Особенность заикающихся детей
средней группы состоит также
в том, что они лучше усваивают
новый материал (учебный, коррекционный,
воспитательный), если он преподносится
в форме игры. Поэтому игра
как специфическая детская деятельность
должна наиболее широко использоваться
в работе с детьми данного
возраста по сравнению со старшими,
где главное место в обучении
занимают занятия. Игра позволяет
ребенку упражняться в правильной
речи без особого напряжения,
что очень важно для заикающихся,
так как они меньше утомляются, особенно
в начальном периоде обучения. В игре создаются
более благоприятные условия для обеспечения
непринужденной речевой практики, чем
на занятиях. Многие игры способствуют
повышению эмоционального настроя. Наиболее
ценными в этом отношении являются дидактические
игры, так как они являются своеобразной
формой обучения. Соблюдение правил игры
помогает формировать у детей способность
ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах,
умение сдерживать возникшие желания,
проявлять эмоционально-волевые усилия.
В результате этого развивается способность
управлять своими действиями, т. е. некоторая
регуляция.
Дети средней группы быстрее
утомляются на занятии, поэтому
целесообразно использовать как
можно чаще игру или придавать
некоторым занятиям игровую форму.
Если проводимое занятие не
позволяет придать ему игровую
форму, то необходимо включать
игровые действия или активные
движения. Например, по окончании
первой части занятия можно
предложить выйти из-за стола
на перерыв, как «мышки», тихо,
чтобы «кот» не заметил и
не услышал шорохов. Полезно
также во время перерыва провести
подвижную игру с активными
движениями, предусмотреть выход
из-за стола в середине занятия
поочередно всех детей с целью
взять что-то со стола логопеда
или отнести что-то и т. д.
Одна из особенностей заикающихся
данного возраста состоит в
том, что некоторые из них
не относят к себе обращение
взрослых, предназначенное ко всему
коллективу, если их не назвали
по имени («Дети, пойдемте гулять»).
Эта особенность должна учитываться
логопедом. С этой целью нужно
применять специальные методические
приемы. После обращения ко всем
детям необходимо перечислить
персонально по имени тех заикающихся,
у которых имеются такие отличия.
Например: «Дети, пойдемте на занятие!
И Саша, и Наташа, и Вова —
все пойдем на занятие».
Для детей средней группы характерно
восприятие неживых предметов
как живых и наделение их
речью. Чаще всего это проявляется
в сюжетных играх с образными
игрушками. Такую способность
дошкольников целесообразно также
использовать и в занятиях
с целью ведения организованного
разговора опосредованно, через
игрушку. Этот прием оживляет
занятие, побуждает робких детей
включиться в занятие, вызывает
положительные эмоции, повышает
речевую активность.
Для детей данного возраста
характерна склонность к подражанию.
В старших группах эта способность
несколько ослабевает. Дети подражают
взрослым во всем: в манере
стоять, садиться, выполнять действия
с предметами и говорить. Копируя
взрослых, они могут дословно
повторить не только некоторые
их реплики, но и их интонацию,
жесты, мимику и другие проявления
в момент совершения речевого
акта. Склонность детей к подражанию
необходимо рассматривать положительно
и использовать как прием в
коррекционных целях. Копируя
логопеда, дети строят высказывание
с соблюдением пауз, ударений, силы
голоса, эмоциональной окраски. Это
помогает разнообразить самостоятельную
речь детей на занятии, воспитывать
выразительность и внимание к
содержанию и оформлению как отдельных
ответов, так и речи в целом.
У детей средней группы в
норме, а также и у заикающихся
имеется возрастная несформированность
речи: нарушения в произношении звуков,
несовершенство лексико-грамматической
стороны. Многие заикающиеся дети еще
не осознают необходимости устранения
неправильного произношения, с трудом
выполняют подготовительные упражнения,
«выражают протест» при попытке логопеда
осмотреть артикуляционный аппарат, применить
зонд для вызывания звука. Поэтому работу
по формированию правильного звукопроизношения
целесообразно проводить не в начале учебного
года, а несколько позже (примерно со второго
периода) и не со всеми детьми, а лишь с
теми, кто способен осознанно относиться
к этому виду работы. Постепенно в течение
года в работу включаются и остальные
сверстники.
