе предложения. 6 занятие. Знакомить с делением слов на части. Дидактическая игра «Закончи слово». 7 занятие. Учить
делению на части двусложных
слов с открытыми слогами. 8 занятие. Закреплять понятия о гласных и согласных звуках. Упражнять детей в делении двусложных слов на части. 9 занятие. Учить
составлению предложений по 10 занятие. Развивать фонематический слух (звуки [ж] — [ш]). Закреплять понятия о гласных и согласных. 11 занятие. Воспитывать
у детей способность выделять
звук и определять его место
в слове. Дидактическая игра
«Придумай слово на данный
звук». Закреплять умение 12 занятие. Развивать фонематический слух (звуки [с] — [з]). Дидактическая игра на умение определить место звука в слове «Угадай, какой общий звук». 13 занятие. Знакомить
с односложными словами, 14 занятие. Развивать фонематический слух (звуки [с] — [ш]). Игра на определение места звука в слове. 15 занятие. Развивать фонематический слух (звуки [з] — [ж]). Закреплять знания детей о слове, части слова, количестве частей в слове. 16 занятие. Закреплять
знания пройденного материала.
Дать полный анализ Воспитание внимания
к речи Воспитывать у детей умение вслушиваться в речь взрослых и своих товарищей на занятиях, использовать речевые модели логопеда и воспитателей (развернутые фразы, варианты фраз, рассказ) для построения собственных ответов. Учить детей
точно выполнять поручения по
воспроизведению ряда Упражнения в
пользовании более сложной Учить детей пользоваться без заикания краткими и развернутыми фразовыми ответами при наблюдении за живыми объектами, обследовании и осмотре натуральных предметов, игрушек, муляжей, рассматривании предметных и сюжетных картин и другого наглядного материала. Учить строить
короткие и распространенные
ответы в зависимости от Учить детей
подбирать несколько ответов
на один вопрос, характеризуя
разные признаки предмета и
учитывая при этом ответы Воспитывать
умение быстро отбирать Учить точно использовать слова, обозначающие похожие действия: летит, прилетает, садится, опускается, взлетает, подлетает, улетает, вылетает и т. п. Учить детей пользоваться в ответах такими словами и словосочетаниями, как посуда, транспорт, хвойные деревья, домашние животные, зимующие птицы и т. д. Учить по вопросам составлять коллективно и индивидуально рассказы по картине. Учить придумывать на каждый вопрос несколько ответов, выбирать наиболее удачный. Закреплять
навыки пользования На занятиях
воспитателя закрепляется |
Воспитание
внимания к речи Воспитывать у детей внимание к своей речи, к речи воспитателей и своих товарищей; умение заметить ошибку товарища. Формировать
умение запоминать и выполнять
в определенной Развивать
умение сочетать разные виды
деятельности: слушать вопросы и
рисовать; рисовать и, удерживая
в памяти вопрос, обдумывать ответ;
рисовать и отвечать на вопрос;
рисовать и слушать ответы
товарищей (аналогично на всех
занятиях по изобразительной
деятельности, конструированию). Упражнения в
пользовании более сложной Формировать у детей умение отвечать без заикания короткими и развернутыми предложениями в соответствии с требованиями взрослого при наличии наглядного материала («Скажи кратко, скажи полным ответом, подробнее...»; «Что находится (лежит) на ваших столах?», «Что приготовлено для занятия?» (Карандаши и бумага.) «Кто скажет полным ответом?» (У нас на столах лежат карандаши и бумага.) «Кто скажет подробнее?» (У нас на столах лежат разноцветные карандаши и бумага.) Учить подбирать
на один вопрос логопеда Учить строить
рассказ, передавая в нем Учить составлять отдельные ответы и рассказы сначала с опорой на наглядный материал, а затем без него, по представлению. Учить отвечать
на вопросы словосочетаниями
и распространенными Закреплять
у детей навыки пользования
самостоятельной речью, |
III
Март, апрель |
Расширять и
уточнять знания детей по лексическим
темам: «Весна», «Дикие животные», «Перелетные
птицы», «Звери жарких стран».