Указанные особенности дошкольников
данной категории определяют
задачи специального обучения, методы
и приемы коррекционно-развивающего
воздействия.
Специальное обучение
детей, страдающих заиканием
В процессе специального обучения
осуществляется постепенное овладение
детьми самостоятельной, свободной
от заикания речью. Самостоятельная
речь без заикания достигается
благодаря системе упражнений, предусматривающих
воспитание регуляторных механизмов
и формирование навыков пользования
детьми доступными формами самостоятельной
ситуативной речи с последующим
их усложнением и переходом
к речи контекстной.
Речевые упражнения с этой
целью проводятся в специально
организованных условиях общения
по поводу непосредственно наблюдаемых
предметов и действий с ними. В начале
обучения допускается только организованная
речь, т. е. активная самостоятельная речь
детей побуждается, направляется и регулируется
вопросами и указаниями логопеда или воспитателя.
Важнейшими условиями речевого общения
без заикания на начальных этапах обучения
являются: наглядная опора (которая используется
не одинаково на разных этапах обучения),
строгое соблюдение системы вопросов,
задаваемых детям, разные требования к
ответам детей в зависимости от этапа
обучения и индивидуальных речевых возможностей.
В процессе коррекционного обучения осуществляется
постепенное и посильное усложнение форм
речи за счет сокращения наглядной опоры.
Усложнение навыков пользования самостоятельной
речью предполагает также постепенно
подготовленный переход от кратких к развернутым
фразовым ответам, а затем к самостоятельным
рассказам как по наглядной опоре, так
и без нее, по представлению.
В ходе коррекционных занятий,
наряду с навыками диалогической
речи, дети приобретают навыки
пользования и монологической
речью, причем переход к новым
формам общения поначалу сочетается
с усвоенными ранее. Дети пользуются диалогической
и монологической речью в зависимости
от требований логопеда, учитывающего
индивидуальные возможности каждого ребенка.
На занятиях очень важно воспитывать и
поддерживать у детей интерес к диалогической
и монологической речи в нормальном темпе.
Овладению детьми самостоятельной
речью без заикания способствуют
специфические формы словарной
работы, работы над фразой и
рассказом.
Словарная работа состоит не
только в уточнении, расширении
и активизации словаря, как
это принято в массовом детском
саду, но и в гибком его использовании
в специально организованных
разговорных ситуациях. Большое
значение в разговорной речи
придается упражнению заикающихся
в подборе разных слов для
ответа на один вопрос. Вариативность
ответов обеспечивает самостоятельность
детских высказываний, что крайне
важно развивать с самого начала
обучения.
Работа над фразой предполагает
постепенное формирование точного
по смыслу ответа в соответствии
с заданным вопросом, преодоление
вербализма, выработку логичности построения
речи, соблюдение объема, правильного
порядка слов в предложении, вариативность
его построения. Механическое повторение
речевых штампов недопустимо, оно может
принести только вред.
Обучение рассказыванию состоит
в формировании умения последовательно
и логично излагать свои мысли,
рассказывать понятно для окружающих,
передавать основное содержание
кратко или развернуто, рассказывать
точно, разнообразно, выразительно,
меняя интонации в соответствии
с содержанием.
Важное значение при устранении заикания
имеет объем речевой практики. Задача
логопеда и воспитателей состоит в том,
чтобы постепенно повышать речевую активность
детей от занятия к занятию, а для этого
необходимо воспитывать у заикающихся
внимание и интерес к речи. Логопед и воспитатель
должны находить специальные приемы, способствующие
повышению у детей интереса к речевым
упражнениям.
В начале учебного года речевая
практика детей еще невелика.
Это объясняется тем, что логопед
задает индивидуальный вопрос
каждому ребенку, а дети отвечают
только одним словом. С переходом
к фразовым ответам возрастает
речевая активность: варианты фразовых
ответов на один вопрос логопеда
еще больше увеличивают речевую
практику заикающихся. Переход
к рассказу создает возможность
дальнейшего увеличения объема
речи. На занятиях по всем разделам
программы как логопеду, так и воспитателю
необходимо широко применять разнообразные
приемы, обеспечивающие максимальную
речевую практику детей и проводить занятия
с учетом индивидуальных речевых возможностей
каждого ребенка.
Наряду с ежедневными логопедическими
занятиями следует использовать
дидактические игры, все занятия
воспитателей, режимные моменты,
вечера досуга: детский театр
(кукольный, теневой, плоскостной),
фланелеграф, «немое кино». Для закрепления
правильной речи воспитатели эту работу
проводят начиная со второго периода.
Благоприятной основой для этого являются
навыки детей, усвоенные на логопедических
занятиях на предыдущем этапе обучения.
Руководя режимными процессами, воспитатель
должен найти повод для упражнения детей
в кратких и развернутых ответах, сначала
констатирующего характера, а затем общего
и отвлеченного.
Коррекционно-развивающая работа
с заикающимися дошкольниками
включает воспитание у них
общего и речевого поведения:
умение управлять собой, строго
выполнять установленные на занятиях
правила, сдерживать эмоциональное
возбуждение, когда это необходимо,
спокойно вести себя в новой
обстановке, в присутствии незнакомых
или малознакомых людей. Особое
значение придается воспитанию навыков
речевого поведения: умению внимательно
выслушать собеседника, вовремя включиться
в разговор, не перебивать взрослых и своих
товарищей во время разговора, перестраиваться
в соответствии с реакцией собеседника,
при желании высказаться, поднимать руку
и терпеливо ждать, когда спросят, и т.
д. Наряду с воспитанием общего и речевого
поведения осуществляется развитие произвольного
внимания детей: способности к переключению
с одного вида деятельности на другой,
запоминание определенного объема задания
и последовательности его выполнения,
своевременности включения в работу, нормального
темпа деятельности.
Коррекционно-развивающая работа
оказывает большое влияние на
нормализацию речи и содействует
в дальнейшем стойкости ее
исправления.
Организация жизни
и воспитания заикающихся детей
В группы заикающихся принимаются
дети от 2 до 7 лет. Группы комплектуются
в соответствии с возрастной
категорией дошкольников. Количество
детей в группе — 12.
Совместная реализация коррекционных
и общеобразовательных задач как
на занятиях, так и вне занятий может привести
к дополнительной нагрузке на детей. Чтобы
избежать этого, необходимо четко соблюдать
распорядок дня: правильное чередование
игр, занятий, отдыха.
Режимные моменты должны проводиться
так, чтобы оказывать прямое
или косвенное воздействие на
укрепление физического и психического
состояния здоровья заикающихся
дошкольников и устранение дефекта.
С этой целью в режиме дня
предусмотрены прогулки утром
и вечером. Они способствуют
укреплению физического состояния
детей, обеспечивают отдых на
свежем воздухе и более полноценный
ночной сон.
Большое значение в группах
заикающихся придается ограничению
речи детей. Для этого используются
индивидуальные спокойные игры
в первой и второй половине
дня. Ограничение речи детей
(«режим молчания») поддерживается
на протяжении всего первого
периода и обязательно для
всех детей. Далее ограничение
речи применяется по отношению
к отдельным детям, имеющим
тяжелую степень заикания.
Для ограничения речи детей
большое значение имеет правильная
организация индивидуальных игр:
рассредоточение заикающихся по
всей групповой комнате, обеспечение
достаточным количеством настольных
игр и игрушек, выработка у
детей умения играть по одному,
молча; в начале обучения детям
не рекомендуется задавать вопросы
ни воспитателю, ни другим взрослым.
Кроме индивидуальных игр, можно
проводить хороводные игры с
пением. С целью предупреждения
рецидивов заикания в феврале
— марте вводится режим ограничения
речи на 2—3 недели. В этот период
по мере необходимости невропатолог
назначает лечебные мероприятия.
В связи с тем что режим ограничения
речи иногда сопровождается некоторым
снижением двигательной активности, необходимо
компенсировать естественную потребность
детей в движении за счет подвижных игр,
организуемых на прогулке. Чтобы успокоить
детей, воспитатель должен переключить
их на более спокойную игровую деятельность.
Так, например, если в игре дети много бегали,
воспитатель по сигналу бубна предлагает
детям перейти на быстрый шаг, постепенно
замедляя темп. Можно предложить детям
поднять руки, глубоко вздохнуть, — опустить
их — выдохнуть. Все инструкции дает воспитатель,
дети проделывают упражнения в полном
молчании. Подвижные игры целесообразнее
проводить в начале прогулки или после
логопедических занятий, чтобы они не
мешали нормальной работе детей на занятиях.