Уточнять
и расширять представления Учить понимать причинно-следственные связи, обусловленные изменениями в природе: солнце греет все теплее, поэтому тает снег, появляются сосульки, тает лед на реках, начинается ледоход; обилие влаги и тепла необходимо для роста растений; становится теплее, поэтому люди меняют одежду; кончились холода, поэтому птицы возвращаются на родину, вьют гнезда, выводят птенцов; с наступлением тепла появляются насекомые, у диких животных рождаются детеныши. Дать представления о пользе, которую приносят дикие животные и перелетные птицы. При изучении
темы «Весна» знакомить детей
с трудом взрослых по Продолжать
знакомить с различными Обогащать
и активизировать словарь Расширять
активный словарь за счет Воспитание внимания
к речи Учить внимательно слушать связные рассказы логопеда, воспитателей и своих товарищей, чтобы затем вариативно использовать лексический материал в своих ответах. Воспитывать
умение замечать ошибки в Закреплять
у детей навыки по запоминанию
устного задания и Упражнения в
пользовании контекстной речью Учить детей составлять рассказы без наглядной опоры сначала по вопросам, а затем без них. Учить составлять
рассказы по картине, а затем
— умению продолжать развивать
по представлению сюжет, Поощрять творческую активность детей в составлении рассказов на заданную тему, из личного опыта, по образцу рассказа логопеда и т. д. Воспитывать
умение быстро отбирать Учить пересказывать
прочитанные тексты сначала по
вопросам, затем без вопросов, учить
продолжать рассказ товарища
с того места, где он Учить детей отличать сказку по некоторым признакам от рассказа и в соответствии с заданием самим придумать сказку или рассказ. Учить самостоятельно делать вывод при сравнении предметов. Закреплять
все навыки пользования На занятиях
воспитателя поощряется |
Воспитание
внимания к речи Формировать у
детей умение выслушивать и запоминать
полностью все задания к Воспитывать внимание к речи товарищей (дети должны уметь замечать ошибки, допущенные в рассказе о предстоящей деятельности, и исправлять их) и к своей речи (замечать допущенные ошибки, неточности и самостоятельно исправлять их). Воспитывать
умение спокойно реагировать
на дополнительные вопросы Упражнения в
пользовании элементарной контекстной
речью Формировать у детей умение отвечать на вопросы кратко и развернуто без опоры на образец рисунка, поделки, опираясь лишь на представления о предмете, явлении. Учить логично рассказывать о последовательности выполнения предстоящей работы, а также объяснять некоторые моменты, например: «Чем обусловлен выбор того или иного материала?» (Я выбрал острые ножницы. Мне нужны острые ножницы, потому что я буду резать плотную бумагу.) Чем обусловлено то или иное расположение предметов на листе бумаги? («Почему ты нарисуешь дерево справа?» — Потому что слева на моем рисунке будет дом.) С чем связана такая последовательность в выполнении ряда операций? (Сначала я буду примеривать дверь и окно, а потом приклеивать. «Почему надо сначала примеривать?» — Сначала надо примерить дверь и окна, чтобы знать, сколько их уместится, а потом уже их наклеивать.) Закреплять у детей навыки пользования объясняющей речью путем выступления их в роли учителя («Объясни, как учитель, что и как надо делать...» «Объясни так, чтобы тебя поняли все дети...»). Учить детей
умению не только правильно
объяснить процесс выполнения
работы, но и задавать конкретные
вопросы, точно и кратно Упражнять
детей в пользовании более
сложной рассуждающей речью, Учить детей
предварительно планировать Учить умению перестраивать свой план, чтобы не повторять рассказ товарища. Совершенствовать стилистику детских рассказов. Обращать внимание детей на излишние повторы, незаконченные фразы, порядок слов в предложении, что способствует формированию внутренней речи. Закреплять
у детей навыки пользования
самостоятельной речью На занятиях
воспитателя и в специально
организованных ситуациях ( |
IV Май, | Расширять знания
детей о лете, насекомых, растениях.
Уточнять
и обогащать знания о Познакомить детей со школой и библиотекой. Дать представления о том, что в школе учатся читать, писать, считать, о школьных принадлежностях (парты, доска, мел, портфель, книги (учебники), тетради, ручки, карандаши, линейки, разрезная азбука). Дать представление
о том, что в библиотеке Уточнить, расширить
и активизировать словарь Воспитание внимания
к речи Закрепить навыки умения внимательно выслушать любого собеседника как на занятиях, так и вне их: не перебивать, не вмешиваться в разговор, запоминать ошибки, неточности в речи товарищей, уметь поправлять ошибку. Воспитывать
умение спокойно реагировать
на замечания взрослых и Упражнения в
пользовании более сложной Закрепить навыки
пользования самостоятельной Упражнять
детей в составлении Учить детей
использовать в рассказах Воспитатель
на своих занятиях и в |
Воспитание
внимания к речи Закрепить все
навыки речевого поведения, полученные
за год: внимательно слушать речь
всех окружающих (взрослых, близких, родных,
незнакомых людей, своих товарищей),
выслушивать до конца, понимать содержание
сказанного, правильно выполнить просьбу
или поблагодарить за совет, пожелание;
уметь объяснить понятно, кратко или развернуто,
отвечая на вопрос взрослого. Замечать
ошибки в речевом поведении своих товарищей,
уметь объяснить ошибку, предложить вариант
правильного ответа, способа поведения. Упражнения в
пользовании более сложной Закреплять навыки построения последовательного рассказа о предстоящей деятельности, задуманной самими детьми, и предварительного мысленного планирования с учетом прослушанных рассказов детей. Широко практикуются прерывание рассказов ребенка вопросом логопеда, требующим дополнения, объяснения или рассуждения, а иногда и доказательства только что сказанного. Учить детей
одно и то же содержание
своей деятельности передавать
развернуто и кратко, называя
лишь основные операции в Закреплять
все формы ситуативной и На занятиях
воспитателя закрепляются |
Итоги коррекционно-развивающего обучения в подготовительной группе
Оценивается:
• степень сформированности звуковой и лексико-грамматической стороны речи;
• особенности речевого общения — вариабельность проявления заикания в зависимости от: темы общения; ситуации общения; формы речи (диалогическая, монологическая; ситуативная, контекстная); степени подготовленности; темпа речи;
• особенности речевого
• проявления заикания (частота
и интенсивность запинок,
К концу обучения в
• усвоить содержание
• овладеть разными формами
самостоятельной контекстной
• свободно пользоваться
• уметь адаптироваться к
• преодолеть индивидуальные коммуникативные затруднения.
Информация о работе Программа логопедической работы с заикающимися детьми